Научная статья на тему 'Дизайн как средство создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада'

Дизайн как средство создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2831
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ДЕТСКИЙ САД / ПРЕДМЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ / DESIGN / DEVELOPING ENVIRONMENT / KINDERGARTEN / OBJECT SPACE PRESCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна, Шакирова Елена Валерьевна

Статья посвящена изучению дизайна как особой формы работы педагога дошкольной организации. Применение дизайна в детском саду рассматривается с нескольких позиций: как профессиональное художественное оформление помещения, как деятельность педагога по украшению интерьера группы и как вид детского творчества, продукты которого могут служить украшением или наглядным пособием в предметно-пространственной среде. Анализируя понятие дизайна, авторы связывают его с предметно-пространственной средой, приводят различные определения и направления дизайна, обращаются к истории общественного дошкольного воспитания и значению среды в развитии дошкольника. Исследуя эстетическую значимость дизайнерской деятельности и ее продуктов, особое внимание авторы уделяют важности развития дизайнерских навыков у педагогов дошкольного образования, так как подобные умения будут способствовать самостоятельности воспитателей в оформлении группы, развитию более глубокого понимания роли ребенка в предметном пространстве. Основной проблемой, мешающей воспитателям организовывать развивающую среду группы, авторы считают неправильное понимание педагогами особой эстетики детского сада. Оно выражается в стремлении взрослых наполнить интерьер красивыми вещами, яркими картинами и игрушками, в создании статичных выставок и уголков. По мнению авторов, решением проблемы может стать интеграция педагогики и дизайна, когда художественно-эстетический подход к оформлению и наполнению предметного пространства группы реализуется параллельно с педагогической разработкой содержательного наполнения пространства в пользу создания условий для развития ребенка и его самостоятельности в различных видах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна, Шакирова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design as a Means of Designing the Developing Subject-Spatial Environment of the Kindergarten

The article is devoted to the study of design as a special form of a preschool teacher’s work. The use of design in the kindergarten is considered from several positions: as a professional decoration of the room, as the activity of the teacher to decorate the interior of the group and as a kind of children's creativity, the products of which can serve as decoration or visual aid in the subject-spatial environment. Analyzing the concept of design, the author connects it with the subject-spatial environment, gives different definitions and directions of design, refer to the history of public preschool education and the importance of the environment in the preschool development. Exploring the aesthetic importance of design activities and its products, special attention is paid to the importance of the development of preschool teachers’ design skills, as such skills will contribute to the independence of educators in the design of the group, the development of deeper understanding of the role of the child in the subject space. The main problem that prevents educators from organizing the developing environment of the group, the author believes the wrong understanding of teachers of the kindergarten special aesthetics. It is expressed in the desire of adults to fill the interior with beautiful things, bright pictures and toys, creation of static exhibitions and corners. According to the author, the solution to this problem can be the integration of pedagogy and design, when the artistic and aesthetic approach to the design and filling of the subject space of the group is implemented in parallel with the pedagogical development of the space content in favor of creating conditions for the development of the child and his independence in various activities.

Текст научной работы на тему «Дизайн как средство создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10413

УДК 373.2

В. Н. Белкина https://orcid.org/0000-0003-1903-7500 Е. В. Шакирова https://orcid.org/0000-0003-1883-8402

Дизайн как средство создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада

Статья посвящена изучению дизайна как особой формы работы педагога дошкольной организации. Применение дизайна в детском саду рассматривается с нескольких позиций: как профессиональное художественное оформление помещения, как деятельность педагога по украшению интерьера группы и как вид детского творчества, продукты которого могут служить украшением или наглядным пособием в предметно-пространственной среде. Анализируя понятие дизайна, авторы связывают его с предметно-пространственной средой, приводят различные определения и направления дизайна, обращаются к истории общественного дошкольного воспитания и значению среды в развитии дошкольника. Исследуя эстетическую значимость дизайнерской деятельности и ее продуктов, особое внимание авторы уделяют важности развития дизайнерских навыков у педагогов дошкольного образования, так как подобные умения будут способствовать самостоятельности воспитателей в оформлении группы, развитию более глубокого понимания роли ребенка в предметном пространстве.

