Научная статья на тему 'Информационные технологии обучения как фактор повышения качества подготовки специалистов в области специального образования'

Информационные технологии обучения как фактор повышения качества подготовки специалистов в области специального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION TECHNOLOGY IN TEACHING / EDUCATION / THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павалаки Ирина Фёдоровна, Рассказова Наталья Петровна

В статье рассматриваются вопросы качества подготовки специалистов в области специального образования. Понятие «качество» раскрывается с различных точек зрения. Одним из условий качественной подготовки педагогов-дефектов (учителей-логопедов) является использование информационных технологий и специализированного оборудования в учебном процессе вуза. Представлены формы организации обучения студентов на основе современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING PROFESSIONALS IN THE FIELD OF SPECIAL EDUCATION

In this article the problem of the quality of training the professionals in the field of special education is considered. The concept «quality» is characterized from different points of view. The usage of information technologies and specialized equipment in the educational process is one of the main conditions for effective training of teachers-defectologists (logopedians). Different forms of organizing student training on the basis of modern information technologies are presented.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии обучения как фактор повышения качества подготовки специалистов в области специального образования»

ББК74р30 YAK 378

И.Ф. ПАВАЛАКИ, Н.П. РАССКАЗОВА

ИНФОРМАУИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕУИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СПЕУИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I.F. PAVALAKY, N.P. RASSKAZOVA

INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING PROFESSIONALS IN THE FIELD OF SPECIAL EDUCATION

В статье рассматриваются вопросы качества подготовки специалистов в области специального образования. Понятие «качество» раскрывается с различных точек зрения. Одним из условий качественной подготовки педагогов-дефектов (учителей-логопедов) является использование информационных технологий и специализированного оборудования в учебном процессе вуза. Представлены формы организации обучения студентов на основе современных информационных технологий.

In this article the problem of the quality of training the professionals in the field of special education is considered. The concept «quality» is characterized from different points of view. The usage of information technologies and specialized equipment in the educational process is one of the main conditions for effective training of teachers-defectologists (logopedians). Different forms of organizing student training on the basis of modern information technologies are presented.

Ключевые слова: информационная технология, информационная технология обучения, образование, качество образования.

Key words: information technology, information technology in teaching, education, the quality of education.

На современном этапе развития и модернизации высшего образования проблема использования современных информационных технологий представляется актуальной и своевременной. В связи с этим рассмотрим основные понятия, которыми мы будем оперировать.

Информационная технология (ИТ) - система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области.

Информационная технология обучения (ИТО) - педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией [7].

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями [Законодательство РФ].

Слово «качество» широко используется в социальной и производственной, научной сферах. Приоритетная проблема в области образования на современном этапе - обеспечение его качества. Существуют различные точки зрения зарубежных и отечественных исследователей относительно понимания термина «качество образования».

R. Barnett, анализируя определение понятия «качество», выделяет три основных подхода: объективистский, релятивистский и концепция развития. В рамках объективистского подхода наиболее важными в понимании качества являются возможность объективных измерений и сравнимость результатов оценки качества различных курсов, учреждений и т.п. Данные, полученные в ходе оценивания, являются показателями не только одного учебного заведения, но дают также сравнительную картину по отношению к другим вузам. Основная идея релятивистского подхода состоит в отсутствии абсолютных критериев, при использовании которых можно было бы оценить любые действия. Практические реализации релятивистского подхода связаны с оцениванием «соответствия цели». Третье направление - концепция развития. Слово развитие является ключевым словом в данном подходе. Если релятивистский и объективистский подходы относятся к уровню внешней оценки качества образовательного процесса, то третий в противовес им - к уровню внутренней оценки деятельности высшего учебного заведения (преподавательский состав и студенты, обучающиеся в данном институте или университете). Третья концепция не исключает внешнюю оценку качества, она ориентирована на усовершенствование качества образовательного процесса в настоящий период времени, т.е. имеет созидательный характер. В основе концепции развития лежит деятельность по усовершенствованию учебных программ [8].

