УДК 373.2
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШКАЛ ECERS-R ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО
Цымбулова Мария Сергеевна,
заместитель директора, e-mail: masik1992@bk.ru, ООО «Агроторг», г. Москва
В статье рассматривается проблема оценки качества дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, связанная с отсутствием единой методики оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений, а также возможность применения шкалы ECERS-R для оценки деятельности современной дошкольной образовательной организации, представлены результаты такой оценки на примере реальной дошкольной организации.
В качестве одного из направлений по обозначенной проблеме представлен опыт Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №110» города Рязани по использованию шкал ECERS-R для оценки качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части такого показателя, как «развивающая предметно-пространственная среда». Результаты анализа с использованием шкал ECERS-R показали состоятельность предлагаемых индикаторов, уровней и показателей определения развивающей предметно-пространственной среды, что позволит дошкольным учреждениям осуществлять внутренний мониторинг, а также определить свои сильные и слабые стороны в направлении реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: ФГОС ДО, оценка качества дошкольного образования, шкалы ECERS-R
THE POSSIBILITY OF ECERS-R SCALES USAGE FOR QUALITY EVALUATION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
ACTIVITY IN THE FGES PE
Tsymbulova M.S.,
deputy director, e-mail: masik1992@bk.ru, LLC Agrotorg, Moscow
The article considers the problem of assessing the quality ofpreschool education in accordance with the requirements of Federal state educational standard associated with the lack of a unified methodology of estimation of efficiency of activity ofpreschool educational institutions, as well as the possibility of using scale ECERS-R for assessment of activity of contemporary preschool educational organizations, presented the results of the evaluation on the example of real preschool.
The experience of the municipal budget educational institution «Kindergarten №110» of the city of Ryazan on the use ofECERS-R scales to assess the quality of the conditions for the implementation of the basic educational program ofpreschool education in the conditions of the implementation of the Federal state educational standard ofpreschool education in terms of such an indicator as «developing subject-spatial environment» is presented as one of the directions on the problem.
The results of the analysis using ECERS-R scales showed the consistency of the proposed indicators, levels and indicators for determining the developing subject-spatial environment, which will allow preschool institutions to carry out internal monitoring, as well as to determine their strengths and weaknesses in the direction of the implementation of the Federal state educational standard ofpreschool education. Keywords: FGOS DO, assessment of quality of preschool education, ecers-R scale
DOI 10.21777/2587-554X-2019-1-82-89
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Российской Федерации (далее - ФГОС ДО), определивший новую концепцию управления образовательным процессом в целом, вызывает много вопросов у педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций.
В настоящее время выделен ряд проблем, а точнее недопониманий со стороны руководства дошкольных образовательных учреждений, связанных с реализацией требований ФГОС ДО. Это:
1) почему во ФГОС ДО отсутствуют общепринятые нормативы развития, а именно почему планируемые результаты даны в виде целевых ориентиров, а не конкретных итоговых и промежуточных характеристик развития;
2) как оценивать качество работы организации, которая реализует программу дошкольного образования, если детей оценивать запрещается;
3) как оценить работу дошкольной образовательной организации в условиях существования множества вариантов образовательных программ [1, 3, 10].
В данной ситуации неопределенности существует реальная опасность распространения той самой привычной практики, при которой органы управления и надзора российского образования ради упрощения процедуры контроля могут вернуться к оцениванию качества на основе типовых форм, привычных и знакомых им со времен действия типовой программы. В этих условиях основные идеи и базовые ценности ФГОС ДО не будут реализованы и пострадает инновационное развитие всей системы в целом. Нельзя забывать, что одной из основных задач ФГОС ДО является обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ, организационных форм дошкольного образования (пункт 1.6. 7 ФГОС ДО) Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Выход из этой ситуации может быть только один: необходимо разработать новую систему оценки на основе ФГОС ДО.
1. Суть шкалы ECERS-R
Согласно одной из популярных точек зрения, независимая оценка качества программ является важнейшим средством информирования заинтересованных лиц (особенно семьи ребенка) о возможных их влияниях на развитие ребенка. Среди множества подходов, определяющих понятие качества дошкольного образования, инструментов и процедур его оценки на уровне дошкольной организации превалируют те, которые сфокусированы на двух объектах оценки качества образовательной деятельности: образовательной среде и образовательных результатах детей.
