DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-118-123 УДК 373.21
Международный инструмент «Шкала ECERS-R»: исследование комплексной оценки качества дошкольного образования
Надежда Владимировна ЛЕКСАКОВА
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» 410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, 83 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1792-6486, e-mail: [email protected]
International tool "ECERS-R scale": research of education quality comprehensive assessment of preschool education
Nadezhda V. LEKSAKOVA
Saratov State University 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1792-6486, e-mail: [email protected]
Аннотация. Исследование посвящено вопросам современного дошкольного образования, приоритетным задачам, качеству образовательной среды и проблемам оценки ее качества. Описаны и обоснованы разные подходы, применяемые при оценке качества образования. Большое внимание уделено описанию методики ECERS-R «Шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях», последняя редакция которой прошла предварительную адаптацию и апробацию в регионах России, также приведен анализ опыта использования данной методики в других странах. Показано, что методика ECERS-R не только отличается высокой надежностью, но и играет большую роль в развитии дошкольников, так как инструмент методики отличается высоким уровнем разработки и опирается на идеи гуманистической педагогики. В контексте современного российского образования данная методика актуальна, так как критерии оценивания, приведенные в ней (субшкалы и показатели в инструментах шкалы ECERS-R), имеют прямую аналогию с образовательными областями, описанными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Ключевые слова: качество образования; лонгитюдное исследование; развивающая образовательная среда; образовательная программа; федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО); шкалы оценки Early Childhood Environment Rating Scale-Revised (ECERS-R)
Для цитирования: Лексакова Н.В. Международный инструмент «Шкала ECERS-R»: исследование комплексной оценки качества дошкольного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 180. С. 118-123. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-118-123
Abstract. We center on the issues of contemporary preschool education, priority objectives, educational environment quality and the problems of assessing its quality. We describe and substantiate different approaches used in assessing education quality. We pay attention to the description of ECERS-R methods "Scale for comprehensive assessment of education quality in preschool educational institutions", the latest version of which has been pre-adapted and tested in Russian regions. We also analyze the experience of using this technique in other countries. We show that the ECERS-R method is not only highly reliable, but also plays an important role in preschoolers development, as the method tool has a high level of elaboration and is based on humanistic pedagogy
118
© Лексакова Н.В., 2019
ideas. In the context of contemporary Russian education, this technique is relevant, since the evaluation criteria given in it (sub-scales and indicators in the ECERS-R scale tools) have a direct analogy with the educational areas described in the Federal State Educational Standard of Preschool Education.
Key words: education quality; longitudinal study; developing educational environment; educational programme; Federal State Educational Standard of Preschool Education (FSES PE); evaluation scale Early Childhood Environment Rating Scale-Revised (ECERS-R)
For citation: Leksakova N.V. Mezhdunarodnyy instrument «Shkala ECERS-R»: issledovaniye kompleksnoy otsenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya [International tool "ECERS-R scale": research of education quality comprehensive assessment of preschool education]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 180, pp. 118-123. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-118-123 (In Russian, Abstr. in Engl.)
В настоящее время вся система образования в нашей стране, в том числе и система дошкольного образования, претерпевает значительные изменения. С одной стороны, возросла вариативность работы дошкольных организаций в различных аспектах - от вида образовательной организации до выбора реализуемых образовательных программ, что, несомненно, положительно сказывается на всей системе, так как предполагает выбор для родителей и детей. С другой стороны, в процессе преобразования и поиска собственного стиля дошкольной организации (ДО) важно не забывать о главном - ребенок является центром образовательного процесса, а его развитие, здоровье и благополучие - основной целью работы дошкольной организации [1].
