Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-й т. Т. 5, Основы дефектологии. [Текст] / Л. С, Выготский. - М., 1983.
2. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. [Текст] / Д. Н. Исаев. - С.-Пб., 2003.
3. Крайг, Г. Психология развития. [Текст] / Г. Крайг. - С.-Пб., 2000.
4. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. [Текст] / А, Н. Леонтьев. -
М., 1972. ■
5. Майерс, Д. Социальная психология. [Текст] / Д. Майерс. - С.-Пб., 2000.
6. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития: Хрестоматия. [Текст] / Сост. и общ.ред. В. М. Астапова и Ю. В. Микадзе. - С.-Пб., 2002.
7. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого ребенка. [Текст] / С. Я. Рубинштейн. - М., 1979.
8. Узнадзе, Д. Н. Психология установки. [Текст] / Д. Н. Узнадзе. - С.-Пб., 2001.
УДК 378.149-05.26
Н. С. Алаева
ИНФОРМАЦИОНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Социализация инвалидов через их профессиональное самоопределение и культурную интеграцию является приоритетным направлением социальной политики в этой сфере. Для инвалидов по слуху с достаточно высоким интеллектуальным потенциалом, имеющих навыки самостоятельного освоения специальной литературы одной из наиболее перспективных является профессия техника-программиста. Как свидетельствует статистика трудоустройства выпускников Института Социальной Реабилитации НГТУ, техники-программисты. имеющие 2 и 3 группы инвалидности, имеют неплохие шансы найти работу по специальности.
Современный уровень компьютеризации всех сфер жизни общества предъявляет достаточно высокие требования к выпускникам образовательных учреждений, специализирующихся в области программирования и информационно-коммуникационных технологий. Остро стоит проблема формирования профессиональных компетенций учащихся в соответствии с реальными потребностями рынка труда. Соответственно, задача профессионального обучения глухих состоит в разработке таких образовательных
технологий, которые обеспечили бы получение ими качественного образования с учетом их физиологических и психологических особенностей.
Концепция модернизации российского. образования на период до 2010 г. предполагает, что педагогическая технология профессиональной подготовки должна, кроме набора стандартных характеристик (концептуальность, системность, дидактическое целеобразование, инновационность, оптимальность, корректируемость, воспроизводимость и гарантированность результатов), иметь средства реализации компетентностного подхода к образованию (И. А. Зимняя, В. Ф. Зеер, Л. Г, Семушина, В. И. Байденко, А. М. Новиков, А. В. Хуторской и др.)).
В отличие от традиционного когнитивно-ориентированного образования, которое решает в основном задачу формирования знаний, умений и навыков, профессионально-ориентированное образование нацелено на формирование ключевых компетенций и квалификаций специалиста, которые обеспечивали бы ему успешную конкуренцию на рынке труда [1].
Автором была проведена обработка сайтов вакансий за 3 года (http://job.ngs.ru/vacancies) и выведены основные профессионально значимые качества (ключевые квалификации) прикладного программиста, которые наиболее востребованы работодателями. Проанализированы психофизиологические особенности глухих и слабослышащих учащихся с точки зрения соответствия этим требованиям. Выводы сделаны на основе анализа сурдопсихологических исследований Т. Г. Богдановой, Э. И. Леонгард, Г. Л. Зайцевой, Г. Л, Выгодского, П. Я. Гальперина, Т. В. Розановой, М. Ю. Рау, М. М. Нудельмана, Ж. И, ТНифа и др., а также на основе собственного 15-летнего опыта профессиональной подготовки глухих техников-программистов в колледже Института Социальной реабилитации НГТУ Результаты профориентологического анализа представлены в табл. 1.
В качестве средства активизации тех познавательных функций, которые наиболее развиты у глухих, и корректировки тех психологических качеств, которые мешают формированию квалифицированного специалиста, могут быть использованы информационные технологии [2]. Предлагается концепция построения педагогической технологии, ориентированной на системный подход к процессу профессиональной подготовки специалистов с недостатками слуха как к единому комплексу задач обучения, контроля, анализа, психологической поддержки и управления, решаемых с использованием компьютерных средств.