Образовательная среда. Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования Российской Федерации (ФГОС ДО) в соответствии с Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» для обеспечения качественного образовательного процесса в дошкольных организациях и группах должны быть созданы определенные условия развития детей. В разных странах под условиями подразумеваются: предметно-пространственная среда, разные аспекты образовательной деятельности организации, содержание и методы образования, взаимодействие разных субъектов внутри образовательного процесса и т.п. Так, в Российской Федерации в центре внимания
находятся психолого-педагогические условия: предметно-пространственная среда и взаимодействие педагогов с детьми. Образовательный процесс и условия его реализации являются составляющими понятия «образовательная среда», которая зачастую выбирается в качестве основного объекта оценки качества дошкольного образования [9].
Образовательные результаты детей. Под образовательными результатами понимаются (в разных странах в зависимости от национальных нормативов): знания, умения и навыки детей, динамика детского развития, результаты различной детской активности и т.п. Сегодня для образовательной системы дошкольной организации основным результатом являются не результаты детского развития, а педагогическое качество - качество условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития [4].
Перейдем к рассмотрению методологии определения и измерения показателей качества с помощью шкалы ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scales-Revised).
Для систематической работы по обеспечению качества, в которую входит и его оценка, необходимо выделить отдельные компоненты образовательной деятельности, имеющие приоритетное значение для развития ребенка с точки зрения современной дошкольной педагогики и междисциплинарных исследований. Группировка (систематизация) компонентов образовательной работы следует модели, согласно которой все элементы, составляющие качество работы дошкольной организации, подразделяются на два основных массива. Первый состоит из выделения областей качества и представляет собой основные части образовательной деятельности организации, включая поддерживающие процессы, такие как управление и кооперация с родителями. Вторая группа элементов носит процессуальный характер и показывает, как конкретно должна выглядеть работа в данной области и что надо учитывать, чтобы она была качественной [2].
В общей сложности существуют шесть аспектов, с учетом которых рассматривается каждая область или компонент образовательной работы и происходит дальнейшая конкретизация:
1) пространственные условия;
2) взаимодействие;
3) планирование;
4) применение и многообразие материалов;
5) индивидуализация;
6) участие.
Данные аспекты, или характеристики, являются выражением определенной педагогической философии и понимания качественного образовательного процесса. Каждый из выделенных двадцати компонентов образовательной деятельности организации, отображенных на рисунке 1, рассматривается с учетом этих шести аспектов, и в результате получается исчерпывающий перечень показателей или стандартов качества «хорошей практики».
Итоговое «описание хорошей практики» становится в шкалах критерием оценки; отслеживается степень приближения к этому описанию. В результате получается инструмент, при помощи которого качество работы может не только исчерпывающим образом оцениваться, но и измеряться [5, 11].
2. Применение шкалы ECERS-R для оценки развивающей предметно-пространственной
среды МБДОУ «Детский сад №110» г. Рязань
С использованием шкалы ECERS-R мы проведем оценку предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации. Результаты данной оценки будут наглядно представлять степень соответствия того или иного показателя требованиям ФГОС ДО, определять перспективы дальнейшего развития дошкольной образовательной организации, будет видно наглядно, на что следует обратить внимание при планировании дальнейшей деятельности организации [5, 6, 11].
Педагогическая работа в дошкольной организации проходит внутри определенной пространственной и временной структуры. Эти условия образуют рамки педагогической работы и влияют на все другие образовательные процессы. ФГОС ДО и ECERS-R придают большое значение созданию соот-
ветствующей среды, обеспечению необходимым оборудованием и материалами, а также соблюдению определенных принципов планирования и организации времени [6, 7, 11].
Рисунок 1 - Основные компоненты образовательной работы ДОО
Сегодня является общепризнанным, что пространственная развивающая среда как в помещениях, так и на прилегающей территории оказывает влияние на умственное, эмоциональное, социальное и физическое развитие детей. Организация пространства должна способствовать социальному взаимодействию между детьми и взрослыми, разнообразной творческой активности детей (художественные и ремесленные мастерские, лаборатория, участки для движения, занятий музыкой и танцами, свободных и ролевых игр и др. видов активности, а также помещения для сна и отдыха).
Современное понимание организации пространства включает в себя полифункциональное использование помещений, а также конкретные требования к цветовому фону и освещению.
