УДК 378.016:376.1-056.26/.37 DOI 10.26293/chgpu.2019.102.2.026
Т. Н. Семенова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ
44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье представлен опыт преподавания учебной дисциплины «Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии» бакалаврам направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Рассмотрены формы вузовской подготовки, способствующие эффективному освоению профессиональных компетенций и трудовых действий в условиях моделирования системы оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Чувашской Республике. Особое внимание уделено практико-ориентированной форме организации учебного процесса в форме сетевого взаимодействия, описываются особенности использования различных технологий при решении задач, поставленных в рамках изучаемого курса.
Ключевые слова: ранняя помощь детям с отклонениями в развитии, профессиональная подготовка студентов, опыт преподавания учебной дисциплины.
Т. N. Semenova
PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELOR STUDENTS OF «SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION» TRAINING PROGRAM WHEN STUDYING «EARLY HELP TO CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES» DISCIPLINE
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. This article presents the experience of teaching the discipline «Early help to children with developmental disabilities» to bachelor students enrolled in «Special (Defectological) Education» training program; considers the university training forms contributing to effective development of professional competences and professional actions in the modeling of the system of early comprehensive help to children with disabilities in the Republic of Chuvashia; pays particular attention to the practice-oriented form of educational process in the form of networking; describes the features of the use of different technologies in solving the problems in the framework of the course.
Keywords: early help to children with developmental disabilities, professional training of students, experience of teaching a discipline.
Актуальность исследуемой проблемы. Общеизвестна значимость ранней коррекции отклонений в развитии, неслучайно ранняя педагогическая помощь детям с особенностями психофизического развития является приоритетным направлением в развитии специального образования, выстраивании его нового базиса. Данные нововведения связаны со специализацией кадров, усилением дефектологической составляющей и практической направленности подготовки будущих специалистов системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), реализацией в образовательном процессе высшей школы учебно-методического инструментария дефектологической
направленности, разработкой пособий для нынешних и будущих педагогов, повышением интереса к технологизации процесса психолого-педагогической диагностики, поддержки и сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ. Любое образование предполагает наличие подготовленного педагогического работника, владеющего необходимыми профессиональными компетенциями, способного решать стандартные задачи и действовать в условиях неопределенности.
Одними из приоритетных направлений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р, являются развитие кадрового потенциала и подготовка высококвалифицированных специалистов по ранней помощи детям с отклонениями в развитии с учетом инновационных технологий в рамках работы междисциплинарной команды специалистов [6]. Это свидетельствует о том, что проблема коррекционно-развивающего обучения детей раннего возраста с отклонениями в развитии является актуальной, имеет глубокую научно-методологическую базу, но во многих регионах, в том числе и в Чувашской Республике, не находит должного отражения в аби-литационной практике. Мы связываем это с нехваткой или отсутствием знаний у родителей и специалистов разных ведомств о раннем начале коррекции имеющихся недостатков в развитии детей; недостаточной разработанностью моделей и технологий раннего вмешательства; ограниченностью организационно-методических и материально-технических условий для создания служб ранней помощи; отсутствием у педагогов дефектологического профиля профессиональных компетенций и нечеткостью программно-целевых ориентиров при планировании и реализации образовательного процесса в системе высшего образования по обсуждаемому направлению.
Е. Ф. Архипова, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, Е. В. Орлова, Ю. А. Разенкова, Н. Н. Малофеев, С. В. Велиева [2], И. В. Смирнова [9], [10] отмечают глубокий потенциал высшей школы в организации необходимых условий и средств для формирования профессиональной готовности студентов в данной области. Эти факты свидетельствуют о том, что современные выпускники направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование должны быть готовы к профессиональной деятельности в системе раннего вмешательства.