В настоящее время в России проводится национальное исследование качества образования (НИКО) дошкольной образовательной организации. Это первые шаги в становлении процедуры внешней оценки качества образования в нашей стране1 [2]. НИКО ориентировано не на сравнение методик различных дошкольных организаций, а на оценку условий пребывания в них ребенка. Это требование зафиксировано в современном федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в статье 2 пункта 29 качество образования определяется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обу-
1 Модель оценки качества дошкольного образования. URL: http://sad550.ru/fües/%20оценки%20качества %20образования^1" (дата обращения: 15.01.2019).
чающегося...»2. То есть и оценка качества дошкольного образования должна иметь комплексный характер, не должна быть сформирована стихийно, а главное, должна быть управляемой. Но управление оценкой качества образования не предполагает только административный контроль. В управлении должны принимать участие и другие субъекты образовательного процесса: потребители образовательных услуг, специалисты, сотрудники образовательной организации (самооценка). В ФЗ «Об образовании в РФ» также зафиксировано положение о том, что оценка качества дошкольного образования не может быть построена на оценке достижений воспитанников. Таким образом, в качестве предмета оценивания рассматривается именно образовательная среда ДО, условия, в которых находится ребенок.
Образовательная среда ДО несет важнейшую развивающую функцию. Для оказания позитивного развивающего действия среда должна удовлетворять множество требований. В частности, среда должна быть рационально организована, доступна для ребенка, иметь достаточное количество предметов, игр, игрушек, а также должна быть приятна с эстетической точки зрения. Пространство и его насыщение должно быть организовано таким образом, чтобы провоцировать самостоятельную деятельность воспитанников. Самостоятельная деятельность под присмотром взрослого - важнейший этап при формировании самостоятельности ребенка. Также среда должна предусматривать возможность и совместной, групповой деятель-
2 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Российская газета. 2013. 25 нояб.
ности. Положение о приоритете учета образовательной среды зафиксировано и во ФГОС ДО (пункт 2.4), в котором отмечено, что образовательные программы должны быть направлены на создание развивающей среды, «которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей...»3.
Опираясь на идеи, сформированные выше, выстраивается процедура оценки качества дошкольного образования - лонгитюдное исследование.
Предметом исследования являются: пространство, организация времени, взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде детского сада.
Существенным аспектом будут являться оценка условий для активного обучения ребенка, возможностей проявления творчества и инициативы и оценка возможности детей быть субъектами своей деятельности.
Кроме того, результаты исследования могут быть применены при дальнейшей адаптации модели оценки качества образования. В частности, результаты могут позволить сделать вывод о возможности ее применения к различным образовательным программам, возможности использования результатов исследования как инструмента развития команды детского сада.
Важно отметить, что оценка эффективности данного исследования возможна при соблюдении основного условия - оценивания не достижений ребенка, а качества образовательной среды, которая его окружает [3]. Этот подход позволяет «вывести» ребенка из положения, в котором педагог понимает его как объект достижения высоких образовательных результатов, что, несомненно, является проявлением гуманного подхода к ребенку. Преимуществом данного подхода является и то, что образовательная среда относительно статична, оценить ее состояние и на этом основании сделать вывод о качестве реализуемой образовательной программы проще и быстрее, чем по результатам наблюдения за детьми.
3 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. 25 нояб.
Говоря о международном опыте оценки образования, можно сделать несколько выводов. Во-первых, отчетливо прослеживается так называемый «переход от теории Ж. Пиаже к теории Л.С. Выготского». Под переходом понимают смещение акцентов в сторону поиска баланса между направленным обучением, воспитанием ребенка и поддержкой его активности и инициативы. Вторая тенденция - реализация последовательных действий, направленных на создание системы независимой аккредитации образовательных программ. При этом привлекаются квалифицированные эксперты, используются надежные оценочные методики, ориентированные на оценку условий образовательной организации.
