Научная статья на тему 'Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации'

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4648
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развивающая предметно-пространственная среда детского сада / подходы к конструированию предметной среды / содержание предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения / developing subject-spatial environment of a kindergarten / approaches to construct the subject environment / the content of the subject-spatial environment of a preschool educational institution.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна, Белкина Валентина Николаевна

В статье сделана попытка раскрыть содержание и подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения через сравнение и обобщение основных понятий и определений, относящихся к данной теме, сформулированных разными учеными. Рассматриваются три основных аспекта проблемы: общие требования к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения; основные подходы, принципы, лежащие в основе построения предметно-пространственной среды, и ее компонентный состав. Рассмотрим требования к организации развивающей предметно-пространственной среды (насыщенность, вариативность, доступность, трансформируемость, безопасность и полифункциональность) и возможность их соблюдения. Затем выделим основные подходы, принципы, лежащие в основе построения предметно-пространственной среды (по видам детской деятельности, по образовательным областям и интегрированный подход, выступающий в качестве наиболее продуктивного) и варианты конструирования развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с данными подходами. Затем определим содержание предметно-пространственной среды, то есть ее компонентный состав. Рассмотрим несколько вариантов классификации компонентов предметно-пространственной среды и проведем параллель между пониманием компонентов предметно-пространственной среды в разные периоды развития дошкольного образования (советский и современный). Сравним отечественные и зарубежные подходы и требования к организации развивающей предметнопространственной среды дошкольного учреждения (организация игровых зон, их направление и размещение в пространстве группы). Подчеркнем различные точки зрения на каждый из аспектов проблемы и выделим условия, от которых зависит организация развивающего пространства для дошкольников. Приведем примеры творческих находок педагогов-практиков по улучшению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения как по перепланировке и наполнению зон активности, так и по изготовлению игрового оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна, Белкина Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing Subject and Spatial Environment of a Kindergarten: Content and Approaches to Organization

In the article the attempt is made to reveal the content and approaches to organization of developing subject and spatial environment of a preschool institution by means of comparison and generalization of the basic concepts and definitions relating to this subject, formulated by different scientists. Three main aspects of the problem are considered: general requirements to the organization of developing subject and spatial environment of a preschool educational institution; main approaches, principles which are a cornerstone in makig subject and spatial environment, and its component structure. We will consider requirements to the organization of the developing subject and spatial environment (completeness, variability, availability, transformation, safety and polyfunctionality) and a possibility of their observance. Then we will allocate the main approaches, principles which are a cornerstone in making the subject and spatial environment (by types of children's activity, on educational areas and the integrated approach acting as the most productive ones) and options of designing of the developing subject and spatial environment according to these approaches. Then we will define the content of the subject and spatial environment, that is its component structure. We will consider several options of the classification of the subject and spatial environment components and we will draw a parallel between understanding of components of the subject and spatial environment during the different periods of preschool education (Soviet and modern) development. We will compare domestic and foreign approaches and requirements to the organization of the developing subject and spatial environment of the preschool institution (the organization of game zones, their direction and placement in group space). We will emphasize various points of view on each of aspects of the problem and we will allocate conditions which the organization of the developing space for preschool children depends on. We will give examples of creative finds of expert-teachers on improvement of the developing subject and spatial environment of the preschool institution as on re-planning and filling of zones of activity, and on production of the gaming equipment.

Текст научной работы на тему «Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10065

УДК 373.2

Е. В. Шакирова

https://orcid.org/0000-0003-1883-8402 В. Н. Белкина

https://orcid.org/0000-0003-0712-4287

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации

В статье сделана попытка раскрыть содержание и подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения через сравнение и обобщение основных понятий и определений, относящихся к данной теме, сформулированных разными учеными. Рассматриваются три основных аспекта проблемы: общие требования к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения; основные подходы, принципы, лежащие в основе построения предметно-пространственной среды, и ее компонентный состав. Рассмотрим требования к организации развивающей предметно-пространственной среды (насыщенность, вариативность, доступность, трансформируемому безопасность и полифункциональность) и возможность их соблюдения. Затем выделим основные подходы, принципы, лежащие в основе построения предметно-пространственной среды (по видам детской деятельности, по образовательным областям и интегрированный подход, выступающий в качестве наиболее продуктивного) и варианты конструирования развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с данными подходами. Затем определим содержание предметно-пространственной среды, то есть ее компонентный состав. Рассмотрим несколько вариантов классификации компонентов предметно-пространственной среды и проведем параллель между пониманием компонентов предметно-пространственной среды в разные периоды развития дошкольного образования (советский и современный). Сравним отечественные и зарубежные подходы и требования к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения (организация игровых зон, их направление и размещение в пространстве группы). Подчеркнем различные точки зрения на каждый из аспектов проблемы и выделим условия, от которых зависит организация развивающего пространства для дошкольников. Приведем примеры творческих находок педагогов-практиков по улучшению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения как по перепланировке и наполнению зон активности, так и по изготовлению игрового оборудования.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда детского сада, подходы к конструированию предметной среды, содержание предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

