Научная статья на тему 'Интегративная образовательная среда как фактор социализации дошкольников на этапе подготовки к школьному обучению'

Интегративная образовательная среда как фактор социализации дошкольников на этапе подготовки к школьному обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВ-КА К ШКОЛЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / PRE-SCHOOL EDUCATION / DEVELOPING ENVIRONMENT / PREPARATION FOR SCHOOL / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухина Ю.Ю.

В свете концепции «зеркального Я» Ч. Кули и средового подхода выявлены особенности социализации дошкольника, его подготовки к обучению в школе. В качестве психолого-педагогических условий успешной социализации рассматривается интегративная предметно-пространственная развивающая образовательная (ППРО) среда дошколь-ной образовательной организации (ДОО). Предложено сущностное и предметное на-полнение интегративной ППРО среды, способствующей повышению уровня готовно-сти к школьному обучению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотухина Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative educational environment as a factor of socialization at the stage of preparation for school

In the light of the concept of «Mirror I» H. Cooley and environmental approach revealed features of the socialization of the preschool child, its preparation for the training school. As psycho-pedagogical conditions of successful socialization is considered of integrative subject-spatial developing educational environment preschool educational organization. Proposed the essential content of integrative SSDE environment, promoting the comprehensive development of children and improving their readiness for schooling.

Текст научной работы на тему «Интегративная образовательная среда как фактор социализации дошкольников на этапе подготовки к школьному обучению»

УДК 373.29

Ю.Ю. ЗОЛОТУХИНА

ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

В сеете концепции «зеркального Я» Ч. Кули и средоеого подхода выявлены особенности социализации дошкольника, его подготовки к обучению е школе. В качестве психолого-педагогических условий успешной социализации рассматривается интегратиеная предметно-пространственная развивающая образовательная (ППРО) среда дошкольной образовательной организации (ДОО). Предложено сущностное и предметное наполнение интегративной ППРО среды, способствующей повышению уровня готовности к школьному обучению.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательная среда, социализация, подготовка к школе, интеграция.

In the light of the concept of «Mirror I» H. Cooley and environmental approach revealed features of the socialization of the preschool child, its preparation for the training school. As psycho-pedagogical conditions of successful socialization is considered of integrative subject-spatial developing educational environment preschool educational organization. Proposed the essential content of integrative SSDE environment, promoting the comprehensive development of children and improving their readiness for schooling.

Keywords: pre-school education, developing environment, preparation for school, integration.

В дошкольном возрасте происходит становление таких характеристик личности, как самооценка, эмоциональная сфера, социальная активность. Уже в детстве необходимо сформировать установку на активный поиск своего участия в делах общества, образовательных институтах, в семье. Накопление ребенком необходимого самостоятельного социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, его успешной подготовке к школе. В этом процессе особенно важно умелое направляющее руководство взрослых. Его скрытый, ненасильственный характер можно реализовать, моделируя и обогащая окружающую ребенка среду [4, 5].

© Золотухина Ю.Ю., 2017

Чарлз Кули, рассматривая вхождение ребенка в общество (социальную адаптацию), обозначал признак социального существа - способность выделять себя из группы и сознавать свое «Я». Однако идентификация себя идет в процессе отражения черт, выделенных в других, и присвоения наиболее понравившихся. Именно в этом суть теории «зеркального Я» и методологическая основа для обогащения среды, создания такого воспитательного пространства, в котором ребенку предоставляется целенаправленный выбор личностных характеристик.

Понятно, что присвоение определенных характеристик происходит в процессе деятельности. Сознательное действие - это всегда действие социаль-

ное. Поэтому имеет место и обратное движение - коррекция своих характеристик в зависимости от реакции окружающих на социальные действия. Действовать социально - значит сообразовывать свои действия с теми представлениями о своем «Я», которые складываются у других людей.

Ч. Кули ввел такие термины, как: «агенты первичной социализации» (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок), «агенты вторичной социализации» (представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации). Агенты социализации, находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том, как пройдет его становление. Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека [2, с. 98].