Основной проблемой, мешающей воспитателям организовывать развивающую среду группы, авторы считают неправильное понимание педагогами особой эстетики детского сада. Оно выражается в стремлении взрослых наполнить интерьер красивыми вещами, яркими картинами и игрушками, в создании статичных выставок и уголков. По мнению авторов, решением проблемы может стать интеграция педагогики и дизайна, когда художественно-эстетический подход к оформлению и наполнению предметного пространства группы реализуется параллельно с педагогической разработкой содержательного наполнения пространства в пользу создания условий для развития ребенка и его самостоятельности в различных видах деятельности.

Ключевые слова: дизайн, развивающая среда, детский сад, предметное пространство дошкольной группы.

V. N. Belkina, E. V. Shakirova

Design as a Means of Designing the Developing Subject-Spatial Environment of the Kindergarten

The article is devoted to the study of design as a special form of a preschool teacher's work. The use of design in the kindergarten is considered from several positions: as a professional decoration of the room, as the activity of the teacher to decorate the interior of the group and as a kind of children's creativity, the products of which can serve as decoration or visual aid in the subject-spatial environment. Analyzing the concept of design, the author connects it with the subject-spatial environment, gives different definitions and directions of design, refer to the history of public preschool education and the importance of the environment in the preschool development. Exploring the aesthetic importance of design activities and its products, special attention is paid to the importance of the development of preschool teachers' design skills, as such skills will contribute to the independence of educators in the design of the group, the development of deeper understanding of the role of the child in the subject space.

The main problem that prevents educators from organizing the developing environment of the group, the author believes the wrong understanding of teachers of the kindergarten special aesthetics. It is expressed in the desire of adults to fill the interior with beautiful things, bright pictures and toys, creation of static exhibitions and corners. According to the author, the solution to this problem can be the integration of pedagogy and design, when the artistic and aesthetic approach to the design and filling of the subject space of the group is implemented in parallel with the pedagogical development of the space content in favor of creating conditions for the development of the child and his independence in various activities.

Keywords: design, developing environment, kindergarten, object space preschool.

Организация развивающей предметно-

пространственной среды дошкольного учреждения -одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются педагоги детских садов. Интересное, насыщенное и направленное на учет образовательных потребностей ребенка пространство становится не просто помещением для игры, а «третьим педагогом», способным увлечь и занять дошкольника. Но как сделать групповое пространство интересным ребенку? Что дети хотят иметь в окружающем пространстве? Как педагогу организовать свою работу, чтобы деятельность по улучшению игровой среды не отвлекала от взаимодействия

с детьми, а была одной из его форм? Мы считаем, что интеграция педагогики и дизайна - необходимая мера для перехода образовательного пространства детского сада на новый уровень.

Изучение значения среды в развитии дошкольника давно интересует ученых. В частности, анализ взглядов педологов на развитие дошкольников в системе общественного воспитания в 20-30-е гг. ХХ столетия показывает, что представителями этого направления науки «понятия "среда" и "воспитание" рассматриваются как тождественные, среда осмысливается не только как условие и фактор, но и как средство воспитания»[1,

© Белкина В. Н., Шакирова Е. В., 2019

с. 163]. И несмотря на то, что идеи педагогики среды были положены в основу дошкольного воспитания, организация предметного пространства детского сада до сих пор вызывает определенные споры ученых и практические трудности педагогов детских садов.

