УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.51
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШКАЛ ECERS-R
В статье рассматриваются проблемы оценки качества образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях. Авторы рассматривают применение шкал ЕСЕЯБ для исследования комплексной оценки качества в дошкольных образовательных организациях. Описывают результаты проведенной экспертизы образовательной среды с использованием шкалы ЕСЕЯЗ-Я.
Ключевые слова: шкалы ЕСЕЯБ, оценка качества образовательной деятельности, предметно-пространственная среда, виды детской деятельности.
В современных условиях наблюдаются тенденции переосмысления оценки качества дошкольного образования, связанные с введением и реализацией федерального государственного стандарта дошкольного образования, требования которого обусловливают иной подход к оценке результатов образования в дошкольных образовательных организациях (ДОО)[3; 6]. С целью результативной оценки качества образовательной деятельности надо подобрать такие критерии, которые позволили бы оценить качество образования ДОО. В процессе оценки образовательной деятельности приоритетным является акцент на индивидуализацию образования, смысл, которой раскрывают основные принципы дошкольного образования, представленные в п. 1.4. ФГОС дошкольного образования:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (да-
Как цитировать статью: Федорцева М. Б., Дорн М. В. Комплексная оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях с использованием шкал ЕСЕК.8-К. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.67-75.
М. Б. Федорцева
Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного образования, МАОУ ДПО ИПК, Новокузнецкий ГО E-mail: [email protected] Marina B. Fedortseva The candidate of pedagogical Sciences, Head of Department of preschool education, MAOU DPO IPK, Novokuznetsk TH
М. В. Дорн
Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного образования, КРИПКиПРО, г. Кемерово
E-mail: [email protected]
Marina V. Dorn
The candidate of pedagogical Sciences, Head of Department of preschool education, CryptoPro, Kemerovo
лее — индивидуализация дошкольного образования);
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития ребенка[6].
Реализация принципа индивидуализации в образовательной деятельности позволит рассматривать ребенка не с позиции «объекта образования», а как «субъекта образования», который проявляет активность и самостоятельность в выборе различных видов детской деятельности, для которогохарактерны индивидуальные особенности, интересы и склонности, на развитие которых может положительно повлиять педагог [1; 12;15].Это позволит оценить развитие каждого ребенка, а не только способных воспитанников, а также выявить вклад педагоговв его развитие.
Средством индивидуализации образования является развивающая предметно-пространственная среда (РППС), которая позволяет обогащать образовательную деятельность, стимулировать ребенка к реализации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и др.)[14].
Необходимо отметить, что педагоги и родители также являются участниками образовательных отношений и наличие возможности выбора образовательных программ, педагогических технологий, материалов и культурновыработанных средств деятельности является одним из условий, позволяющим получить положительные результаты образовательной деятельности[13].
С целью проведения комплексной оценки качества образования в ДОО мы использовали шкалы ECERS-R, которые позволяют оценить образовательную среду (РППС, присмотр и уход за детьми, речь и мышление, взаимодействие персонала и детей, структурирование программы, взаимодействие и сотрудничество родителей и персонала)[11].
Шкалы содержат подробные индикаторы, написанные на языке наблюдаемых действий: например, должно быть защищенное место для игры в кубики, должны быть книги пяти видов, детям должны задаваться открытые вопросы и даваться время для размышлений. Благодаря этому шкалы — надежный инструмент оценки.
В ходе экспертизы качества образования в ДОО с использованием шкал ECERS-R возможно определить, насколько доступна РППС для дошкольников, обеспечены ли дети адекватными материалами, пособиями, играми, игрушками для организации детской деятельности, созданы ли условия для физического развития и оптимальной двигательной активности дошкольников, являются ли эмоциональное благополучие и личностное развитие воспитанников доминирующим критерием оценки качества профессионализма педагога, имеется в достаточном количестве мебель для хранения индивидуальных комплектов одежды, личных вещей, есть ли у ребенка возможность побыть в уединении или отдохнуть, расслабиться, увидеть свои поделки или фотографии на тематической выставке[6].
