Научная статья на тему 'Профессиональная проба как условие формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов'

Профессиональная проба как условие формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ПРОФИЛЬ "НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MEANS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / PROFESSIONAL FUNCTIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / PROFESSIONAL TEST / BACHELORS'' TRAINING / "ELEMENTARY EDUCATION PROFILE"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Марина Александровна

Цели российского высшего образования, в соответствии с образовательными стандартами подготовки бакалавров-педагогов, переориентированы на формирование у студентов умений решать задачи в области одного из видов будущей профессиональной деятельности и овладение соответствующими компетенциями. В связи с этим возникает необходимость спроектировать и апробировать систему условий и средств, способствующих формированию мотивации к овладению способами решения педагогических, научно-исследовательских, проектировочных и других задач. Отсутствие необходимой мотивации приводит к формальному усвоению отдельных профессиональных действий, которые в дальнейшем осуществляются вне связи с целями и условиями профессиональной деятельности. В то же время, сложившаяся в процессе обучения система внутренних мотивов профессиональной деятельности позволит бакалаврам не только успешно решать типовые задачи, но и творчески преобразовывать свою будущую деятельность в зависимости от меняющихся целей, требований, технологий, особенностей учащихся. Проектирование условий и средств формирования мотивации зависит от этапа овладения профессией. На первоначальном этапе эффективным средством может являться профессиональная проба. Профессиональная проба «Учитель начальных классов» осуществляется в рамках учебной практики на 1 курсе и проекта «Лаборатория начинающего учителя» на 2 курсе подготовки бакалавров профиля «Начальное образование». Профессиональные пробы направлены на моделирование и реализацию отдельных задач профессиональной деятельности. Содержание задач определяется как содержанием профессиональных функций, зафиксированных профессиональным стандартом педагога, так и собственно образовательным стандартом бакалавра по направлению «педагогическое образование». Профессиональные пробы предполагают диагностику и самооценку профессионально-важных качеств личности будущего учителя, оценку результатов пробы, а также содержательную оценку собственного профессионального опыта. Определение области своего знания и незнания, наличия или дефицита личностных качеств может способствовать возникновению смыслообразующих мотивов к овладению профессиональными компетенциями. Элементы неопределенности, неожиданности, новизны в ходе профессиональной пробы стимулируют интерес к профессии и являются мощным эмоциональным подкреплением возникающей мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TEST AS A WAY OF MOTIVATIONAL FORMATION DURING EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES FOR FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

In accordance with the educational training standards for bachelors of pedagogy, purposes of Russian higher education are refocused on the formation of students' skills to solve problems in the field of one’s future career and achieve essential qualities. In those circumstances it is necessary to create and test a system of conditions and means, which must form incitation to solve different pedagogical, research, projecting and other problems. The lack of necessary motivation leads to the formal adoption of certain professional activities, which later is implemented without regard to purposes and conditions of professional activities. At the same time, internal motivation system of professional activities, which was established in the learning process, will allow bachelors not only to solve typical problems successfully, but also to transform their future activities in a new creative way, which would depend on changing purposes, requirements, technologies, characteristics of students. Creating conditions and means of motivational formation depends on the stage of professional acknowledgement. At the initial stage professional test can be an effective mean. Professional test called «Primary school teacher» takes place during the educational practice at the 1st year and the project called «Laboratory of beginning teacher» at the 2nd year of bachelor’s training in «Elementary education» profile. Professional tests are aimed to simulate and actualize particular problems in professional activities. The contents of the tasks are defined both by contents of the professional functions stated by a professional teacher standard and bachelor's educational standard of Pedagogical Education. Professional tests are supposed to create a conditions, where it is possible to test and evaluate professionally important qualities of the future teachers, estimation of the results of the test and evaluation of future teacher's professional experience. Determination of the one’s weak and strong sides, availability or shortage of personal qualities may contribute emergence of the semantic motives to master professional competences. Elements of uncertainty, surprise, and newness during professional tests stimulate interest towards future job and provide powerful emotional reinforcement of self-motivation.

Текст научной работы на тему «Профессиональная проба как условие формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов»

Петрова Марина Александровна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ...