Таблица 1
Результаты профориентологического анализа
^логические особенности глухих уча-1,
ЩИХСЯ, КОТО-рШ спо- •• ■ еобетйуют ■ . обучению по ; специиП>-ности 230105
. Профессионально значимые качества прикладного программиста
■ V-;-
Психофизиологйчёс-кік- особенности глухих учаіияхся* ко«5рі»і;е пре-пятсвуют обучению по специальности 430105
1-ї *.і ' ' V • .
1
2
четкая работа по заданному плану (алгоритму)
внимание к деталям выполняемой работы
ориентация на конечный результат
рефлексия, быстрая реакция на чужое мнение
художественный вкус, дизайнерские способности
взаимная поддержка, умение работать в команде
аккуратность, добросовестность, исполнительность_________
способность системного анализа объекта автоматизации
способность “погружения" в предметную область
умение структурировать, обобщать и детализировать информацию
высокии уровень развития алгоритмического мышления
умение реализовывать на ПК алгоритмы решения задач
умение доводить программные разработки до конечного продукта
тщательность, аккуратность, исполнительность
умение вступать в контакт с широким кругом специалистов - постановщиками ' задач, пользователями программного и информационного обеспечения, системными программистами, администраторами компьютерных сетей и баз данных ит. д.
"профессиональный" взгляд на любую задачу с точки зрения-ее алгоритмизации, автоматизации и реализации на ПК.
умение самостоятельно работать с технической литературой, осваивать новые технологии
преобладание наглядно-образного мышления над словеснологическим;
недоразвитие всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения);
сложность усвоения логических понятий, принципов классификации, построения индуктивных и дедуктивных умозаключений;
проблемы
коммуникации;
трудности адаптации к новой социальной среде;
небольшой словарный запас, трудности понимания текстовых материалов;
отсутствие склонности к самостоятельному освоению новых технологий
Для реализации; этой концепции автором разработано информационное, программное, методическое и организационное обеспечение учебного процесса для ряда экономических и специальных дисциплин [3]. Взаимодействие перечисленных выше структурных компонент в образовательном процессе можно представить в виде следующей схемы (рис. 1): , .
Обучение
Элекгронный) учебник № 1
Электронный! учебник № 111
Контроль
Электронный журнал успеваемости h
Элекгронный 1/ журнал психсдиагностики|
Система
баз
данных
Аналитика’
Анализ
Педагогические,
Социологические
Психологические
исследования
Модели профессионального роста______________
----------------------Управление--------------------
Рис. 1. Системная организация учебного процесса на основе использования компьютерных технологий
Электронные учебники представляют фактически полноценные мультимедийные курсы со всем стандартным набором необходимых образовательных компонент. Они проектируются с учетом особенностей восприятия и усвоения информации глухими студентами на основе модульного подхода. Разработана общая технологическая схема создания учебных пособий в 3-х вариантах [4]. Первый вариант основан на использовании пакета Microsoft Office, прежде всего табличного процессора Excel и языка программирования Visual Basic for Application (VBA), второй - на использовании языка гипертекстовой разметки HTML, языка разработки приложений Javascript и других средств И^-дизай-на, третий - на комбинации 1-го и 2-го вариантов.
В основу разработки электронных учебников для учащихся с нарушенной слуховой функцией положены следующие принципы:
- опора на зрительное восприятие;
- специальная организация, структуризация и классификация учебного материала;
- алгоритмизация решения любых практических задач, с демонстрацией на ПК пошаговых процессов их выполнения;
- сопровождение графических образов на экране текстовыми пояснениями для повышения осмысленности восприятия;
- сопровождение текстовых материалов видеоклипами или рисунками с изображением соответствующих жестов;
- подача материала в занимательных и игровых формах (кроссворды, занимательные тесты, викторины, экономические игры).