Трудно переоценить значение РППС для детского развития по пяти образовательным областям, удовлетворения их потребности в общении, игре, познании, творчестве. Независимо от содержания образовательной деятельности, каждый педагог должен быть ориентирован на поддержку детской инициативы, стимулирование самостоятельности и ответственных поступков в дошкольном возрасте.
Исследование особенностей речевой деятельности и мышления с особыми детьми, организации их активности в течение значительной части дня позволяет оценить компетентность воспитателя в аспекте инклюзивной практики.
С помощью шкал ECERS-Rизучается эстетичность и функциональность оформления группового помещения и участка, выявляется наличие специально оборудованных мест для детского творчества, проявления индивидуальности воспитанников. Эксперт уделяет особое внимание организации педагогом культурных практик художественно-эстетической и индивидуально-ориентированной направленности.
Изучаются особенности присмотра и ухода за детьми, возможности для свободной игры в условиях партнерского взаимодействия со взрослыми (оптимальность педагогической поддержки игровой деятельности, недирек-тивность в игровом взаимодействии, уважительное отношение к игровому пространству). В процессе наблюдения эксперт уделяет внимание тому, как взрослые помогают детям освоить социально одобряемые модели поведения, какие образовательные ситуации помогают научить детей сотрудничеству.
Структурирование программы помогает конкретизировать распорядок дня, определить время, предусмотренное для свободной игры, наличие необходимых условий для детей с особыми образовательными потребностями.
Для изучения условий для родителей и сотрудников ДОО в шкалах ECERS-R предусмотрена соответствующая подшкала. Наблюдая за взаимодействием воспитателя с родителями во время утреннего приема и в других ситуациях, в процессе интервьюирования можно охарактеризовать, как происходит обмен информацией, как фиксируются затруднения, какие пути их устранения предлагаются, как родители привлекаются к управленческой и образовательной деятельности.
Условия для удовлетворения личных и профессиональных потребностей персонала ДОО выявляются экспертом в процессе наблюдения и беседы с воспитателем. Предоставляется информация об особенностях организационно-методического сопровождения профессионального развития педагога, обеспеченности методическими материалами, оснащенности рабочего места педагога, оптимальной организации его рабочего времени.
В результате анализа результатов исследования подшкал выявляются сильные и слабые стороны работы организации, осуществляется комплексная оценка качества образовательной деятельности. Примеры и пояснения, приведенные в показателях, помогают выделить пути и средства формирования или модификации образовательного пространства, обеспечивающего полно-
ценное индивидуально-ориентированное развитие ребенка-дошкольника[10].
Таким образом, шкалы ECERS-R (Early Child hood Environment Rating Scale) — инновационные инструменты для оценки качества образовательной деятельности ДОО, реализующих образовательные программы для детей дошкольного возраста. Их применение рекомендовано в рамках реализации проекта Рособрнадзора «Национальное исследование качества образования» (НИКО) и подпроекта «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования — 2017». Московский городской педагогический университет (МГПУ) является организатором и координатором проекта «НИКО-Дошколка», цель которого состоит в том, чтобы оценить эффективность реализации ФГОС дошкольного образования, определить ключевые направления совершенствования отечественной системы дошкольного образования[2; 8].
Шкалы могут использоваться руководителями ДОО для оценивания эффективности образовательной деятельности и повышения качества работы, воспитателями — для самооценки, сотрудниками контролирующих органов — для мониторинга качества дошкольного образования.
Использование шкал ECERS-R помогают выявить типичные затруднения и возможности, построить уникальный путь развития ДОО[5; 9].
В сентябре 2017 года в 18-ти ДОО семи городов Кемеровской области проведена экспертиза образовательной среды с использованием шкалы ECERS-R[4; 7].