Дошкольная образовательная организация (ДОО) является одним из основных агентов социализации для ребенка. Среда ДОО формирует первоначальное представление об обществе, его укладе, традициях, нравах, способствует приобретению первого опыта социального общения. В нашей работе мы опираемся на взаимодействие школы и ДОО, насыщая среду различными межличностными взаимодействиями и расширяя доступный ему предметный ряд. Таким характеристикам отвечает интегративная предметно-пространственная развивающая образовательная (ППРО) среда ДОО.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда рас-

сматривается нами как совокупность компонентов, находящихся в определенных взаимоотношениях и активно участвующих в процессе развития ребенка. Среда ДОО включает в себя 4 взаимосвязанных компонента: образовательный, предметный, развивающий, адаптационно-психологический [3]. Каждый из перечисленных компонентов направлен на развитие психологической, интеллектуальной или физической готовности к школе.

Нами предусмотрена качественная и количественная оценка показателей, а также уровней готовности. Для этого был подобран комплекс диагностических методик, предполагающий, что вышеупомянутные компоненты обладают следующими показателями:

• интеллектуальная составляющая готовности - развитием воображения и способностью к произвольной деятельности - выявляющимися благодаря методикам «Угадай, что нарисовано» [8, с. 67] и «Да и нет» [1, с. 61];

• психологическая составляющая готовности - коммуникативной готовностью и эмоциональным интеллектом, выявляемым по методикам «Картинки» [10, с. 24], «Что, почему и как» [7];

• физическая составляющая готовности - быстротой и скоростью движений, скоростно-силовой выносливостью мышц сгибателей туловища и динамической силой мышц нижних конечностей, что измеряется с помощью упражнений «Бег на 30 метров», «Подъем туловища в сед за 30 секунд» и «Прыжки в длину с места» [6, с. 7].

Интегративная среда создается благодаря комплексу педагогических условий, опорными элементами которого являются широкие территориальные рамки среды и разработанный нами предметно-программный комплекс.

Предметно-программный комплекс позволяет углубить и расширить набор компетенций и уровень их освоения дошкольником.

Компоненты интегративной ППРО среды сочетают в себе занятия по основной программе «От рождения до школы» [9] и обогащение ее предложенным нами предметно-программным комплексом.

Каждый из компонентов имеет специфическое содержание, а также решает определенные задачи, позволяющие достичь общей цели - обеспечения высокого уровня разносторонней подготовки к школьному обучению.

Развивающий компонент. Основная общеобразовательная программа подразумевает проведение музыкальных занятий, физкультуры. Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю, по музыке - 2 раза в неделю. Мы расширили территориальные рамки среды и одновременно разнообразили физическую подготовку за счет плавания в бассейне. Бассейн дети посещают 2 раза в неделю. Плавание способствует развитию всех групп мышц, закаливанию организма детей, воспитанию сознательной дисциплины, организованности, формирует правильную осанку, положительно влияет на уровень физической составляющей готовности.

Занятия из развивающего компонента направлены на физическое, эмоциональное развитие и формирование психологической и физической готовности к школе.

Образовательный компонент среды подразумевает создание условий для формирования интеллектуальной готовности детей. Предметным наполнением данного компонента в рамках основной образовательной программы являются развивающие игры в детском

саду. В предметно-программный комплекс мы включили занятия по предметам, расширяющим базовую программу и проводимым на базе школы 1-2 раза в неделю. Общая протяженность занятий - один час в день. Посещая такие занятия, ребенок постепенно адаптируется к школе - знакомится с учителями, начинает вживаться в статус школьника, что способствует повышению уровня готовности к школе.

Занятия проходят в форме дидактических игр и направлены на:

• интеллектуальное развитие (математика, логика);

• художественное творчество (изо);

• обучение грамоте; социальное партнерство (работа в группе, в паре, индивидуально).

Инновационный характер данных предметных занятий заключается в расширении территориальных рамок и обогащении предметного цикла при сохранении игровых методов. Детям предлагаются игры, разработанные в соответствии с логикой поэтапного усложнения мыслительных и практических действий, основанные на методах современной педагогики, построенных на технологиях активной познавательной деятельности и личностно-ориентированного обучения. Занятия носят пропедевтический характер, не дублируя школьную программу первого класса.

Занятия по экологии. Занятия, которые проходят 2 раза в неделю, предполагают организацию различных видов деятельности: наблюдение, беседы, опыты и эксперименты, изготовление макетов, подвижные и дидактические игры. Каждый месяц проводятся целевые прогулки в парках, помогающие развитию познавательных способностей: умению наблюдать, описы-

вать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи. Занятия по экологии способствуют повышению уровня интеллектуальной составляющей готовности.

