Научная статья на тему 'Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования'

Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4194
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНОИГРОВАЯ СРЕДА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО) / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DEVELOPING ENVIRONMENT / DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DEVELOPING SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / DEVELOPING SUBJECT-PLAYING ENVIRONMENT / ACTIVITY APPROACH / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лексакова Надежда Владимировна

В статье рассматриваются особенности формирования развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Поставленная задача включает в себя, во-первых, определение ориентиров формирования развивающей образовательной среды детского сада, во-вторых, обоснование структуры данной среды. На основе проведенного анализа определены главные ориентиры формирования развивающей образовательной среды детского сада: деятельностный подход, приоритет игры, снятие с занятий основной организационной функции. Обоснованы и представлены важнейшие компоненты образовательной среды дошкольной образовательной организации: содержание дошкольного образования, включающее в себя интеграцию образовательных областей, деятельностный подход, ориентацию на интегративные качества; взаимодействие участников педагогического процесса в ходе непрерывной образовательной деятельности в игровой форме; развивающая образовательная предметно-пространственная среда. Сформулированы психолого-педагогические требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лексакова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing Educational Environment in Kindergarten: Features of Formation in Accordance with the Requirements of the Federal State Educational Standard for Preschool Education

The article is devoted to the peculiarities of the formation of developing educational environment of a preschool educational organization in accordance with the Federal State Educational Standard for Preschool Education. The task includes, firstly, defining guiding lines for the formation of the developing kindergarten educational environment, and secondly, justification of the structure of this environment. On the basis of the analysis, the main guiding lines for the formation of the developing kindergarten educational environment have been determined: activity approach, priority of the game, removal of the main organizational function from classes. The main components of th e educational environment of preschool educational organization are substantiated and presented: the content of preschool education, including the integration of educational areas, activity approach, focus on integrative qualities; interaction of participants of the pedagogical process in the course of continuous educational activity in the form of a game; developing educational subject-spatial environment. Psychological and pedagogical requirements to creation of developing subjectspatial environment are presented.

Текст научной работы на тему «Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

УДК 373.21

Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Н. В. Лексакова

Лексакова Надежда Владимировна, аспирант кафедры педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, [email protected]

В статье рассматриваются особенности формирования развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Поставленная задача включает в себя, во-первых, определение ориентиров формирования развивающей образовательной среды детского сада, во-вторых, обоснование структуры данной среды. На основе проведенного анализа определены главные ориентиры формирования развивающей образовательной среды детского сада: деятельностный подход, приоритет игры, снятие с занятий основной организационной функции. Обоснованы и представлены важнейшие компоненты образовательной среды дошкольной образовательной организации: содержание дошкольного образования, включающее в себя интеграцию образовательных областей, деятельностный подход, ориентацию на интегративные качества; взаимодействие участников педагогического процесса в ходе непрерывной образовательной деятельности в игровой форме; развивающая образовательная предметно-пространственная среда. Сформулированы психолого-педагогические требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды. Ключевые слова: образовательная среда, развивающая среда, развивающая образовательная среда, развивающая предметно-пространственная среда, развивающая предметно-игровая среда, деятельностный подход, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-221-225

Научный интерес к изучению образовательной среды как в нашей стране, так и за рубежом в настоящее время очень велик. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что образовательная среда рассматривается не только как система условий и влияний, определяющая формирование личности, но и комплекс возможностей для развития человека. Анализируя различные подходы к изучению и проектированию образовательной среды, ученые-педагоги имеют в виду конкретную среду образовательной организации, так как образовательная среда составляет совокупность материальных и предметно-пространственных

факторов, социальных компонентов, межличностных отношений. Специалисты по-разному представляют функциональное назначение и структурное содержание данных сред. Следует также отметить различия в изучении образовательной среды, которые присущи наукам. Интерес к вопросам среды актуализирован в науках, связывающих теорию с практикой образования. Это философия образования, социология образования, психология образования.

В философии образования речь идет о «проектировании новой образовательной среды как многомерного пространства, адекватного потребностям детей и подростков и соответствующего тенденциям и динамике современной культуры» [1, с. 193]. В работах ученых-философов ставится задача разработки гибкого средового подхода, ориентированного не только на объектный предметный мир, но и на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений между образовательными системами, объединениями (ассоциациями) образовательных организаций их образовательных сред в единую коммуникативную культурную среду региона [1, с. 194].