Harvey и Green рассматривают пять широких подходов к системе качества в высшем образовании. Качество рассматривается как:

- специальный процесс, направленный на положительный результат на «выходе»;

- процесс усовершенствования в рамках образовательного процесса;

- соответствие целям, что обозначает выполнение запросов, требований и ожиданий потребителей;

- результат капиталовложений;

- трансформации, обозначающие изменения в совершенствовании, предоставлении возможностей для студентов или в развитии новых знаний [8].

Во Всемирной декларации «О высшем образовании для XXI века» указывается, что «качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все функции и виды деятельности: учебные и академические программы, научные исследования и стипендии, укомплектование кадрами, материально-техническую базу, здания, оборудование, работу на благо общества и академическую среду» [3].

В системе высшего образования России более развита внешняя оценка качества, ориентированная на стандарты и показатели эффективности. Основными элементами этой системы являются стандартизация и процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации, а также комплексное оценивание образовательных учреждений в целом и отдельных специальностей на основе рейтинговой системы.1

Трайнев В.А., Трайнев И.В. считают, что при оценке качества образования правильнее было бы выделять объекты и субъекты образовательной деятельности. Объектами улучшения качества образования являются:

- совокупность государственных образовательных стандартов, программ, в которых сформулированы требования к содержанию образования, организации учебного процесса, показатели достижения конечного результата (обученности);

- совокупность образовательных учреждений разных уровней, типов, видов, функционирующих на основании норм, зафиксированных в законах и иных нормативных и правовых актах;

- совокупность органов управления образованием на федеральном, региональном и местном уровнях управления.

К субъектам, от деятельности которых зависит качество образования, относятся студенты, преподаватели, руководители и иные работники, принимающие участие в учебной, научной, методической, управленческой работе [10].

Интернет-ресурс. - Режим доступа : http://www.pssw.vspu. ru/other/science/publications/klicheva merkulova/chaper1_quality.htm

При современном развитии образовательной системы возникает необходимость качественных преобразований, обеспечивающих готовность выпускников к профессиональной деятельности.

Захарова И.Г., анализируя изменения в области модернизации образования, указывает на стремительно развивающиеся информационные технологии, которые диктуют новые способы структурирования материала, формы проведения занятий, организацию самостоятельной работы.

По мнению Захаровой И.Г., признаками совершенствования доступности и качества образования на этапе активного внедрения информационных ресурсов являются:

- новые формы представления информации: мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графику, анимацию, видеоматериалы, передаётся с помощью сети Интернет, записывается на компакт-диски;

- новые библиотеки. Возрастает объем и доступность интеллектуальных ресурсов. Интернет, электронные каталоги библиотек обеспечивают доступ к различным источникам информации;

- новые формы учебных занятий. В настоящее время появилась возможность совместной работы преподавателей и студентов в дистанционном режиме;

- новые структуры образования. Сегодня для придания образованию новых возможностей существующие структуры должны быть дополнены системами коммуникаций и должны иметь специалистов, обладающих необходимой компетентностью для внедрения образовательных технологий в образовательный процесс [4, с. 12-13].

Применение информационных технологий помогает как педагогам, так и обучаемым, способствует появлению и развитию новых форм и методов обучения, активизации самостоятельной деятельности, повышает мотивацию к профессиональной деятельности. Современный специалист в области специального образования должен обладать необходимой компетентностью для внедрения информационных технологий обучения в образовательный процесс.

В специальной педагогике компьютерные технологии позволяют оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить доступность восприятия материала. «Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка» [3].

Достижение эффективности коррекционной работы зависит от ряда факторов: профессиональной компетенции педагога, умения адаптировать имеющиеся программы к индивидуальным возможностям ребёнка.

Организация обучения студентов (педагогов-дефектологов, учителей-логопедов) в Сургутском государственном педагогическом университете предполагает совершенствование качества образования на основе современных информационных технологий обучения с учётом вышеперечисленных признаков:

1. Внедряются новые формы представления информации. В учебном процессе активно используется Интернет, электронные доски. Студенты имеют возможность пользования мультимедиа, теле- и аудиоаппаратурой, кинокамерой, фотоаппаратом; электронными версиями учебников.