При создании учебных пособий по работе с программными средствами {Excel, Access') был реализован объектно-ориентированный подход, а при проектировании учебников по отдельным дисциплинам - модульный. В каждой теме-модуле отдельной дисциплины выделяются 3 части — теоретическая (презентации, лекции, структурно-логические схемы и словари понятий и жестов); практическая (постановки задач, алгоритмы реализации и демонстрационные ролики их выполнения на ПК), контролирующая (тесты, вопросы, упражнения, кроссворды, контрольные работы). Каждая. тема изучаемой дисциплины представляет комплексный информационный блок, освоение которого реализует целевую функцию - приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с рабочей программой курса. Многоплановое представление теоретического материала связано со спецификой восприятия глухого учащегося, которому очень трудно понимать и усваивать текстовые материалы в большом объеме на русском языке, синтаксис и семантика которого сильно отличаются от родного жестового языка. С помощью лекций-презентаций студент- получает общее представление о содержании темы и знакомится с основными понятиями, которые потом закрепляет, работая со словарем. С помощью схем изучает материал темы, который в графическом виде становится значительно доступнее, а затем уже пытается читать “неадаптированный” текст. '
Программное обеспечение учебников открыто для пользователя, что в принципе позволяет обучающемуся адаптировать учебник “под себя” (изменить дизайн, тексты, жесты), а также расширять и совершенствовать его состав и структуру. Установлена связь учебников с электронными журналами успеваемости и психодиагностики. . -
Для обеспечения мониторинга качества учебного процесса разработан электронный журнал успеваемости и программное обеспечение для его ведения и обработки. Журнал, как и учебники, организован на принципах модульной технологии обучения, т. е. фиксируются результаты усвоения каждой темы дисциплины. При этом критерии результативности могут быть разными - контрольные опросы, лабораторные работы, кроссворды, оригинальные тестовые задания, презентации и т. д. (Использование таких игровых и занимательных и форм контроля активизирует познавательную и мотивационную сферу глухого студента и повышает компенсирующее воздействие зрительного анализатора при ущербности слухового.). Показатель значимости критерия - весовой коэффициент - задается автором в специальной настроечной таблице и может меняться для изменения приоритета того или иного вида контроля. Весовые коэффициенты используются также при расчете текущих, рубежных и итоговых рейтингов. Для анализа уровня реализации компетентностного подхода при изучении конкретной дисциплины в журнале могут быть зафиксированы результаты измерения
ключевых квалификаций и компетенций в наиболее удобной для преподавателя форме. ...
Для психологического сопровождения обучения студентов и проведения профориентологических исследований разработан электронный журнал психодиагностики и программное обеспечение для его ведения. Цели создания такого журнала и психологического тестирования - изучение влияния используемых технических средств и педагогических технологий обучения на динамику протекания познавательных процессов и формирование профессиональных качеств специалиста выбранного направления. В журнале накапливаются результаты диагностического анализа психологического тестирования каждого студента в течение учебного года. Для подбора тестов и методик их анализа были использованы работы Р. О. Агавеляна, О. К. Агавеляна, Мартыновой Е. А., В. С. Агавеляна, Э. Ф. Зеера, А. М. Павловой, Н. О. Садовниковой, Т. А. Ротановой, Н. Ф. Шляхты, Е. В. Руденского. Набор тестов открыт для расширения и модификации.
Для анализа динамики качества образовательного процесса, эффективности применения различных педагогических технологий, накопления результатов психологического и профессионального мониторинга разработана система баз данных "Аналитика" -интегрированный архив из 5-ти баз "Преподаватели", "Студенты", "Ведомости", "Дисциплины", "Анкеты".
