УДК 159.99
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© 2018
Барышникова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена исследованию характеристик психологически безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации и определению психолого-педагогических условий ее проектирования для детей дошкольного возраста. В статье раскрываются теоретические предпосылки организации психологически безопасной предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Представлен анализ научных исследований и публикаций по проблеме изучения психологической безопасности предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Рассмотрены основополагающие понятия научного исследования такие, как «образовательная среда», «предметно-развивающая среда», «психологическая безопасность образовательной среды». Обосновывается значимость психологически безопасной предметно-развивающей среды в развитии психологического здоровья дошкольника и раскрывается ее роль в организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Определяются психолого-педагогические условия эффективного проектирования психологически безопасной предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста. Особое внимание в статье уделяется принципам проектирования психологически безопасной предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации. По результатам проведенного научного исследования оформляются соответствующие выводы. Основные положения и выводы статьи могут быть применены педагогами и психологами, которые занимаются проблемами дошкольного образования, в научной и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: образовательная среда, предметно-развивающая среда, психологическая безопасность, безопасность образовательной среды, проектирование образовательной среды, принципы проектирования психологически безопасной образовательной среды, дошкольники, дошкольные образовательные организации.
PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE SUBJECT-DEVELOPING MEDIA IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
© 2018
Baryshnikova Elena Viktorovna, the candidate of pedagogical Sciences, Professor of Department of theoretical and applied psychology South Ural state humanitarian-pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the study of the characteristics of a psychologically safe educational environment in a preschool educational organization and the definition of the psychological and pedagogical conditions for its design for preschool children. The article reveals the theoretical preconditions for the organization of a psychologically safe subject-developing environment for preschool children in a pre-school educational organization. The analysis of scientific researches and publications on the problem of studying the psychological safety of the subject-developing environment for preschool children in the pre-school educational organization. The basic concepts of scientific research such as «educational environment», «subject-developing environment», «psychological security of the educational environment» are considered. The author substantiates the importance of the psychologically safe subject-developing environment in the development of the psychological health of a preschool child and reveals its role in the organization of the educational process for preschool children. Psychological and pedagogical conditions of effective designing of psychologically safe subject-developing environment for preschool children are determined. Particular attention is paid in the article to the principles of designing a psychologically safe subject-developing environment in a pre-school educational organization. Based on the results of the scientific research, the relevant conclusions are drawn. The main provisions and conclusions of the article can be applied by teachers and psychologists who deal with problems of preschool education, in scientific and professional activities.
Keywords: educational environment, subject-developing environment, psychological security, the security of the educational environment, the design of the educational environment, the principles of designing a psychologically safe educational environment, preschoolers, preschool educational organizations.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема изучения психологической безопасности образовательной среды в настоящее время является особо актуальной. Актуальность указанной проблемы находит отражение в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который ориентирует образовательные организации на реализацию соответствующих принципов, регулирующих определенные отношения в сфере образования. Среди них важным является принцип «гуманистического характера образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [1]. В связи с этим одним из приоритетных направлений в профессиональной деятельности педагогов и психологов является создание психологически безопасной образовательной среды и, в частности, безопасной предметно-развивающей среды в дошкольной
образовательной организации. Именно безопасность предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста является важным фактором их психического и личностного развития. Поэтому для успешного обеспечения безопасности образовательного пространства в дошкольной образовательной организации педагогам и психологам необходимо знание психологических характеристик безопасной предметно-развивающей среды, принципов и психолого-педагогических условий ее проектирования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы исследования в психолого-педагогической литературе позволил определить основные аспекты ее изучения:
- теоретические аспекты обеспечения психологической безопасности образовательной среды и разработка концепции психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева, С.Л. Новоселова, С.Л. Яб-
Baryshnikova Elena Viktorovna PSYCHOLOGICAL SECURITY ..