УДК 378.147.88 + 159.99

ПРОФЕ ССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

© 2016

Петрова Марина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики начального образования» Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)

Аннотация. Цели российского высшего образования, в соответствии с образовательными стандартами подготовки бакалавров-педагогов, переориентированы на формирование у студентов умений решать задачи в области одного из видов будущей профессиональной деятельности и овладение соответствующими компетенциями. В связи с этим возникает необходимость спроектировать и апробировать систему условий и средств, способствующих формированию мотивации к овладению способами решения педагогических, научно-исследовательских, проектировочных и других задач. Отсутствие необходимой мотивации приводит к формальному усвоению отдельных профессиональных действий, которые в дальнейшем осуществляются вне связи с целями и условиями профессиональной деятельности. В то же время, сложившаяся в процессе обучения система внутренних мотивов профессиональной деятельности позволит бакалаврам не только успешно решать типовые задачи, но и творчески преобразовывать свою будущую деятельность в зависимости от меняющихся целей, требований, технологий, особенностей учащихся. Проектирование условий и средств формирования мотивации зависит от этапа овладения профессией. На первоначальном этапе эффективным средством может являться профессиональная проба. Профессиональная проба «Учитель начальных классов» осуществляется в рамках учебной практики на 1 курсе и проекта «Лаборатория начинающего учителя» на 2 курсе подготовки бакалавров профиля «Начальное образование». Профессиональные пробы направлены на моделирование и реализацию отдельных задач профессиональной деятельности. Содержание задач определяется как содержанием профессиональных функций, зафиксированных профессиональным стандартом педагога, так и собственно образовательным стандартом бакалавра по направлению «педагогическое образование». Профессиональные пробы предполагают диагностику и самооценку профессионально-важных качеств личности будущего учителя, оценку результатов пробы, а также содержательную оценку собственного профессионального опыта. Определение области своего знания и незнания, наличия или дефицита личностных качеств может способствовать возникновению смыслообразующих мотивов к овладению профессиональными компетенциями. Элементы неопределенности, неожиданности, новизны в ходе профессиональной пробы стимулируют интерес к профессии и являются мощным эмоциональным подкреплением возникающей мотивации.

Ключевые слова: подготовка бакалавров, профиль «начальное образование», мотивация, учебно-профессиональная деятельность, задачи педагогической деятельности, профессиональные функции, профессиональная проба.

PROFESSIONAL TEST AS A WAY OF MOTIVATIONAL FORMATION DURING EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES FOR FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

© 2016

Petrova Marina Aleksandrovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Psychology and pedagogy of elementary education» Irkutsk State University, Irkutsk (Russia)

Abstract. In accordance with the educational training standards for bachelors of pedagogy, purposes of Russian higher education are refocused on the formation of students' skills to solve problems in the field of one's future career and achieve essential qualities. In those circumstances it is necessary to create and test a system of conditions and means, which must form incitation to solve different pedagogical, research, projecting and other problems. The lack of necessary motivation leads to the formal adoption of certain professional activities, which later is implemented without regard to purposes and conditions of professional activities. At the same time, internal motivation system of professional activities, which was established in the learning process, will allow bachelors not only to solve typical problems successfully, but also to transform their future activities in a new creative way, which would depend on changing purposes, requirements, technologies, characteristics of students. Creating conditions and means of motivational formation depends on the stage of professional acknowledgement. At the initial stage professional test can be an effective mean. Professional test called «Primary school teacher» takes place during the educational practice at the 1st year and the project called «Laboratory of beginning teacher» at the 2nd year of bachelor's training in «Elementary education» profile. Professional tests are aimed to simulate and actualize particular problems in professional activities. The contents of the tasks are defined both by contents of the professional functions stated by a professional teacher standard and bachelor's educational standard of Pedagogical Education. Professional tests are supposed to create a conditions, where it is possible to test and evaluate professionally important qualities of the future teachers, estimation of the results of the test and evaluation of future teacher's professional experience. Determination of the one's weak and strong sides, availability or shortage of personal qualities may contribute emergence of the semantic motives to master professional competences. Elements of uncertainty, surprise, and newness during professional tests stimulate interest towards future job and provide powerful emotional reinforcement of self-motivation.