В рамках психологической науки проводится психологический анализ использования образовательной среды как фактора, условия и средства построения образовательного процесса в образовательных организациях. В настоящее время актуализируется проблема разработки психолого-дидактических и эколого-психоло-гических принципов и методов проектирования и экспертизы образовательной среды. При этом особое внимание обращается на необходимость разработки экопсихологических принципов образовательных сред, обеспечивающих развитие специальных, общих и творческих способностей обучающихся не в ущерб их психическому и физическому здоровью.

Экологическая психология развивает направление «психология образовательной среды». Формирование развивающей образовательной среды в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) было и остается одним из

© Лексакова Н. В., 2019

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2

самых актуальных аспектов образовательного процесса. В настоящее время приоритетность этого направления зафиксирована в нормативных документах, в частности в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Ориентиры, представленные в данном законе, заставляют по-новому взглянуть на процесс создания развивающей среды ДОО. Это деятельностный подход, приоритет игры, снятие с занятий основной организационной функции.

Для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО необходимо создание развивающей образовательной среды, которая:

гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

влияет на результаты образовательного процесса;

обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования (интегративное, инклюзивное, консультационный пункт, лекоте-ки, группа кратковременного пребывания и т.д.);

обеспечивает открытость дошкольного образования (сайт ДОО, информационные уголки, газета, информация через СМИ);

создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

способствует профессиональному развитию педагогических работников [2, с. 14].

Образовательная среда включает в себя следующие компоненты:

содержание дошкольного образования: интеграция образовательных областей, деятель-ностный подход, ориентация на интегративные качества;

взаимодействие участников педагогического процесса: непрерывная образовательная деятельность в игровой форме в ходе режимных моментов, деятельностный подход, приоритет игры;

развивающая образовательная предметно-пространственная среда: психолого-педагогические требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды.

В содержание дошкольного образования входят знания, умения, навыки воспитанников, присваиваемые нравственно-эстетические идеи и различные типы опыта.

Взаимодействие участников педагогического процесса рассматривается как согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, полученных результатов [3].

Одним из ведущих элементов, входящих в состав образовательной среды, является развивающая образовательная предметно-пространственная среда организации, представленная образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

Все компоненты образовательной среды дошкольной организации выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Содержание дошкольного образования во многом определяется уровнем социального и экономического развития общества и регламентируется законом РФ «Об образовании» [4]. В числе требований, выдвигаемых к содержанию дошкольного образования, - создание условий для самовыражения и самореализации личности. Современные условия предлагают ДОО достаточно большой выбор образовательных программ, посредством которых могут быть выполнены требования, сформулированные в законе. Содержание дошкольного образования определяется: федеральными государственными образовательными стандартами; основной образовательной программой дошкольного образования, которую разрабатывает ДОО; возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данной дошкольной образовательной организации.

Эффективная коммуникация между всеми участниками образовательного процесса (педагогами, детьми, родителями) имеет значение в структуре образовательной среды ДОО. Эффективность обеспечивается высоким профессионализмом педагогического коллектива, его готовностью к проявлению коммуникативной компетенции, к творческой и инновационной деятельности.

Комфортной средой проявления качеств, необходимых для эффективного взаимодействия, является модель образования личност-но-ориентированного типа. Личностно-ориен-тированная модель взаимодействия позволяет успешно формировать субъектную позицию каждого участника образовательного процесса [5]. Не только педагог, обладая субъектностью, влияет на ребенка, обеспечивая его развитие, но и деятельность детей качественно меняет деятельность педагога. Педагог вынужден искать новые формы, методы и содержание образовательного процесса, которые будут соответствовать индивидуальным особенностям каждого воспитанника. То есть мы можем говорить и о субъектности ребенка. Развитие при этом носит дуалистический характер - ребенок приобретает новые качества, педагог растет профессионально.

Важнейшим фактором образовательного процесса является взаимодействие педагог-родитель. Родитель не только выступает заказчиком образовательной услуги, но также несет в себе значительный педагогический ресурс, так как дополняет процесс обучения в ДОО положительным опытом семейного воспитания. Позитивное целенаправленное взаимодействие взрослых субъектов образовательного процесса - педагогов и родителей - предпосылка формирования условий, благоприятных для развития ребенка. Кроме того, важно отметить, что именно родители, как никто, знают своего ребенка и эффективное взаимодействие с ними поможет педагогу лучше сориентироваться в индивидуальных личностных особенностях воспитанника.

Развивающая предметно-пространственная среда выступает частью образовательной среды, представленной специально организованным пространством. При его создании важно учитывать не только возрастные и личностные особенности группы, но и дизайнерское, и эргономическое решение среды образовательной организации [6].