Электронные журналы успеваемости и психодиагностики и набор психологических опросников организованы в виде рабочих книг Excel.Дяя разработки системы баз данных "Аналитика" была использована CVbJ^Access, включающая широкий набор средств для интеграции и анализа данных. Для анализа данных подготовлен пакет запросов с использованием языка манипулирования данными SQL, средств Access, пользовательских функций ИВА Н аписан также набор процедур-макросов дляпереноса сводной статистической информации в Excel и ее дальнейшей статистической обработки с графическим представлением результатов. Для моделирования профессиональной карьеры выпускника ИСР НГТУ разработан комплекс программ BSLVBA.
Для реализации деятельностной технологии обучения, основанной на моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе, студенты активно привлекаются к участию в разработке компьютерных средств [5].
В технологии разработки любой инструментальной компоненты выделяются две части - постановочная и программно-алгоритмическая.
Постановочная часть включает разработку содержательной части по формализованным схемам и выполняется преподавателем.
Прогр аммно-алгоритмическая часть включает детально разработанные инструкции и алгоритмы реализации отдельных составных частей программного комплекса на ПК,содержательное наполнение которых подготовлено
в постановочной части. Инструкции разрабатываются так, чтобы глухой студент колледжа мог по ним подготовить соответствующий фрагмент электронных учебных материалов в соответствии с уровнем своей профессиональной компетентности. В табл. 2. представлено распределение работ по реализации программно-инструментального комплекса между студентами разных курсов.
Таблица 2
Распределение работ по реализации программноинструментального комплекса между студентами.
Фрагмент учебно^аншщтичёских материалов . . ' Дисциплина илц ’•' .. " • вид деятельности Курс
Лекции-презентации Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 1
Структурно-логические схемы ИКТ 2
Тестовые задания, кроссворды ИКТ, Экономика отрасли, Базы данных, Обработка бухгалтерской информации на ПК 2, 4’5
Вопросы, упражнения Учебная практика 2,3
Демонстрационные ролики процесса выполнения лабораторных работ Технологическая практика 4
Программы обработки образовательных и психологических тестов ИКТ, Базы данных 2,4
Разработка компонентов системы баз данных “Аналитика” Базы данных 4
Ведение и статистическая обработка журналов успеваемости и психодиагностики, архивных материалов баз данных Основы построения автоматизированных информационных систем 5
Разработка математического, информационного и программного обеспечения для моделирования ■ профессиональной карьеры Основы построения автоматизированных информационных систем 5
Подготовка словарей терминов с видеоклипами жестов Преддипломная практика 5
Подготовка текстовых материалов в формате НТМЬ . Преддипломная практика 5
“Сборка” подготовленных материалов в комплексные учебно-аналити- ■ ческие пособия ■ ... Дипломное проектирование 5
По описанной технологии автором совместно со студентами разработано более 10 электронных учебников и учебных пособий по основам экономики, экономике предприятий, финансовому анализу, бухгалтерскому учету, по изучению программных продуктов, по освоению операционных систем, по основам алгоритмизации и программирования. ,
В процессе совместной деятельности по разработке средств автоматизации учебного процесса у обучающихся формируются такие ключевые квалификации, какумениеработать в команде, выполнять задание в соответствии с заданным алгоритмом, обеспечивать сдачу объекта автоматизации к намеченному календарному сроку. Развиваются также социальные, коммуникационные и информационные компетенции.
“Встраивание” разработанных электронных средств в стандартный образовательный процесс потребовало соответствующей корректировки рабочих программ, методик обучения и разработки специальных дидактических моделей организации занятий, ориентированных на сочетание традиционных и компьютерных технологий [6].