Keywords: bachelors' training, «Elementary Education profile», motivation, educational and professional activities, means of pedagogical activity, professional functions, professional test.

В подготовке педагогов начальной школы в последнее десятилетие произошли существенные изменения и обозначились определенные проблемы. Цели российского высшего образования, в соответствии с образовательными стандартами подготовки бакалавров-педагогов, переориентированы на формирование у студентов умений решать задачи в области одного из видов будущей профессиональной деятельности и овладение соответствующими компетенциями. В связи с этим возникает необходимость спроектировать и апробировать систему условий и средств, способствующих формированию мотивации к овладению способами решения педагоги-

ческих, научно-исследовательских, проектировочных и других задач. В качестве основания для постановки такой задачи выступают кардинальные и быстрые изменения системы педагогического образования.

В рамках общественного обсуждения направления развития педобразования на координационном совете учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы принят Проект концепции поддержки развития педобразования (14 января 2014г.), который ориентирует на преодоление ряда проблем на этапе входа в профессию, на этапе получения педагогического образования и на этапе удержания в профессии.

Петрова Марина Александровна педагогические

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ... науки

Так, на этапе подготовки педагогов выделены следующие проблемы: «неудовлетворительное качество подготовки выпускников, устаревшие методы и технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы, слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, плохое ресурсное оснащение учебного процесса в педагогических программах» [1]. Выделенные проблемы требуют постоянной модернизации как содержания подготовки будущих педагогов, методов обучения, так и психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки в соответствии с изменяющейся нормативной базой и реальной практикой.

Следует отметить все возрастающую роль стандартизации и нормативной регламентации как подготовки будущих учителей начальных классов, так и их профессиональной деятельности.

Разработаны стандарты высшего образования (ВО) по направлению педагогическое образование (так называемые стандарты 3+): уровень бакалавриата 44.03.01 - прикладной и академический бакалавриат с 1 профилем подготовки (4 года) и 44.03.05 - с 2-мя профилями (5 лет); стандарты ВО по направлению психолого-педагогическое образование 44.03.02. В рамках каждого из этих стандартов возможна подготовка учителя начальных классов. Все стандарты ([2, 3, 4]) включают перечень общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которыми должен овладеть учитель для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Содержание образовательных программ должно обеспечивать готовность будущих педагогов к реализации федерального стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительной особенностью стандартов общего образования последнего поколения является их построение на основе системно-деятельностного подхода, который требует построения такой системы деятельности образовательного учреждения и конкретного учителя, которая гарантировала бы достижение личностных, метапредметных и предметных результатов НОО [5].

При формировании программы профессионального образования мы также учитываем положения Профессионального стандарта педагога [6], в котором указаны трудовые функции учителя, соответствующие им действия, умения и знания и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, включающих перечень должностей педагогических работников и их квалификационные характеристики [7].

Правительством РФ реализуется "дорожная кар-та"[7], которая предполагает постепенный переход на систему эффективных контрактов в сфере образования, которые предполагают оценку деятельности учителя начальных классов в зависимости от достижения учащимися результатов ФГОС НОО.

Анализ нормативной базы показывает, что содержание и качество подготовки учителя начальных классов должно соответствовать следующим требованиям:

1. Формировать компетенции, заложенные в стандарте профессионального образования. Вариативность стандартов и моделей подготовки требует специального анализа содержания компетенций, овладение которыми выступает в качестве предполагаемого результата про-фпродготовки.

2. Овладение компетенциями в ходе профподготовки должно обеспечивать выполнение трудовых функций и соответствие квалификационным требованиям к должности учителя.

3. Содержание компетенций должно обеспечивать достижение личностных, предметных и метапредмет-ных результатов начального образования.

4. Выпускник должен понимать, чем определяется эффективность его деятельности и должен быть готов работать в перспективе в рамках эффективного контракта.

Таким образом, мы видим тенденцию к все большему нормированию профессиональной деятельности, а перспективы профессиональной карьеры все более будут связаны с результатами профессиональной деятельности. Несомненно, эта тенденция не может не отразиться на содержании профессиональной подготовки, методах обучения, характере отношения студентов к учебной деятельности.

