то, что обучающийся как субъект учебной и исследовательской деятельности находится в центре обучения, а система обучения предполагает усиленное использование учебных задач, решае-
Библиографический список
мых в процессе педагогического взаимодействия с учётом психологических особенностей личности каждого обучающегося, его интересов, способностей и опыта творческой деятельности.
1. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. Москва, 2013.
2. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения. Педагогика. Москва, 2003; 4.
3. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. Издание второе, доработанное и дополненное. Москва: РАГС, 2006.
4. Петровская Л.А. Общение, компетентность, тренинг. Избранные труды. Москва, 2007.
5. Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в условиях модернизации непрерывного профессионального социокультурного образования. Казань: Издательство Казанского университета, 2003.
6. Деркач А.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности. Акмеология. 2012; 3.
References
1. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyjpodhod vobuchenii: Nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2013.
2. Bespalov P.V. Komp'yuternaya kompetentnost' v kontekste lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Pedagogika. Moskva, 2003; 4.
3. Zazykin V.G. Psihologiya pronicatel'nosti. Izdanie vtoroe, dorabotannoe i dopolnennoe. Moskva: RAGS, 2006.
4. Petrovskaya L.A. Obschenie, kompetentnost', trening. Izbrannye trudy. Moskva, 2007.
5. Terehov P.P. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti specialista v usloviyah modernizacii nepreryvnogo professional'nogo sociokul'turnogo obrazovaniya. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2003.
6. Derkach A.A. Metodologicheskie sostavlyayuschie sostoyaniya psihicheskoj gotovnosti k deyatel'nosti. Akmeologiya. 2012; 3.
Статья поступила в редакцию 29.02.16
УДК 378.016
Bolgarova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State Teaching Training University (Surgut, Russia),
E-mail: [email protected]
Kozhanova N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State Teaching Training University (Surgut, Russia),
E-mail: [email protected]
Styopina O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Surgut State Teaching Training University (Surgut, Russia),
E-mail: [email protected]
TEACHING BACHELOR STUDENTS OF DEFECTOLOGY TO WORK IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL LABORATORIES.
The article explains relevance of practical training of future teachers, speech therapists in terms of educational laboratories. It emphasizes the potential of educational laboratories in the process of training bachelor students of defectology to simulate professional activities in accordance with professional standards. The work also describes possible organization of work with students on the basis of such teaching laboratories as "Training and education of children with sensory impairment", "Sensory room" and "The office of biofeedback" in accordance with the Higher Educational Standards for the professional training Code 44.03.03 "Special (defectological) education". The paper describes the contents of educational work with students in the teaching laboratories: competence, formed components of competencies, forms to solve pedagogical tasks, forms of control measuring. It is stated that it is in the model of the situation created in the laboratory, there is an active development of professional activities in teaching bachelors of defectology. The work shows the need for the organization of independent work of students, who are involved in school laboratories and possible forms of this work. The necessity of testing laboratories formed in educational methods for solving typical professional tasks and exercise professional activities in the conditions of industrial practice.
Key words: activity approach, competence, professional activity, professional activities, training laboratory, special education, teacher-therapist, professional standard.
М.А. Болгарова, канд. пед, доц. Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут,
E-mail: [email protected]
Н.С. Кожанова, канд. пед. наук, доц. Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут,
E-mail: [email protected]
О.С. Степина, канд. пед. наук, ст. преп. Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут,
E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ДЕФЕКТОЛОГИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ
В статье обосновывается актуальность практической подготовки будущих педагогов-дефектологов в условиях учебных лабораторий. Подчёркивается потенциал учебных лабораторий в процессе профессиональной подготовки бакалавров дефектологии для моделирования профессиональных действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Описываются возможности организации работы со студентами на базе учебных лабораторий «Методики обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями», «Сенсорная комната» и «Кабинет биологически обратной связи» в соответствии с требованиями ФГОС ВО и проекта профессионального стандарта направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Представлена содержательная сторона учебной работы со студентами в учебных лабораториях: формируемые компетенции, компоненты компетенций, формы решения педагогических задач, формы контрольных мероприятий. Указывается, что именно в модельной ситуации, созданной в лабораторных условиях, происходит активное освоение профессиональных действий при подготовке бакалавров дефектологии. Обозначена необходимость организации самостоятельной работы студентов, занимающихся в учебных лабораториях и возможные формы данной работы. Подчёркивается необходимость апробации сформированных в учебных лабораториях способов решения типовых профессиональных задач и осуществления профессиональных действий в условиях производственной практики.