В Чувашской Республике разработка региональной модели системы ранней помощи детям с нарушениями в развитии осуществляется сотрудниками научно-образовательного инновационного центра педагогики и психологии детства Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева С. В. Велиевой [3] и Т. Н. Семеновой [7] в ходе реализации государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на проведение научно-исследовательской работы по теме «Моделирование системы оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» (Проект № 27.9732.2017/БЧ). В рамках реализации данного проекта выявляются и обобщаются эффективные технологии раннего вмешательства, разрабатываются программы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ и научно-методические рекомендации по реализации опыта ее оказания на межведомственной основе. Таким образом, распространение в Чувашской Республике идей раннего комплексного сопровождения детей с проблемами в развитии и их семей определяет не только задачу анализа содержания учебных планов, но и цели нашего исследования, коими являются поиск и апробация инновационных технологий образовательной работы со студентами, будущими дефектологами, логопедами и специальными психологами.
Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературы, изучена нормативно-правовая и ин-
структивно-методическая документация по исследуемой проблеме, обобщен передовой педагогический опыт.
Результаты исследований и их обсуждение. На факультете дошкольной и кор-рекционной педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева в рамках направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили «Специальная психология», «Дошкольная дефектология», «Логопедия» преподается учебная дисциплина «Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии» (72 академических часа, 2 зачетные единицы). Ведущей трудовой функцией педагога-дефектолога, логопеда или специального психолога является психолого-педагогическое сопровождение абилитации ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии, а также его семьи. Поэтому цель, задачи и содержание дисциплины определяются трудовыми действиями и компетенциями, которыми должен овладеть специалист служб ранней комплексной помощи.
Согласно требованиям основной профессиональной образовательной программы высшего образования бакалавриата по обозначенному направлению подготовки, процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: способности осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3) и готовности к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3).
В результате освоения содержания дисциплины «Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии» будущие бакалавры получают знания, умения и навыки по базовым направлениям коррекционно-образовательной деятельности для работы с детьми первых 3 лет жизни. Студенты осваивают профессиональные компетенции в области коррекционной педагогики и специальной психологии, модели и технологии раннего вмешательства в контексте обучения и воспитания детей с разной структурой дефекта в условиях домов ребенка, центров «Мать и дитя», ПМС-центров, детских поликлиник, служб ранней помощи, групп кратковременного пребывания, лекотек и др.
Специалисту дефектологического профиля в сфере ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их семьям необходимо уметь диагностировать особенности развития (сенсорного, психомоторного, коммуникативно-речевого, интеллектуально-творческого, эмоционального), с учетом специфики онтогенеза, детей первых трех лет жизни, консультировать их близких взрослых по вопросам создания развивающей среды в условиях семьи на основе равноправных партнерских взаимоотношений. Будущие дефектологи должны знать современные психолого-педагогические технологии ранней помощи детям с нарушениями в развитии, программы раннего вмешательства, содержание базовых нормативно-правовых документов, а также владеть умениями разработки и реализации адаптированных образовательных программ для детей раннего возраста, имеющих двигательные, интеллектуальные, сенсорные, эмоционально-поведенческие расстройства, на основе эффективного взаимодействия с ними.
Решение задач, поставленных в рамках изучаемого курса, обеспечивается использованием различных технологий, что позволяет погрузить обучающихся в профессиональную деятельность. Например, коммуникативные технологии, в основе которых лежит педагогическая задача, реализуются через диалоги, круглые столы, эвристические беседы, проблемное изложение материала. Они востребованы для формирования навыков профессионального сотрудничества, умения убеждать, поскольку это является необходимой частью общения с родителями и другими близкими взрослыми детей с ОВЗ, а также командной работы специалистов служб ранней помощи. Технология проектной деятельности обеспечивает формирование профессионально-творческого потенциала будущего
специалиста: студенты разрабатывают и защищают информационные и исследовательские проекты по темам дисциплины. Эдьютейнмент-технологии в форме ролевых деловых игр на аудиторных занятиях моделируют профессиональные ситуации в сфере раннего коррекционного вмешательства.