2. Используется специализированное лабораторное оборудование. Созданы и оснащены специализированным оборудованием учебные лаборатории: «Клинической психологии и нейрофизиологии» (рис. 1, 2), «Интеллектуальных нарушений», «Патологии слуха и речи» (рис. 3, 4, 5), «Технологии обучения детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата» (рис. 6, 7, 8, 9), «Детской психотерапии», «Сенсорная комната» (рис. 10, 11, 12), поддерживающие дисциплины блока предметной подготовки. Учебные лаборатории оснащены компьютерами Macintosh фирмы Apple, благодаря которым расширяются возможности обучения и развития детей с ограниченными возможностями. Благодаря целому ряду готовых программно-технических решений компьютеры приспособлены к требованиям деятельности детей инвалидов.

Определены нормативные документы, на основании которых осуществляется работа учебных лабораторий: разработано положение о функционировании учебных лабораторий, составлен план и график работы, оформлен журнал по технике безопасности, паспорт лабораторий, инструкции по использованию специализированного оборудования.

Разработано методическое оснащение специализированных учебных лабораторий:

- приобретены и внедрены в учебный процесс программно-методические комплексы «Мир за твоим окном», «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе», «Моя жизнь» (разработчики - Лаборатория компьютерных технологий ИКП РАО, г. Москва) [5; 6]; «ПервоЛого 3.0», «Логомиры 3.0» (разработчики - Институт новых технологий (ИНТ), г. Москва);

- рабочие программы учебных дисциплин, таких как «Логопедический практикум», «Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения», «Технические средства коррекции слуха и речи» включают раздел, отражающий использование информационных технологий обучения;

- подготовлены учебные фильмы: «Специализированное оборудование и алгоритм его использования», «Использование компьютерных программ в специальном образовании»; фильмы созданы при непосредственном участии студентов и могут быть использованы как методический материал в учебном процессе;

- совместно со студентами разработаны конспекты занятий с детьми, имеющими отклонения в развитии с использованием компьютерных программ и оборудования специализированных учебных лабораторий;

- подготовлен диагностический, демонстрационный и раздаточный материал;

- студентами созданы презентации, буклеты, альбомы о деятельности учебных лабораторий.

3. Используются электронные каталоги библиотек. Преподаватели и студенты имеют доступ к РГБ (электронный диссертационный зал), в университете существует электронный читальный зал. Все компьютеры объединены в электронную компьютерную сеть, функционируют спутниковые и оптико-волоконные каналы связи. Создана библиотека компьютерных программ.

4. Внедряются новые формы учебных занятий. Лекционные, семинарские, практические занятия проводятся с использованием мультимедийных технологий при изучении таких курсов, как «Специальная психология», «Логопедия», «Психология детей с нарушениями зрения», «Психология детей с нарушением слуха» и др. В процессе самостоятельной работы студентами активно используются аудио-, видеоматериалы. Разработан спецкурс: «Использование информационных технологий в специальном образовании», спецпрактикумы: «Использование информационных технологий в работе с детьми с нарушением слуха и речи» (Щербакова Л.С.), «Использование информационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения» (Кожанова Н.С.), «Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-раз-вивающей работы с детьми с нарушениями в развитии» (Болгарова М.А.).

5. Для качественного обучения студентов подготовлены педагогические кадры. Преподаватели прошли курсы повышения квалификации по следующим направлениям: «Электронный гражданин» СурГПУ, г. Сургут, 2008 г. (Рассказова Н.П., Болгарова М.А., Стёпина О.С.); «Гипносуггестивная терапия» (Лукаш О.Л.), г. Санкт-Петербург, 2008 г.; «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием БОС» (Стёпина О.С.), г. Санкт-Петербург, 2008 г.; «Обучение работе на аппарате БОС по коррекции зрения» (Кожанова Н.С.), г. Санкт-Петербург, 2008 г.

Кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики был заключен договор о сотрудничестве с Государственным научным учреждением «Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования», г. Москва (от 17 января 2005 г.). Данным учреждением осуществляется методическая поддержка подготовки преподавателей к использованию компьютерных технологий в процессе коррекционной работы с детьми. Преподаватели кафедры (Болгарова М.А., Рудич Т.А.) прошли курс обучения в ИКП РАО по программе «Информационные технологии в специальном образовании», включающей в себя следующие разделы: «Концептуальные основы применения информационных технологий в образовании детей с отклонениями в развитии»; «Новые средства развития устной и письменной речи детей, основанные на информационных технологиях»; «Новое содержание и новые средства обучения: социально-эмоциональное развитие детей»; «Новые педагогические технологии формирования у детей представлений о мире, основанные на компьютерном моделировании» и др.