Ключевые слова: деятельностный подход, компетенция, профессиональная деятельность, профессиональные действия, учебная лаборатория, специальное образование, педагог-дефектолог, профессиональный стандарт.
В настоящее время одной из важнейших проблем подготовки педагогов специального образования является модернизация программ подготовки бакалавров в контексте приведения их в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога-дефектолога. Основным приоритетом преобразований в данном направлении выступает усиление практической подготовки будущих педагогов.
В профессиональном стандарте педагога-дефектолога заданы сложные по своему составу трудовые функции и профессиональные действия, обуславливающие основную цель высшего дефектологического образования. Так, в данном контексте целью образования бакалавров становится формирование комплекса знаний и компетенций, обеспечивающихся теоретическими и практикоориентированными дисциплинами, включая практики, которые определяют готовность выпускников осуществлять профессиональную деятельность и определённые трудовые функции. Безусловно, освоение трудовой функции и формирование профессиональных действий невозможно исключительно в обычной университетской аудитории. Обучение должно быть наполнено существенной долей практической работы, которая организуется не столько для иллюстрации тех методов, которые были изучены в теоретических дисциплинах, сколько для постановки и моделирования различных задач и условий, требующих осуществления профессионального действия и его отработки в специально организованной лабораторно-учебной среде, а затем на производственной практике.
Принятый в настоящее время модульный принцип формирования учебного процесса подготовки педагогических кадров предполагает, что каждый модуль является комплексной прак-тико-теоретической единицей, который формирует определенный набор профессиональных действий педагога-дефектолога. Для обеспечения формирования у студентов знаний, умений и профессиональных действий, необходимых для реализации конкретной трудовой функции (или функций) будущего педагога-де-фектолога, учебное содержание модуля должно обязательно включать в себя теоретические дисциплины, которые в совокупности частично формируют знаниевый и ориентировочный компоненты компетенций [1]. Многолетние наблюдения показывают, что, как правило, студенты мало заинтересованы в изучении теории, так как не представляют, для чего она нужна и как теоретико-методологические знания им могут пригодиться в практике. Особенно, если знания теории формируются при помощи репродуктивных методов. В связи с этим, в содержание модуля на начальном этапе обучения обязательно должна входить учебная практика, на которой происходит знакомство с осуществлением формируемых профессиональных действий и выполнение самостоятельных профессиональных проб. Но самое главное - практика позволяет формулировать списки теоретических вопросов и педагогических проблем (практических задач), для решения которых студентам необходимо изучить теоретические основы изучаемой науки, сформировать профессиональное мышление и методику решения профессиональных задач. Выявленные в процессе практики конкретные педагогические проблемы и задачи будут находить решение в ходе дальнейшего изучения учебных дисциплин, взаимосвязанных на основе профессионального действия (или группы действий), требующего знаний теоретического и методического содержания. Так формируется когнитивный компонент компетенции, включающий в себя комплекс знаний, владение которыми необходимо для решения определенного типа профессиональных задач. Таким образом, создаются условия для осмысленного изучения теоретического материала в непосредственной связи с будущей профессиональной деятельностью. Дальнейшее обучение студентов включает отработку необходимых приемов, методов и методик, т. е. конкретных способов реализации осваиваемых профессиональных действий, что целесообразнее реализовывать в условиях специально организованной учебно-лабораторной среды (учебной лаборатории) [2].
Учебные лаборатории имеют огромный потенциал для моделирования профессиональных действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта, т. е. для их изучения и освоения в модельной, упрощённой по сравнению с реальной, ситуации. В учебных лабораториях происходит освоение основных способов профессиональных действий в типовых (модельных) условиях.
Остановимся подробнее на освоении профессиональных действий в модельной ситуации, созданной в лабораторных условиях.
