УДК 377.018.48.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ В АСПЕКТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2016
Денисова Рутения Робертовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Специальная и дошкольная педагогика и психология» Рудакова Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Логопедия и олигофренопедагогика» Благовещенский государственный педагогический университет (675000, Россия, Благовещенск, ул. Ленина,104, е-mail: [email protected])
Аннотация. Образовательные стандарты (2014-2015 гг.) для обучающихся с ОВЗ устанавливают качественно иные требования не только к результатам обучения, учебному процессу, но и повышают требования к квалификации педагогов. В статье рассматриваются проблемы организации профессиональной переподготовки лиц, связанных с реализацией инклюзивного образования в разных образовательных организациях. Представлен опыт Благовещенского государственного педагогического университета по осуществлению программы профессиональной переподготовки для педагогов общеобразовательных дошкольных и школьных организаций, специалистов медицинских учреждений, руководителей медико-психолого-педагогических комиссий. Проанализировано содержание теоретической и практической подготовки будущих дефектологов. Отмечено, что изучение технологий психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, расстройствами аутистического спектра) осуществляется на основе единства дифференцированного, деятельностного, компетентностного подходов, принципов разноуровневого обучения, учета индивидуальных особенностей развития ребенка. Обсуждается вопрос эффективности обучения в условиях профессиональной переподготовки в связи с реализацией на территориальном уровне механизма сетевого взаимодействия учреждений: образовательных, здравоохранения, социальной защиты; использованием современных информационных технологий для создания адаптированных основных образовательных программ начального и общего образования обучающихся с ОВЗ, разработки пакета документации по динамике развития ребенка с ОВЗ в образовательном учреждения, осуществляющем инклюзивное обучение. Обращено внимание на формирование в ходе профессиональной переподготовки базиса личностной культуры дефектолога, позиции к детским атипиям, готовности строить педагогическое взаимодействие на гуманистических принципах.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная переподготовка, инклюзивное образование, методологические подходы процесса профессиональной переподготовки, адаптированные основные образовательные программы.
INNOVATION-ORIENTED MODEL OF TRAINING UNDERGRADUATES
© 2016
Denisova Ruteniya Robertovna, doctor of pedagogical sciences, professor of «Special and preschool pedagogy and psychology» Rudakova Natalia Pavlovna, candidate of pedagogical sciences, associate Professor of the department of «Speech therapy and Correctional» Blagoveshchensk State Pedagogical University (675000, Russia, Blagoveshchensk, st. Lenin, 4, е-mail: [email protected])
Abstract. Arranging of professional retraining for specialists in inclusive education. Educational standards (2014 - 2015 years) for pupils with health limitations set different requirements not only for the results and process of education, but also set higher requirements for educator's qualification. The article reviews the problems connected with the arranging of professional retraining for specialists who work in inclusive education in various educational institutions. The article shows the experience of Blagoveschensk State Pedagogical University in implementation of retraining program for educators of preschool and school general education organizations, specialists of medical institutions and curators of Psychological-Medical-Pedagogical Commissions. The article analyses the content of the theoretical and practical training of the future speech pathologists. It is said that the studying of methods of psycho-pedagogical support for persons with disabilities (with hearing, vision, mental development, locomotor system, speech and autism spectrum disorders) is built on differentiated, activity, competency-based approaches, multilevel training principals and individual characteristics of children's development. The article discusses the effectiveness of retraining education in connection with the local implementation of the network cooperation mechanism for educational, medical and social protection institutions; and with the applying of modern information technologies in creating adapted basic educational programs for primary and general education of pupils with health limitations, and for preparing the documents about the progress of developing the children with health limitations in inclusive educational institutions. The article draws attention to developing the speech pathologist's personal culture basis, attitude to children's atypicality, readiness to build pedagogical interaction on humanistic principles and other abilities during the retraining.
Keywords: professional education, professional retraining, inclusive education, methodological approaches of professional retraining process, adapted basic education programs.
На современном этапе российского образования в качестве приоритетной выступает проблема создания максимальных условий для реализации образовательной инклюзии лиц с ОВЗ. Новые документы - стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2014 г.) [1] и стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2015 г.) [2, 3] - устанавливают качественно иные требования к результатам образования и учебному процессу. Это означает не только изменение в модели школьного образования, но и повышение требований к уровню квалификации работников.
Профессиональное образование, к сожалению, существенно отстает от процессов, происходящих в обществе, и в должной мере не решает проблему «кадрового голода» в образовательных учреждениях, обусловленную новыми установками. Разрешить существующую ситуацию помогает профессиональная переподготовка, которую следует трактовать как главный образовательный резерв, способный обеспечить формирование у педагогов качеств и компетенций, требуемых согласно стандартам.
