______________СОЗДАНИЕ ЯКУТСКОГО АЛФАВИТА ПО СИСТЕМЕ ...
множества близкорасположенных выпуклостей, контролируемых напряжением.
Уникальный концепт компьютера, предназначенного для слепых или плохо видящих пользователей - Siafu. Пока Siafu является лишь лабораторным концептом, хотя и действующим. Он работает на магниклее (магнитном клее) — особой магнитной жидкости. Она позволяет получать изображения в твердом виде - текст в виде шрифта Брайля, а картинки в виде трехмерной скульптуры.
В прошлом году калифорнийская компания Нор-On выпустила в продажу так называемый анти-iPhone: у аппарата нет ни записной книжки, ни возможности обмениваться sms, зато есть клавиатура с тактильными символами для незрячих. Цена в $10 сделала его самым дешевым «мобильником» в мире.
Современные технологии позволяют создавать для незрячих людей даже цифровые фотоаппараты [4].
Несомненно, можно соглашаться с достижениями современных информационно-коммуникационных технологий, но отношение к системе письменности разработанной великим французом Луи Брайлем, для людей с проблемами зрения остается однозначным, поскольку в ряде случаев эта форма представления информации оказывается вне всякой конкуренции. Например, там, где структура расположения текста на странице имеет содержательное значение. Основной формой фиксации учебного материала особенно для тотально незрячих школьников остается по прежнему система Брайля. И то не потому, что в специализированных школах отсутствует компьютерная техника, а потому, что именно по системе Брайля незрячий ученик, изучая любой предмет, особенно язык и литературу, может повышать свою грамотность.
Именно «читая руками», ученик, или студент с проблемами зрения «видит» те слова и предложения, которые и дают ему возможность не совершать орфографических ошибок. Эти ошибки не фиксируются в памяти человека при использовании говорящих книг или использовании компьютеров со звуковыми синтезаторами речи. А при записи по системе Брайля человек использует не только слуховую память, но и «зрительную», как бы это парадоксально ни звучало. Поскольку только, записывая на брайлевскую бумагу, незрячий человек пропускает всю информацию через свой мозг, то тем самым абстрактно «видит» этот текст, т. е. хранит в памяти то на какой странице и в каком месте записана та или иная информация. Также только по системе Брайля возможно чтение математических формул на данном этапе, так как синтезаторы речи большей частью неправильно озвучивают их. А озвучивание химических формул в настоящее время вообще невозможно.
В республике Саха(Якутия) первая книга по системе брайля точечнорельефным шрифтом была издана 19 мая 1995 года, спустя ровно 110 лет с момента издания такой книги в России. Это сборник стихов и поэм «Я вижу
сердцем» поэта Ивана Горного - первого тифлопедагога Якутии Егорова Ивана Николаевича [5].
Уникальность этого издания заключается в том, что данная книга была издана на якутском языке. Группа разработчиков якутского алфавита для людей с проблемами зрения по системе брайля точечно-рельефным шрифтом многие годы в дебатах и спорах пыталась прийти к общему мнению. В эту группу входили известные деятели Якутии: председатель Якутского республиканского правления Всероссийского общества слепых - Г. А, Слепцов, учитель математики Ю. В. Писарев - заместитель председателя ЯРП ВОС, учитель истории П. П. Романов - член президиума ЯРП ВОС, учитель математики И. Н. Егоров, председатель городской организации ВОС Ю. А. Москвитин и др.
Для обсуждения вопроса были представлены несколько вариантов. В итоге был выбран вариант, предложенный И. Н. Егоровым, которым он пользовался еще с ] 952 года, когда в юные годы увлекался поэзией, писал стихи, применяя разработанный самим алфавит. Так, Иван Горный-Егоров Иван Николаевич создал якутский алфави т точечно-рельефным шрифтом по системе Брайля, используя принцип схожести по начертанию якутских букв. Этот принцип оказался созвучным с принципом великого француза Луи Брайля, являющегося основоположником и создателем письменности точечно-рельефным шрифтом. Это чудесное шеститочие — принцип добавления точек нижнего ряда для образования очередной буквы с применением элементов комбинаторного анализа.
Поэтому официальной датой рождения якутского алфавита по системе брайля точечно-рельефным шрифтом для людей с проблемами зрения является дата выхода в свет первой опубликованной книги на якутском языке сборника стихов и поэм поэта Ивана Горного «Я вижу сердцем» - 19 мая 1995 года [6],
Эта книга была подготовлена к печати Ю. А. Москвитиным, Л. И. Васильевой и П. Р. Егоровым и издана на базе учебно-производственного вычислительного центра «Толбон»,
Учебно-производственный вычислительный центр «Толбон» был создан в 1991 году, Цели и задачи УПВЦ «Толбон» - это содействие государству и обществу социальной и профессиональной реабилитации инвалидов- учащихся, студентов, аспирантов и специалистов, создание автоматизированных рабочих мест на базе персональных компьютеров и последующее их трудоустройство. Ведется профориентационная работа среди учащихся республиканской школы для слепых слабовидящих детей и других спецшкол.