Основной проблемой развивающей предметно-пространственной среды современных дошкольных учреждений нашей страны мы считаем типовой подход к оформлению и наполнению помещений дошкольных групп, что приводит к отсутствию индивидуальности в интерьере [11]. Как показывает практика, в большинстве дошкольных групп в качестве украшений интерьера и для повышения его развивающей функции применяются готовые печатные плакаты, цветные фотопанно или фотообои, роспись на стенах. Новые игрушки и книги также выполняют функцию украшений - их расставляют на видных местах, высоких полках и шкафах, чтобы создать вид насыщенной и яркой среды. Возможно, такой подход к оформлению пространства обусловлен неправильным пониманием педагогами роли эстетики в детском саду и значения предметного пространства в развитии ребенка. Для того, чтобы предметное пространство детского сада радовало глаз, нужен дизайнер. А для того, чтобы это пространство еще и воспитывало, нужен педагог. Значит, современный воспитатель детского сада, кроме педагогических компетенций, должен обладать и дизайнерскими навыками. Как часто можно увидеть очень красиво оформленное групповое помещение, которое при ближайшем рассмотрении оказывается лишенным развивающего потенциала. Именно поэтому очень важно обеспечить для педагога возможность самостоятельного оформления развивающей предметно-пространственной среды, создание условий для творческой свободы и правильного понимания задач, которые должно выполнять пространство детской группы. Все это требует от воспитателя новых знаний и умений, дизайнерского взгляда на красоту помещения и педагогического подхода к его наполнению. Для того, чтобы лучше понять, как может быть осуществлена интеграция дизайна и педагогики в условиях совершенствования образовательного пространства детского сада, обратимся к понятию дизайна.

Существует множество определений дизайна, приведем следующее: «Дизайн - специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом» [7, с. 12].

В. В. Фоменко пишет: «В настоящее время слово "design" имеет три основных значения: деятельность по планированию и проектированию чего-либо; результаты планирования и проектирования в виде сценариев, эскизов, моделей; проявление планирования и проектирования в готовом продукте»[9, с. 37]. Значит, под словом «проектирование» мы понимаем не только идею (проект, эскиз) будущего интерьера, предмета или ситуации, но и все этапы реализации этого проекта до готового результата.

В настоящее время дизайн затрагивает практически все сферы деятельности человека, в соответствии с чем появляются различные направления, такие как, нон-дизайн, арт-дизайн, веб-дизайн и др. Педагогический дизайн - новый термин, заимствованный из иностранной педагогической литературы. В настоящее время педагогический дизайн активно адаптируется к условиям российского образования и входит в употребление специалистов. У Ю. В. Симонцевой и В. М. Ростовцевой читаем: «Педагогический дизайн как процесс представляет собой систематическую разработку педагогических спецификаций с использованием учебных и педагогических теорий для обеспечения высокого качества преподавания. Он охватывает весь процесс анализа потребностей и целей обучения, а также разработки системы преподавания для удовлетворения этих потребностей. Он предусматривает разработку педагогических материалов и видов деятельности, а также тестирования и оценки эффективности всех педагогических и учебных видов дея-тельности»[8, с. 108].

Педагогический дизайн в детском саду может охватывать любой момент образовательного процесса, начинаясь с появления первоначальной идеи, которая впоследствии закладывает основы педагогической ситуации. Стоит отметить, что педагогический дизайн в детском саду проявляется в большей степени как проектирование и планирование образовательного процесса в соответствии с текущими интересами детей или какими-то событиями, которые можно отразить в образовательной деятельности. В условиях организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения мы можем рассматривать педагогический дизайн как проектирование совместной деятельности педагога и детей по изменению и (или) использованию предметного пространства. Это может быть план совместного образовательного проекта, продуктом которого будет являться какое-то изменение или нововведение в развивающей среде группы - новая игровая зона, созданный детьми наглядный или игровой материал, предмет декора. При таком подходе педагогический дизайн как стадия проектирования и планирования переходит в детский дизайн или ди-

зайн для детей. Педагогу очень важно понимать разницу между этими видами дизайна.

Исходя из этого, приведем классификацию Г. Н. Пантелеева, который выделяет три значимых направления применения дизайна в детском саду:

- профессиональный дизайн и его роль в эстетизации всей среды жизнеобеспечения людей;

- «дизайн для детей» - профессиональный дизайн, направленный на благоустройство материально -культурного пространства, окружающего ребенка;

- «детский дизайн» как непосредственное участие детей в эстетизации своего быта [6, с. 5].

Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

Профессиональный дизайн в детском саду - это работа специалиста-оформителя, который создает эскиз интерьера группы, выбирает или проектирует мебель, планировку помещения. Такая работа, как правило, происходит на этапе строительства и отделки помещения строящегося или реконструируемого дошкольного учреждения. Интерьер группы продумывает дизайнер, задачей которого является создание эстетически привлекательного помещения с ярко выраженной детской спецификой. Как видим, задачи, стоящие перед дизайнером, не имеют отношения к педагогике, а значит, создаваемое им помещение обязано только привлекать, радовать глаз, но не развивать и воспитывать. Поэтому после ввода в эксплуатацию подготовленного дизайнером помещения педагоги начинают замечать, что в красивой группе, богатой игрушками и новой мебелью, дети не могут себя занять, их игры примитивны и однообразны, а пространство кажется чужим и не отражает присутствия дошкольников. Эта проблема побуждает педагогов заниматься дизайном для детей.

Под дизайном для детей мы понимаем деятельность взрослого по созданию предметов или условий для детской деятельности. Это может быть изготовление игрушек, дополнительных предметов для игры (кукольная одежда, аксессуары, атрибуты и т. д.), игрового оборудования и дидактических пособий. Как показывает практика, многие воспитатели детских садов успешно реализуют себя в данном виде дизайна, наполняя пространство группы вещами, сделанными собственными руками, авторскими пособиями. Очень часто дизайн для детей становится одной из форм работы с родителями, когда педагоги привлекают семью воспитанников к изготовлению необходимых предметов для игры. Таким образом, можно сделать вывод, что дизайн для детей в условиях усовершенствования развивающей среды детского сада - это очень важная и нужная деятельность, позволяющая создать в группе неповторимую атмосферу комфорта и уюта.

Привлечение детей к созданию предметов интерьера группы и его усовершенствованию - другое направ-

ление дизайнерской деятельности в дошкольном образовании - детский дизайн. Понятие «детский дизайн» появилось в научно-методической литературе в конце 90-х гг. ХХ в. Детский дизайн рассматривается как вид художественной деятельности детей, направленный на создание эстетических и функциональных качеств предметно-пространственной среды [2]. Детский дизайн - это непосредственное участие ребенка в процессе создания предметного пространства или его отдельных объектов. Современные ученые считают, что дизайн-деятельность доступна для освоения детьми дошкольного возраста в разных видах рукоделия и значима для общего развития каждого ребенка с учетом его возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей [3, 5]. И. А. Лыкова пишет по этому поводу: «Специфика занятий дизайн-деятельностью в современном детском саду состоит в обеспечении материальных, культурных и психолого-

педагогических условий для овладения каждым ребенком универсальными способами и способностями, позволяющими ему войти в человеческую культуру не только как потребитель, но и как созидатель. Это индивидуальное творчество и сотворчество с другими людьми, в котором ребенок постигает смысл своей деятельности (для чего), что гораздо важнее законченного результата (материального продукта)» [4, с. 155]. Продуктами детского дизайна могут быть различные предметы и украшения интерьера группы:

- подвески;

- рамки для фотографий и рисунков;

- детские рисунки;

- плакаты и дидактические панно (карты, схемы, календари);

- самодельные игрушки;

- предметы быта (карандашницы, закладки для книг, коврики, салфетки и т. д.).

Организация деятельности по привлечению дошкольников к дизайну может стать для педагога очень увлекательной и полезной формой взаимодействия с детьми. Важно понимать отличие дизайнерской деятельности от изобразительной, поскольку, как пишет В. В. Фоменко, «основной и неоспоримой характеристикой дизайна является его направленность на создание нового, это, несомненно, творческая (креативная) деятельность. В этом он имеет много общего с наукой, искусством, технологией» [9, с. 39].

В соответствии с этим, стоит отметить важную роль интеграции всех рассмотренных нами направлений дизайна в детском саду.