Известно, как остро сегодня стоят вопросы недостатка педагогов и психологов, работающих в системе специального и инклюзивного образования. В исследо-
ваниях Л.В.Блинова, Т.В. Волосовец, В.В. Воронковой, Б.Б. Горскина, Е.Т. Логиновой, Н. Н. Малофеева, И.А. Макаровой, Н. М. Назаровой, Б. П. Пузанова, О.Г. Приходько, М.А. Салтыковой, Л.С. Сековец, Е.С. Тушевой, В.В. Хитрюк и др. обосновываются подходы к организации образовательного процесса профессиональной переподготовки, раскрываются факторы, повышающие его эффективность на региональном уровне. Исследовательские позиции ученых помогают повысить качество переподготовки дефектологических кадров, сформировать профессиональную компетентность педагогов в области инклюзии, реализовать современные модели профессиональной переподготовки специалистов в условиях интеграции детей с отклонениями в развитии и обеспечить психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка.
Основой успешной профессиональной деятельности педагогов является знание и понимание феномена «инклюзивное образование детей с ОВЗ». Специфике инклюзивной образовательной среды посвящены работы С.В. Алехиной, Л.Н. Блиновой, Т.Л. Лещинской, В.И. Лубовского, М.Н.Малофеева, Н.М. Назаровой В.В. Ткачевой, Л.М. Шипицыной, Н.Д. Шматко и др.), в которых определены направления развития данной среды (безбарьерность, адаптивность, личностная ориентированность и т.д.) и учет средовых ресурсов (предметных, пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических).
Таким образом, социальная необходимость осуществления инклюзивного образования определяет теоретическую и методическую проработку вопросов организации и функционирования системы профессиональной переподготовки специалистов-дефектологов. В этой связи есть смысл обратиться к опыту региональных вузов, осуществляющих интенсивный поиск эффективных технологий обучения и инновационных педагогических практик профессиональной переподготовки в области коррекционной педагогики.
Благовещенский государственный педагогический университет, старейшее учебное заведение на Дальнем Востоке, на базе факультета повышения квалификации уже несколько лет в рамках высшего образования реализует программу профессиональной переподготовки «Дефектолог образовательных учреждений». Программа ориентирована на педагогов общеобразовательных дошкольных и школьных организаций, специалистов медицинских учреждений, руководителей медико-психолого-педагогических комиссий.
Учебный план профессиональной переподготовки рассчитан на 1080 часов и включает следующие модули: «Медико-биологические основы дефектологии», «Филологические основы дефектологического образования», «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Методические основы дефектологии». В модуле «Медико-биологические основы дефектологии» изучаются анатомия и физиология нервной системы, психопатология, невропатология, педиатрия и др. Модуль «Филологические основы дефектологического образования» ориентирован на преподавание русского языка с основами языкознания, психолингвистики, культуры речи. Модули «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Методические основы дефектологии» включают дисциплины специальной педагогики и психологии (сурдопсихология и сурдопедагогика, тифлопсихология и тифлопедагогика, логопсихология и логопедия и т.д.), а также технологии обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития в специальном и инклюзивном образовании.
Изучение различных модулей расширяет представления слушателей о моделях и технологиях психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения,
интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, расстройствами аутистического спектра). Теоретическая подготовка будущих дефектологов по проблемам специальной педагогики касается целей и задач коррекцион-ного обучения, закономерностей нарушенного развития, психолого-педагогического изучения и диагностики нарушений, своеобразия психического развития, обучения и воспитания лиц с ОВЗ, основывается на единстве теории и методологии инклюзивного образования. Слушатели анализируют отечественный и зарубежный опыт организации инклюзивного образования.
Семинарские занятия формируют представления будущих дефектологов о нормативно-правовых основах инклюзивного образования, моделях и технологиях психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В результате освоения профессиональной программы слушатели должны знать современные концепции инклюзивного образования, необходимые условия организации инклюзивного образования в разных образовательных организациях, уметь реализовывать вариативные коррекционно-образова-тельные программы обучения, воспитания и развития личности ребенка.
Практические занятия обычно проводятся на базе учреждений здравоохранения, социальной защиты, образовательных организаций г. Благовещенска и Амурской области на основе механизма сетевого взаимодействия как способа организации современного учебного процесса. Специфика муниципальных образовательных систем массовых и коррекционных школ в предоставлении образовательных услуг детям с ОВЗ часто не соответствует требованиям реализации вариативных образовательные программ. Применение механизма сетевого взаимодействия на территориальном уровне способствует разумному использованию большинства ресурсов образовательных учреждений в адекватности предоставления детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях с учетом особенностей их психофизического развития.
Отработка практических умений и навыков по созданию специальных условий и технологий адаптационных образовательных программ для ребенка с ОВЗ осуществляется на основе принципов разноуровневого обучения, учета индивидуальных особенностей развития. Педагоги-дефектологи обучаются умению выбирать формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в зависимости от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, организовывать взаимодействие различных участников образовательного процесса в инклюзивной практике, составлять адаптированные основные образовательные программы (АООП) с учетом особых образовательных потребностей, особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.
В работе со слушателями хорошо зарекомендовали себя современные информационные технологии, помогающие создать единое информационное пространство по организации инклюзии в детских садах, школах и учреждениях дополнительного образования. Началась работа по сбору информации о том, какие существуют барьеры для перехода к инклюзивным формам обучения в образовательных организациях, как методически правильно подготовиться к открытию, комплектованию и функционированию инклюзивных групп и классов. Использование медиасредств позволяет каждому слушателю попробовать свои силы в разработке пакета документации по динамике развития ребенка с ОВЗ в образовательном учреждения, осуществляющем инклюзивное обучение.
