СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА» В ДОУ Бутвина О.Ю.1, Гаврашенко Е.С.2 Email: Butvina664@scientifictext.ru
1Бутвина Ольга Юрьевна - доцент, кандидат биологических наук; 2Гаврашенко Екатерина Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: в статье рассмотрены различные взгляды ученых на понятие «развивающая среда». Раскрыты составляющие развивающей среды. Уточнено понятие предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении, указана возрастная специфика при организации развивающей среды. Отмечены особенности организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Выделены и описаны 2 группы характеристик предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации. Перечислены требования к организации предметно-развивающей среды в соответствии с нормативными документами (ФГОС ДО).
Ключевые слова: среда, развивающая среда, предметно-развивающая среда, дошкольное образовательное учреждение, характеристика развивающей среды.
ESSENCE AND CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT OF
"DEVELOPING ENVIRONMENT" IN PEI 12 Butvina O.Yu.1, Gavrashenko E.S.2
1Butvina Olga Yurievna - Phd of Biological, Associate Professor;
2Gavrashenko Ekaterina Sergeevna - student, THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY CRIMEAN ENGINEERING- PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL
Abstract: the article discusses the various views of scientists on the concept of "developing environment". The components of the developing environment are disclosed. The concept of a subject-developing environment in a pre-school educational institution is clarified, the age specificity is indicated when organizing a developing environment. The features of the organization of the developing environment in pre-school educational institution are noted. Two groups of characteristics of the subject-spatial developing environment of the preschool organization are identified and described. Lists the requirements for the organization of the subject-developing environment in accordance with regulatory documents (GEF TO). Keywords: environment, developing environment, subject-developing environment, preschool educational institution, characteristics of the developing environment.
Вопросы создания и организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации являются актуальными, так как среда является важным фактором развития детей дошкольного возраста. Дошкольные образовательные организации, имеющие определенную образовательную среду, могут сформировать личность, отличающуюся творческим подходом к решению жизненных и профессиональных проблем, обладающую такими качествами, как активность, самостоятельность, инициативность, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Анализ источников показывает, что в различные исторические периоды проблема организации предметно-пространственной среды в той или иной степени рассматривалась многими исследователями (Платоном, И. Песталоцци, Ф. Дистервегом, Я. Коменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстым, В.А. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгером, П.И. Пидкасистым, Ю.К. Бабанским, В.А. Сластениным и др.), однако на современном этапе она нуждается в более подробном, системном управленческо-педагогическом изучении, особенно в плане развивающего эффекта среды.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А проектирование и обогащение развивающей предметно-пространственной среды является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в различных видах деятельности, развивать способности [4].
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии прошлого и настоящего «среда» рассматривается как один из генеральных факторов, воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С. Френе и др.).
В широком смысле, среда, по определению Т.В. Волосовец, включает в себя «все окружающие общественные, материальные и духовные условия существования человека» [1]. Подобное определение находим у Ю.С. Мануйлова, который отмечает, что среда - «многоаспектное понятие, включающее в себя физические, социальные и духовные составляющие внешнего мира» [2, с. 43].
Среда человека включает в себя несколько сред, (природную, социальную, образовательную, воспитательную), которые во всей их совокупности составляют единую среду человека, определяют, в конечном счете, многообразие их влияний на его функционирование, развитие и воспитание. Самой широкой средой для человека является природная среда. Это природные условия местности, где проживает человек, и ее экологическое состояние. Социальную среду Е.Н. Приступа определяет как «необходимое условие социализации человека, поскольку в эту среду включены все социальные условия жизнедеятельности человека, которые оказывают значительное влияние на его сознание и поведение» [3, с. 157].
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». При ее формировании важно учитывать множество факторов.
Учет возрастных особенностей каждой из групп ДОУ является здесь основополагающим. Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно -развивающей и игровой среды детского сада.
Под развивающей предметно-пространственной средой дошкольной образовательной организации понимается рационально организованная и эстетически оформленная обстановка, наполненная разнообразными предметами и игровыми материалами, которая является комфортной и безопасной для детей и способствует их личностному развитию.
Она обеспечивает одновременное включение в различную деятельность детей всей группы с учетом их возрастных психологических особенностей, потребностей и интересов. Грамотно созданная и организованная предметно-пространственная
развивающая среда воспитывает в детях уверенность в своих силах и возможностях, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, творчество. Чтобы эта среда была эффективной, она должна, в первую очередь, быть наполненной игровым оборудованием, соответствующим возрастным потребностям детей.
В результате анализа нормативных документов и методической литературы можно выделить 2 группы характеристик предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации. Первая группа - определяет характеристики уже сформированной среды дошкольной образовательной организации, к которым по требованиям ФГОС ДО относятся: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность [4].
Вторая группа характеризует каждый компонент предметно-пространственной развивающей среды через различные виды детской деятельности, образовательные области, названные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие), и соответствующие им зоны (центры) деятельности детей, которые имеются в каждой возрастной группе.
Таким образом, если эта среда правильно организована и насыщена, то она является основой для организации содержательной и интересной жизни детей в дошкольной организации и для разностороннего развития каждого ребенка. Особое значение в данном процессе отводится профессиональной компетенции педагогического состава ДОУ.
Список литературы /References
1. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно -пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа://. -http://goo.gl/VhpiUr/ (дата обращения: 25.05.2019).
2. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Вестник УРАО. 2013. № 1. С. 42-49.
3. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е.Н. Приступа. М., 2008. 490 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Перспектива, 2014. 32 с.