Научная статья на тему 'Формирование физкультурной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях'

Формирование физкультурной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHIL DREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / ЛИЧНОСТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / INDIVIDUAL PHYSICAL EDUCATION / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / PHYSICAL SUBJECT DEVELOPING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышенко Ю. К., Ползикова Е. В.

В статье представлены результаты аналитической и экспериментальной работы, отражающие особенности организации в дошкольных образовательных учреждениях физкультурной предметно-развивающей среды как одного из важнейших факторов, обеспечивающих интенсификацию процесса формирования личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышенко Ю. К., Ползикова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of physical subject developing environment in preschool educational institutions

There are depicted conclusions of analytical and experimental work reflecting peculiarities of organization of physical subject developing environment in preschool educational institutions as one of the main items providing intensification of individual physical educational process of senior preschool children.

Текст научной работы на тему «Формирование физкультурной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях»

ESTIMATION TECHNOLOGY OF THE LEVEL OF GENERAL PHYSICAL READINESS OF CADETS STUDYING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS - FUTURE EMPLOYEES OF SPECIAL POLICE DIVISIONS ON THE SPECIALIZED STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING

E. Vityutnev, Senior Lecturer,

Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. Contact information: [email protected]

The results of experimental data are expounded in the article, which are aimed at an improvement of pedagogical control technology of development level of cadets' physical abilities and physical abilities of listeners of 4-5 courses of educational institutions of Ministry of Internal

Affairs of Russian Federation - all are the future employees of special police divisions.

Key words: general physical training; physical abilities; test exercises; informativeness; reliability; equivalence; development level.

УДК 373.203.71

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко, соискатель Е. В. Ползикова,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье представлены результаты аналитической и экспериментальной работы, отражающие особенности организации в дошкольных образовательных учреждениях физкультурной предметно-развивающей среды как одного из важнейших факторов, обеспечивающих интенсификацию процесса формирования личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольные образовательные учреждения; дети старшего дошкольного возраста; личностная физическая культура; физкультурная предметно-развивающая среда.

В ходе многолетних исследований, посвященных проблеме формирования личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста с учетом их половозрастных особенностей в условиях организованного обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), были рассмотрены вопросы организации работы по формированию физкультурной предметно-развивающей среды. При этом фундаментальными методологическими основаниями процесса формирования личностной физической культуры детей 6-7 лет являлись базовые положения теории физкультурного воспитания, обу-

12

№1 l 2014

словливающие необходимость решения трех взаимосвязанных групп задач [1, 2, 4, 5]:

1. Интеллектуальных, предполагающих освоение дошкольниками определенной суммы знаний об особенностях физкультурно-спортивной деятельности, соответствующей их возрастным особенностям.

2. Социально-психологических, обусловливающих необходимость формирования у детей определенной структуры мотивационно-потребностной сферы, обеспечивающей сознательное отношение ребенка к освоению ценностей физической культуры и спорта.

3. Собственно-биологических, направленных на развитие у детей основных движений и базовых физических способностей.

Принципиальные установки организации работы по формированию предметно-развивающей среды, в том числе и в физкультурном контексте, изложены в перечне федеральных государственных требований [3]. С учетом поправок на реализуемые в исследовании задачи к основной из них следует отнести необходимость соблюдения следующих принципов:

• Принцип дистанции при взаимодействии, обусловливающий необходимость организации пространства для общения взрослого и ребенка.

• Принцип активности, предполагающий энергичную и инициативную совместную деятельность ребенка и педагога.

• Принцип стабильности, отражающий необходимость создания условий, способствующих комфортному эмоциональному состоянию детей в процессе их предметно-развивающей деятельности.

• Принцип комплексирования, позволяющий реализовать потребности ребенка в различных видах учебно-познавательной деятельности.

• Принцип сочетания привычных и неординарных развивающих элементов, во многом способствующий формированию новых компонентов в предметной деятельности ребенка, стимулирующих его интеллектуальное, физическое, двигательное и эмоционально-волевое развитие.