В ГОУ ВО ХМАО-Югры Сургутском государственном педагогическом университете осуществляется подготовка бакалавров по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. На факультете Психологии и педагогики создано 5 специализированных учебных лабораторий, оснащённых оборудованием с большими возможностями применения в подготовке бакалавров по данному направлению [3]. В каждой учебной лаборатории реализуется работа с будущими педагогами-де-фектологами по освоению набора технологически выверенных профессиональных действий, эффективных в контексте соответствия требований ФГОС ВО и проекта профессионального стандарта данного направления педагогической деятельности. Использование ресурсов учебных лабораторий делает возможным обучение студентов конкретным профессиональным действиям, эффективным в конкретных заданных условиях. При этом преподавателем заранее определяются и формулируются результаты, соответствующие определённым требованиям, например, профессионального стандарта. Преподаватели ставят задачи: во-первых, формировать у студентов умения принимать педагогические решения по применению научно обоснованных методов, во-вторых, обеспечить реализацию профессиональных действий в смоделированных условиях на основе теоретических знаний о способах решения задач заданного типа и анализа условий этих задач, а в-третьих, обучить рефлексии и оценке выбранного способа действия.
Так, в учебной лаборатории «Методики обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» реализуются обязательные для усвоения практикоориентированные дисциплины, практикумы, а также дисциплины выборного компонента - спецкурсы и спецпрактикумы. Работа строится в форме решения различных педагогических проблем (задач), направленных на нахождение общего способа профессионального действия, из которого можно получить целое многообразие уникальных и специфичных для разных условий профессиональных действий. Например, будущему педагогу-дефектологу нужно не просто научиться проводить занятие с использованием специального компьютерного оборудования с детьми с нарушениями зрения, в рамках спецпрактикума «Использование информационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения» в условиях учебной лаборатории, а научиться использовать компьютерные технологии и технические средства и программные продукты, чтобы их можно было применять и в специальной образовательной организации с учетом специфики развития детей с нарушениями зрения, и в учреждениях общего образования, а также не только с детьми, имеющими зрительный дефект, но и с дошкольниками любой категории лиц с ОВЗ с учётом особенностей их развития.
Организуя работу в условиях учебной лаборатории, преподаватель имеет возможность оценить уровень освоения конкретного профессионального действия, обеспечивающего трудовую функцию, в смоделированной образовательной среде, с демонстрацией этих действий, используя специальное лабораторное оборудование, технические приспособления и дидактический материал и осуществлять контроль правильности его выполнения и оценку сформированности ориентировочного, операционального и опытного компонентов компетенций [1]. Для контроля и проверки сформированности профессиональных действий, в содержание учебной работы в лабораториях включаются контрольные мероприятия, на которых студентам могут быть предложены специальные вопросы, кейсы и практические ситуации, предполагающие демонстрацию профессиональных действий или трудовой функции в целом.
Работа в лаборатории осуществляется при обязательной организации активной самостоятельной работы студентов, для этого обучающимся предлагаются различные задания, направленные на поиск самостоятельных (индивидуальных и коллективных) решений конкретных педагогических проблем и задач (кейсы, практические ситуации, творческие задания), создаются условия для осмысленного отношения к изучаемому теоретическому материалу.
От качества формируемых конкретных профессиональных действий в условиях учебных лабораторий во многом будет зависеть успех профессиональной деятельности в дальнейшем, так как следующий этап предполагает апробацию сформированных и отработанных в лабораторных условиях способов решения типовых профессиональных задач и осуществления профессиональных действий в условиях реальной образовательной организации - на производственной практике. При прохождении практики результаты применения имеющихся умений анали-
зируются в условиях специально организованной рефлексии и самоанализа собственной профессиональной деятельности, в результате которой студенты приходят к собственным выводам о том, какие профессиональные действия эффективны и в каких ситуациях, т. е. практика вырабатывает собственное профессиональное мышление и субъективную педагогическую позицию.
Многие современные образовательные учреждения (детские сады, школы, в том числе и специализированные) оснащены сенсорными комнатами и, следовательно, выпускник-бакалавр педагогического университета должен быть готов к профессиональной деятельности с детьми (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья) в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты. Сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребёнок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее. Темная сенсорная комната - это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами [4, с 13]. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности - всё это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, с хроническими болями, посттравматическими болями, а также для всех людей нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее [5]. Темная сенсорная комната используется в психологической и педагогической практике и предназначена для решения следующих задач: стимуляция всех сенсорных процессов; активация различных функций центральной нервной системы; создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения; стимуляция, развитие и коррекция тактильных и познавательных процессов; побуждение интереса к исследовательской деятельности; развитие когнитивных процессов и пространственно-следственных отношений; развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие координации движения в пространстве; развитие объемно-пространственного и ассоциативного мышления; повышение мотивации на психологическую работу и лечебные процедуры. Сенсорную комнату в своей работе могут использовать разные специалисты: дефектологи, логопеды, психологи, врачи и т. д.