Чтобы представить масштабы проделанной работы в УПВЦ «Толбон», достаточно указать, что в 1991 году УПВЦ «Толбон» располагал лишь одним персональным компьютером с процессором 18086 и брайлевской строкой. С того момента издано 43 наименований учебно-методической, научно-популярной и художественной литературы по системе брайля точечно-рельеф-
СОЗДАНИЕ ЯКУТСКОГО АЛФАВИТА ПО СИСТЕМЕ ...
ным шрифтом: азбука: И, И. Каратаева для якутских школ; якутские народные сказки; учебник немецкого языка; пособие В. С. Крамора «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа»; руководство по Microsoft Excel; учебное пособие П. Р. Егорова «Компьютер ваш помощник и друг» [7] и другие.
В настоящее время в УПВЦ «Толбон» имеются три брайлевских принтера Everest, на которых распечатывается учебно-методическая, научно-популярная и художественная литература на якутском и других языках. Для издания литературы на якутском языке по системе Брайля точечно-рельефным шрифтом была разработана специальная методика. Для написания якутских букв, отличных от русских букв, и дифтонгов, используемых в якутском языке, разработаны совершенно новые коды в брайлевском шеститочии. На основании этого в брайлевский принтер Everest была введена уникальная кодировка якутских букв. Для обработки, редактирования и форматирования необходимого текста и подготовки его к печати на брайлевском принтере Ю. А. Москвитиным была разработана специальная программа TextEve, с помощью которой можно разбить текст на страницы, устанавливать номера страниц, удалять лишние пробелы, заменять символы, расставлять открывающие и закрывающие кавычки. Созданы специальные приспособления, для беговки бумаги, для шитья и ручной пресс для склеивания переплёта книг после их распечатки на брайлевском принтере.
Объем проведённой работы за восемнадцать лет и собственная практика УПВЦ «Толбон» по внедрению новых информационно-коммуникационных технологий для издания учебно-методической, научно-популярной и художественной литературы по системе Брайля показывают, что на современном этапе развития адаптивных, компьютерных технологий возможность довольно технологичного сканирования плоскопечатных текстов позволяет легко и быстро получать их брайлевский эквивалент. В этих условиях средства информационно-коммуникационных технологий становятся доступным инструментом для общения с учебно-методической и научно-популярной литературой в учебном процессе и повседневной жизни людей с проблемами зрения.
Таким образом, практика и жизнь показали, что рельефно-точечная система Брайля для людей с проблемами зрения остаётся одним из самых основных и важных средств общения и доступа к информации, которое в обозримом будущем не сможет заменить НИЧТО ДРУГОЕ. Только на основе системы Брайля как наиболее доступной и удобной для восприятия информации посредством осязания может строиться вся многоступенчатая система образования людей с проблемами зрения. Сегодня на системе Брайля основаны и многие важнейшие аспекты реабилитации, интеграции и социализации людей с проблемами зрения. Включая трудоустройство, которое невозможно сегодня без овладения различными адаптивными, компьютерными технологиями и методами информационного обеспечения (такими, как брайлевские строки к компьютерам, печатные издания и др.),
не говоря же о приобщении к сокровищам науки, литературы и искусства. Однако Брайлевское книгоиздание, а также тифлоподготовка педагогов и работников социальной сферы, не говоря уже о всей современной технике, особенно основанной на использовании компьютерных средств реабилитации, - требует определённой регламентации в федеральных и региональных нормативных актах, административного регулирования, управления и общественно-государственного контроля, а также больших финансовых затрат. Поэтому сегодня как никогда необходимо самое пристальное внимание и активное участие государства и общественных организаций в решении всех этих задач.
Библиографический список
1. Бирючков, М. В. Автор великого шеститочия Луи Брайль [Текст] / М. В. Бирючков. - М.: Изд-во РГБС, ООО ИПТК Логос ВОС, 2002. - 363 с.
2. Зурита, П. Открытое письмо Луи Брайлю [Текст] / П. Зурита // Школьный вестник. - 2003. - № 6. - С. 32-34.
3. Русская страница фирмы BAUM Retec AG. http://www. tibsev. org/
4. Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости http://www. rian.ru/society/20090104/158584558. html
5. Егоров, П. Р. Высшее образование инвалидов в республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы [Текст] / П. Р. Егоров // Материалы международной научно-практической конференции «Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы». - М., 2003, - С. 57-60.