лочников и др.);
- психологическая характеристика образовательной среды (И.А. Баева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, С.Л. Новоселова и др.);
- теоретические подходы к понятию «образовательная среда» (Г.А. Ковалев, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эль-конин и др.);
- организационно-педагогические условия проектирования образовательного пространства (И.А. Баева, А.Г. Гогоберидзе, В.И. Долгова, Л.Н. Новоселова, М.В. Погодаева и др.);
- теоретические основы организации развивающей среды в дошкольном образовании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Новоселова и др.);
- концепция проектирования развивающей среды в дошкольной образовательной организации (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина, М.В. Погодаева и др.);
- требования к созданию предметно-развивающей среды (О.А. Артамонова, Т.М. Бабунова, А.Г. Гогоберидзе, Л.Н. Новоселова, М.Н. Полякова и др.);
- диагностика безопасности образовательной среды (И.А. Баева, А.Ю. Коджаспиров, В.А. Новицкая и др.).
Итак, проведенный анализ исследований и научных публикаций по проблеме изучения психологической безопасности образовательной среды показал достаточную разработанность отдельных ее аспектов. Вместе с тем следует отметить, что аспект исследования психологической безопасности предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации для детей дошкольного возраста остается малоизученной областью научного исследования.
Формирование целей статьи (постановка задания). С учетом сказанного обозначим проблему исследования, которая заключается в выявлении основных психологических характеристик безопасной предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации и психолого-педагогических условий ее проектирования. В соответствии с указанной проблемой целью данной статьи является ознакомление с теоретическими предпосылками организации психологически безопасной предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование психологической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации предполагает определение категориального аппарата исследования. Поэтому, прежде всего, раскроем понятия «образовательная среда», «предметно-развивающая среда» и «психологическая безопасность образовательной среды», что в дальнейшем позволит нам разработать модель психологически безопасной образовательной среды для детей дошкольного возраста и определить условия ее эффективного функционирования. Считаем важным начать анализ вышеуказанных понятий с базового понятия «среда».
Следует сказать, что подробный анализ понятия «предметно-развивающая среда» рассматривается нами в учебном пособии [2]. Поэтому в рамках данной статьи отметим только наиболее значимые положения для нашего исследования.
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» впервые появляется в научных работах С.Т. Шацкого, П.П. Блонского и А.С. Макаренко. Уточним, что в трудах А.С. Макаренко встречается понятие «окружающая среда». В своих научных работах С.Т. Шацкий рассматривает понятие «педагогика среды». В исследованиях П.П. Блонского данное понятие конкретизируется и вводится понятие «общественная среда ребенка».
По мнению доктора педагогических наук А.Г. Гогоберидзе, средой называются условия, в которых происходит развитие человека, а под средой развития ребенка
ученым понимается «пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольной организации» [3, с. 401].
О.В. Дыбина рассматривает среду как поисковое «поле» дошкольника для самостоятельных действий разного характера, проявлений познавательной, практической и творческой активности [4].
В своем понимании данного понятия сошлемся на определение доктора психологических наук И.А. Баевой, которая среду рассматривает как фактор образования и под данным понятием понимает окружение, которое состоит «из совокупности природных, материальных и социальных факторов, которые прямо или косвенно постоянно воздействуют на человека» [5, с. 11].
В понимании понятия «образовательная среда» мы также сошлемся на определение И.А. Баевой, которая трактует данное понятие как «совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности» [6].
Составной частью образовательной среды дошкольного образования является предметно-развивающая среда [7, с. 18]. Отметим, что в исследованиях ученых отмечаются разные подходы к толкованию данного понятия. Так, по мнению А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцевой, развивающая предметно-пространственная среда - это «естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами» [3].
По мнению Н.Н. Волоховой, развивающая предметно-пространственная среда дошкольного образования -это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в дошкольной образовательной организации, состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольной организации [8, с. 14].
О.В. Дыбина считает, что предметно-пространственная среда - это специальным образом организованное пространство, обеспечивающее стимулирование и реализацию интегрированных видов детской деятельности [4, с. 3].