Устройство внешней территории также должно способствовать хорошему самочувствию детей и детской активности различного рода. Это подразумевает естественное природное окружение, зеленые насаждения, траву, песок, горки, живые изгороди и т.п., неровности местности, которые позволяют играть в прятки. Устройство внешней территории дает детям возможность активно осваивать про-
странство, самостоятельно изменять окружающую среду, испытывать радость от физических нагрузок, понимать законы природы; знакомиться с природой как с источником пищи, проводить эксперименты с водой, огнем, землей, воздухом; иметь возможность уединиться и отдохнуть [2, 7, 11] и т.п.
Согласно требованиям ФГОС ДО к какому-либо компоненту образовательной деятельности создаются критерии оценки, в нашем случае - критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды.
Проведем оценку предметно-пространственной среды с использованием предложенной шкалы в двух группах муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад №110»: в старшей группе №9 «Колобок» для детей с нарушениями речи и в разновозрастной группе №5 «Алёнушка» для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Во время наблюдения необходимо быть осторожными, чтобы не прерывать текущую активность в группе.
В процессе наблюдения заполняется оценочный лист (рисунок 2), затем на его основе строится профиль качества (рисунок 3, 4).
1. Внутреннее помещение 1 1 2 3 4 5 6 1 7 |
да нет да нет да нет да нет
1.1. 3.1. 5.1. 7.1.
1.2. 3.2. 5.2. 7.2.
1.3. 3.3.
1.4. 3.4.
2. Мебель для повседневного ухода, иго и учения 1 | 2 3 | 4 5 6 1 7
да нет да нет да нет да нет
1.1. 3.1. 5.1. 7.1.
1.2. 3.2. 5.2. 7.2.
3. Мебель для отдыха и комфорта 1 | 2 3 1 4 5 6 |7
да нет да нет да нет да нет
1.1. 3.1. 5.1. 7.1.
1.2. 3.2. 5.2. 7.2.
5.3.
4. Обустройство пространства для игр 12 3 | 4 5 6 | 7
да нет да нет да нет да нет
1.1. 3.1. 5.1. 7.1.
1.2. 3.2. 5.2. 7.2.
3.3. 7.3.
5. Места для уединения. 1 | 2 з 1 4 1 5 6 1 7
да нет да нет да нет да нет
1.1. | | | 3.1. 5.1. 7.1.
3.2. 5.2. 7.2.
6. Связанное с детьми оформление пространства 1 1 2 3 1 4 5 1 6 1 7
да нет да нет да не г да нет
1.1. 3.1. 5.1. 7.1.
1.2. 3.2. 5.2. 7.2.
5.3.
7. Пространство для игр. развивающих крупную моторику 1 2 3 4 5 ЩбЩ 7
да нет да нет да нет да нет
1.1. 3.1. 5.1. 7.1.
1.2. 3.2. 5.2. 7.2.
5.3. 7.3.
8. Оборудование для развития крупной моторики 1 | 2 3 1 4 1 5 1 6 1 7
да нет да нет да нет да нет
1.1. 3.1. 5.1. 7.1.
1.2. 3.2. 5.2. 7.2.
1.3. 3.3.
Рисунок 2 - Образцы заполнения оценочного листа
Чтобы рассчитать средние оценки по каждой подшкале следует сложить баллы по каждому показателю в подшкале и разделить на их количество. Итоговая средняя оценка по всей шкале рассчитывается как сумма баллов по всем показателям шкалы, получившим оценку, разделенная на количество этих оцененных показателей.
Рисунок 3 - Профиль качества предметно-пространственной среды в группе № 9 «Колобок»
Рисунок 4 - Профиль качества предметно-пространственной среды в группе № 5 «Алёнушка»
Оценочный лист обеспечивает возможность оценки как отдельных индикаторов, так и показателей в целом. Возможными оценками для индикаторов для развивающей предметно-пространственной среды являются «Да» и «Нет». Показатели оцениваются по шкале от 1 (неудовлетворительно) до 7 (отлично).
Профиль позволяет наглядно представить результаты оценки по всем показателям и подшкалам. Он может использоваться для сравнения сильных и слабых сторон, а также для выбора показателей и подшкал для повышения качества работы дошкольной организации [8, 11, 12].