За рубежом широкое распространение получили шкалы оценки образовательной среды, разработанные учеными Университета Северной Каролины (США, 1980), - Early Childhood Environment Rating Scale-Revised (ECERS-R) [4]. Методики многократно апробированы и подходят, в том числе, для оценки включенности в работу групп детей с ограниченными возможностями (после доработки методик в 1997 г.). Высокая надежность данной методики подтверждается широтой географии ее использования: помимо США и Канады, стандартизированные методики ECERS-R применяют в Германии, Англии, Швеции, Дании, в других странах Европы, в странах Азии [5]. В 2015 г. методика прошла третью редакцию (Институт развития ребенка им. Франка Портера Грэхема Университета Северной Каролины (США), Т. Хармс, Д. Крайер, Р.М. Клиффорд). Методика издана и на русском языке (ред. В.К. Загвоздкин, Е.Г. Юдина, Т.Г. Шмис, И.Б. Шиян, И.Е. Федосова).
Методика ECERS-R выгодно отличается тем, что не зависит от особенностей страны. Данные методики в своих оценках опираются на критерий «как должно быть», что делает их универсальным инструментом оценки качества образования. Кроме того, Шкалы подходят не только для независимой оценки, но и для самооценки. Важным является и то, что ECERS-R в первую очередь опираются на законы развития ребенка, а критерии оценки сконцентрированы не на результатах воспитанников, а на оценке образовательной среды. Таким образом, можно утверждать,
что данная методика соответствует требованиям ФГОС ДО.
Шкалы ECERS-R представляют собой шкалы наблюдений, которые позволяют оценивать одну конкретную образовательную группу дошкольной образовательной организации [6]. При проведении исследования эксперт проводит наблюдение за работой группы, фиксирует результаты согласно определенным критериям (индикаторам), кроме того, дает комментарии выставленным баллам.
Всего шкалы разделены на семь подшкал (пространство, присмотр и уход, речь и мышление, детская активность, взаимодействие, структурирование программ, родители и персонал). Каждая подшкала снабжена необходимым инструментарием - подробно описанными показателями и индикаторами, которыми пользуется эксперт. Методика ECERS соответствует основному требованию, предъявляемому современной качественной системе оценивания: оценивает состояние развивающей образовательной среды организации, а не умения и навыки ребенка, что выгодно отличает данную методику от традиционных. Более того, эксперт, работающий с ECERS, не взаимодействует с детьми. Актуальность ECERS для современной системы российского образования подтверждается и ее соответствием ФГОС ДО, в частности пункт 2.8 ФГОС: «Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: развивающая предметно-пространственная образовательная среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому» [7]. Отсутствие противоречий между ECERS-R и основными документами, регламентирующими деятельность российский образовательных организаций, и упор методики на уровень развития образовательной среды говорит о больших перспективах ее дальнейшего применения в рамках отечественного образования.
Учитывая те глобальные изменения системы дошкольных организаций, о которых было сказано выше, важно, чтобы система оценки этой системы удовлетворяла двум основным требованиям. Во-первых, анализ результатов оценки должен давать четкое понимание, каковы масштабы в стране во-
обще и в каждом регионе в частности. Во-вторых, важно понимать, носят ли эти изменения системный характер. Качественный анализ ситуации возможен при проведении продолжительных измерений, лонгитюдного исследования. Проведение лонгитюдного исследования позволяет выполнить несколько задач:
- провести мониторинг качественного состояния образовательной среды на настоящий момент;
- спрогнозировать изменения, возможные в ближайшее время (через год), а также зафиксировать различия изменений в образовательных организациях разных регионов;
- выявить и проанализировать факторы различного уровня, влияющие на качество изменений.
Проведение лонгитюдного исследования предполагает последовательное прохождение трех этапов.
I этап - организационно-подготовительный. Этап посвящен последовательной подготовке исследования: определяются цели, задачи, концепция исследования; определяются критерии, согласно которым будет сформирована выборка; формулируются критерии выбора субъектов исследования; разрабатывается программа подготовки экспертов, которые будут осуществлять исследование; определяется инструментарий, способы обработки и представления результатов.