С целью повышения качества профессиональной подготовки бакалавров дефектологии на факультете психологии и педагогики СурГПУ оборудована учебная лаборатория «Сенсорная комната». На базе данной лаборатории для студентов направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование проводится курс по выбору (спецпрактикум) «Полифункциональная среда сенсорной комнаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», трудоёмкость которого составляет 36 часов. Целью спецпрактикума является формирование умений осуществлять профессиональную деятельность с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты с учётом современных требований организации занятий в ней. Задачи курса: 1) формировать у студентов знания о сенсорной комнате как средстве коррекции познавательного и личностного развития детей с ОВЗ; 2) формировать у студентов умения практического применения оборудования темной сенсорной комнаты необходимых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Процесс освоения спецпрактикума направлен на формирование компетенции: готовность к организации коррекционно-раз-вивающей среды, её методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2). В результате изучения курса студенты узнают о роли сенсорной комнаты в комплексной системе реабилитации детей с отклонениями в развитии; задачи и принципы работы сенсорной комнаты; оборудование сенсорной комнаты; возможности практического применения оборудования
сенсорной комнаты в работе с детьми с различными отклонениями в развитии; показания и противопоказания к занятиям в тёмной сенсорной комнате; модуль составления программы занятий в сенсорной комнате; методику проведения занятий в сенсорной комнате. Умеют осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях темной сенсорной комнаты в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты. Владеют методикой проведения занятий в сенсорной комнате; навыками разработки модуля занятий в темной сенсорной комнате с детьми с ОВЗ.
Реализация спецпрактикума предполагает аудиторную работу (практические занятия, проводимые на базе учебной лаборатории «Сенсорная комната») и самостоятельную работу. На практических занятиях студенты знакомятся с основами работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты и возможностями его практического применения. Каждое занятие включает анализ теоретических вопросов и практическую часть, в рамках которой отрабатываются практические умения. Например, изучая тему «Виды сенсорных комнат», практическая часть занятия предполагает работу студентов в подгруппах. Каждой подгруппе студентов предлагается разработать «Проект» светлой сенсорной комнаты для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с указанием требований к ней, необходимого сенсорного оборудования, расположения (чертеж комнаты) и т. д. После завершения работы каждая подгруппа студентов презентует свой проект светлой сенсорной комнаты. Практическая часть занятия по теме «Оборудование сенсорных комнат» включает следующие задания:
1. Продемонстрировать оборудование тёмной сенсорной комнаты: релаксационного блока (мягкие маты, пуфик-кресло «Груша», пуфик-кресло с гранулами, сухой бассейн, сухой душ, фонтан водный напольный, профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами и т. д.); активационно-го блока (панно «Звёздное небо», напольный ковер «Млечный путь», проектор «Солнечный-100», зеркальный шар, световая каскадирующая труба «Весёлый фонтан», занавес, проектор «Жар-птица», «Плазма», «Пластилайт», «Туча», светильник «Пламя», сенсорный уголок, интерактивная панель «Осенний лист», звукоактивированный проектор «Русская пирамида», панно «Поющие птицы»); общеразвивающего блока (сенсорные и напольные дорожки, сенсорные мячи (в том числе массажные), мягкие маты и матики, дидактическая черепаха, дидактическая змейка и т. д.). Охарактеризовать оборудование каждого блока и описать возможности его использования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Продемонстрировать каждому студенту какое-либо одно оборудование из любого блока.
3. Провести работу студентов в парах. Каждой паре студентов необходимо выбрать любой модуль активационного блока тёмной сенсорной комнаты и предложить возможности взаимодействия с ним (возможно несколько вариантов решения) с последующей демонстрацией группе студентов и анализом результата.