К наиболее благополучным аспектам образовательной среды данных ДОО можно отнести организацию взаимодействия сотрудников и родителей, организацию присмотра и ухода за детьми.
Особого внимания требуют вопросы организации детской активности и взаимодействия. Низкий уровень оценки по данным подшкалам обусловлен дефицитом площади групповых помещений, на которой возможно размещение необходимого оборудования, ненасыщенностью РППС, несоблюдением правил поведения в группе, низким уровнем компетентности в управлении игровой деятельностью и поведением детей.
Охарактеризуем образовательную деятельность с учетом каждой подшкалы.
Позитивные результаты получены для показателей 2, 3 («Мебель для повседневного ухода, игр и учения», «Мебель для отдыха и комфорта») подшкалы «Предметно-пространственная среда». В групповых помещениях имеется достаточное количество детской мебели; организованы уютные уголки.
Положительный потенциал для развития имеют показатели 5, 6 («Места для уединения», «Связанное с детьми оформление пространства»), которые возможно улучшить при условии более продуманной организации пространства групповых помещений.
Наиболее неблагополучным, но содержащим некоторый потенциал для развития имеет показатель 7 («Пространство для игр, развивающих крупную моторику»). Необходима оптимальная организация пространства для обеспечения двигательной активности детей в групповом помещении, улучшение качества покрытия прогулочных площадок.
Дефицит площади групповых помещений в ДОО старой планировки обусловливает невысокие значения по показателю 1 («Внутреннее помещение»), которые крайне трудно (а в некоторых случаях невозможно) повысить.
В рамках подшкалы «Присмотр и уход за детьми» позитивные результаты получены для показателей 9, 10, 13 («Встреча / прощание», «Прием пищи / перекусы», «Гигиена»).
Положительный потенциал для развития имеет показатель 12 («Пользование туалетом / пеленание»). Необходимо уделить внимание формированию навыка у детей мытья рук с мылом в свободном режиме.
Наиболее неблагополучный, но содержащий некоторый потенциал для развития имеет показатель 14 («Безопасность»). Данный показатель можно улучшить при условии включения административного ресурса в вопросы обеспечения безопасности образовательной среды, формирования культуры безопасного поведения детей в различных образовательных ситуациях.
Невозможно изменение показателя 11 («Сон / отдых»), обусловленное дефицитом площади спален.
Позитивные результаты получены для показателя 15 («Книги и иллюстрации») подшкалы «Речь и мышление».
Положительный потенциал для развития имеют показатели 16, 17 («Стимулирование общения между детьми», «Использование речи для развития мыслительных навыков). Данный показатель может быть улучшен, если в процессе деятельности, стимулирующей общение, воспитатели и младший воспитатель соблюдают оптимальный баланс между слушанием и говорением в соответствии с возрастом и способностями детей, побуждают детей размышлять на протяжении всего дня, опираясь при освоении понятий на текущие события и опыт, используя материалы центров активности.
Наиболее низким, но содержащим потенциал для развития является показатель 18 («Повседневное использование речи»). Данный показатель улучшится при условии повышения уровня коммуникативной компетентности педагогов (адекватные вербальные реакции, диалогическое общение, заинтересованность разговором, интерес к детским ответам).
Для показателей 19, 25, 26 («Мелкая моторика», «Природа / наука», «Математика / счет») подшкалы «Виды активности» характерны позитивные результаты.
Положительный потенциал для развития имеют показатели 20, 22, 23, 24 («Искусство», «Музыка / движение», «Кубики», «Песок / вода», «Ролевые игры»). Перечисленные показатели могут быть улучшены, если более тщательно продумывать и стимулировать занятия искусством, различные формы активностей с песком / водой на улице и в самостоятельной деятельности; укомплектовывать центры активности более разнообразным оборудованием и в большем количестве. В методической работе дошкольной образовательной организации следует уделить особое внимание способам и приемам организации игр с песком и водой, планированию периодов игровой деятельности
детей в течение дня.