При подготовке рабочих программ и разработке методик преподавания курсов “Информатика и информационно-коммуникационные технологии”, “Основы экономики”, “Базы данных”, “Экономика отрасли”, “Основы построения автоматизированных информационных систем”, “Обработка бухгалтерской информации на ПК” был сделан акцент на формирование ключевых квалификаций специалиста по прикладному программированию в АСУ и общепрофессйональных компетенций [6], Так, например, в курсе информатики большое внимание уделяется развитию алгоритмического мышления, использованию информационных технологий для решения на ПК задач из разных школьных курсов (математики, физики, химии и др.). В рабочих программах по экономическим дисциплинам вся практическая часть представлена в виде заданий для выполнения на компьютере и включена в состав лабораторного практикума электронных учебников. Любые экономические процессы (взаимодействие функций спроса и предложения, изменение банковских ставок и условий кредитования, рост и падение курсов акций, влияние курса доллара на приоритеты российского бизнеса и т. д.) рассматриваются с точки зрения возможности их реализации на ПК. При освоении дисциплин “Базы данных” и “Основы построения автоматизированных информационных систем” акцент делается на технологическую практику разработки и внедрения тех систем, с которыми глухой студент постоянно сталкивается в реальной жизни — “Студенты”, “Библиотека”, “Социологический опрос”, “Интернет-магазин” и др. В итоге формируются такие ключевые квалификации, как системный подход к решению профессиональных задач, умение моделировать, структурировать и интегрировать информацию, развиваются мыслительные операции анализа и синтеза, индукции и дедукции, формируются социальные л коммуникативные компетенции.
Формы проведения занятий с использованием разработанных инструментальных средств зависят в большей степени не от специфики дисциплины, а от вида занятия. Далее в предложенных схемах (дидактических моделях) проведения занятий (рис. 2.) использованы следующие сокращения: ЭУ - электронный учебник; У - устная речь; П - письменная запись; Ж - жестовый язык; Д - дактильная речь, Ст - студент, Пр - преподаватель.
Изложение Закрепление Чтение“неадапта- Составление Ответы ка
нового материала материала роващюго” текста (Ст) -> конспекта вопросы по теме
(Ж, Д, У, ЭУ-Пр) (схемы ЭУ'Ст) (лекции ЭУ-Ст] (С,П,Ж,К-Пр,Ст;
Структура теоретического занятия:
Акгуализац Экспресс-опрос Просмотр Введение Запись определений в тетрадь
кязнаний “Словарная зарядка” презентации новых терминов
(ЭУ - Ст) (У- Пр, Ст) (ЭУ - Ст) (С,П,Ж, Д-Пр) (словарь ЭУ-Сг)
Структура практического занятия
Актуализация Объяснение Запись постановка Демонстрація пошагового процесса 1
знании постановки задачи и алгоритма в тетрада выполнения работы
(ЭУ - Ст) (П, С, Ж, Д - Пр) (лаб. работы ЭУ“Ст) (лаб, работы ЭУ - От)
Выполнение задания на ПК Подготовка Зашита лабораторной I
по алгоритму отчета работы
(лаб. работы ЭУ - Ст) (П-Ст) ((П, С, Ж, Д - Ст, Пр) І
Структура контролирующего занятия по тестовой проверке знании
Актуализация Обучающее Полное тестирование с регистрацией
знаний заданных -V тестирование и записью в журнале успеваемости
тем (ЭУ - Ст) (тесты ЭУ - Ст) (тесты ЭУ, журнал успеваемости-Ст)
Рис. 2. Дидактические модели разных видов занятий с учащимися с депривацией слуха, основанные на взаимодействии традиционных и инновационных методов обучения
По аналогичным, схемам проводятся остальные типы занятий. Психологическое тестирование или анкетный опрос встраиваются в учебный процесс по мере необходимости.
Сведения из электронных журналов и системы баз “Аналитика” используются для освоения Excel, Access и VBA на реальной и доступной пониманию глухого студента статистической информации, а также для закрепления знаний прикладного статистического анализа в рамках дисциплин “ИКТ” “Базы данных”, “Основы проектирования АИС” Для решения профессиональных задач прикладного программиста в научной сфере студенты совместно с преподавателем проектируют модели их будущей карьеры и, используя условно-экспериментальные данные архива “Аналитика”, проводят с ними имитационные эксперименты .