Реализовать комплексный подход к повышению качества образования с использованием информационных технологий обучения позволило участие кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Сургутского государственного педагогического университета в конкурсе грантов Губернатора Ханты-Мансийского округа - Югры, направленного на поддержку государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории округа, на приобретение специализированного лабораторного оборудования нового поколения.

Учебная лаборатория «Клинической психологии и нейрофизиологии» (рис. 1, 2) оснащена компьютерным электроэнцефалографом «ЭНЦЕФАЛАН» отечественного производства (фирма МЕДИКОР, г. Азов), являющимся в настоящее время лучшим прибором подобного назначения и класса, не уступающим зарубежным аналогам. Прибор предназначен для исследования быстрых электрических процессов в центральной нервной системе с функциональными возможностями частотно-амплитудного картирования электроэнцефалограмм в четырёх частотных поддиапазонах, определения локализации и пространственного расположения, патологических пейсмекеров, программного перераспределения отведений регистрации, определения компрессировано-спектрального анализа симметричных электрических полей.

Данный программно-аппаратный комплекс используется при изучении студентами курсов «Невропатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Нейропсихология», а также может быть применён в научной работе студентов и сотрудников кафедры. В лаборатории имеется также уникальный программно-аппаратный комплекс исследования медленных потенциалов мозга «Нейроэнергон», представляющий собой комбинацию электроэнцефалографа и анализатора медленных потенциалов по 8 каналам отведений (производство фирмы «СТАТОКИН», г. Москва). В настоящее время разрабатываются методические аспекты практического применения прибора для научных исследований в области общей и клинической нейрофизиологии и экспериментальной психологии.

В учебной лаборатории «Патологии слуха и речи» находится оборудование, предназначенное для коррекционной работы с детьми с нарушением речи и слуха. Логопедический тренажёр «Дэльфа - 142.1» представляет собой комплексную многостороннюю программу коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией. Прибор для закрепления навыков и коррекции речи «АКР 01 Монолог» предназначен для реабилитации детей с заиканием. Студентов знакомят с основами работы по программе проведения сеансов биологической обратной связи (БОС). В ходе сеансов БОС детей с речевой патологией обучают диафрагмальному релаксационному типу дыхания и новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи поведения, формируя при этом новый дыхательный и поведенческий стереотип, а также новое функциональное состояние организма в целом (рис. 13, 14).

Оборудование, предназначенное для коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха, представлено звукоусиливающим комплексом «Класс слухоре-чевой КСР-01» (рис. 4, 5). Класс предназначен для организации коллективного обучения слабослышащих и глухих детей с целью развития речи и тренировки слуха. Универсальным слухоречевым прибором для проведения занятий со слабослышащими и глухими детьми является Аппарат звукоусиливающий воздушной и костной проводимости и вибротактильного восприятия детский - АВКТ-Д - «Глобус». Для оценки функционального состояния слухового анализатора ребёнка путём определения порогов слышимости по воздушному и костному звукопроведению предназначен Аудиометр автоматизированный АА-02, снабжённый термопринтером для выведения слуховой аудиограммы (рис. 3).

Используя оборудование учебных лабораторий, студенты знакомятся с устройством аппаратов; приобретают умения и навыки исследования слуховой функции: учатся оценивать функциональное состояние слухового анализатора путём определения порогов слышимости по воздушному и костному звукопроведению, формируют практические умения использования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования в коррекционной работе.

Учебная лаборатория «Технологии обучения детей с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата» располагает комплексом технических и программных средств. Оснащено компьютерное рабочее место для слепых и слабовидящих пользователей, оборудованное Брайлевским дисплеем и специализированным программным обеспечением. Приобретены принтеры для обычной и рельефно-точечной печати; копировальный аппарат, позволяющий при копировании увеличивать изображение; аппарат для выпуска рельефно-графических пособий.