Наш опыт показывает, что уровень и характер мотивации учебно-профессиональной деятельности будущих учителей, как правило, не соответствует этим изменениям.

В научной литературе также отмечается подобное явление. Так Т.О. Гордеева указывает, что в последнее время наблюдается падение общего уровня внутренней мотивации учебной деятельности и описывается феномен различия сильных и слабых студентов не по уровню интеллекта, а по силе и характеру мотивации [9, с.26]. Л.С. Гринкруг акцентирует внимание на том, что стать субъектом собственной деятельности студент сможет, только если он будет обладать устойчивой мотивацией к учебной деятельности, а «познание и самоизменение станут его личными ценностями», поскольку позволять решать задачи все более усложняющейся социальной практики [10, с.180], а от себя добавим: и все более усложняющейся профессиональной практики, связанной с ужесточающимся её нормированием.

Отсутствие необходимой мотивации приводит к формальному усвоению отдельных профессиональных действий, которые в дальнейшем осуществляются вне связи с целями и условиями профессиональной деятельности. В то же время, сложившаяся в процессе обучения система внутренних мотивов профессиональной деятельности позволит бакалаврам не только успешно решать типовые задачи, но и творчески преобразовывать свою будущую деятельность в зависимости от меняющихся целей, требований, технологий, особенностей учащихся.

Мы предположили, что эффективным может быть обращение к профессиональной практике, как пути формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности, а в качестве необходимого условия мы использовали метод профессиональных проб.

Опыт организации профессиональных проб в подготовке учителя начальных классов описан в ряде работ [11, 12], на наш взгляд, его ценность заключается в технологии формирования определенных профессиональных действий, он направлен на «профессионализацию подготовки педагога, т.е. такую модель его прак-тико-ориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность, в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами - профессиональным стандартом, что обеспечивает, в свою очередь, возможность полноценной учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС общего образования (ФГОС ОО)» [12].

При этом, как отмечает А.А.Марголис, необходимо избежать ряда рисков:

- «превалирование утилитарно-методической составляющей подготовки в ущерб исследовательско-теорети-ческой, при которой во главу угла ставятся, прежде всего, методы, методики и конкретные приемы работы учителя вне контекста анализа ситуации развития ученика, класса и глубокого владения предметным содержанием изучаемого предмета;

- риск декомпозиции сложной по составу, но единой по форме и структуре профессиональной деятельности педагога, на отдельные профессиональные действия, из которых она состоит;

- третий риск заключается в том, что сама по себе АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

Петрова Марина Александровна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ...

сформированная инструментальная готовность к осуществлению профессиональных действий не обеспечивает автоматически вхождение в профессиональное сообщество» [12].

На наш взгляд, чтобы избежать таких рисков и формировать смыслобразующие внутрипрофессиональ-ные мотивы, необходимо выделить систему метазадач, обеспечивающих в ходе различных этапов подготовки переход от учебной деятельности будущего учителя начальных классов к квазипрофессиональной и собственно-профессиональной [13,14].

Решение метазадачи происходит на протяжении всего периода подготовки и охватывает как теоретическую, так и практическую подготовку.

В ходе теоретической подготовки на основе разработки теоретических моделей решения профессиональных задач студенты определяют теоретические принципы и обобщенные способы действий по решению профессиональных метазадач, а в ходе практической подготовки применяют их для решения различного спектра практических задач, т.е. осуществляют профессиональную пробу.

Профессиональные пробы в подготовке будущего учителя мы проектируем на основе разработанного нами алгоритма, включающего формулировку метазадач профессиональной подготовки, соотнесение их с компетенциями, подлежащими освоению в ходе профподготовки, с функциями профессиональной деятельности, построение системы частных теоретических задач и системы профессиональных проб в учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности.

Рассмотрим данный алгоритм подробнее на примере одной из метазадач:

1. Метазадача на овладение обобщенным профессиональным действием по построению образовательного процесса в начальной школе с позиции развития личности младшего школьника и достижения им предметных, метапредметных и личностных результатов.

2. Профессиональные компетенции, которыми должен овладеть будущий учитель начальных классов в соответствии с ФГОС ВО по направлению 44.03.01:

- готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;

- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

- способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапред-метных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета.