Интересна практико-ориентированная форма организации учебного процесса по данной дисциплине, когда обучающиеся имеют возможность увидеть различные модели коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. Это направление реализуется в рамках сетевого взаимодействия с образовательными и медицинскими учреждениями: КУ «Специализированный Дом ребенка „Малютка"» Минздрава Чувашии, лекотекой при МАДОУ «Детский сад № 7 „Созвездие"» г. Чебоксары, консультационным пунктом «Доверие» при МБДОУ «Детский сад № 141 „Пилеш"» г. Чебоксары, группами кратковременного пребывания детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 11» и «Росточек» на базе МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары, службой ранней помощи при МБДОУ «Детский сад № 23 „Берегиня"» г. Чебоксары. С 2018 г. практические занятия по дисциплине «Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии» часто проводятся на базе лекотеки в инклюзивном центре «Корабль веры» при Храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары. Сегодня лекотеку посещают дети от года до четырех лет с задержкой психоречевого развития, двигательными и сенсорными нарушениями, с расстройствами аутистического спектра.
Профессиональная компетентность будущего дефектолога, логопеда или специального психолога в сфере ранней помощи детям с ОВЗ как интегральное образование не может быть результатом изучения единичного фрагмента научного знания и является не целью, а составной частью системы профессиональных знаний, умений и навыков. В связи с этим курс «Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии» имеет междисциплинарные связи и преемственность с другими профильными дисциплинами («Специальная психология», «Специальная педагогика», «Общеметодические основы образования детей с ограниченными возможностями здоровья», «Логопедия») и дисциплинами модулей «Дошкольная (специальная) педагогика», «Теория и методики дошкольного образования детей с ОВЗ» и др. Его изучение начинается с седьмого семестра, но студенты подключаются к волонтерской деятельности в лекотеке уже с третьего семестра во внеучебное время под руководством преподавателей кафедры коррекционной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Таким образом, после теоретического освоения ряда базовых дисциплин они, погружаясь в практическую деятельность, сталкиваются с проблемами и противоречиями, которые разрешают с помощью имеющихся знаний, и одновременно осознают необходимость получения нового опыта.
Студенты-волонтеры оказывают помощь в подборе наглядно-игрового и дидактического оборудования, которое должно соответствовать не только возрастным особенностям, но и структуре дефекта, уровню психического развития детей. Они помогают наладить игровой коннект матери с малышом, демонстрируя приемы и методы организации сюжетной игры, ее дальнейшего развития. Это является важным этапом раннего вмешательства, поскольку у родителей особого ребенка часто включаются механизмы гипер-или гипоопеки, которые, как правило, не способствуют его оптимальному развитию. Так, при домашнем посещении семей Ю. А. Бондарькова выявила перенасыщение детской среды игрушками и гаджетами, не соответствующими ни психологическому, ни биологическому возрасту ребенка, но при этом и отсутствие необходимых сенсорных игр, мячей, кукол, игрушечной посуды [1]. У родителей часто нет времени для коммуникации с ребенком с использованием простых фраз, интонации, жестов и мимики либо они даже не знают, как с ним играть. Исследования Е. В. Орловой показывают, что при взаимодействии матери с ребенком второго года жизни с органическим поражением ЦНС опыт совместной игры крайне мал, общение в данной форме непродолжительно и часто под-
меняется параллельной игрой, комментированием или наблюдением матери за игровыми действиями ребенка [4].
В контексте данного направления работы студенты также оказывают посильную помощь в психологической поддержке родителей, которая, по данным А. И. Сергиенко, должна быть направлена на развитие позитивной личностной трансформации и посттравматический рост: помочь семье успешно совладать с ситуацией появления в ней ребенка с особенностями психофизического развития [8].
На организованных в лекотеке практических занятиях студенты самостоятельно анализируют процедуру диагностики детей, заполняют протокол обследования особенностей психофизического развития ребенка с ОВЗ, формулируют заключение по ее результатам. Сначала они только наблюдают за поведением ребенка и его действиями, это позволяет им на начальном этапе составить общее представление о характере трудностей, которые испытывает ребенок в различных видах деятельности и взаимодействии с окружающими, и их соответствие нормативному генезису. На основе этой информации возможен переход к углубленному изучению ребенка на основе медико-психолого-педагогической диагностики. Для студентов этот опыт состоит не только в получении знаний о закономерностях развития ребенка на данном возрастном этапе, наблюдении за практическими приемами, которые применяют специалисты во взаимодействии с детьми, но и во внутреннем присвоении этих знаний. Происходит это благодаря процессам идентификации не только со специалистами лекотеки, но и в целом с организацией как эффективно работающей структурой.