Комплект оборудования и материалов для выпуска рельефно-графических пособий помогает выводить различную графическую информацию в рельефном, доступном для восприятия варианте. С помощью данного оборудования студенты учатся изготавливать учебно-методические и дидактические пособия для занятий с детьми со зрительной патологией (рис. 9).

Программа JAWS («Доступ к работе с помощью речи»), применяющая синтез речи на русском и английском языках и поддерживающая вывод информации на брай-левские дисплеи, является наиболее эффективным средством адаптации людей с нарушениями зрения при работе с русской версией ОС Windows.

Для овладения навыками работы со специализированным оборудованием студенты учатся писать рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля и читать литературные тексты, написанные по Брайлю. Для этих целей используются имеющиеся в лаборатории приборы-решётки для письма по Брайлю, грифели, разборная азбука по Брайлю, тетради и специальная бумага для письма, книги, написанные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля (рис. 7).

Студентов знакомят с основами работы по программе проведения сеансов биологической обратной связи (БОС). Аппарат БОС - офтальмологический позволяет диагностировать состояние основных зрительных функций (остроту зрения, света и цветовосприятие) у детей и взрослых, что позволяет проследить динамику в процессе коррекции зрения.

Таким образом, одной из основных задач, решаемых при использовании оборудования лаборатории, является формирование у студентов навыков работы с ним и использование информационных технологий в обучении слепых и слабовидящих детей.

«Сенсорная комната» (рис. 10, 11, 12) оснащена специализированным оборудованием, которое условно можно разделить на два функциональных блока. Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, установка для ароматерапии и медиатека релаксационной музыки. Активационный блок включает оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами: «Звёздное небо», «Звёздный дождь», «Весёлый фонтан», зеркальные шары с подсветкой, интерактивные панели «Осенний лист» и т.д.

В учебной лаборатории студенты приобретают умения по проведению коррек-ционных занятий по развитию познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы детей, имеющих различные нарушения, по проведению психологических тренингов.

Учебная лаборатория «Интеллектуальных нарушений» оборудована техническими, мультимедийными средствами обучения; дидактическими пособиями для коллективного и индивидуального пользования. Использование дидактических пособий на практических занятиях («Методика обучения конструированию»; «Методика развития речи»; «Методика формирования элементарных математических представлений»; «Методика изобразительной деятельности»; «Методика обучения труду») позволяет студентам закрепить теоретический материал, овладеть практическими навыками проведения диагностики и коррекционно-развивающих занятий. В то же время формируется мотивация к профессиональной деятельности педагога-де-фектолога.

Таким образом, одним из главных направлений совершенствования качества высшего образования является его информатизация, которая позволяет организовать целенаправленный процесс подготовки профессиональных кадров в современных изменяющихся условиях.

Литература

1. Босикова, К.Н. Информационные и коммуникационные технологии как фактор повышения учебной активности студентов [Текст] / К.Н. Босикова // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 4. - С. 76-78.

2. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века : подходы и практические меры [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// infopravo.by.ru/fed1998/ ch02/akt13969shtm

3. Гаркуша, Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе [Электронный ресурс] / Ю.Ф. Гаркуша, Е.В. Манина // Логопед. - 2004. - № 2. - Режим доступа : http:// www.logoped-sfera.ru/2004/03/9

4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - 5-е изд.,стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

5. Кукушкина, О.И. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребёнка : методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном» [Текст] / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Полиграф сервис, 2003. - 144 с.

6. Королевская, Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации : достижения и поиски [Текст] / Т.К. Королевская // Дефектология. - 1998. - № 1. - С. 47-55.

7. Отраслевой стандарт Министерства образования РФ «Информационные технологии в высшей школе» : термины и определения. ОСТ ВШ 01.002-95 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.informika.ru

8. Системы обеспечения качества высшего образования : опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pssw.vspu.ru/other/ science/publications/klicheva_merkulova/chaper1_quality.htm

9. Специальные компьютерные инструменты обучения детей с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://baby-best.ru/materialy-razvitiya/dlya-roditeley/zhurnaly/7177-vospitame-i-obucheme-detey-s-narusheniyami-razvitiya-2009-1.html

10. Трайнев, В.А. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования. Обобщение и практика [Текст] / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 294 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.