Наиболее неблагополучные, но содержащие некоторый потенциал для развития имеют показатели 27, 28 («Использование телевизора, видео и / или компьютеров», «Содействие принятию многообразия»). Улучшение данных показателей возможно при условии обустройства центров (патриотического, познавательного, сюжетно-ролевых игр и т.п.) соответствующими материалами и оборудованием, увеличения количества и разнообразия материалов, демонстрирующих различные этнические и культурные группы, разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ, обеспечивающих поликультурное образование, с применением технических средств обучения и информационного-коммуникационных технологий в разных режимных моментах (в том числе использования компьютера детьми).
Использование подшкалы «Взаимодействие» показало позитивные результаты для показателя 32 («Взаимодействие персонала и детей»).
Положительный потенциал для развития имеет показатель 30 («Общий присмотр за детьми (кроме крупномоторной активности)»). Улучшение данного показателя связано с более продуманным использованием приемов создания ситуаций успеха, вербального поощрения детей.
Наиболее неблагополучные, но содержащие некоторый потенциал для развития имеют показатели 29, 31, 33 («Присмотр за деятельностью по развитию крупной моторики детей», «Дисциплина», «Взаимодействие детей друг с другом»). Для улучшения значения данных показателей необходимо повышение уровня компетентности персонала дошкольной организации в вопросах прогнозирования и предотвращения опасных ситуаций, своевременное и адекватное реагирование в образовательных ситуациях, совершенствование методики поддержания дисциплины, использование разнообразных форм позитивных социальных взаимодействий, проявление уважительного отношения к детям.
В рамках подшкалы «Структурирование программы»получены позитивные результаты для показателей 36, 37 («Групповые занятия», «Условия для детей с ограниченными возможностями).
Положительный потенциал для развития имеют показатели 34, 35 («Распорядок дня», «Свободная игра»). Для улучшения данных показателей необходимо обеспечить баланс между структурированностью и гибкостью в программе, уделять больше внимания реализации индивидуального подхода в образовательной деятельности. В рамках методической работы следует запланировать постоянно действующие практико-ориентированные семинары по организации свободной игры, недирективности игрового взаимодействия в ДОО.
Позитивные результаты получены для показателей 40, 41, 42 («Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала», «Взаимодействие и сотрудничество персонала», «Сопровождение работы и оценивание персонала») (подшкала «Родители и персонал»).
Положительный потенциал для развития имеют показатели 38, 43 («Условия
для родителей», «Возможности для профессионального роста»). Данные показатели будут улучшены при включении административного ресурса в повышение уровня компетентности педагогов по вопросам взаимодействия, в разработку требований получения дополнительного профессионального образования для сотрудников, не имеющих высшего образования.
Наиболее низкий, но содержащий потенциал для развития имеет показатель 39 («Условия для удовлетворения личных потребностей персонала»). Улучшение данного показателя станет возможным при условии ежедневного предоставления утреннего, вечернего и дневного «обеденного» перерывов, организации помещения для отдыха взрослых (без двойного назначения).
Таким образом, исследование позволило выявить сильные стороны, типичные затруднения и «точки роста» для ДОО, определить следующие управленческие действия.
В процессе проектирования программы развития ДОО необходимо более тщательно (на основе проблемно ориентированного анализа, по результатам работы творческих групп) планировать управленческие действия по совершенствованию РППС в групповых помещениях и на прогулочных площадках. Повышению уровня проектировочной, коммуникативной, методической, информационно-коммуникативной и этнокультурной компетентности педагогов следует уделить особое внимание при планировании формального и неформального повышения квалификации в форме курсовой подготовки, тематических информационных, проблемных, методических, практико-ори-ентированных семинаров, мастер-классов, выборе тем для самообразования. Особое внимание следует уделить наличию и соблюдению правил речевого поведения всех участников образовательного процесса.
