Научная статья на тему 'Инновационные программы физического воспитания детей дошкольного возраста'

Инновационные программы физического воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / РОГРАММНО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / FORMING CHILDRENS PERSONS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL AND MOVING PREPAREDNESS / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / PHYSICAL PROCESSES / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / DIFFERENT AGED GROUPS / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / PROGRAMMENORMATIVE BASES / EMOTIONALVOLITIONAL PERSONS QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баландин В.А., Чернышенко К.Ю., Эфендиев Т.А.

В статье представлены результаты многолетней научно-исследовательской работы сотрудников, аспирантов и соискателей ученой степени кафедры дошкольного образования Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма по инновационному совершенствованию программно-нормативных основ процесса физического воспитания детей дошкольного возраста. Все исследования базируются на теории физкультурного воспитания, предполагающей решение интеллектуальных, социально-психологических и собственно биологических задач в ходе стимулированного физического развития детей 3-6 лет в условиях обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Все презентированные в статье программы прошли экспериментальную проверку, в ходе которой подтверждена их эффективность и целесообразность тиражирования в содержание профессиональной деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баландин В.А., Чернышенко К.Ю., Эфендиев Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONAL PROGRAMMES OF PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL AGED CHILDREN

The results of lasting many years scientific-research work of the staff, post-graduates and competitors for the scientific degree of the preschool education department of the Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism are represented in the paper. These results refer to the innovational perfection of programme-normative basics of the physical education process of preschool aged children. All the researches are based on the theory of the physical education, presupposing the decisions of intellectual, social-psychological and proper biological tasks in the course of stimulated physical development of 3-6 aged children in the conditions of teaching and education in preschool educational institutions. All the programmes presented in the article have undergone an experimental check-up. It has proved their effectiveness and expediency of introducing them into the content of the professional activity of specialists of preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Инновационные программы физического воспитания детей дошкольного возраста»

Физическое воспитание детей и учащейся молодежи

КОММУНИКАЦИЯ В РЕЛИГИОЗНОМ ИСКУССТВЕ

Тариттиват Чейхемвонг, доктор философии, независимый исследователь Таиланд / Индия

Философы культуры и искусства заняты обсуждением путей и средств выражения содержания сознания и действительности - семиотикой, герменевтикой. Все знания человека о реальности он получает через мифы, символы и метафоры... Многие формы искусства происходят из религиозной символики. Чаще всего - выраженное средствами искусства полно символизма! В ин-

дийской традиции музыка, танец и пение являют собой наивысшую форму религиозной коммуникации. Но эти семиотики могут быть поняты лишь как формы выражения и сообщения духовного смысла. Необходимо анализировать различный религиозный опыт, мифы и символы.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОшКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Баландин, аспирант К.Ю. Чернышенко, аспирант Т.А. Эфендиев

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

В статье представлены результаты многолетней научно-исследовательской работы сотрудников, аспирантов и соискателей ученой степени кафедры дошкольного образования Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма по инновационному совершенствованию программно-нормативных основ процесса физического воспитания детей дошкольного возраста.

Все исследования базируются на теории физкультурного воспитания, предполагающей решение интеллектуальных, социально-психологических и собственно биологических задач в ходе стимулированного физического развития детей 3-6 лет в

условиях обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Все презентирован-ные в статье программы прошли экспериментальную проверку, в ходе которой подтверждена их эффективность и целесообразность тиражирования в содержание профессиональной деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, программно-нормативные основы, формирование личности детей средствами физического воспитания, физическая и двигательная подготовленность, психические процессы, разновозрастные группы, эмоционально-волевые свойства личности.

В 2009 году исполняется 15 лет со дня создания кафедры дошкольного образования Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. На протяжении всех лет существования кафедры преподавателями и аспирантами разрабатывается тема научных исследований «Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания». В данной статье представлены материалы, характеризующие основные результаты научной деятельности сотрудников кафедры, определяющие инновационное содержание процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

В своей работе ученые и аспиранты кафедры опираются на получившую широкое распространение концепцию физкультурного воспитания [1].

Многолетние научные исследования позволили разработать оригинальную структуру программ физического воспитания, характеризующуюся логичной архитектоникой и состоящую из четырех взаимосвязанных блоков [2]:

Проективный блок, содержащий целевые установки, которые определяют основные цели и задачи реализации программы физического воспитания, ожидаемые результаты деятельности педагогических коллективов ДОУ.

Содержательный блок, определяющий перечень основных, дополнительных и вспомогательных средств физического воспитания детей.

Процессуальный блок, в котором изложены научно-методические рекомендации по дифференцированному использованию средств физического воспитания дошкольников.

Контрольно-учетный блок, содержащий материалы по организации и технологиям оценки уровня достижений дошкольников в ходе физического воспитания.