3. Трудовые функции, успешной реализации которых способствует решение данной метазадачи: обучение; педагогическая деятельность по реализации программ начального образования.

4. Построение системы частных теоретических задач и профессиональных проб.

Соотношение компонентов алгоритма представлено в табл.1.

Профессиональная проба «Учитель начальных классов» осуществлялась в рамках учебной практики на 1 курсе и проекта «Лаборатория начинающего учителя» на 2 курсе подготовки бакалавров профиля «Начальное образование». Профессиональные пробы были направлены на моделирование и реализацию отдельных задач профессиональной деятельности. Содержание задач определялось как содержанием профессиональных функций, зафиксированных профессиональным стандартом педагога, так и собственно образовательным стандартом бакалавра по направлению «педагогическое образование». Профессиональные пробы предполагали

диагностику и самооценку профессионально-важных качеств личности будущего учителя, оценку результатов пробы, а также содержательную оценку собственного профессионального опыта.

Таблица 1 - Алгоритм проектирования профессиональных проб по решению метазадачи по построению образовательного процесса в начальной школе

1 рудо Баз Формирузмыз Частные теоретические задачи i 1рофесснональные пробы (Ш)

функция КОМПеТеНЦНН

о готовность 1 .Проектирование ооразовагельдаго L.lJllno разработке программы

2, p гадшовывать пр опг-сса на основе ФГОС НОО с развития образовательной

я о оразовательные учетом особ гнностгйсоцнальвой организации ¡"учебная практика:

® пр ограммыпо прммгту е ситуации развития первекпаеяшка раб о та с кейсами. включающими

О со ответствии с в связи с пер ел о лом ведушен раЗЛИЧНКе прогрз^.р.гьз ра^.ч-гут"

требованиями деятельности от игровонк учебной начальной школы)

i о оразовательньк 2 .Формнрованнеметапредаетньк 2.i 111 по формированию

а стандарте® f.""HITп"[. v:.генгн УЧГПКЯН метапр едметных комготенцнн

= способность уннверсальньк учеоньк дежтвнн (разработка ир еализация урока на

а использовать возможности до ур овня. необходимого для деятельностной основа)

=■ образовательной среды дня освоения образовательньк 3.1111: работа с докуигнтациа

I дос тнж еннялнчностных. программ основного оошего □о моннторннгуобразоватальньхе

ме-тапрэдметных н •: : . аз: i з.:-:: результатов.

t ы пр едметных результатов 3 Формированнеу детей 4.1111: Анализ ур озза учителя с

1 Í о оучения н оозспечення •С ОЦИаЛЬНОЫПО ягггега о b ^чаюшихся ПО ге-гптлт дГ)стиж

5 " кач к ты уч ебно- HlEZSlirKOT.UIÍKCI 0 ^"ЧЗШЯЕ .итгла-сгярова-нкото рз^'льтятя

Е я воспигатепьного npoiEcca 4. Объ ектнвная оценка успехов н ;.ПП:«1яш1шч||||«

si средствами по лтдкн младших школьников на

£ преподаваемого предмета. возможностей обучающихся с уроке.

учетом неравноьернветн

§ индиЕндуальног о пснхическст о

а р азьпшл л;: зй млалпг зг о

^ школьного во зраста.

к 4 .Корр ектнроЕка учебной

i л i-Ti f льне: ш IE олд из л аннкх

i мониторинга образовательных

§ 5 .Участие вразраб етке и

é о бразовательней организации в

комфортной образовательной среды

готовностьреалнзовыЕзть Разработка нреал ницняпрогр asm 1.1111: анализ программы

о оразовательные учеОНЫХ -тттгагт~ТГЦ-р.рздПуаХ учит г ля п о с дн он из уч г Ьньл-:

пр ограммыпо прадывту Е основной обшеобразователшой дисциплин" 01,ру5:ак'шиймир.

со ответствии с программы мат ематика, русский язык.

требованиями литературное чтение нт.д)

стандартов

способность использовать Осудмствпдгие профессиональной 2.1111: анализ методов о буч зон

с о Ер ем энные методы и деятельности в со ответствии с и технологии урокас точки зр ения

технологии обучения требованиями ФГОС НОО л о стих:ения запланнр ованных

J. lii i: 11р оектнрованнеуроЕа с

i точки зрения еь: opa зхатолов и

i зрение достижение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o запланированных результатов.