E. V. Shakirova, V. N. Belkina

Developing Subject and Spatial Environment of a Kindergarten: Content and Approaches to Organization

In the article the attempt is made to reveal the content and approaches to organization of developing subject and spatial environment of a preschool institution by means of comparison and generalization of the basic concepts and definitions relating to this subject, formulated by different scientists. Three main aspects of the problem are considered: general requirements to the organization of developing subject and spatial environment of a preschool educational institution; main approaches, principles which are a cornerstone in makig subject and spatial environment, and its component structure. We will consider requirements to the organization of the developing subject and spatial environment (completeness, variability, availability, transformation, safety and polyfunctionality) and a possibility of their observance. Then we will allocate the main approaches, principles which are a cornerstone in making the subject and spatial environment (by types of children's activity, on educational areas and the integrated approach acting as the most productive ones) and options of designing of the developing subject and spatial environment according to these approaches. Then we will define the content of the subject and spatial environment, that is its component structure. We will consider several options of the classification of the subject and spatial environment components and we will draw a parallel between understanding of components of the subject and spatial environment during the different periods of preschool education (Soviet and modern) development. We will compare domestic and foreign approaches and requirements to the organization of the developing subject and spatial environment of the preschool institution (the organization of game zones, their direction and placement in group space). We will emphasize various points of view on each of aspects of the problem and we will allocate conditions which the organization of the developing space for preschool children depends on. We will give examples of creative finds of expert-teachers on improvement of the developing subject and spatial environment of the preschool institution as on re-planning and filling of zones of activity, and on production of the gaming equipment.

© Шакирова Е. В., Белкина В. Н., 2018

Keywords: developing subject-spatial environment of a kindergarten, approaches to construct the subject environment, the content of the subject-spatial environment of a preschool educational institution.

Проблема развития ребенка в условиях предметной среды берет истоки в работах известного итальянского ученого, педагога, философа Марии Монтессори, утверждавшей, что процесс саморазвития ребенка наиболее интенсивно происходит в дидактически подготовленной среде, поскольку маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия, через мир собственных чувств, прожитых в действии [3].

В детской психологии и дошкольной педагогике накоплен серьезный материал, связанный с анализом содержания, процесса создания, функциональных особенностей, значения в развитии ребенка предметно-пространственной среды, которая его окружает. В. А. Петровский определяет ее как «организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей» [2]. С. Л. Новоселова утверждает, что развивающая предметная среда - «это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» [4, ^ 10]. Н. Н. Поддъяков подчеркивает, что предметная среда должна содержать не только уже известные ребенку предметы и компоненты, но и незнакомые, требующие исследования [5, а 22].

Иными словами, обязательным условием развития интеллекта, личности, творчества дошкольника является его предметное окружение. Для этого педагогу необходимо не только регулярно взаимодействовать с дошкольником и в различных формах организовывать детскую деятельность, но и создавать ту среду, которая стимулирует активность и творчество ребенка. В некоторых государственных нормативных документах, в частности в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сделан акцент на этой стороне педагогической деятельности воспитателя детского сада [6].

В условиях реализации особую важность приобретает умение педагога организовать пространство группового помещения так, чтобы оно

само побуждало ребенка к игре, исследованию или творчеству, способствуя его саморазвитию.

Многие ученые занимались исследованием развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, вследствие чего появилась особая проблема - неоднозначность трактовок в определениях ученых, когда одно и то же понятие имеет разные названия или при общем названии по-разному трактуется исследователями. Так, например, существует несколько равновесных понятий: предметно-игровая среда, развивающая предметная среда детства (С. Л. Новоселова), развивающая предметная среда (А. Г. Асмолов), развивающая предметно-пространственная среда (ФГОС дошкольного образования).