В соответствии с вышеизложенным в КГУФКСТ разработаны следующие инновационные программы физического воспитания детей дошкольного возраста:

Программа формирования основных движений и развития физических (двигательных) качеств [7].

Целью программы является повышение уровня физической и двигательной подготовленности детей 3-6 лет на основе дифференциации педагогических воздействий по возрастным и половым признакам.

Специфические задачи программы: повышение уровня физической подготовленности детей на основе последовательной дифференциации комплексного развития основных физических качеств; дальнейшее обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста в ходе стимулируемого онтогенетического развития.

Технологическая база данной программы опирается на установленные в ходе многолетних научных исследований периоды наибольшей восприимчивости организма дошкольников к средовым (педагогическим) воздействиям, дифференцированные по возрасту и полу детей. В данной программе представлена многоуровневая система педагогического контроля физической и двигательной подготовленности детей, включая нормативные показатели.

Программа освоения детьми 3-6 лет интеллектуальных ценностей физической культуры и формиро-

вания у них позитивной мотивации к физкультурно-спортивной деятельности [4].

Целью программы является создание организационно-педагогических условий для освоения ребенком физкультурных знаний и формирование мотивов к физическому совершенствованию.

Специфические задачи программы: познакомить детей дошкольного возраста с доступными для них теоретическими сведениями в области физической культуры; сформировать у дошкольников практические умения и навыки, связанные с физкультурными знаниями и составляющими базу физической культуры детей 3-6 лет; воспитать у детей ценностное отношение к системным занятиям физическими упражнениями.

В программе представлены основные темы физкультурных знаний, к которым относятся: «Основы гигиены», «Двигательная культура», «Основы здорового образа жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности».

В процессуальный блок программы включена схема комплексного применения методов, методических подходов и приемов обучения дошкольников. В программе также представлена система пятибалльной оценки уровня освоения знаний и сформированности основных гигиенических умений и навыков.

На основе многолетнего изучения особенностей мотивации детей 3-6 лет к различным видам учебно-воспитательной деятельности изложены рекомендации по формированию у дошкольников мотивов к занятиям физической культурой и приведена классификация различных стимулов и педагогических приемов, позволяющих обеспечить комплексный подход к решению социально-психологических задач.

Программа физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах [3].

Целью программы является использование особенностей учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию детей 4-6 лет в разновозрастных группах как фактора, обеспечивающего разностороннее формирование личности дошкольников.

Основной задачей программы является решение интеллектуальных, социально-психологических и собственно биологических задач физического воспитания дошкольников 4-6 лет в специфических условиях учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах.

Технологическая база программы основана на выявленных дидактических детерминантах эффективности физкультурных занятий в разновозрастных группах, к основным из которых относятся: достаточный уровень профессиональной компетентности специалистов ДОУ в контексте осведомленности об онтогенетических и гендерных особенностях развития детей дошкольного возраста; оптимальное соотношение нового и ранее изученного учебного материала, освоение сложных физических упражнений также и в ходе проведения других режимных процессов в ДОУ; предварительная подготовка старших дошкольников в качестве помощников педагога в процессе проведения различных форм физического воспитания детей; проведение дополнительных занятий с шестилетними дошкольниками с целью интенсификации их физического и психического развития.

Программа развития основных психических процессов дошкольников 3-6 лет средствами физического воспитания [7].

Целью программы является использование средств физического воспитания как фактора интенсификации процесса психического развития детей 3-6 лет.

Основной задачей данной программы является создание средствами физического воспитания психолого-педагогических условий, способствующих развитию основных психических процессов дошкольников.

Содержательный блок программы базируется на комплексном применении подвижных игр и элементов различных видов спорта. Основу процессуального блока составляют организационно-методические рекомендации, к основным из которых относятся: использование в ходе проведения игровых занятий значительного количества игр с элементами новизны; расширение спектра применяемых педагогами методических приемов с целью увеличения диапазона проявлений психических процессов ребенка с учетом индивидуальных особенностей их развития.

В программе представлен контрольно-учетный блок, основанный на оценке индивидуальных достижений детей.

Программа физического воспитания детей 5-7 лет с различным состоянием опорно-двигательного аппарата с преимущественным использованием средств фит-неса [6].

Целью программы является повышение уровня физического состояния детей 5-7 лет с преимущественным использованием средств фитнеса, дифференцированных по полу, возрасту и состоянию опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Специфические задачи программы: формирование интереса у дошкольников к физкультурно-спортивной деятельности на основе применения различных фитнес-программ; профилактика и коррекция функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата.

В содержательном блоке программы представлены средства фитбол-аэробики, фитнес-йоги, аквааэробики и элементы системы пилатес.