В основу создания адаптированных основных образовательных программ начального и общего образо-
вания обучающихся с ОВЗ заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Опора на дифференцированный подход разработке образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, что позволяет обучающимся с ОВЗ реализовать индивидуальный потенциал своего развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Так, в разработке АООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью реализация деятельностного подхода обеспечивает придание результатам образования социально и личностно значимый характер, прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях. В целом, предлагаемые технологии направлены на достижение гарантированного лицам с ОВЗ высокого качества обучения, развитие мировоззренческих позиций педагогов и психологов, работающих в системе специального и инклюзивного образования.
Эффективность обучения в условиях профессиональной переподготовки видится в реализации не только технологии выделения инвариантов в содержании деятельности специалиста-дефектолога, но и в обеспечении вариативности профессии. Именно деятельност-ный подход помогает подготовить кадры, которые наилучшим образом способны изменить направления своей деятельности и успешно адаптироваться в меняющихся условиях. Такие профессионалы необходимы сегодня в период становления современной парадигмы инклюзивного образования.
В результате обучения по дополнительной профессиональной программе «Дефектолог образовательных учреждений» слушатели совершенствуют общекультурные и общепрофессиональные компетенции в области коррекционно-педагогической, диагностико-консульта-тивной, а также исследовательской и культурно-просветительской деятельностях. Значимыми являются компетенции по:
- использованию базовых экономических и правовых знаний в социальной и профессиональной сферах, готовности к организации коррекционно-развивающей образовательной среды;
- выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-пе-дагогической деятельности в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты, проведению психолого-педагогического исследования лиц с ОВЗ;
- анализу результатов комплекного медико-психолого-педагогического исследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития;
- взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями здравоохранения, культуры с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ;
- организации педагогического процесса в инклюзивных образовательных организациях и оценке качества их работы.
Компетентностный подход становится ключевым принципом развития образования. Но сумма предложенных компетенций не гарантирует профессиональности человека, многое зависит от личностных качеств слушателей. В рамках рассматриваемой проблемы считаем важным обращение к ценностным аспектам подготовки специалистов для системы инклюзивного образо-
вания[4]. Формирование базиса личностной культуры педагога, профессиональной позиции к лицам с ОВЗ определяют совокупное отношению специалиста к различным сторонам своей профессиональной деятельности и обеспечивают взаимодействие с другими на гуманистических принципах.
Разумеется, в общем потоке проведения профессиональной переподготовки на базе вузов имеются как положительные моменты, так и отдельные недостатки. Перспективность начатой работы видится в организации гибкой и адаптивной образовательной среды на основе рационального проектирования моделей высшего профессионального и инклюзивного образования, то есть моделей, востребованных обществом и действующих по принципу «здесь и сейчас».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства науки и образования Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1087 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 30 октября 2015 г., регистрационный № 39651.
2. Приказ Министерства науки и образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Справочник заместителя директора школы. 2015. № 4. С. 5-20.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
5. Макарова И.А. Подготовка педагогических кадров общеобразовательных учреждений к работе в условиях инклюзии // European social science journal. 2013. № 12-2 (39). С. 111-118.
6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. М.: Просвещение, 2009. 319 с.
7. Тушева Е.С. Стратегически-значимые направления исследования профессиональной переподготовки специалистов в области коррекционной педагогики // MagisterDixit. №3. 2011. С. 191-202.
8. Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов: результативность дидактической модели // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. № 5. С. 112-120.
9. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условия развития образования: материалы Всероссийской конференции (г. Новосибирск, 23-25 сентября 2015 г.) / под ред. С.В. Алехиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. 196 с.
10. Арзыбова О.В. Формирование жизненных компетенций школьников с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 14-16.
11. Ахметова Д.З. Идеи концепции непрерывного инклюзивного образования // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 44-46.
12. Ахметова Д.З. Ускорит ли инклюзивное образование преодоление социальной эксклюзии? // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 36-38.
13. Винтаева Т.Н. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных программ для детей с
ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 95-101.
14. Денисова Р.Р. Региональные аспекты инклюзивного образования (на примере Амурской области) // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология»- 2015. № 5(64). С.5-11.
15. Денисова Р.Р., Никифорова А.В. Профессиональная подготовка кадров для системы специального образования // Право и образование. 2011. № 8. С. 23-38.
16. Яковлева Е.Л. Выявляя причины распространения инклюзии и инклюзивного образования (философский аспект проблемы) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 26-29.
17. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. 167 с.
18. Криводонова Ю.Е. Профориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 20-22.
19. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии: Программа спецкурса. М.: Изд-во УРАО, 2005. 12 с.
20. Никашина Н.А. Особенности самореализации личности людей с ограниченным зрением // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 19-21.
21. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. В.В. Ткачевой. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.
22. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / под. ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 84 с.
23. Яковлева Е.Л. Другие как предпосылка формирования инклюзивного пространства и образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 15-18.
24. Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. Самара: Современные образовательные технологии, 2010. 320 с.