Рассмотрим несколько аспектов содержания и построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

Прежде всего, выделяют шесть требований к ее содержанию: насыщенность, вариативность, доступность, трансформируемость, безопасность и полифункциональность. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей, их количеству в группе. Подбирая игровой материал, педагоги должны создавать условия для одновременной игры нескольких детей, а следовательно, в пространстве группы должно быть достаточное количество игрового, раздаточного материала, атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Вариативность предполагает периодическую сменяемость игрового материала, предоставление детям возможности выбора различных видов деятельности и игрового пространства. Доступность среды определяется возможностью свободного доступа детей к игровому материалу, предполагает его исправность. Чем младше дети, тем ниже располагаются игрушки и пособия - в зоне досягаемости и внимания детей. Возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов детей диктует трансформируемость пространства, что возможно за счет передвижного оборудования и мебели. Все элементы предметно-пространственной среды должны быть надежны, исправны. Только так возможно достижение требования безопасности развивающей среды. Под полифункциональностью понимается наличие в

группе матов, мягких модулей, ширм, то есть не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов и оборудования. Это необходимо, чтобы дети могли сами перемещать эти предметы, использовать их для временного зонирования группы в соответствии с игровым замыслом или наделять новыми игровыми функциями [6].

Выбор подхода (направления) к организации развивающей предметно-пространственной среды составляет особую сложность. В частности, О. В. Дыбина, Л. А. Пенькова и Н. П. Рахманова выделяют следующие направления построения развивающей среды:

— Построение развивающей предметно-пространственной среды с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

— Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности.

— Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности (возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).

— Создание развивающей предметно-пространственной среды интегрированных видов деятельности детей [2, с. 6].

Основные подходы к построению развивающей предметно-пространственной среды детского сада определяют и варианты конструирования ее содержания: по видам детской деятельности; по образовательным областям; интегрированный (смешанный) вариант. Первый вариант (организация развивающей предметно-пространственной среды) подразумевает создание в группе условий для всех видов детской деятельности, которые выделены и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования: игровой (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и т. д.); коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками); познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); восприятия художественной литературы и фольклора; самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице); конструирования из разного материала,

включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительной (рисование, лепка, аппликация); музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательной (овладение основными движениями) [6, ^ 11].

Одновременно содержание развивающей предметно-пространственной среды должно соотноситься и с образовательными областями, обеспечивающими развитие ребенка. Ведущих образовательных областей четыре: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оба подхода вполне соотносимы, поскольку совершенно очевидно, что детская деятельность, как индивидуальная, так и коллективная, в условиях предметной среды позволяет реализовать задачи, связанные со всеми образовательными областями: стимулировать познание ребенком окружающего мира, его свойств, закономерных связей, эстетической его стороны, обеспечить овладение дошкольником способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, укрепить его физическое развитие. Каждый из подходов имеет свои преимущества. Вместе с тем именно интегрированный подход к наполнению развивающей предметно-пространственной среды наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в самостоятельности, инициативе и творчестве. При таком подходе дети играют там, где им удобно, а не там, где решил воспитатель. Педагогу нужно лишь внимательно присмотреться к играм детей и разместить оборудование и игрушки так, чтобы детям было комфортно, поместить в разные места зоны двигательной активности и тихих настольных игр, зону экспериментирования и зону уединения. Важно постараться учесть все виды детской деятельности и обеспечить соответствующие зоны необходимым оборудованием, материалами. Таким образом, будет осуществлен интегрированный подход к наполнению развивающей среды, поскольку при создании условий для всех видов детской деятельности автоматически будут учтены и все образовательные области.

И еще один аспект проблемы организации и наполнения содержания развивающей предметно-пространственной среды, на наш взгляд, важен: ее компонентный состав.

С. Л. Новоселова определила систему развивающих сред детского сада, в которой под базисными компонентами подразумеваются различные помещения дошкольного учреждения. Стоит отметить, что эта система задает высокие требования к проектированию и финансированию дошкольных учреждений, поскольку среди базисных компонентов определены дизайн-студия, компьютерно-игровой комплекс, детская библиотека и видеотека, зимний сад, музыкальный и театральный комплексы, физкультурно-оздоровительный комплекс, а также дополнительные помещения и помещения, обеспечивающие быт детского учреждения [4, а 25].

Но в педагогических и методических работах этот вопрос решается далеко не однозначно.

Рассмотрим несколько вариантов классификации компонентов предметно-пространственной среды. В частности, одна из таких классификаций (Дыбина, Пенькова) предполагает, что игровое пространство включает следующие компоненты:

1. Содержательный - включает элементы с учетом образовательной программы дошкольного учреждения (то есть материалы, специально подобранные или изготовленные по теме реализуемого проекта).

2. Материальный - материалы и оборудование, наполнение уголков или зон активности детей.