Самостоятельная работа студентов при изучении данного курса представлена системой разнообразных домашних заданий. Например, «Придумайте или подберите к пяти модулям темной сенсорной комнаты возможные виды и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Разработайте рекомендации по подбору оборудования для работы в темной сенсорной комнате с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра», «Составьте перечень возможного интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты для работы с детьми с сенсорными нарушениями (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, нарушениями умственного развития и т. д.)», «Подберите или придумайте различные варианты игровых упражнений с песком для детей с ограниченными возможностями здоровья, возможных к использованию в условиях светлой сенсорной комнаты», «Подберите различные варианты коррекционных и психотерапевтических сказок возможных к использованию в условиях темной сенсорной комнаты при работе с детьми с ОВЗ» и т. д. Домашние задания предлагаются студентам разных типов. Это задания для повторения, закрепления и углубления знаний и отработки умений по определенной теме; задания для подготовки к восприятию нового материала; задания для самостоятельного решения познавательной задачи.
На каждом практическом занятии преподавателем осуществляется оценка знаний и профессиональных действий с
помощью индивидуального и фронтального опроса, в процессе выполнения и демонстрации (защиты) практических заданий, а также методов самооценки и взаимооценки. Итоговой формой контроля является зачет, в рамках которого каждому студенту предлагается разработать проект программы занятий в темной сенсорной комнате с последующей его защитой. Категорию и возраст (ранний, дошкольный) детей с ограниченными возможностями здоровья студенты определяют самостоятельно.
Таким образом, реализация спецпрактикума «Полифункциональная среда сенсорной комнаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» на базе учебной лаборатории «Сенсорная комната» способствует осуществлению первых профессиональных проб, развитию профессиональных умений. Сенсорная комната является важным инструментом в овладении профессиональными компетенциями будущего педагога-дефек-толога.
Стоит отметить, что современная педагогика предъявляет высокие требования к специалистам. Учитывая данный факт, подготовка бакалавров требует учёта сформированности не только профессиональных компетенций, но еще и общекультурных, в частности компетенции ОК-5 (способен к устной коммуникации на государственном языке; владение одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готов к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии) и ОК-8 (готов к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности).
Так, бакалавр дефектологии бесспорно должен иметь грамотную и правильно интонированную речь, а так же обладать умениями регуляции своего психо-эмоционального состояния. Стрессоустойчивость, защита своего физического и психического здоровья от влияния негативных факторов во многом зависит от самого человека, его желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции. Ни для кого не секрет, что педагогическая профессия является одной из тех сфер деятельности, которая оказывает значительное влияние на организм человека, на его психическое, а вместе с тем и физическое здоровье. Несмотря на неоспоримость данного факта, многие не знают, что своим эмоциональным состоянием можно научиться управлять, что можно повысить уровень сопротивляемости своего организма к стрессам и улучшить состояние восстановительных функций организма. Помимо влияния на эмоциональное состояние педагогическая профессия несет повышенную нагрузку на голосовой аппарат человека, поэтому здесь является важной профилактика заболеваний голоса. Решение этих проблем возможно при помощи технологии биологической обратной связи (БОС), которая представлена в кабинете-лаборатории БОС нашего вуза.
Биологическая обратная связь - это технология передачи человеку, с помощью технических средств, информации о том, как работают его органы и системы, и предоставление ему возможности самостоятельно корректировать их работу, подключая к процессу коррекции мощные механизмы сознания, обучения и памяти. Человек начинает видеть, слышать и понимать характер процессов, проходящих в организме. В результате человек овладевает способностью управлять своим организмом и наращивать уровень его защитных сил [6].
Здоровье человека во многом зависит от правильной взаимосвязанной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. По существу, работа дыхания и сердца - это единый физиологический процесс, являющийся самым главным в организме человека. Именно гармоничное взаимодействие дыхания и сердца, по сути своей, является Паспортом здоровья каждого человека. Значит, чтобы человек был здоровым он должен обладать нормальным физиологически оптимальным дыханием, обеспечивающим эту гармонию. Современная инновационная технология «БОС» позволяет оценить состояние здоровья человека по количественным показателям уровня гармонии работы дыхания и сердца. По одной оценке мы получаем достоверную информацию о взаимодействии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это оценка состояния здоровья студента. А дальше технология «БОС» позволяет эффективно корректировать нарушения функционального состояния. Прежде всего, включаем естественное, природное диафрагмальное дыхание, которым каждый ребёнок владеет с рождения. Но испытываемые им
стрессы, перенапряжения, плохая экология и другие факторы негативно влияют на согласованность работы сердца и лёгких, и навык правильного дыхания нарушается. Количественными показателями гармонии работы кардиореспираторной системы является разница пульса на вдохе и на выдохе. Чем больше эта разница, тем лучше здоровье человека. У детей эта разница достигает 40-50 ударов в минуту. На вдохе 120, а на выдохе 80 при каждом дыхании. Эта величина получила название дыхательной аритмии сердца (ДАС). Именно она определяет взаимосвязь работы сердца и лёгких, и является Паспортом здоровья каждого человека. К сожалению, с возрастом эта величина изменяется, и уже в студенческом возрасте заметны изменения в сторону её уменьшения.