По мнению Л.А. Пасековой, развивающая предметно-пространственная среда - это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованного в пространстве и времени, насыщенного разнообразными предметами и игровыми материалами [9].
Вслед за доктором психологических наук С.Л. Новоселовой нами под понятием «предметно-развивающая среда» понимается «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика» [10, с. 11].
С учетом сказанного отметим, что в психолого-педагогической литературе понятие «предметно-развивающая среда» рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле это любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности дошкольника. В узком смысле - это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, развивающими игрушками, игровыми материалами и пособиями, с помощью которых дети дошкольного возраста под руководством взрослых осваивают окружающий мир.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить роль предметно-развивающей среды в развитии личности детей дошкольного возраста. По
мнению ученых [11-13], предметно-развивающая среда играет огромную роль в развитии личности дошкольника, обеспечивая зону его ближайшего развития. Она способствует всестороннему развитию его личности и направлена на развитие психического и эмоционального благополучия в дошкольной образовательной организации.
Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации выполняет информационную, развивающую, воспитывающую, организационную функции. На наш взгляд, не менее важное значение в дошкольном образовании приобретает функция сохранения психологического здоровья. В соответствии с данной функцией, по нашему мнению, содержание материалов и оборудования в дошкольной образовательной организации, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики должны быть направлены на развитие положительных эмоций, создание чувства защищенности и психологического комфорта дошкольников, предоставление им возможности найти себе удобное и безопасное место для коллективной и индивидуальной деятельности. В связи с этим в дошкольной образовательной организации для развития личности дошкольников важно создавать психологически безопасную предметно-развивающую среду, которая бы удовлетворяла всем требованиям и условиям безопасности и способствовала бы психологическому развитию детей дошкольного возраста.
Доктор педагогических наук М.В. Погодаева под безопасностью личности понимает сложную многофункциональную систему, которая направлена на обеспечение безопасности ее жизнедеятельности, развитие культуры безопасности, становление личностных качеств, позволяющих переживать происходящие события, давать им оценку и действовать в соответствии с ситуацией [14]. В докторской диссертации ученым раскрываются условия безопасного развития личности дошкольника, к которым ею относятся: создание безопасной адаптивно-развивающей среды, взаимодействие с семьей и общественными организациями для предупреждения фактов насилия, снижение других факторов социального риска, организация разнообразной многофункциональной предметно-развивающей среды, развитие перцептивных и когнитивных процессов дошкольников, обеспечивающих адекватное восприятие и взаимодействие с окружающим миром [15].
Понятие «безопасность» И.А. Баевой и Е.Б. Лактионовой определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [6]. Отметим, что основные положения концепции психологической безопасности образовательной среды достаточно подробно разработаны И.А. Баевой и представлены в ее докторской диссертации [5]. Под психологической безопасностью ученым понимается «состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [16, с. 137].
Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, по мнению И.А. Баевой, являются следующие: доброжелательные взаимоотношения, психологическая поддержка, забота о безопасности каждого участника образовательного процесса, поддержание дисциплины, обучение социальным навыкам взаимодействия, повышение родительского и общественного участия в создании образовательной среды для обучающихся [17].
Как считает доктор психологических наук В.И. Долгова, психологически безопасную развивающую среду следует рассматривать как «единую систему, которая
имеет концептуальные основы реализации здоровье-формирующей и здоровьесберегающей деятельности в условиях учебного учреждения, методическое сопровождение данного вида деятельности и педагогический инструментарий» [18]. К условиям создания психологически безопасной среды в дошкольной образовательной организации ученым относятся следующие: внедрение инновационных программ и технологий здоровьесбе-регающего направления, благоприятный психологический климат, соблюдение высоких эстетических и гигиенических показателей и санитарно-гигиенического состояния предметно-развивающего пространства образовательной организации, рациональная организация жизнедеятельности дошкольников с учетом возрастных и психофизиологических особенностей, взаимодействие и координация усилий всех участников образовательного процесса.