Оформленное профессионалом помещение не может быть полноценным пространством для детей, поскольку требует участия и доработки педагогом-практиком. Только воспитатель может выделить функ-

циональные зоны в группе, придумать новое применение имеющимся предметам, дополнить их и повысить развивающий потенциал. Например, для создания дополнительных возможностей детского рисования, развития мелкой моторики или общения боковые и задние поверхности мебели превращаются в грифельные или магнитные доски, фланелеграфы, выставки рисунков или детских фотографий, дополняются полками или крючками для одежды. Изменяя для детей пространство группы, педагог создает условия для детского дизайна - выделяет места для выставок рисунков, создает возможности для создания и хранения построек, применения созданных детьми украшений и изделий.

Объединение дизайна для детей и детского дизайна придает новое значение творчеству ребенка. Когда педагог привлекает воспитанников к совместному оформлению группы или изготовлению нужных в быту или игре предметов, то совместная деятельность превращается из образовательной в сотворчество. Кроме того, ребенок начинает чувствовать значимость своего труда, поскольку видит реальное применение его результатов, например в качестве украшения интерьера или игровой конструкции.

Проектируя и улучшая развивающую предметно-пространственную среду дошкольной группы, педагог становится дизайнером. Ему нужно правильно понимать эстетику детского сада, не допуская ненужного и лишнего украшательства, но и не создавая нагромождения из детских работ и игровых материалов. Самое главное - это условия для разнообразной деятельности ребенка, чтобы он мог в группе каждый день находить для себя что-то важное и интересное, самостоятельно брать нужный материал, размещаться с ним в удобном месте группы, изменять окружающее пространство, исходя из игрового замысла и наблюдая в нем результаты своей деятельности, полезной и занимательной.

Таким образом, мы приходим к выводу, что одним из способов создания и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды детского сада может быть интеграция педагогики и дизайна. Конечно, педагог может воспользоваться готовым решением дизайнера или самостоятельно спроектировать, наполнить и периодически менять пространство группы с учетом возрастных особенностей воспитанников. Но мы считаем, что интеграция педагогики (понимания развивающего назначения пространства группы) и дизайна (совместного продуктивного творчества по оформлению и изменению пространства) будет способствовать созданию уникальной и личностно-ориентированной развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.

Библиографический список

1. Белкина, В. Н., Парфентьева, Т. А. Среда детского сада в контексте социального воспитания ребенка (20-30-е годы ХХ века) [Текст] / В. Н. Белкина, Т. А. Парфентьева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. -№ 6. - С. 158-164.

2. Бубнова, С. Ю. Современные подходы к реализации задач художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / С. Ю. Бубнова // Ученые записки ОГУ Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. -№ 5. - С. 217-221.

3. Лыкова, И. А. Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образовании [Текст] / И. А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 10. - С. 6-25.

4. Лыкова, И. А. Дизайн в образовательном пространстве детского сада [Текст] / И. А. Лыкова // Проблемы современного образования. - 2015. - № 4. - С. 112-120.

5. Лыкова, Е. С. Критерии оценки детского рисунка [Текст] / Е. С. Лыкова // ОНВ. - 2015. - № 4 (141). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-detskogo-risunka (дата обращения: 26.03.2019).

6. Монтессори, М. Дети - другие [Текст] / Мария Мон-тессори ; перевод с нем. Н. Нефедововой / c комментариями К. Е. Сумнительного. - М. : Карапуз, 2012. - 336 с.

7. Рунге, В. Ф. Основы теории методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций) [Текст] / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский - M. : МЗ-Пресс, 2001. - 252 с.

8. Симонцева, Ю. В. Интерпретация понятия «педагогический дизайн» в проекции на профессиональную подготовку будущих учителей [Текст] / Ю. В. Симонцева,

B. М. Ростовцева // Вестник ТГПУ. - 2006. - № 9 (60). -

C. 108-110.

9. Фоменко, В. В. Проблема определения понятия «Дизайн» [Текст] / В. В. Фоменко // Омский научный вестник. -2003. - № 3. - С. 37-40.