6. Егоров, П. Р. Использование информационных технологий и тифлосредств в обучении студентов - инвалидов по зрению. [Текст] / П. Р. Егоров // Материалы Всероссийской научной конференции ИТНОЭ. - Якутск, 2005. - С. 23.
7. Егоров, П. Р. Компьютер ваш помощник и друг [Текст] : учебное пособие. П. Р. Егоров. - Якутск : изд-во Якут, ун-та, 2005. - 127 с.
УДК 159. 922. 76 - 056. 34
Верхотурова Наталья Юрьевна
Старший преподаватель кафедры специальной психологии института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ КАК ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА
Verhoturova Natalia Yurievna
The Head Master ofthe Special Psychology Department of the Institute of the Special Pedagogic in the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V Astafyev, [email protected], Krasnoyarsk
THE DISPLAY OF AGGRESSION FEATURES AS A PHENOMENON OF THE EMOTIONAL REACTION AMONG THE PUPILS OF THE SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOLS, TYPE VIII
В настоящее время во всех регионах Российской Федерации функционирует система коррекционно-развивающего обучения для детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в задачи которых входит профилактика и преодоление стойкой неуспеваемости и школьной дезадаптации, охрана нервно-психического здоровья детей, создание условий для реализации их личностного потенциала, психокоррекция имеющихся отклонений. Согласно современным исследованиям полноценное психическое развитие школьников предполагает необходимый уровень развития их эмоционально-чувственной сферы, как важнейшей системы, регулирующей психическую жизнь и поведение ребёнка, как в условиях нормального развития, так и при его нарушениях.
Исследования отечественных психологов (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверо-вич, А, Д. Кошелева [9]; В. В. Лебединский [13]; А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева [11]; Г. Э. Бреслав [2]; Н. М. Платонова [17] и др.) показали, что эмоции играют важную роль в адекватном понимании окружающих явлений и событий, а также адаптивном реагировании на них; помогают воспринимать действительность, реагировать на неё, управлять своим поведением и деятельностью. У людей они выполняют направляющую, оценивающую и защитную функции. Эмоциональное развитие считается центральным фактором адаптации, социализации и интеграции детей в общество.
Следовательно, возможности социальной реабилитации и адаптации учащихся младших классов с нарушением интеллекта во многом будут определяться особенностями развития их эмоциональной регуляции поведения,
261
как мощного регулятора психики и жизнедеятельности ребёнка, а также уровнем сформированности у них умений управления эмоциональным реагированием в различных ситуациях социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Следует отметить, что, несмотря на многочисленные публикации и широкий круг психологических исследований отечественных и зарубежных авторов в изучении эмоционально-чувственной сферы, как многогранного образования, недостаточно изученными остаются вопросы особенностей эмоционального реагирования, психофизиологических паттернов их возникновения, а также специфики и механизмов в различных ситуациях окружающей действительности.
Внимание исследователей в основном сосредоточено на изучении эмоциональной сферы через описание характеристик отдельных эмоциональных состояний и особенностей личности, изучения эмоциональных процессов и свойств. Между тем, число публикаций, рассматривающих особенности эмоционального развития, а в целом, аффективного поведения детей с нарушением интеллектуального развития сравнительно невелико: Л. С. Выготский [5], С. Я. Рубинштейн [19], В. И. Лубовский [15], В. Г. Петрова, И. В. Белякова [16], Л. В. Кузнецова [12], У. В. Ульенкова [22] и др.
Имеется ряд научных работ, посвящённых изучению понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с лёгкой умственной отсталостью.
Проблеме эмпирического изучения отдельных эмоциональных реакций, возникающих в ситуациях социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, их теоретическому осмыслению в контексте анализа внутренней психической регуляции, контроля за своим поведением и деятельностью посвящено гораздо меньше работ, и они имеют в основном описательный характер.
Более того, в отечественной литературе почти совершенно отсутствуют работы, посвящённые изучению детской агрессивности как психологического феномена в контексте изучения эмоционального реагирования учащихся с нарушением интеллекта.
В контексте умственной отсталости феномен агрессивности изучен крайне недостаточно, встречаются лишь отдельные ссылки на её симптомы. Малоизученными остаются вопросы не только представления о содержании структуры и механизмов агрессивного реагирования в ситуациях социального взаимодействия учащихся с нарушением интеллекта со взрослыми и сверстниками, изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления; индивидуальных особенностей проявления и гендерных различий; изменения и нивелирования агрессивных реакций с позиций этологической перспективы, но и вопросы эффективного и оптимального управления ими па разных возрастных ступенях в онтогенезе.
В рамках обозначенных проблем со всей очевидностью встаёт задача исследования агрессивности как психологического феномена в контексте