Структура и содержание физкультурной предметно-развивающей среды детерминированы следующими основными аргументами:

1. Государственными регламентирующими документами, к основным из которых относятся:

а) санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13), в которых установлены санитарно-эпидемиологические требования, относящиеся к процессу физического воспитания детей дошкольного возраста, в том числе к:

- условиям размещения ДОУ;

- оборудованию и содержанию территории;

- помещениям, их оборудованию и содержанию;

- отоплению, освещению, режиму дня;

- организации физического воспитания в контек-

сте содержания проективных установок, требований к двигательному режиму в зависимости от возраста детей, длительности физкультурных занятий;

- организации занятий по плаванию и закаливающих процедур;

б) программы физического воспитания в ДОУ. Не вдаваясь в подробный анализ достаточного количества действующих программно-нормативных документов, необходимо отметить, что они содержат учебный материал, предназначенный для широкого использования в ДОУ вне зависимости от их структуры, количества воспитанников и особенностей материально-технической базы. Вместе с тем они не ограничивают возможности использования средств малораспространенных видов и новых оригинальных форм физкуль-турно-спортивной деятельности.

2. Характерными особенностями организации физкультурной предметно-развивающей среды:

а) учет специфических принципов физкультурного воспитания, отражающих закономерности формирования личности детей старшего дошкольного возраста, развития их физического, двигательного, психического и эмоционально-волевого потенциала;

б) ориентация на профилирующее положение ак-тологической концепции понимания сущности физического воспитания как процесса, отличающегося от других видов воспитания не проективными (целевыми) установками, а составом использующихся для их достижения специфических средств и методов;

в) сочетание интегративных в части формирования общей личностной физической культуры дошкольников и специальных функций в аспекте влияния на определенные ее компоненты (интеллектуальный, социально-психологический, собственно-биологический);

г) обеспечение пластичности содержания физкультурной предметно-развивающей среды в связи с возникающей необходимостью ее модернизации, обусловленной мобильностью в учебно-воспитательном процессе генеральных проективных установок и решаемых частных задач обучения и воспитания в ДОУ;

д) создание содержательно-технологических условий, способствующих реальной индивидуализации процесса формирования личностной физической культуры воспитанников ДОУ;

е) обеспечение возможности организации личного пространства ребенка, с учетом специфических особенностей развития его двигательного, физического, психического, эмоционально-волевого потенциала, а также мотивационных предпочтений к различным видам физкультурно-спортивной деятельности;

ж) формирование в рамках физкультурной предметно-развивающей среды зон интеллектуального и биологического развития ребенка, способствующих интенсификации процесса развития личности дошкольников средствами физической культуры и спорта;

з) создание банка материально-технических средств, инвентаря и оборудования, обеспечивающего многообразие форм и видов двигательной активности

№1 I 2014

13

детей старшего дошкольного возраста как методического основания для формирования у них стойкой позитивной мотивации к физкультурному совершенствованию и самосовершенствованию;

и) формирование зон, обеспечивающих совместную двигательную активность детей 6-7 лет на основе включения в ее содержание элементарных действий, характерных для старших дошкольников;

к) обеспечение содержательно-технологической преемственности различных зон физкультурной предметно-развивающей среды, расположенных на территории ДОУ (спортивные площадки, веранды, групповые помещения) в контексте привлечения детей к волонтерской деятельности.

3. Материально-техническим комплексом, обеспечивающим процесс физкультурного воспитания дошкольников, как правило, состоящим из следующих элементов:

а) сооружений и помещений, предназначенных для организации физкультурно-спортивной деятельности детей, в том числе: физкультурного зала, бассейна, сауны, игровой зоны на территории ДОУ, включающей площадки для каждой группы и одного или нескольких общих спортивных плоскостных сооружений, групповые комнаты с физкультурными уголками, оборудованные места для прогулок детей;

б) другими помещениями (музыкальным залом, компьютерными классами), используемыми в процессе физкультурного воспитания детей на основе установления межпредметных связей;

в) перечня необходимого оборудования для проведения физкультурной работы в спортивном зале;

г) набора физкультурного оборудования для групповых помещений;

д) перечня дополнительного методического развивающего материала, используемого в ходе стимулированного формирования физической, двигательной, психической, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

4. Набором форм специализированных средств и методических походов к организации предметно-развивающей физкультурной деятельности детей в контексте повышения уровня личностной физической культуры детей в совокупности ее интеллектуального, социально-психологического (мотивационно-потреб-ностного), собственно-биологического компонентов.

В ходе организации физкультурной предметно-развивающей среды в ДОУ целесообразно использовать следующие организационно-методические подходы к развитию личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Интеллектуальный компонент

Основные формы: беседы в ходе физкультурных и других занятий, интегрированные занятия, дидактические игры, тренинги, интеллектуальные игры, интеллектуально-спортивные мероприятия, сюжет-но-ролевые игры, викторины на спортивную тематику, изготовление поделок из природного материала и конструирование на спортивную тематику.