Адаптационно-психологический компонент включает в себя занятия в школе и различные виды коммуникаций в группе. Этот компонент лежит в основе психологической готовности к школе.

В дошкольном возрасте важно наличие подходящих условий для формирования способов межличностного взаимодействия, позволяющих усваивать предлагаемые составляющие социального опыта без ущерба для психического здоровья. В комплексе предусмотрены групповые и индивидуальные психологические занятия, на которых используются различные формы работы: тренинги, арт-терапия, сказко-терапия.

Групповые занятия решают следующие задачи:

• коррекция эмоциональных трудностей детей;

• формирование у детей позитивного отношения к самим себе, уверенности в своих силах, повышение самооценки;

• формирование коммуникативных навыков.

Отличительной особенностью групповых психологических занятий является использование разнообразных технологий совместной деятельности дошкольников, которые помогают им совершенствовать свои навыки и умения благодаря появлению интереса к деятельности, к сверстникам. В результате такого взаимодействия психолога с дошкольниками появляется возможность выявлять у детей предпосылки

нарушений в межличностных отношениях и формировать умение позитивного взаимодействия со сверстниками.

Особенностью групповых и индивидуальных занятий нашего предметно-программного комплекса, в отличие от основной программы, является направленность на формирование личностного опыта ребенка. Система игр и упражнений направлена на самопознание, становление Я-концепции дошкольников, преобразование личностного опыта.

Педагог-психолог использует наблюдение для изучения отдельных воспитанников (особенностей их развития, взаимодействия с другими детьми), проводит диагностику для получения информации об уровне развития детей, выявления индивидуальных особенностей. Такие групповые занятия положительно влияют на психологическую составляющую готовности.

Повышению уровня психологической готовности способствуют и логопедические занятия, которые проводятся 2 раза в неделю. Логопедические игры позволяют решить такие задачи, как:

• развитие артикуляционной моторики, правильных артикуляционных укладов;

• формирование произносительных навыков;

• развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа; совершенствование системы формирования лексико-грамматических конструкций;

• развитие неречевых психических процессов;

• развитие мелкой моторики руки.

Предметный компонент представлен развивающими игрушками и инвентарем. Созданная в детском саду предметная среда служит полем для

обеспечения разнообразной деятельности ребенка. В группе оборудованы центры: сюжетно-ролевых игр, строительства и конструирования, театральные, развития сенсорики, логико-математические, естественнонаучные и спортивные. Педагоги заботятся о насыщении среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную деятельность и двигательную активность детей, что способствует повышению уровня физической и интеллектуальной готовности.

Предметно-программный комплекс предполагает насыщение среды спортивно-оздоровительными пособиями и использование их не только на физкультуре, как нам предлагает основная общеобразовательная программа. Физкультурные спортивно-игровые пособия повышают интерес детей к выполнению различных движений, приводят к увеличению интенсивности двигательной активности, что благоприятно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья в целом.

Для развития коммуникативных умений необходим комплекс условий, предполагающих взаимосвязь всех субъектов, детей и взрослых. На базе школы проводятся экскурсии, спортивные мероприятия и музыкальные досуги. Обеспечение такой интеграции, создающей общий благоприятный фон для развития ребенка, прежде всего, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья. Дети учатся строить отношения с социальным окружением, что в последующем призвано обеспечить высокий уровень адаптации к школьной жизни.

Взаимодействие детского сада и школы в процессе формирования ин-тегративной ППРО среды с целью по-

вышения уровня готовности к школе выражается во время проектирования среды, где должны учитываться педагогические условия, стимулирующие активность ребенка. Взаимодействие рассматривается нами шире: не только как взаимная деятельность, но и как взаимное влияние участников друг на друга.

Для апробации интегративной ППРО среды были сформированы экспериментальная (воспитанники ОП № 5 ГБОУ лицея № 1574 г. Москва) и контрольная (воспитанники ДО № 2 ГБОУ школы № 2054 г. Москва) группы. Эксперимент проходил дважды -2013/14 и 2014/15 уч.г. Результаты проведенного эксперимента показали, что дополнение основной образовательной программы предметно-программным комплексом способствуют повышению уровня готовности к обучению в школе.