Далее следует совместное с преподавателем обсуждение случая с обоснованием аргументации каждого наблюдателя, которая должна опираться на ранее приобретенные теоретические представления о типичных особенностях нервно-психического развития детей раннего возраста с ОВЗ. Студенты разделяют свои протоколы на эпизоды, отражающие особенности поведения ребенка в процессе решения конкретной диагностической задачи. Затем осуществляются сравнение протоколов, обнаружение несоответствия как в выборе регистрируемых показателей, так и в способах их описания, что и становится основой для дальнейшего размышления и обсуждения на занятиях. В последующем собственные протоколы обучающихся сравниваются с общепринятыми параметрами оценки нервно-психического развития ребенка раннего возраста. Становится возможным уточнение предварительной диагностической гипотезы. После внесения необходимых корректив составляется общее психолого-педагогическое заключение об особенностях развития ребенка с ОВЗ. Существующие проблемы совместно ранжируются по степени их важности, студенты под руководством преподавателя определяют первоочередные задачи коррекционной помощи ребенку. Они учатся взаимно координировать свои действия в процессе обследования, уточняя задачи работы в соответствии с ходом беседы с родителями и проявлениями ребенка на каждом диагностическом занятии. Таким образом, основой для проектирования дальнейшей работы становится не отвлеченное, во многом аморфное, абстрактное представление о детях с задержками психофизического развития, а конкретный случай.
Пробные коррекционно -развивающие занятия разрабатываются и проводятся студентами параллельно с изучением сходных по содержанию тем с опорой на результаты обследования детей и их психо лого-педагогическую характеристику. Игровые приемы и абилитационные технологии подбираются обучающимися с учетом онтогенеза возрастных психологических новообразований и становления основных видов детской деятельности. Такая работа формирует профессиональную компетентность в сфере раннего вмешательства, готовность к решению актуальных педагогических задач, возникающих в реальной практике специалиста системы ранней помощи детям с ОВЗ.
В помощь студентам автором статьи в 2018 г. было издано электронное учебное пособие «Психолого-педагогические тактики коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития», где
в десяти разделах были систематизированы извлечения и тексты, которые ранее нужно было искать в разных литературных источниках [5]. При изучении этих разделов предполагается системное рассмотрение теоретических проблем, связанных со спецификой реализации коррекционно-педагогических знаний в системе раннего вмешательства, а также решение практических вопросов применения этих знаний.
Важным технологическим компонентом самостоятельной работы в рамках освоения курса является выполнение репродуктивных и креативных заданий: подбор стандартизированных валидных диагностических методик, игровых приемов коррекционно-развивающей и абилитационной работы, необходимого оборудования и материалов; составление психо лого-педагогической характеристики развития ребенка раннего возраста с ОВЗ, глоссария основных понятий специальной педагогики и психологии детей раннего возраста; аннотирование статей из периодических изданий по темам курса; анализ детских случаев и определение гипотезы о характере нарушения; написание профессионально ориентированных текстов, предназначенных для выступления на педагогическом совете или родительском собрании; публикация статей и тезисов по темам курса.
Резюме. Изучение дисциплины «Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии», несомненно, соответствует запросу региональной практики, а благодаря вариативным формам практико-ориентированной учебной работы студенты в достаточной мере овладевают необходимым набором профессиональных компетенций согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Однако для решения сложной проблемы формирования готовности бакалавров к оказанию услуг ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития и их семьям требуются серьезные усилия специалистов в области как науки, так и методического обеспечения этого процесса. Наш опыт, составляющий содержание данной публикации, убеждает в необходимости как можно более скорого начала освоения ими необходимых компетенций. Такие возможности заложены в разработке специальных дисциплин по ранней комплексной помощи детям с ОВЗ, которые будущие дефектологи смогут изучать в процессе обучения в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарькова Ю. А. Сравнительное изучение динамики развития детей раннего возраста в зависимости от социальной ситуации // Дефектология. - 2019. - № 1. - С. 14-21.
2. Велиева С. В. Негативные психические состояния детей, переживших насилие: особенности, пути преодоления // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2007.-№1(53).-С. 86-95.