Социально-психологический (мотивационно-потребностный) компонент

В процессе формирования мотивации детей к физ-культурно-спортивному совершенствованию целесообразно использовать когнитивный подход, базирующийся на установленной взаимообусловленности уровня мотивации дошкольников к конкретному виду деятельности и освоения ими определенной суммы знаний о данном виде деятельности.

В этой связи в контексте развития интеллектуального и социально-психологического компонентов использовались одни и те же формы организации работы. В то же время в учебно-воспитательном процессе применялись и другие методические подходы:

- интенсификация самостоятельной деятельности ребенка с дидактическим материалом;

- участие дошкольников в спортивных праздниках, театрализованных постановках;

- изготовление детьми атрибутов для проведения игр, декораций, мелкого нестандартного спортивного инвентаря;

- работа воспитанников ДОУ с материалом для продуктивной деятельности на физкультурно-спортивную тематику.

Собственно-биологический компонент

Основные формы: самостоятельная двигательная активность детей с использованием инвентаря и оборудования физкультурных групповых уголков; игры, направленные на развитие физических, двигательных, психических, эмоционально-волевых качеств.

Важным методическим аспектом, во многом определяющим эффективность работы педагогов ДОУ по организации деятельности ребенка в физкультурной предметно-развивающей среде, - определение зоны ближайшего развития. Данное направление деятельности ребенка в физкультурной предметно-развивающей среде обусловливает необходимость стимулирования его познавательных качеств в совместной деятельности с педагогами. В самом общем плане зона ближайшего развития - это область не созревших, но созревающих процессов, то есть тех интеллектуальных функций, которые в недалеком будущем из потенциальных должны переместиться на уровень реального умственного развития дошкольника. Основные подходы к определению зоны ближайшего развития:

а) выявление актуальной стадии интеллектуального, физического, психического, эмоционально-волевого развития ребенка на основе оценки его достижений в ходе решения стандартных для его возраста задач;

б) выявление возможностей решения дошкольником задач, выходящих за пределы стандартов для ребенка его возраста на основе:

- показа способов решения задач;

- предоставления ребенку возможности окончания решения задачи, начатой педагогом;

- предложения ребенку решения задачи совместно с более развитым сверстником;

- объяснения принципов решения задачи.

14

№1 I 2014

Общий принцип выявления зоны ближайшего развития - определение способностей дошкольников в решении совместно с педагогом задач и выявлении широты возрастного диапазона за пределами его умственного возраста. Предметно-развивающая деятельность дошкольников в зоне ближайшего развития является основой индивидуализации процесса всестороннего развития применительно к задачам формирования личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста. Этот дидактический подход целесообразно применять в двух аспектах:

1. В процессе развития средствами физкультурно-спортивной деятельности психических процессов, являющихся основой интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. При этом необходимо в полной мере использовать учебный материал, предоставленный в содержании интеллектуальных игр, интегрированных занятий, интеллектуально-спортивных мероприятий и других форм.

2. В ходе формирования жизненно важных двигательных умений и навыков (метания, лазания), а также физических качеств, обеспечивающих их освоение и реализацию в различных формах и видах жизнедеятельности.

Таким образом, организация физкультурной предметно-развивающей среды является одним из важнейших методологических оснований процесса формиро-

вания личности детей старшего дошкольного возраста, их социализации на основе системного использования средств физкультурно-спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дворкина, Н. И. Половозрастные особенности взаимозависимости в развитии интеллектуальных способностей и физических качеств детей дошкольного возраста / Н. И. Дворкина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 3. - С. 5-7.

2. Демидова, Е. В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Е. В. Демидова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2004. -48 с.

3. Приказ министра образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

4. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 50 с.

5. Чернышенко, Ю. К. Технологические основы формирования личностной физической культуры детей 7-10 лет на основе идеалов и ценностей олимпизма / Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, М. М. Шестаков, К. Ю. Ченышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 1. - С. 2-5.

FORMATION OF PHYSICAL SUBJECT DEVELOPING ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Yu. Chernishenko, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, E. Polzikova, Competitor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.

There are depicted conclusions of analytical and experimental work reflecting peculiarities of organization of physical subject developing environment in preschool educational institutions as one of the main items providing intensification of individual physical educational process of senior preschool children.

Key words: preschool educational institutions; children of senior preschool age; individual physical education; physical subject developing environment.

№1 l 2014

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.