В рамках внутриучрежденческого контроля ДОО рекомендуется использовать шкалы ECERS-R, запланировать регулярные мониторинговые исследования. Руководители дошкольных организаций смогут определить эффективность образовательной деятельности, пути повышения качества работы; воспитатели оценят собственную профессиональную деятельность.
Улучшение работы по организации образовательной деятельности разных видов и культурных практик, добавление дополнительных содержательных линий в образовательный процесс, совершенствование материально-технического обеспечения и режима дня, создание условий для комфорта и уединения детей диктуют необходимость тщательно продуманной разработки основной образовательной программы ДОО, рабочих программ педагогов, паспортов групповых помещений.
Литература
1. Паскаль К., Бертрам Т. Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства // Современное дошкольное образование. 2015. № 1. С. 69-79.
2. Реморенко И. М., Шиян О. А., Шиян И. Б. и др. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное до-
школьное образование. Теория и практика. 2017. № 2. С. 16-31.
3. Рубцов В. В., Юдина Е. Г. Современные проблемы дошкольногообразования // Психологическая наука и образование / ред. В. В. Рубцов. 2010. № 3. С. 5-19.
4. Руководство по использованию ECERS-R в российских детских садах: Институт системных проектов, лаборатория развития ребенка / под общ.ред. Т. Н. Ле-ван, О. А. Шиян. М.: МГПУ 2016. 26 с.
5. Токмакова М. И., Федорцева М. Б. Комплексная оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях с использованием шкал ECERS-R // Муниципальная система образования: пространство образовательных возможностей и общественного диалога: материалы науч.-практ. конференции (г. Новокузнецк, 23-25 августа 2017 г.) / под общ.ред. Ю. А. Соловьевой, Н. П. Недоспасовой, Е. А. Нагрелли. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2017. C. 139-141.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014. 32 с.
7. Хармс Т., Клиффорд Р. М., Крайер Д. Шкалыдлякомплекснойоценкикачестваобразо вания в дошкольныхобразовательныхорганизациях. ECERS-R: переработанноеиздание. М.: Национальноеобразование, 2017. 36 с. (Национальнаяконтрольно-диагностическаялаборатория).
8. Шиян И. Б., Зададаев С. А., Ле-ван Т. Н. и др. Апробация шкал оценки качества дошкольного образования ECERS-R в детских садах города Москвы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 77-92.
9. Шиян О. А., Воробьева Е. В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7. С. 38-49.
10. Шмис Т. Г. Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7. С. 50-53.
11. Юдина Е. Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7 (59). С. 22-26.
12. Anders Y., Barnett W. S., Engel A., et al.Early childhood education and care policy review: Norway. OECD Publishing, 2015. 136 р.
13. Emilson A., Samuelsson Pramling I. Documentation and communication in Swedish preschools: Early Years,2014. Vol. 34, № . 2. P. 175-187.
14. Vermeer H. J., van IJzendoorn M.H., Cárcamo R. A., et al.Quality of Child CareUsing the Environment Rating Scales: A Meta-Analysis of International Studies // InternationalJournal ofEarly Childhood. 2016, Volume48, Issue 1. P. 33-60.
15. Zachopoulou E., Grammatikopoulos V., Gregoriadis A., et al.Comparing aspects of the process quality in six European early childhood educational settings // 6th International Conference of Education, Research and Innovation. Conference abstracts. Seville. Spain, 2013.Р.4218-4224.
COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS USING THE ECERS-R SCALES
The authors of the article consider the problems of quality assessment of educational activities in pre-school educational organizations. The authors consider the use of the ECERS scales for the study of comprehensive assessment of quality in pre-school educational organizations. The authors also describe the results of the examination of the educational environment with the use of ECERS-R scales.
Keywords: ECERS-R scales, quality assessment of educational activities, discipline-spatial environment, types of children's activities.