3. Организационный - совокупность пространственных параметров среды. Четыре зоны здесь являются ведущими: зона выбора и самоопределения, рабочая зона, активная и спокойная. Так, в зоне выбора и самоопределения предполагается размещать материалы и оборудование для различных видов деятельности детей, чтобы дошкольники могли самостоятельно выбирать материал для игры и располагаться с ним в других зонах группы. Рабочая зона - место для занятий. Здесь располагаются столы и другое оборудование для познавательной и продуктивной деятельности дошкольников. Активная зона - это пространство для игр, а спокойная зона предназначена для отдыха и уединения детей.

4. Личностный - те условия, которые позволяют детям взаимодействовать друг с другом, со взрослым, индивидуализировать процесс жизнедеятельности [2, ^ 16].

Здесь стоит отметить зарубежный подход к организации пространства группы детского сада. В настоящее время основным инструментом оценки качества дошкольного образования явля-

ется международная шкала ECERS, уже апробированная в России [7]. Если следовать параметрам этой шкалы, то предметно-пространственная среда группы обязательно должна включать игровую зону, зону физической активности, исследовательскую зону (зону экспериментирования, например, для игр с песком и водой), интеллектуальную зону (настольные игры, книги, игры на развитие мелкой моторики) и зону уединения. Особое место в данной системе организации пространства группы занимает связанное с детьми оформление пространства. Детские рисунки, поделки, фотографии и другие продукты деятельности могут и должны располагаться в разных зонах и центрах активности, кроме того, должно быть выделено место для постоянного размещения детских работ (периодически сменяющаяся выставка).

Кстати, отечественная система организации предметной среды детского сада в период 50-80 гг. прошлого века была построена на уголках по интересам. В каждой группе были организованы кукольный уголок (домоводство), книжный, строительный, творческий (рисование), уголок костюмов для переодевания, место для настольных игр. Кроме того, педагогам рекомендовалось привносить в группу расходные и бросовые материалы и дополнения для игр (лоскутки ткани, коробки, веревки, картон и многое другое) [1, ^ 46]. Современные международные требования к условиям для детской активности очень напоминают эту, классическую для отечественной системы дошкольного образования, организацию игровых уголков. Так, международный инструмент оценки качества дошкольного образования (Шкала ECERS) подразумевает наличие в группе не менее трех центров детской активности: конструирование (кубики), сюжетно-ролевые игры, природа и наука, настольные игры и игры для мелкой моторики, центр творческой активности (рисование) [7, а 36].

Подчеркнем, что в современном детском саду наполнение и размещение зон и центров детской активности будет зависеть от нескольких условий:

— особенности группы детей (возраст, количество, гендерное соотношение, наличие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

— текущие (актуальные) интересы детей (чем дети увлекаются или интересуются сейчас);

— интересы и умения педагога (возможность организовать работу по росписи и художествен-

ному оформлению помещения, изготовлению оборудования, организации творческой или исследовательской деятельности детей и т. д.);

— архитектурные особенности помещения (площадь и форма помещения, наличие или отсутствие спальни, возраст и состояние здания и мебели, другие особенности).

Это значит, что невозможно подобрать единый универсальный способ организации и наполнения развивающей предметно-

пространственной среды. Детский сад-новостройка с современной мебелью и большими площадями нуждается в привнесении уюта и функциональности в развивающую среду. В дошкольном учреждении старой постройки, скорее всего, не хватает места, чтобы создать условия для всех видов детской деятельности, требуется новая полифункциональная мебель и оборудование. В настоящее время разработано большое количество трансформируемой детской мебели и игрового оборудования. Складные ширмы, передвижные центры экспериментирования, составная секционная мебель заметно облегчают задачу организации игрового пространства, гибкого зонирования и экономии места. Но в условиях нехватки средств немногие дошкольные учреждения старой постройки могут себе позволить подобное оборудование. Существующая схема зонирования на рабочую и игровую зоны в групповых помещениях подразумевает командную игру, в то время как многие дети ищут уединения. Необходима более сложная организация пространства, включающая как места для игр большого числа детей, так и отдельные места для игры 1-3 человек, места для уединения детей.

Педагоги дошкольного образования - это особая педагогическая «каста», владеющая не только разнообразными методами взаимодействия с детьми, но и специальными, в том числе практическими умениями. Внедряя новые методы работы, они столкнулись с проблемой несоответствия предметно-пространственной среды новым стандартам образования, инновационным формам работы. Результатами работы по улучшению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения стали творческие находки не только по перепланировке и наполнению зон активности, но и по изготовлению игрового оборудования, созданию условий для творческой и исследовательской активности детей: «Говорящие стены», как вариант мобильного размещения информации о детях и продуктов детской деятельности;

«Зона творческого самовыражения», где дети рисуют все, что им хочется, мелками, которые можно и стереть; «Игровая ширма», позволяющая трансформировать пространство комнаты в зависимости от желания и замыслов детей и взрослых; «Картонные модули» - постройки к играм на развитие крупной моторики, платформы для перешагивания, арки для подлезания, барьеры для перепрыгивания.