Согласно шкале оценивались следующие показатели качества предметно-пространственной среды:
1) внутреннее помещение;
2) мебель для повседневного ухода, игр и обучения;
3) мебель для отдыха и комфорта;
4) обустройство пространства для игр;
5) места для уединения;
6) связанное с детьми оформление пространства;
7) пространство для игр, развивающих крупную моторику;
8) оборудование для развития крупной моторики [13, 14].
В результате анализа получены данные, представленные на рисунках 3 и 4.
Р I ■
р| Г ■ II
Г1 I
Группа"Колобок" Группа "Аленушка"
Рисунок 5 - Сравнительный анализ предметно-пространственной среды группы № 9 «Колобок» и группы № 5 «Алёнушка»
При сравнительном анализе, отраженном на рисунке 5, можно сделать вывод, что предметно-пространственная среда в группе № 5 «Алёнушка» в большей степени соответствует требованиям ФГОС ДО (средний балл по шкале составил 6,6, что соответствует оценке «хорошо»), нежели в группе № 9 «Колобок» (средний балл 4,8, что соответствует оценке «минимально»).
В группе № 9 «Колобок» необходимо особое внимание уделить организации пространства, а именно сделать более доступными уютные уголки, а также увеличить само помещение группы, так как на данный момент в группе недостаточно места для размещения детей, взрослых и необходимого оборудования, что значительно затрудняет образовательно-воспитательный процесс, а также является небезопасно.
Заключение
В настоящее время работа по оценке деятельности не находится в фокусе внимания подавляющего большинства органов управления образованием, руководителей образовательных организаций. Содержание и подходы к проведению оценки эффективности остались сферой внутренней ответственности образовательных организаций и их учредителей, а проблематика обеспечения эффективности деятельности фактический оказалась «размытой» и частично сместилась в зону эффективных контрактов с руководителями и педагогами.
В результате проведенного исследования было выявлено, что шкалы ECERS-R соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: мы наглядно видим сильные и слабые стороны оцениваемой дошкольной образовательной организации, что говорит о целесообразности внедрения шкал ECERS-R в качестве единого инструмента оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации.
Список литературы
1. Белая К.Ю. Методическая деятельность в ДОО. ФГОС ДО [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2017. - 128 с.
2. Белолуцкая А.К. Зарубежные модели независимой оценки качества дошкольного образования: опыт Швеции и Германии [Текст] / А.К. Белолуцкая, Т.Н. Леван, Е.Е. Крашенников-Хайт, И.Б. Шиян // СДО. - 2016. - № 6 (68). - с. 72-78.
3. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014г.). - Спб.: Заневская площадь, 2014. - С. 74-76.
4. Кузнецова, Л.Е., Технология применения шкал ECERS-R в оценке качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования [Текст] / Л.Е. Кузнецова, Н.А. Павлова, Е.Е. березянская, В.А. Ведерникова, М.С. Федорова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2018. - № 2 (5). - С. 101-108.
5. Лях, Ю. А. Разработка и реализация модели лонгитюдного исследования качества дошкольного образования [Текст] / Ю.А. Лях // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №1. - С. 12-20.
6. МэннингМ., Взаимосвязь квалификации педагога и качества развивающей среды в дошкольном образовании [Текст] / М. Мэннинг, С. Гарвис, К. Флеминг // СДО. - 2017. - № 6 (78). - С. 28-45.
7. Поданёва, Т. В. Оценка эффективности деятельности дошкольной образовательной организации [Текст] / Т.В. Поданёва // Вопросы воспитания и обучния. - 2016. - №5. - С.56-64.
8. Попова, Н.Е. Шкалы ECERC-R как один из механизмов реализации ФГОС ДО / Н.Е. Попова, О.В. Се-день //International Journal of Humanities and Natural Sciences. - vol.7. - С. 73-77.
9. Пуденко, Т.И. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций [Текст] / Т.И. Пуденко, Т.Н. Богуславская // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 2. - С. 13-28.
10. Реморенко, И.М. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях [Текст] / И.М. Реморенко, И.Б. Шиян, О.А. Шиян, Т.Г. Шмис, Т.Н. Леван, Я.Я. Козьмина, Е В. Сивак // СДО. - 2017. - № 2 (74). - С. 16-31.