References
• Anders Y., Barnett W. S., Engel A., et al.Early childhood education and care policy review: Norway. OECD Publishing, 2015. 136 p.
• Emilson A., Samuelsson Pramling I. Documentation and communication in Swedish preschools: Early Years, 2014. Vol. 34, № . 2. P. 175-187.
• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija. M.: Perspektiva, 2014. 32 s.
• Harms T., Klifford R. M., Krajer D. Shkaly dlja kompleksnoj ocenki kachestva obrazovanija v doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacijah. ECERS-R: pererabotannoe izdanie. M.: Nacional'noe obrazovanie, 2017. 36 s. (Nacional'naja kontrol'no-diagnosticheskaja laboratorija).
• Judina E. G. Shkaly ECERS kak metod ocenki kachestva i razvitija rossijskoj sistemy doshkol'nogo obrazovanija // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teorija i praktika. 2015. № 7 (59). S. 22-26.
• Paskal' K., Bertram T. Prislushivajas' k malen'kimgrazhdanam: bor'ba za vnedrenie paradigmy uchastija v issle-dovanija rannego detstva // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. 2015. № 1. S. 69-79.
• Remorenko I. M., Shijan O. A., Shijan I. B. i dr. Kljuchevye problemy realizacii FGOS doshkol'nogo obrazovanija po itogam issledovanija s ispol'zovaniem «Shkal dlja kompleksnoj ocenki kachestva obrazovanija v doshkol'nyh
obrazovatel'nyh organizacijah (ECERS-R)»: «Moskva-36» // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teorija i praktika. 2017. № 2. S. 16-31.
• Rubcov V. V., Judina E. G. Sovremennye problem doshkol'nogo obrazovanija // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie / red. V. V. Rubcov. 2010. № 3. S. 5-19.
• Rukovodstvo po ispol'zovaniju ECERS-R v rossijskih detskih sadah: Institut sistemnyh proektov, laboratorija razvitija rebenka / pod obshh. red. T. N. Le-van, O. A. Shijan. M.: MGPU, 2016. 26 s.
• Shijan I. B., Zadadaev S. A., Le-van T. N. i dr. Aprobacija shkal ocenki kachestva doshkol'nogo obrazovanija ECERS-R v detskih sadah goroda Moskvy // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija. 2016. № 2. S. 77-92.
• Shijan O. A., Vorob'eva E. V. Novye vozmozhnosti ocenki kachestva obrazovanija: shkaly ECERS-R aprobirova-ny v Rossii // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teorija i praktika. 2015. № 7. S. 38-49.
• Shmis T. G. Ocenka kachestva doshkol'nogo obrazovanija s ispol'zovaniem shkaly ECERS v Rossii // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teorija i praktika. 2015. № 7. S. 50-53.
• TokmakovaM. I., Fedorceva M. B. Kompleksnaja ocenka kachestva obrazovanija v doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacijah s ispol'zovaniem shkal ECERS-R // Municipal'naja sistema obrazovanija: prostrans-tvo obrazovatel'nyh vozmozhnostej i obshhestvennogo dialoga: materialy nauch.-prakt. konferencii (g. Novokuzneck, 23-25 avgusta 2017 g.) / pod obshh. red. Ju. A. Solov'evoj, N. P. Nedospasovoj, E. A. Nagrelli. Novokuzneck: MAOU DPO IPK, 2017. S. 139-141.
• VermeerH. J., van IJzendoorn M.H., Cárcamo R. A., et al. Quality of Child Care Using the Environment Rating Scales: A Meta-Analysis of International Studies // International Journal of Early Childhood. 2016, Volume 48, Issue 1. P. 33-60.
• Zachopoulou E., Grammatikopoulos V., Gregoriadis A., et al.Comparing aspects of the process quality in six European early childhood educational settings // 6th International Conference of Education, Research and Innovation. Conference abstracts. Seville. Spain, 2013.P. 4218-4224.