10.Шиян, О. А. Эстетика детского сада: кто и для кого ее формирует? [Электронный ресурс] / О. А. Шиян // Учительская газета. - 2017. - 16 мая - URL http://www.ug.ru/article/967. - Дата обращения 14.04.2018.

11.Шмис, Т. Г. Наши детские сады снаружи инновационные, а внутри - традиционные [Электронный ресурс] / Интервью с Т. Г. Шмисом // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 6. - С. 20-22.

Reference List

1. Belkina, V. N., Parfent'eva, T. A. Sreda detskogo sada v kontekste social'nogo vospitanija rebenka (20-30 e gody HH veka) = The kindergarten environment in the context of social education of the child (20-30-s of the XX century) [Tekst] / V. N. Belkina, T. A. Parfent'eva // Vestnik Severnogo (Arktich-eskogo) federal'nogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i so-cial'nye nauki. - 2014. - № 6. - S. 158-164.

2. Bubnova, S. Ju. Sovremennye podhody k realizacii zadach hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija detej doshkol'nogo vozrasta v kontekste trebovanij Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija = Modern approaches to realization of problems of art and esthetic education of preschool age children in the context of requirements of Federal state educational standard of preschool education [Tekst] / S. Ju. Bubnova // Uchenye zapiski OGU. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. - 2015. - № 5. -S. 217-221.

3. Lykova, I. A. Dizajn-dejatel'nost' v sovremennom mire i doshkol'nom obrazovanii = Design activity in the modern world and preschool education [Tekst] / I. A. Lykova // Detskij sad: teorija i praktika. - 2014. - № 10. - S. 6-25.

4. Lykova, I. A. Dizajn v obrazovatel'nom prostranstve detskogo sada = Design in kindergarten educational space [Tekst] / I. A. Lykova // Problemy sovremennogo obrazovani-ja. - 2015. - № 4. - S. 112-120.

5. Lykova, E. S. Kriterii ocenki detskogo risunka = Criteria for evaluation of the children's drawing [Tekst] / E. S. Lykova // ONV. - 2015. - № 4 (141). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-detskogo-risunka (data obrashhenija: 26.03.2019).

6. Montessori, M. Deti - drugie = Children are different [Tekst] / Marija Montessori ; perevod s nem. N. Nefedovovoj / c kommentarijami K. E. Sumnitel'nogo. - M. : Karapuz, 2012. -336 s.

7. Runge, V. F. Osnovy teorii metodologii dizajna : uchebnoe posobie (konspekt lekcij) = Bases of the theory of design methodology. A manual (abstract of lectures) [Tekst] / V. F. Runge, V. V. Sen'kovskij - M. : MZ-Press, 2001. - 252 s.

8. Simonceva, Ju. V. Interpretacija ponjatija «pedagog-icheskij dizajn» v proekcii na professional'nuju podgotovku budushhih uchitelej = Interpretation of the concept «pedagogical design» in projection to professional training of future teachers [Tekst] / Ju. V. Simonceva, V. M. Rostovceva // Vestnik TGPU. - 2006. - № 9 (60). - S. 108-110.

9. Fomenko, V. V. Problema opredelenija ponjatija «Dizajn» Problem in definition of the concept «Design» [Tekst] / V. V. Fomenko // Omskij nauchnyj vestnik. - 2003. - № 3. -S. 37-40.

10.Shijan, O. A. Jestetika detskogo sada: kto i dlja kogo ee formiruet? = Esthetics of kindergarten: who forms it and for whom is it formed? [Jelektronnyj resurs] / O. A. Shijan // Uchitel'skaja gazeta. - 2017. - 16 maja - URL http://www.ug.ru/article/967. - Data obrashhenija 14.04.2018.

11. Shmis, T. G. Nashi detskie sady snaruzhi innovacionnye, a vnutri - tradicionnye = Our kindergartens are outside innovative, and inside they are traditional [Tekst] / Interv'ju s T. G. Shmisom // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teorija i praktika. - 2013. - № 6. - S. 20-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.