Библиографический список

1. Буре, Р. С. Воспитатель и дети [Текст] / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская - М. : Просвещение, 1979. - 144 с.

2. Дыбина, О. В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду [Текст] : методическое пособие / О. В. Дыбина, Л. А. Пенькова, Н. П. Рахманова - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.

3. Монтессори, М. Дети - другие [Текст] / Мария Монтессори ; перевод с нем. Н. Нефедововой / c комментариями К. Е. Сумнительного. - М. : Карапуз, 2012. - 336 с.

4. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст] : методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. - М. : Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2001. - 74 с.

5. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] : монография / Н. Н. Поддьяков. - М. : Педагогика, 1977. - 272 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст] : офиц. текст. - М. : ТЦ «Сфера», 2016. - 96 с.

7. Хармс, Т. ECERS. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях [Текст] / Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер ; перевод с англ. И. Облачко, Е. Федосова ; перераб. изд. - М. : Национальное образование, 2016. - 136 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bure, R. S. Vospitatel' i deti [Tekst] / R. S. Bure, L. F. Ostrovskaja - M. : Prosveshhenie, 1979. - 144 s.

2. Dybina, O. V Modelirovanie razvivajushhej pred-metno-prostranstvennoj sredy v detskom sadu [Tekst] : metodicheskoe posobie / O. V. Dybina, L. A. Pen'kova, N. P. Rahmanova - M. : TC Sfera, 2015. - 128 s.

3. Montessori, M. Deti - drugie [Tekst] / Marija Mon-tessori ; perevod s nem. N. Nefedovovoj / c kommentari-jami K. E. Sumnitel'nogo. - M. : Karapuz, 2012. - 336 s.

4. Novoselova, S. L. Razvivajushhaja predmetnaja sreda [Tekst] : metodicheskie rekomendacii po proektiro-vaniju variativnyh dizajn-proektov razvivajushhej pred-metnoj sredy v detskih sadah i uchebno-vospitatel'nyh

kompleksah / S. L. Novoselova. - M. : Centr «Dosh-kol'noe detstvo» im. A. V Zaporozhca, 2001. - 74 s.

5. Podd'jakov, N. N. Myshlenie doshkol'nika [Tekst] : monografija / N. N. Podd'jakov. - M. : Pedagogika, 1977. - 272 s.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija: Prikazy i pis'ma Mi-nobrnauki RF [Tekst] : ofic. tekst. - M. : TC «Sfera», 2016. - 96 s.

7. Harms, T. ECERS. Shkaly dlja kompleksnoj ocenki kachestva obrazovanija v doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacijah [Tekst] / Tel'ma Harms, Richard M. Klifford, Debbi Krajer ; perevod s angl. I. Oblachko, E. Fedosova ; pererab. izd. - M. : Nacional'noe obra-zovanie, 2016. - 136 s.

Reference List

1. Bure R. S. Teacher and children / R. S. Bure, L. F. Ostrovskaya - M. : Prosveshchenie, 1979. - 144 p.

2. Dybina O. V. Modeling of the developing subject and spatial environment in kindergarten : a methodical book / O. V Dybina, L. A. Penkova, N. P. Rakhmanova -M. : Shopping Center Sfera, 2015. - 128 p.

3. Montessori M. Children - others / Maria Montesso-ri; translation from German by N. Nefedovova K. E. Sumnitelny's comments. - M. : Karapuz, 2012. -336 p.

4. Novoselova S. L. The developing subject environment: methodical recommendations about design of variable design projects of the developing subject environment in kindergartens and teaching and educational complexes / S. L. Novoselova. - M. : Preschool Childhood center named afterA. V. Zaporozhets, 2001. - 74 p.

5. Poddiyakov N. N. Thinking of the preschool child: monograph / N. N. Poddyakov. - M. : Pedagogika, 1977. - 272 p.

6. Federal state educational standard of preschool education: Orders and letters of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation: official text. - M. : Shopping Center Sfera, 2016. - 96 p.

7. Kharms T. ECERS. Scales for complex assessment of education quality in the preschool educational organizations / Thelma Kharms, Richard M. Clifford, Debbie Krayer; translation from English. I. Oblachko, E. Fedosova; overworked edition. - M. : Nationalnoe obrazovanie, 2016. - 136 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.