Правильно организованная предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные возможности ее эксплуатации: при совместном общении педагогов и воспитанников; при двигательной активности детей; при необходимости уединения ребенка [2, с. 19].

Правильно организованная образовательная среда, насыщенная средствами обучения и воспитания, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность всем воспитанникам, позволяет экспериментировать с доступными детям материалами, в том числе с песком и водой, развивает двигательную активность детей. Дети испытывают эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, что дает им возможность самовыражаться.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы психолого-педагогические требования, которые необходимо учитывать при формировании развивающей предметно-пространственной среды. К ним относятся полифункциональность, трансформируемость, доступность, безопасность, вариативность, содержательная насыщенность [2, с. 19]. Под насыщенностью понимается разнообразие элементов среды, соответствующих возрастным особенностям группы и содержанию образовательной программы.

Полифункциональность - возможность неоднозначного использования предметов среды (мебели, спортивного инвентаря, мягких модулей и др.).

Понятие «трансформируемость» связано с насыщенностью пространства и с возможностью его изменения при изменении условий (образовательных задач в конкретной ситуации, смены интересов или возможностей воспитанников).

Под вариативностью понимается несколько аспектов среды. К ним относятся и наличие различных функциональных зон (для игры, уединения и т.д.), и возможность смены элементов среды, и наличие достаточного количества предметов, необходимых для самостоятельного определения занятия воспитанниками, и периодическое обновление предметного наполнения среды.

Игровая предметная среда представляет собой неотъемлемую часть развивающей предметно-пространственной среды, к которой ФГОС ДО предъявляет особые требования [2, с. 19].

Предметно-игровая среда не однообразна. Она имеет свои особенности для каждого из трех возрастов (младшего, среднего и старшего дошкольного). Так, приоритетными для младшего дошкольного возраста выступают игрушки с динамической составляющей, игрушки-орудия, игрушки, несущие дидактическую функцию освоения различных сенсорных эталонов. Обязательными являются игрушки, применяемые для сюжетно-ролевой игры. Необходимым элементом предметно-развивающей среды для данного возраста являются предметы-заместители. Это, в свою очередь, говорит о необходимости достаточного количества бросового материала в группе. К среднему дошкольному возрасту бросовый материал будет постепенно заменяться материалом для поделок. Наличие игрушек и материалов данного типа обеспечивает полифункциональность предметно-развивающей среды [2, с. 19]. Важно также не только наличие игрушек для сюжетных игр, но и обустроенные зоны - игровые уголки, в которых дети могут реализовывать тот или иной сюжет. В этом возрасте чаще для начала сюжетной игры нужен стимул. Таким стимулом служат игрушки, которые должны быть расположены в зоне видимости ребенка. Неправильно укладывать игрушки в коробки или ящики, так как это нарушает принцип доступности, зафиксированный в регламентирующих документах [2, с. 19]. Такой способ хранения подходит для детей старшего дошкольного возраста.

В среднем дошкольном возрасте сохраняют актуальность некоторые типы игрушек, например игрушки-заместители. Тем не менее должны быть включены игрушки, более разнообразные по своей тематике. Важнейшее наполнение для среднего дошкольного возраста - атрибуты, не-

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2

обходимые для создания различных образов. Это могут быть платки, фартуки, шапочки, украшения и т. д. Важно иметь не детальные проработанные костюмы, а отдельные элементы, которые помогут ребенку почувствовать себя «в образе». Игровые уголки, актуальные в младшем дошкольном возрасте, заменяются вариантами обобщенной предметно-игровой среды. При этом среда приобретает модульный характер, активно используются различные средства оформления игрового пространства, например, ширмы, ткани, подвижная мебель и т. д. При этом использовать передвижные элементы могут не только взрослые, но и дети, что обеспечивает принципы полифункциональности и трансформируемости среды.

Модульность и возможность трансформации среды остаются актуальными и для старшего дошкольного возраста. Ребенок должен иметь возможность наделения среды и ее элементов различными игровыми значениями, менять среду в зависимости от задач игры. У детей старшего дошкольного возраста появляется интерес к реалистичным игрушкам. Это также можно использовать для формирования актуальной возрасту среды. Причем предметно-игровую среду могут организовывать сами дети, самостоятельно создавая игровые элементы - героев, модели городов и др. При этом используется самый разнообразный и доступный подручный материал.

Вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: наряду с необходимостью учета воз-

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда ДОО служит потенциальным средством воздействия на формирование и становление

растных особенностей детей важным условием является создание среды, способной к удобной и правильной трансформации. Одним из главных является принцип доступности, который означает, что ребенок должен иметь свободный доступ ко всем помещениям, в которых осуществляется непрерывная образовательная деятельность, к играм, игрушкам и учебным пособиям. Для реализации принципа доступности все элементы среды должны быть исправны и гарантировать безопасность детей. В связи с этим необходимым требованиям является наличие сертификатов и деклараций соответствия на все элементы среды.

Особенности организации развивающей образовательной среды по возрастам можно представить следующим образом:

младший возраст - накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности;

средний возраст - формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности;

старший и подготовительный возраст -формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы; участие в преобразовании предметно-пространственной среды.

Развитие предметно-пространственной среды зависит от насыщения ее игровыми центрами. В таблице представлены возможные варианты таких центров в соответствии с ФГОС ДО.

личности ребенка, способствует развитию разносторонних способностей, стимулирует разные виды активности, обеспечивает благоприятный психологический климат в группе.

Образовательные области

Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие

Центры

Центр физического развития Центр сохранения здоровья Центр математики Центр конструктивной деятельности Центр науки, экологии и экспериментирования Центр книги Центр речевого развития или уголок речи, грамотности Центр игры Центр социально-эмоционального развития Центр ПДД Центр пожарной безопасности Центр труда, уголок дежурств Центр изобразительной деятельности Центр музыкально- театрализованной деятельности

Список литературы

1. КрыловаН. Б. Культурология образования. М., 2000. 75 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 нояб.

3. Хаснутдинова С. Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями // Воспитатель ДОУ. 2011. № 11. С. 82-97.

4. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ // Российская газета. 2012. 31 дек.

5. Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. № 5. С. 24-26.

6. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

Образец для цитирования:

Лексакова Н. В. Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 221-225. Б01: Шр8:/Л1о1. о^/10.18500/1819-7671-2019-19-2-221-225

Developing Educational Environment in Kindergarten: Features of Formation in Accordance with the Requirements of the Federal State Educational Standard for Preschool Education

N. V. Leksakova

Nadezhda V. Leksakova, https://orcid.org/0000-0002-8062-1039, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]

The article is devoted to the peculiarities of the formation of developing educational environment of a preschool educational organization in accordance with the Federal State Educational Standard for Preschool Education. The task includes, firstly, defining guiding lines for the formation of the developing kindergarten educational environment, and secondly, justification of the structure of this environment. On the basis of the analysis, the main guiding lines for the formation of the developing kindergarten educational environment have been determined: activity approach, priority of the game, removal of the main organizational function from classes. The main components of the educational environment of preschool educational organization are substantiated and presented: the content of preschool education, including the integration of educational areas, activity approach, focus on integrative qualities; interaction of participants of the pedagogical process in the course of continuous educational activity in the form of a game; developing educational subject-spatial environment. Psychological and pedagogical requirements to creation of developing subject-spatial environment are presented.

Keywords: educational environment, developing environment,

developing educational environment, developing subject-spatial

environment, developing subject-playing environment, activity approach, Federal State Educational Standard for Preschool Education.

References

1. Krylova N. B. Kulturologiya obrazovaniya [Culturology of Education]. Moscow, 2000. 75 p. (in Russian).

2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard for Preschool Education]. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF "Ob utverzhdenii federalnogo obrazovatelnogo standarta doshkolnogo obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. "On approval of the federal educational standard for preschool education"] (in Russian).

3. Khasnutdinova S. R. Search for active forms of kindergarten interaction with parents. Vospitatel DOU [Kindergarten teacher], 2011, no. 11, pp. 82-97 (in Russian).

4. On Education in the Russian Federation: Federal Law of29.12.2012 no. 273- FZ. Rossiiskaya gazeta [Russian newspaper], 2012, 31 December (in Russian).

5. Lebedeva V. P., Orlov V. A., Panov V. I. Practice-Oriented Approaches to Developing Education. Pedagogika [Pedagogy], 1996, no. 5, pp. 24-26 (in Russian).

6. Yasvin V. A. Obrazovatelnayasreda: otmodelirovaniyak proektirovaniyu [Educational Environment: from Modeling to Design]. Moscow, 2001. 365 p. (in Russian).

Cite this article as:

Leksakova N. V. Developing Educational Environment in Kindergarten: Features of Formation in Accordance with the Requirements of the Federal State Educational Standard for Preschool Education. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 2, pp. 221-225. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-221-225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.