Пр оведение давиог о урока.

спосооность использовать 1 .Постр оенне плана ур ежа на 1Ш по работе с документами.

возможности деятельности ей основе. регламентирующими оценочную

о бразовательнан ср еды для 2 .Организация и осущвегкшние д еятельность учителя.

Д О СГНЖЗШШЛНЧНОСГНЫХ. контроля и оценкнучеоных 1111 по проектнр ованиюн и

метапр едметных и д о стаж еннн техуших н ит ого еых р еалниции программы ко Hipo ля и

предметных результатов результатов освовшя основной опенки уч г оных достижений

о б учения и обеспечения образовательной прогряммы 1111: применения приемов

качества учебно- и-ги: имиез активизации по знавательной

воспитательного процесса 3. ф ор мнровани е УТД на уроке. деятельности формир ования

средствами 4.Формнрованиеучевной '-ч г о н о и м о тивацин.

преподаваемого предмета. мотивации. 1111: пр оведение урока по решенню учебной пр облемы.

Анализ рефлексивных дневников студентов по результатам профессиональных проб показал следующее:

Сдвиг мотивов от внешних к внутренним, от ориентации на оценку к стремлению овладеть именно умением решать профессиональные задачи.

Изменения отношения к теоретическим знаниям и изучению документов, повысилось понимание необходимости владеть этими средствами.

Рост тревоги из-за кризиса компетентности и понимания сложности профессиональных задач.

Таким образом, основным выводом нашей работы явилось то, что определение области своего знания и незнания, наличия или дефицита личностных качеств в ходе профессиональной пробы способствовало возникновению смыслообразующих мотивов к овладению профессиональными компетенциями. Элементы неопределенности, неожиданности, новизны в ходе профессиональной пробы стимулировали интерес к профессии и явились мощным эмоциональным подкреплением возникающей мотивации.

В качестве перспективы мы рассматриваем разработку методов и организационных форм, позволяющих обобщать результаты профессиональных проб, что позволит сформировать обобщенные способы профессиональных действий, теоретическое отношение к собственному опыту и мотивы к овладению теоретическими знаниями как более эффективным инструментом по сравнению с частными практиками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Проект концепции поддержки развития педо-бразования (14 января 2014г.) [Электронный ресурс].

Петрова Марина Александровна

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ..

Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/3871/ файл/2676/Концепция поддержки развития педагогиче-ского%20образованияЛос . (дата обращения: 5.08.2016)

2. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование (уровень бакалавриата)» от 4 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94(дата обращения: 30.08.2016)

3. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование с двумя профилями подготовки (уровень бакалавриата)» от 9 февраля 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 30.08.2016)

4. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 психолого-педагогическое образование» от 14 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения: 30.08.2016)

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» С изменениями и дополнениями от:26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://base.garant.rU/197l27/#friends. (дата обращения: 30.08.2016)

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 10.08.2016)

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html(дата обращения: 10.08.2016)

8. Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р О плане мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Режим доступа: ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70550418/#ixzz4IwN7ipYX. (дата обращения: 17.08.2016)

9. Гордеева, Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия реализации: дис. ... д-ра психол.наук: 19.00.07/ Гордеева Тамара Олеговна. М., 2013. 444 с.

10. Гринкруг, Л.С. Концептуальный анализ мотивации участников образовательной деятельности вуза/ Гринкруг Л.С.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Вып.№ 136/ 2010. С. 174-187.

11. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука

и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 143-159.

12. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. Режим доступа: http://psyedum/journal/2014/2/ Margolis.phtml (дата обращения: 10.08.2016).

13. Петрова М.А. Формирование мотивов учебно-профессиональной деятельности в процессе подготовки учителей начальных классов: дис. ... канд. психол.наук: 19.00.07/ Петрова Марина Александровна. Иркутск, 1998. 166 с.

14. Петрова М.А. Профессиональная проба в подготовке учителя начальных классов// Развитие начального образования в период институциональных и социокультурных трансформаций. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 2015. С. 183-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.