Оценка эффективности предлагаемой педагогической технологии проводилась по следующим направлениям: .
- сравнительный анализ результатов тестового контроля для 2-х групп студентов по ряду дисциплин;
- изучение динамики рейтингов студентов за 3 года по курсу “Основы проектирования АИС”;
- анкетный опрос студентов для оценки их готовности к будущей профессиональной деятельности;
- проведение психологического тестирования и анализ изменения психологических характеристик студентов в процессе обучения;
- изучение и обобщение мнений студентов об отдельных элементах предлагаемой педагогической технологии.
На основании полученных данных по компьютерному тестированию знаний можно сделать следующие выводы.
1. Количество правильных ответов в группах, обучавшихся по авторской технологии, на 15-25% выше, чем в альтернативных группах.
2. Разница показателей выше по темам, связанным с большим объемом выполненных на ПК лабораторных работ. Это подтверждает значение роли практической деятельности на ПК для закрепления профессиональных знаний.
3. Разброс показателей (дисперсия и др.) в группах, обучавшихся по авторской технологии, меньше, что свидетельствует о более равномерном усвоении знаний слабыми и сильными учащимися.
Подсчет рейтингов проводился следующим образом. За основу была взята методика, изложенная в работе М, П. Батуры и др. [7]. Весовые коэффициенты видов контроля были выбраны с точки зрения важности того или иного способа оценивания знаний, умений и навыков, получаемых глухим студентом в процессе освоения дисциплины. Оценивание всех видов контроля проводилось по стандартной 5-тибальной системе. Оценки за текущие опросы, лабораторные работы, тесты и др., которые выставляются по каждой теме в журнал успеваемости, усредняли в зависимости от периода, за который рассчитывался рейтинг. Были определены следующие виды рейтингов - текущий, рубежные и итоговые (усредненные по всем студентам группы).
На основании выполненных расчетов можно сделать следующие выводы. '
1. В течение последних 3-х лет наблюдается постоянный рост средних рейтингов студентов групп, обучающихся по авторской технологии.
2. Обучение студентов в течение семестра становится более равномерным (уменьшается разница между рубежными рейтингами).
3. Сокращается разрыв между показателями качества обучения “плохих” и “хороших” студентов (полярными точками рейтингов).
Социологический опрос студентов 1-го и 5-го курсов проводился по анкетам, разработанным автором для диагностики готовности студентов к профессиональной работе в реальной экономической системе. В частности, в анкеты включены вопросы об организационно-правовой форме предпринимательской деятельности, которой они хотели бы заняться, отрасли народного хозяйства, структурном подразделении организации. Включены также вопросы, связанные с профессиональными предпочтениями и компетенциями (программным и информационным обеспечением, типами профессиональной деятельности).
По результатам анализа анкет можно сделать выводы. .
1. У студентов 1-го курса не сформировались профессиональные предпочтения, а выбор специальности был сделан в основном из-за общего интереса к компьютерной технике или из-за престижности профессии программиста. В целом первокурсники плохо представляют, чем конкретно им придется заниматься после окончания колледжа.
2. Студенты 5-го курса имеют достаточно четкие представления об объекте будущей деятельности, указывают конкретные значения сферы, места и вида деятельности.
3. Как для студентов 1-го, так и студентов 5-го курсов приоритетными являются не финансовые вопросы, а интерес к будущей работе.
4. Большинство студентов хотят быть не исполнителями, а руководителями, самостоятельными предпринимателями, хотя профессия программиста предполагает наличие хорошей исполнительской дисциплины и склонности к конкретной деятельности по заданной технологической схеме (алгоритму).
Изучение психологической сферы проводилось по нескольким видам опросников с целью выявления влияния информационных технологий на динамику познавательных процессов у студентов с нарушенной слуховой функцией [8]. Анализ результатов психологических опросов выявил такие особенности: ■
—наиболее высоки показатели мотивации и уверенности у студентов 4-го курса колледжа;
- самое хорошее самочувствие, высокая активность и приподнятое настроение наблюдаются у студентов 2-го курса;
- уровень логического мышления выше у студентов 5-го курса;
- наиболее выражены показатели интереса к выбранной профессии у
студентов 5-го курса; ' ■
- понижена тревожность у студентов 4-го курса, высока у студентов 5-го
курса. .