Здоровьеразвивающая технология «БОС» позволяет каждому человеку выработать навык правильного диафрагмально-ре-лаксационного дыхания с максимальной величиной ДАС. Для реализации технологии используются современные возможности мультимедийной компьютерной техники, оборудование БОС и программное обеспечение [7].
Технология позволяет, вырабатывая диафрагмально-релак-сационный тип дыхания, так необходимый для правильной постановки голоса, параллельно улучшить психофизиологическое состояние организма человека и сделать речевую нагрузку энергетически менее затратной, что в свою очередь, очень важно для педагога.
Кабинет БОС позволил разработать и реализовать в учебном процессе спецпрактикум для студентов. Цель спецпрактикума: научить студентов активизировать скрытые резервы организма и управлять психоэмоциональным состоянием при помощи технологии БОС. В процессе его реализации решаются следующие задачи: 1) познакомить студентов с возможностями технологии БОС; 2) выработать диафрагмально-релаксацион-ный тип дыхания. Для оценки уровня освоения содержания программы выделены требования: знать (понимать): взаимосвязь дыхания и жизнедеятельности организма; значение диафраг-мально релаксационного типа дыхания; методику выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания; уметь: проводить диагностику типа дыхания; вырабатывать диафрагмаль-но-релаксационное дыхание без применения технологии БОС; владеть: диафрагмально-релаксационным типом дыхания; методикой формирования диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
Работа со студентами-бакалаврами в рамках спецпрактикума «Использование технологии БОС для активации скрытых резервов организма» позволяет на практических занятиях реализовать ориентировочный компонент формируемых компетенций в виде знания / понимания взаимосвязи дыхания и жизнедеятельности организма, значения диафрагмально-релаксационного типа дыхания и методики его выработки. Практическая работа в рамках спецпрактикума обеспечивает овладение операциональной составляющей. Студенты получают ориентировочную основу действий по проведению диагностики типа дыхания и выработки диафрагмально-релаксационного дыхания без применения технологии БОС. И наконец, опытный компонент компетенций представлен действиями по формированию диафрагмально-ре-лаксационного типа дыхания у самих студентов.
Таким образом, благодаря оборудованию кабинета-лаборатории БОС студенты уже в процессе обучения получают результат работы над собой - диафрагмально-релаксацион-ный тип дыхания с максимальным показателем дыхательной аритмии сердца. Последний, в свою очередь, свидетельствует о сформированном умении расслабиться, снять психоэмоциональное напряжение, т. е. умении управлять своим психоэмоциональным состоянием. В процессе практической деятельности выпускники смогут без труда определить ведущий тип дыхания ребёнка, разработать программу работы над формированием диафрагмального типа дыхания у воспитанников, реализовать её в процессе коррекционно-развивающей работы и оценить результативность.
Увеличение практической работы со студентами в учебных лабораториях и выполнение требований реализации дея-тельностного похода в высшем образовании, позволит поднять на качественно иной уровень практическую, теоретико-методологическую и исследовательскую подготовку педагогов-де-фектологов для нашего округа, в совокупности гарантируя их готовность к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта [8].
Библиографический список
1. Лазарев В.С. К проблеме построения деятельностного профессионального образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014; 2 (14). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-postroeniya-deyatelnostno-orientirovannogo-professionalnogo-obrazovaniya
2. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров. Психологическая наука и образование, psyedu.ru. 2014; 1. Available at: httpV/педагогическоеобра-зование.рф/news/show/20
3. Павалаки И.Ф., Рассказова Н.П. Информационные технологии обучения как фактор повышения качества подготовки специалистов в области специального образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011; 4: 164 -171.
4. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: учебно-методическое пособие. Под редакцией В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. Санкт-Петербург: ХОКА, 2007; Ч. I: Тёмная сенсорная комната.
5. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка: Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
6. Сметанкин А.А. Дыхание по Сметанкину. Санкт-Петербург: ЗАО «Биосвязь», 2007.