II этап - констатирующий. Второй этап -основной этап эксперимента - предполагает непосредственное наблюдение экспертами за осуществлением образовательной деятельности в дошкольной организации. Эксперты используют международные шкалы оценки качества ECERS-R. Процедура оценки может проводиться как в первый раз, так и вторично. Также на данном этапе происходит обработка данных исследования, составляются экспертные заключения в различных форматах.
III этап - рефлексивно-формирующий. На последнем этапе происходит анализ и обсуждение результатов исследования. Важнейшим результатом этого этапа является создание программы развития. Причем программа может быть представлена в разном масштабе: рекомендации конкретному образовательному учреждению, рекомендации субъекту РФ или всей системе дошкольного образования в стране.
Описанная схема лонгитюдного исследования впервые была реализована на территории Российской Федерации в период с июля по ноябрь 2016 г. В исследовании было задействовано 423 дошкольных образовательных организации из 40 субъектов России. 18 дошкольных организаций Саратовской области приняли участие в данном исследовании качества образования в 2017 г. Мероприятия в рамках исследования были проведены с использованием информационной системы сопровождения экспертного исследования по шкале ECERS.
Результаты лонгитюдного исследования по оценке качества дошкольного образования позволили констатировать, что в боль-
шинстве детских садов, принявших участие в исследовании, качество образования выше «минимального уровня качества».
Описанная этапность оценки качества образования с применением лонгитюдного исследования дает возможность получить первичный анализ состояния системы дошкольного образования, в частности, насколько эффективно происходит реализация ФГОС ДО в различных регионах страны. На основании результатов исследования возможна разработка предложений по повышению качества образования, что, несомненно, является перспективным направлением продолжения исследования [8-10].
Список литературы
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. № 3. С. 22-31.
2. Алиева Т.И., Трифонова Е.В., Родина Н.М., Васюкова Н.Е. Выстраивание и апробация моделей оценки качества дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. C. 108118.
3. Юдина Е.Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7 (59). С. 22-26.
4. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. М.: Изд-во «Национальное образование», 2016.
5. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Зарубежный опыт создания систем оценки качества образования // Материалы межрегионального совещания. М., 2007. С. 101-115.
6. Ле-ван Т.Н. Развивающая оценка качества дошкольного образования с использованием международных шкал комплексной оценки ECERS: проблемы и перспективы // Детский сад: теория и практика. 2016. № 10 (70). С. 50-65.
7. Лях Ю.А. Разработка и реализация модели лонгитюдного исследования качества дошкольного образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 12-20.
8. Токмакова М.И., Федорцева М.Б. Комплексная оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях с использованием шкал ECERS-R // Муниципальная система образования: пространство образовательных возможностей и общественного диалога: материалы науч. -практ. конф. / под общ. ред. Ю.А. Соловьевой, Н.П. Недоспасовой, Е.А. Нагрелли. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2017. С. 139-141.
9. Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7 (59). С. 38-49.
10. Шиян И.Б., Зададаев С.А., Ле-ван Т.Н., Шиян О.А. Апробация шкал оценки качества дошкольного образования ECERS-R в детских садах города Москвы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 77-92.
References
1. Veraksa N.E., Veraksa A.N. Otsenka kachestva doshkol'nogo obrazovaniya: zarubezhnyy opyt [Quality assessment of preschool education: foreign experience]. Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye. Teoriya i praktika - Preschool Education Today. Theory and Practice, 2011, no. 3, pp. 22-31. (In Russian).
2. Aliyeva T.I., Trifonova E.V., Rodina N.M., Vasyukova N.E. Vystraivaniye i aprobatsiya modeley otsenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya [The development and validation of models for assessing the quality of preschool education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 2013, no. 3, pp. 108-118. (In Russian).
3. Yudina E.G. Shkaly ECERS kak metod otsenki kachestva i razvitiya rossiyskoy sistemy doshkol'nogo obra-zovaniya [ECERS scales as a method of assessing quality and development of the Russian preschool educational system]. Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye. Teoriya i praktika - Preschool Education Today. Theory and Practice, 2015, no. 7 (59), pp. 22-26. (In Russian).