По каждому студенту получены и зафиксированы психологические характеристики, определяющие тип его темперамента, особенности взаимодействия с ним и пути коррекции! Построены графики личностных профилей
студентов, что также важно для формирования приемов технологии обучения каждого студента с нарушением слуховой функции. Однако проанализировать долговременные результаты корректирующих воздействий обучения с использованием компьютерных средств можно только после накопления достаточных объемов архивной информации.
Изучение процесса восприятия студентами отдельных элементов предлагаемой педагогической технологии проводилось путем проведения анкетного опроса студентов и обработки полученных данных. Сравнительный анализ полученных сведений о ранжировании студентами средств и методов обучения, а также форм контроля знаний показал, что наиболее приоритетными видами деятельности студентов на занятии является выполнение лабораторных работ на ПК по алгоритмам, представленным в электронных учебниках, и подготовка презентаций по заданным темам; наиболее эффективными способами контроля знаний является компьютерное тестирование и разгадывание кроссвордов из электронных учебников.
С 2006 г. описанная информационно-педагогическая технология успешно применяется (с некоторой модификацией) не только в очном, но и в заочном обучении инвалидов [9].
Библиографический список
1. Общая и .профессиональная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентена-Граф, 2005. - 368 с. .
2. Алаева, Н. С. Профессиональная подготовка инвалидов по слуху на основе компьютерных технологий [Текст] / Н, С. Алаева // Преемственность и непрерывность обучения и реабилитации инвалидов / Сборник трудов под ред. Г. С. Птушкина, - Новосибирск: изд-во НГТУ 2006, - С. 50-56.
3. Алаева, Н. С. Информационные технологии в профессиональной подготовке техников-программистов с нарушением слуховой функции [Текст] / Н. С. Алаева, Г. С. Птушкин// Среднее профессиональное образование-2007 -№ 2, С. 15-18
4. Алаева, Н. С. Технология разработки электронного учебника для студентов с нарушенной слуховой функцией [Текст] / Н. С, Алаев //Графические дисциплины: современное состояние и перспективы развития, роль формирования инженерной культуры / Сборник научных трудов, — Новосибирск: изд-во СГУПСа, 2006, -С. 128-135.
5. Алаева, Н. С. Моделирование профессиональной деятельности при обучении техника-программиста с депривацией слуха [Текст] / Н. С, Алаева // Образовательные технологии. Научно-технический журнал. - 2008. - № 1. — С. 34-36,
6. Алаева, Н. С. Использование информационных технологий при реализации компетентностного подхода к обучению техников-программистов с нарушением слуховой функции [Текст] / Н. С. Алаева // Открытое и дистанционное образование. - 2008. - № 1 (29), - С. 16-21
7, Батура, М. П. Рейтинговая система обучения на базе современных компьютерных технологий [Текст]: Методическое пособие для преподавателей и студентов. Ч. 1, / М. П. Батура, А. В. Ломако, Л. Ю. Шилин. - Мн.: МРТИ, 1993.
8, Алаева, Н. С. Влияние компьютерных технологий на познавательные процессы студентов с нарушенной слуховой функцией [Текст] // Графические дисциплины: современное состояние и перспективы развития, роль формирования инженерной культуры / Сборник научных трудов. / Н. С. Алаева, Т, В. Андрюшина. - Новосибирск: изд-во СГУПСа, 2006. - С. 117-128.
9, Алаева, Н. С. Разработка технологии дистанционного обучения инвалидов с депривацией слуха [Текст] / Н. С. Алаева // Открытое и дистанционное образование. 2008. -№ з (31). - С, 21-29.