7. Комплексы аппаратно-программные БОС: сайт компании «Биосвязь». Available at: http://www.biosvyaz.com/view_kompleksy. php?id=7
8. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш., Лазарев В.С., Немова Т.В. Москва: Издательство МГУ, 2007.
References
1. Lazarev V.S. K probleme postroeniya deyatel'nostnogo professional'nogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie vRossiiiza rubezhom. 2014; 2 (14). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-postroeniya-deyatelnostno-orientirovannogo-professionalnogo-obrazovaniya
2. Margolis A.A. Trebovaniya k modernizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professionalem standartom pedagoga: predlozheniya k realizacii deyatel'nostnogo podhoda v podgotovke pedagogicheskih kadrov. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, psyedu.ru. 2014; 1. Available at: http://pedagogicheskoeobrazovanie.rf/news/show/20
3. Pavalaki I.F., Rasskazova N.P. Informacionnye tehnologii obucheniya kak faktor povysheniya kachestva podgotovki specialistov v oblasti special'nogo obrazovaniya. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 4: 164 -171.
4. Sensornaya komnata - volshebnyj mir zdorov'ya: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod redakciej V.L. Zhevnerova, L.B. Baryaevoj, Yu.S. Gallyamovoj. Sankt-Peterburg: HOKA, 2007; Ch. I: Temnaya sensornaya komnata.
5. Igra iigrushka: innovacionnaya sreda razvitiya rebenka: Sankt-Peterburg: CDK prof. L.B. Baryaevoj, 2011.
6. Smetankin A.A. Dyhanie po Smetankinu. Sankt-Peterburg: ZAO «Biosvyaz'», 2007.
7. Kompleksy apparatno-programmnye BOS: sajt kompanii «Biosvyaz'». Available at: http://www.biosvyaz.com/view_kompleksy.php?id=7
8. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke i realizacii na osnove deyatel'nostno-kompetentnostnogo podhoda obrazovatel'nyh programm VPO, orientirovannyh na FGOS tret'ego pokoleniya. Afanas'eva T.P., Karavaeva E.V., Kanukoeva A.Sh., Lazarev V.S., Nemova T.V. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 2007.
Статья поступила в редакцию 01.03.16
УДК 51(07)
Gasharov N.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Mahmudov H.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ABOUT THE DEVELOPMENT OF STOCHASTIC CULTURE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The article presents a study on an issue to form stochastic culture in younger schoolchildren in the course of teaching mathematics. The main contents of the work is the disclosure of a concept of stochastic culture, study the relevance of the research problem and the presentation of a phased methodological approach for its practical implementation in the primary school. The article gives examples of stochastic samples of jobs that should be used at different stages of development of teaching stochastic culture to younger school pupils, and summarizes the results of research and educational work carried out in the primary school. The results of the research are to be used by teachers and students of pedagogical universities and colleges, as well as by primary school teachers to work out mathematics lessons in primary schools.
Key words: stochastic culture, random event, probability.
Н.Г. Гашаров, канд. физ.-мат. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
Х.М. Махмудов, канд. физ.-мат. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
О РАЗВИТИИ СТОХАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития стохастической культуры младших школьников в процессе их обучения математике. Основное содержание работы составляет раскрытие понятия стохастическая культура, обоснование актуальности исследуемой проблемы и изложение поэтапного методического подхода по её практической реализации в начальной школе. В статье приведены примеры образцов стохастических заданий, которые следует использовать на различных методических этапах по развитию стохастической культуры младших школьников, и обобщены результаты опытно-педагогической работы, проведённой в начальной школе. Результаты работы рассчитаны на преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей, а также учителей начальных классов при проектировании и подготовке уроков математики в начальной школе.
Ключевые слова: стохастическая культура, случайное событие, вероятность.
Как известно, явления природы принято делить на детерминированные, т. е. явления, исходы которых можно однозначно предсказать ещё до их появления, и на случайные, т. е. такие явления, исходы которых нельзя предсказать заранее до их появления. Случайности (случайное событие, явление, величины
и т. п.) в повседневной жизни наблюдаем довольно часто, ибо они являются фундаментальными свойствами природы и общества. Однако детерминированные явления нельзя рассматривать в отрыве от случайных, а также противопоставлять им как с точки зрения логики, так и с точки зрения истории. Классиче-