4. Harms T., Clifford R.M., Krayyer D. Shkaly dlya kompleksnoy otsenki kachestva obrazovaniya v dosh-kol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Scales for comprehensive assessment of education quality in preschool educational institutions]. Moscow, "Natsional'noye obrazovaniye" Publ., 2016. (In Russian).
5. Zvonnikov V.I., Chelyshkova M.B. Zarubezhnyy opyt sozdaniya sistem otsenki kachestva obrazovaniya [Foreign experience of education quality assessment system creation]. Materialy mezhregional'nogo so-veshchaniya [Proceedings of Interregional Meeting], Moscow, 2007, pp. 101-115. (In Russian).
6. Le-van T.N. Razvivayushchaya otsenka kachestva doshkol'nogo obrazovaniya s ispol'zovaniyem mezhdu-narodnykh shkal kompleksnoy otsenki ECERS: problemy i perspektivy [Developing assessment of preschool education quality using international comprehensive assessment scales ECERS: problems and prospects]. Detskiy sad: teoriya ipraktika [Kindergarten: Theory and Practice], 2016, no. 10, pp. 50-65. (In Russian).
7. Lyakh Y.A. Razrabotka i realizatsiya modeli longityudnogo issledovaniya kachestva doshkol'nogo obrazo-vaniya [Development and realization of the model of longitudinal study of preschool education quality].
Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2017, no. 1, pp. 12-20. (In Russian).
8. Tokmakova M.I., Fedortseva M.B. Kompleksnaya otsenka kachestva obrazovaniya v doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh s ispol'zovaniyem shkal ECERS-R [Comprehensive assessment of education quality in preschool educational institutions using ECERS-R scales]. Materialy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii: «Munitsipal'naya sistema obrazovaniya: prostranstvo obrazovatel'nykh vozmozhnostey i obsh-chestvennogo dialoga» [Proceedings of Scientific and Practical Conference: "Municipal Education System: Space for Educational Opportunities and Public Dialogue"]. Novokuznetsk, Municipal autonomous educational institution of additional professional education "Vocational Training Institute", 2017, pp. 139-141. (In Russian).
9. Shiyan O.A., Vorobyeva E.V. Novyye vozmozhnosti otsenki kachestva obrazovaniya: shkaly ECERS-R aprobirovany v Rossii [New opportunities in the education quality assessment: ECERS-R scales tested in Russia]. Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye. Teoriya i praktika - Preschool Education Today. Theory and Practice, 2015, no. 7 (59), pp. 38-49. (In Russian).
10. Shiyan I.B., Zadadayev S.A., Le-van T.N., Shiyan O.A. Aprobatsiya shkal otsenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya ECERS-R v detskikh sadakh goroda Moskvy [Approbation of scales of quality assessment of pre-school education (early childhood environment rating scales - ECERS-R) in Moscow kindergartens]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija Pedagogika i psihologija - Vestnik of Moscow City University. Series "Pedagogy and Psychology", 2016, no. 2 (36), pp. 77-92. (In Russian).
Информация об авторе
Лексакова Надежда Владимировна, аспирант, кафедра педагогики. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Российская Федерация. E-mail: leksakova-nadezhda@mail. ru
Вклад в статью: сбор данных, выполнение эксперимента, анализ результатов.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1792-6486
Поступила в редакцию 04.03.2019 г.
Поступила после рецензирования 03.04.2019 г.
Принята к публикации 25.04.2019 г.
Information about the author
Nadezhda V. Leksakova, Post-Graduate Student, Pedagogy Department. Saratov State University, Saratov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Contribution: data acquisition, experiment processing, results analysis.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1792-6486
Received 4 March 2019 Reviewed 3 April 2019 Accepted for press 25 April 2019