В конце учебного года (2013/14 учебный год) диагностика позволила выявить воспитанников с высоким, средним и низким уровнем интеллектуальной (ИГ), психологической (ПГ) и физической (ФГ) готовности к школе в контрольной группе 1 и экспериментальной группе 1. Как показал эксперимент, в конце учебного года (2013/14) в экспериментальной группе больший процент детей имеют высокий уровень готовности: 91,4% -психологическая, 86,25% - интеллектуальная и 100% - физическая, а в контрольной - 80% - психологическая, 77,5% - интеллектуальная и 100% -физическая (рис. 1).

В 2014/15 учебном году эксперимент был повторен с воспитанниками тех же ДОО, но уже с новыми подготовительными группами - контрольной группой 2 и экспериментальной группой 2.

ПГ ФГ ИГ ПГ ФГ ИГ ПГ ФГ I контрольная группа ■ экспериментальная группа

Рис. 1. Уровень готовности к школе у воспитанников контрольной и экспериментальной групп в 2013/14 уч.г.

Рис. 2. Уровень готовности к школе у воспитанников контрольной и экспериментальной групп в 2015/16 уч.г.

К концу учебного года в экспериментальной группе больший процент детей имеют высокий уровень готовности: 94,65% - психологическая, 92,9% -интеллектуальная и 100% - физическая, а в контрольной - 83,35% - психологическая, 80,5% - интеллектуальная и 100% - физическая (рис. 2).

Если сравнить результаты эксперимента первого и второго года апроба-

ции комплекса программ, то заметим, что к концу 2014/15 уч.г. уровень готовности в экспериментальной группе выше, чем к концу 2013/14 уч.г. Можно предположить, что такой эффект является следствием апробации и последующей оптимизации методического наполнения предложенного предметно-программного комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2000. 184 с.

2. Давыдов С.А. Социология: конспект лекций. М.: Эксмо, 2008. 160 с.

3. Золотухина Ю.Ю. Комплексное моделирование интегративной предметно-пространственной развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 3. С. 128-132.

4. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С. и др. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся. М.: МГОУ, 2010. 110 с.

5. КрившенкоЛ.П., Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С. и др. Технологии работы с одаренными учащимися: обучение и воспитание. М.: МГОУ, 2010. 88 с.

6. Лебедева Л.В., Борисова М.М. Физиче-

ское воспитание дошкольников. М.: АКАпринт, 2005.206 с.

7. Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника // Ребенок в детском саду. 2008. № 1. С. 83-85.

8. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн.//Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, 1995. 146 с.

9. От рождения до школы: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Ве-раксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015.368 с.

10. Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. М.: Владос, 2005. 158 с.

УДК 378.4

Е.В. МОШНЯГА

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ

Рассматриваются условия и подходы к формированию мультикультурного образовательного пространства в вузе. Представлены характеристики мультикультурной личности. Раскрыты некоторые проблемы и поставлены задачи образовательной деятельности в мультикультурной среде.

Ключевые слова: мультикультурное образовательное пространство, мультикультурное образование, вуз, мультикультурная личность, межкультурная компетенция, межкультурная адекватность, межкультурная эффективность.

Conditions and approaches to the formation of multicultural educational space in a higher educational establishment are considered. Characteristics of multicultural personality are presented. Some problems are exposed and tasks of educational activities in intercultural environment are set.

Keywords: multicultural educational space, multicultural educational, higher educational establishment, multicultural personality, intercultural competence, intercultural adequacy, intercultural efficiency.

Еще 30 лет назад образовательные системы большинства стран мира были закрыты для иностранных студентов (за исключением стипендиальных программ) [3, с. 7]. Глобализация мирового рынка труда, рост миграционных процессов, демографические изменения, массовое распространение электронных коммуникаций на планете привели к интернационализации образования. Иными словами, глоба-лизационные процессы способствовали стремительному развитию международного образования, а университеты мира стали главными агентами и основными площадками формирования мультикультурного образовательного пространства.

Система мультикультурного образования предполагает взаимодействие

© Мошняга Е.В., 2017

между местными и иностранными студентами, студентами и профессорско-преподавательским составом, студентами и организаторами образования (администрацией вуза), студентами и местным сообществом. Такая система взаимосвязей формирует образовательную среду.

В основе системы мультикультурно-го образования лежат признание, принятие и уважение культурных различий. Культурная восприимчивость, толерантное сознание, межкультурная этика - качества, формируемые муль-тикультурной средой.

Исходя из сказанного, условиями организации учебного процесса в мультикультурной среде вуза должны стать:

• адаптивность образовательной среды с адаптивной педагогической системой, способной реагировать на измене-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.