Мы придерживаемся мнения И.А. Баевой о том, что «качество образовательной среды определяется качеством пространственно-предметного содержания данной среды, качеством социальных отношений в данной среде и качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды» [6]. С учетом этого считаем важным рассмотреть характеристики психологически безопасной предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста.
К психологическим характеристикам образовательной среды И.А. Баевой относятся: доброжелательная атмосфера, высокий уровень вовлеченности субъектов образовательного процесса в образовательную среду, удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды, уважительное отношение участников образовательной среды [6, с. 34].
К основополагающим характеристикам психологически безопасной среды В.И. Долгова относит следующие: развивающий характер пространства детства, комфортность, функциональную надежность, этетические и гигиенические показатели [18].
По мнению М.В. Погодаевой, характеристиками психологической безопасности образовательной среды являются: удовлетворенность образовательной средой и защищенность от психологического насилия во взаимодействии с образовательной средой [15].
По мнению других ученых [19-27] безопасная предметно-развивающая среда должна быть комфортной и соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, подтверждаемых сертификатами безопасности и качества. К основным характеристикам ее безопасности в дошкольной образовательной организации учеными относятся: исправность и сохранность материалов и оборудования, оптимальное количество игр, игрушек и пособий в соответствии с их назначением и количеством детей в группе.
На наш взгляд, психологически безопасная предметно-развивающая среда для детей дошкольного возраста должна обладать следующими характеристиками: не вызывать агрессивность, жестокость, насилие, страх, неуверенность, беспокойство, не повышать тревожность и состояние незащищенности.
С учетом сказанного считаем, что рассмотренные характеристики психологически безопасной предметно-развивающей среды позволят педагогам и психологам создавать безопасные условия в дошкольной образовательной организации для взаимодействия субъектов образовательного процесса с предметно-развивающей средой.
Надо сказать, что проектирование психологически безопасной предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации требует не только знание ее психологических характеристик, но и выполнение требований, регламентированных санитарными нормами и правилами безопасности жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации, и соблюде-
Baryshnikova Elena Viktorovna PSYCHOLOGICAL SECURITY ..
ние принципов ее безопасности.
Отметим, что в работе Л.Г. Киреевой раскрываются ведущие принципы построения предметно-развивающей среды, разработанные В.А. Петровским, Л.П. Стрелковой, Л.М. Клариной и Л.А. Смывиной [28]. К ним относятся: принцип позиции при взаимодействии и дистанции при общении, принцип активности, принцип стабильности и динамичности, принцип комплексиро-вания и гибкого зонирования, принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды, принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных различий детей дошкольного возраста.
Наряду с этими принципами учеными разрабатываются и принципы обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Так, к принципам создания психологически безопасной образовательной среды И.А. Баевой относятся: принцип опоры на развивающее образование, принцип психологической защиты личности, принцип помощи в формировании социально-психологической умелости [5, с. 18]. В свою очередь, М.В. Погодаева считает, что при проектировании предметно-развивающего пространства безопасного дошкольного детства в дошкольной образовательной организации необходимо руководствоваться следующими принципах: гуманизации, культуросообразности, приро-досообразности, целостности, опережающего обучения в области безопасной жизнедеятельности [15, с. 20].
На наш взгляд, указанные принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации не только дают представление об основных характеристиках психологически безопасной образовательной среды для детей дошкольного возраста, но и обеспечивают психологическую безопасность дошкольников при их взаимодействии с предметно-развивающей средой.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итог вышесказанному, отметим следующее:
1. Проблема психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации является важной и требует дальнейшего ее изучения в аспекте уточнения и конкретизации понятия «психологическая безопасность предметно-развивающей среды» применительно к дошкольному образованию, в аспекте подготовки педагогов и психологов к проектированию психологически безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации.
2. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации представляет совокупность материальных объектов, важная роль которых заключается в развитии у дошкольников не только элементарных форм самообслуживания, но и в психологическом и педагогическом воздействии на личность дошкольника, организации познавательной деятельности дошкольников, формировании у них навыков учебной деятельности и обеспечении их всестороннего развития.
3. Психологически безопасная предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации не только способствует развитию психологически здоровой личности дошкольников, но и способствует гармонизации психического здоровья всех участников образовательного процесса.
4. Создание психологически безопасной предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации должно являться приоритетным направлением деятельности психологической службы в системе дошкольного образования.
Перспективой дальнейшего исследования может быть реализация психолого-педагогических условий проектирования психологически безопасной предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной
организации для детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Новосибирск: Норматика, 2013. 128 с.
2. Барышникова Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. 183 с.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
4. Дыбина О.В. и др. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. 128 с.
5. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технология создания: автореф. на соиск. ученой степ. д-ра психол. наук: 19.00.07 - педагогическая психология. Санкт-Петербург, 2002. 45 с.
6. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Психологические характеристики образовательной среды / Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2011. С. 25-48.
7. Виноградова Н.А. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада: учебное пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2011. 208 с.
8. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО / авт.-сост. Н.Н. Воло-хова. Волгоград: Учитель, 2016. 154 с.
9. Пасекова Л.А. Предметно-развивающая среда: метод. реком. для воспитателей дошкольных образовательных организаций. СПб.: Астерион, 2012. 24 с.
10. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: метод. рекомендации. М.: Центр инноваций в педагогике, 2013. С. 3-70.
11. Попова Е.В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста: курс лекций. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. 143 с.
12. Шакирова Е.В., Белкина В.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 40-45.
13. Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. М.: Сфера, 2013. 128 с.
14. Погодаева М.В. Психологическая безопасность как фактор адаптации ребенка в дошкольном учреждении // Вестник ТГПУ. 2014. № 6 (147). С. 92-96.
15. Погодаева М.В. Проектирование пространства безопасного детства (на примере дошкольного возраста): автореф. на соиск. ученой степ. д-ра пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Кемерово, 2017. 38 с.
16. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. № 6. С. 135-141.
17. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации // КПЖ. 2017. № 6 (125). С. 12-17.
18. Долгова В.И., Аплеева И.А. Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. № 6 (136). URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/zdoroviesberegayuschaya-psihologicheski-bezopasnaya-razvivayuschaya-sreda-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 20.07.2018).
19. Яблочников С.Л., Яблочникова И.О. Психологическая составляющая безопасности системы образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 3 (10). URL: https://cyberleninka. ra/article/n/psihologicheskaya-sostavlyayuschaya-bezopasnosti-sistemy-obrazovaniya (дата обращения:
20.07.2018).
20. Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Экспертиза качества образовательной среды в группах раннего возраста // Современное дошкольное образование. 2018. №9 5 (87). С. 38-53.
21. Люсова О.В. Психологическая безопасность образовательной среды и субъективное благополучие обучающихся // Вестник ВолГУ. Серия 11. Естественные науки. 2015. № 2. С. 132-140.
22. Карымова О.С. и др. Психологическая безопасность образовательной среды: теория и исследования. Ставрополь: Логос, 2016. 164 с.
23. Коджаспиров А.Ю. Диагностика психологической безопасности образовательной среды: методическое пособие. Москва: Экон-Информ, 2009. 115 с.
24. Филатова Ю.С., Казаринов А.С. Роль и функции специальной информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 297-300.
25. Тумакова О.Е., Евдешина М.Ю. Образовательная среда территории детского сада как комплекс условий // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 90-93.
26. Архипова И.В., Бусыгина А.Л., Фирсова Т.А. Исследование социальных показателей адаптации детей с особенностями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 149-153.
27. Ремезова Л.А. К проблеме социализации детей дошкольного возраса с нарушениями зрения в продуктивных видах деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 161-165.
28. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы. Волгоград: Учитель, 2013. 143 с.
Статья поступила в редакцию 02.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018