3. Велиева С. В. Подготовка будущих педагогов и психологов к осуществлению ранней комплексной помощи // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики : материалы II Международной научно-практической конференции. - Калуга, 2017. - С. 306-314.
4. Орлова Е. В. Феноменология общения матери и ребенка второго года жизни с органическим поражением центральной нервной системы // Дефектология. - 2017. - № 3. - С. 57-68.
5. Психолого-педагогические тактики коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития [Электронный ресурс] : электронное учебное издание / сост. Т. Н. Семенова. - Электрон, дан. - (1,3 Мб). - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2018. -1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
6. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://static.govenunent.ru/media/files/7NZ6EKa6SOcLcCCQbyMRXHsdcTmR91ki.pdf.
7. Семенова Т. Н. Использование потешек в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.-2017.-№ 3(95), ч. 1.-С. 151-158.
8. Сергиенко А. И. Позитивная личностная трансформация и посттравматический рост у родителей детей с особенностями психофизического развития // Дефектология. - 2018. - № 1. - С. 23-35.
9. Смирнова И. В. К вопросу об определении мотивационно-ценностаого компонента готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях дошкольного инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2018. - № 3(99). - С. 306-311.
10. Смирнова И. В. Формирование у будущих педагогов готовности к профессиональной деятельности в условиях дошкольного инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 3(91). - С. 154-162.
Статья поступила в редакцию 17.04.2019
REFERENCES
1. Bondar'kova Yu. A. Sravnitel'noe izuchenie dinamiki razvitiya detej rannego vozrasta v zavisimosti ot so-cial'noj situacii // Defektologiya. - 2019. - № 1. - S. 14-21.
2. Velieva S. V. Negativnye psihicheskie sostoyaniya detej, perezhivshih nasilie: osobennosti, puti pre-odoleniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2007.-№1(53).-S. 86-95.
3. Velieva S. V. Podgotovka budushchih pedagogov i psihologov k osushchestvleniyu rannej kompleksnoj pomoshchi // Lichnost', intellekt, metakognicii: issledovatel'skie podhody i obrazovatel'nye praktiki : materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Kaluga, 2017. - S. 306-314.
4. Orlova E. V. Fenomenologiya obshcheniya materi i rebenka vtorogo goda zhizni s organicheskim porazhe-niem central'noj nervnoj sistemy // Defektologiya. - 2017. - № 3. - S. 57-68.
5. Psihologo-pedagogicheskie taktiki korrekcionno-razvivayushchego obucheniya i reabilitacii detej rannego vozrasta s narusheniyami psihofizicheskogo razvitiya [Elektronnyj resurs] : elektronnoe uchebnoe izdanie / sost. T. N. Semenova. -Elektron. dan. -(1,3 Mb). - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2018. - 1 elektron. opt disk (CD-ROM).
6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.08.2016 № 1839-r «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya rannej pomoshchi v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://static.government.ru/media/files/7NZ6EKa6SOcLcCCQbyMRXHsdcTmR91ki.pdf.
7. Semenova T. N. Ispol'zovanie poteshek v sisteme rannej logopedicheskoj pomoshchi detyam s zaderzhkoj rechevogo razvitiya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva.-2017.-№3(95), ch. l.-S. 151-158.
8. Sergienko A. I. Pozitivnaya lichnostnaya transformaciya i posttravmaticheskij rost u roditelej detej s oso-bennostyami psihofizicheskogo razvitiya//Defektologiya. - 2018. - № l.-S. 23-35.
9. Smirnova I. V. К voprosu ob opredelenii motivacionno-cennostnogo komponenta gotovnosti budushchih pedagogov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah doshkol'nogo inklyuzivnogo obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2018. - № 3(99). - S. 306-311.
10. Smirnova I. V. Formirovanie u budushchih pedagogov gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah doshkol'nogo inklyuzivnogo obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2016. - № 3(91). - S. 154-162.
The article was contributed on April 17, 2019 Финасирование
Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на проведение научно-исследовательской работы по теме «Моделирование системы оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» (Проект № 27.9732.2017/БЧ).
Сведения об авторе
Семенова Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Semenova, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Correctional Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]