11. Федорцева, М.Б. Комплексная оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях с использованием шкал ECERS-R [Текст] / М.Б. Федорцева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - №2 (49). - С. 67-75.
12. Шиян, О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России [Текст] / О.А. Шиян, Е.В. Воробьева // СДО. - 2015. - № 7(59) - С. 38-49.
13. Cryer, D., Harms, Т., & Riley, С. All about the ECERS-R / Debby Cryer, Thelma Harms, Cathy Riley. -Lewisville, NC: Pact House Publishing. - 2003. - 441р.
14. Calder, P. (1996). Methodological reflections on using the Early Childhood Environment Rating Scale as a measure to make cross-national evaluations of quality. / P. Calder // Early Childhood Development and Care. 1996 (126). - р. 27-37.
References
1. White K.Yu. Methodical activities in the OED. GEF TO [Text] / K.Yu. White - M.: Sphere, 2017. - 128 p.
2. Belolutskaya A.K. Foreign models of independent assessment of the quality of pre-school education: the experience of Sweden and Germany [Text] / А.К. Belolutskaya, T.N. Levan, E.E. Krashennikov-Khayt, I.B. Shiyan // LMS. - 2016. - №6 (68). - p. 72-78.
3. Vasilyeva, T.S. GEF of a new generation on the requirements for learning outcomes [Text] // Theory and practice of education in the modern world: materials of the IV Intern. scientific conf. (St. Petersburg, January 2014). - Spbyu: Zanevskaya Square, 2014. - P.74-76.
4. Kuznetsova, L.Ye., Technology of applying ECERS-R scales in assessing the quality of conditions for the implementation of the main educational program of pre-school education [Text] / L.E. Kuznetsova, N.A. Pavlova, E.E. Berezianskaya, V.A. Vedernikova, M.S. Fedorov // Scientific and methodological support for the evaluation of the quality of education. - 2018. - № 2 (5). - p. 101-108.
5. Lyakh, Yu. A. Development and implementation of a model for a longitudinal study of the quality of preschool education [Text] / Yu.A. Lyakh // Yaroslavl Pedagogical Journal. - 2017. - № 1. - p. 12-20.
6. Manning M., The relationship between teacher qualifications and the quality of the developing environment in preschool education [Text] / M. Manning, S. Garvis, K. Fleming // SDO. - 2017. - № 6 (78). - p. 28-45.
7. Podaneva, T.V. Assessment of the effectiveness of the activities of pre-school educational organizations [Text] / T.V. Podaneva // Questions of education and training. - 2016. - № 5. - P. 56-64.
8. Popova, N.E. The ECERC-R scales as one of the mechanisms for implementing the GEF DO / N.E. Popova, O.V. Sedin // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - vol. 7. - p. 73-77.
9. Pudenko, T.I. On the issue of criteria for evaluating the effectiveness of the activities of preschool educational organizations [Text] / T.I. Pudenko, T.N. Boguslavskaya // Education Management: Theory and Practice. - 2015. - № 2. - p. 13-28.
10. Remorenko, I.M. Key Issues of the Implementation of Phytos Preschool Education Based on the Results of a Study Using the "Scale for Comprehensive Assessment of the Quality of Education in Preschool Educational Organizations [Text] / I.M. Remorenko, I.B. Shiyan, O.A. Shiyan, T.G. Shmis, T.N. Levan, I.Ya. Kozmina, E.V. Sivak // LMS. - 2017. - №2 (74). - p. 16-31.
11. Fedortseva, M.B. Comprehensive assessment of the quality of education in preschool educational organizations using the ECERS-R scales [Text] / MB. Fedortsev // Domestic and foreign pedagogy. - 2018. -№ 2 (49). - with. 67-75.
12. Shiyan, O.A., Vorobieva E.V. New opportunities for assessing the quality of education: ECERS-R scales tested in Russia [Text] / O.A. Shiyan, E.V. Vorobyov // LMS. - 2015. - №7 (59). - p. 38-49.
13. Cryer, D., Harms, T., & Riley, C. All about the ECERS-R ./Debby Cryer, Thelma Harms, Cathy Riley. -Lewisville, NC: Pact House Publishing. - 2003. - 441 p.
14. Calder, P. (1996). Methodological reflections on the cross-national evaluations of quality. / P. Calder // Early Childhood Development and Care. 1996 (126). - p. 27-37.