В проективном блоке содержатся рекомендации по методике проведения физкультурных занятий с использованием средств различных фитнес-программ. Особое внимание уделено методике проведения занятий коррекционно-профилактической направленности.

В учетно-контрольном блоке представлены шкалы относительной оценки показателей физической подготовленности детей.

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста с различным профилем межполушарной асимметрии к обучению в общеобразовательной школе [7].

Цель программы - коррекция особенностей развития и предотвращение трудностей обучения в начальной школе у леворуких дошкольников на основе учета особенностей физического, психического и нейропси-хологического развития детей.

Специфические задачи программы: повышение уровня физической подготовленности детей на основе учета индивидуального профиля асимметрии и особенностей развития физических качеств леворуких

дошкольников; коррекция и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста в процессе онтогенетического развития средствами специализированных поисковых упражнений и подвижных игр; освоение детьми сомато-пространственного гнозиса, восприятия пространственных отношений и ориентиров в пространстве, положения своего тела относительно плоскости; понижение уровня перманентного стресса у леворуких детей.

Содержательный блок программы представлен следующими новыми разделами, дополняющими традиционные: воспитание координационных способностей, ловкости, быстроты реакции; развитие глазомера, точности руки, мелкой моторики; ориентировка в пространстве; средства релаксации; антистрессовая гимнастика.

В процессуальном блоке изложены: основные требования к условиям проведения занятий с левшами и методические подходы к планированию физического воспитания леворуких детей старшего дошкольного возраста; темы консультаций и семинаров для родителей и педагогов, работающих в ДОУ.

Средствами контрольно-учетного блока оценивается готовность детей к обучению в школе на основе разработанной методики тестирования.

Программа формирования эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе средствами физического воспитания [5].

Целью программы является повышение уровня эмоционально-волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе.

Основная специфическая задача программы - развитие эмоционально-волевых свойств личности детей старшего дошкольного возраста средствами физического воспитания.

В содержательном блоке программы представлены формы и средства физического воспитания (подвижные игры, эстафеты, самостоятельная двигательная активность, спортивные и физкультурные праздники и развлечения). Особое внимание уделено играм, снижающим негативные проявления в эмоционально-волевой сфере дошкольников.

В процессуальном блоке программы даны рекомендации по организации и проведению подвижных игр, комплекс методических приемов, обеспечивающих высокую эффективность деятельности педагогов ДОУ, а также по использованию оригинальных педагогических приемов (сюжетные игры, театрализованные представления).

В учетно-контрольном блоке изложены рекомендации по оценке динамики показателей эмоционально-волевой сферы, в том числе на основе самооценки детей и оценки достижений дошкольников другими детьми.

Программа физического и психического развития детей ясельного возраста на основе взаимодействия специалистов дошкольных образовательных учреждений и родителей.

Целью реализации программы является формирование физического и психического здоровья детей ясельного возраста в процессе физического воспитания на основе его интенсификации в рамках приро-

досообразных и индивидуально аргументированных онтогенетических периодов развития ребенка, интенсивно стимулируемого дидактически корректным взаимодействием специалистов ДОУ и родителей.

Специфические задачи программы: повышение уровня адаптационных возможностей организма ребенка; укрепление опорно-двигательного аппарата; повышение уровня функциональных возможностей основных систем организма; интенсификация в рамках половозрастных и индивидуальных возможностей дошкольников процесса формирования психических новообразований; повышение уровня педагогической (методической и дидактической) компетентности родителей по проблеме физического воспитания детей ясельного возраста; повышение уровня профессиональной подготовленности различных категорий специалистов ДОУ.

В содержательном блоке программы представлен материал, обеспечивающий физическое и психическое развитие детей, а также повышение уровня педагогической компетентности родителей и профессиональной подготовленности специалистов ДОУ.

В процессуальном блоке изложены основы методики взаимодействия специалистов ДОУ и родителей в процессе физического и психического развития детей ясельного возраста, в том числе и организации образовательной развивающей среды в условиях ДОУ и семьи.

В учетно-контрольном блоке дана характеристика методов оценки достижений детей в ходе физического воспитания с позиций динамики и своевременности формирования психических новообразований и уровня физической и двигательной подготовленности.

Экспериментальная проверка эффективности разработанных программ свидетельствует об их высокой

результативности по сравнению с традиционными, что позволяет рекомендовать их для использования в практике физического воспитания детей в ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К., Лубышева, Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 21-26.

2. Бальсевич, В.К., Наталов, Г.Г., Чернышенко, Ю.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 15-25.

3. Бултукова, А.В. Организация и содержание физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2006. - 24 с.

4. Лиджиева, Г.Н. Содержание и организация процесса освоения детьми 3-6 лет интеллектуальных ценностей физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2005. - 24 с.

5. Лих, С.А. Формирование эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе средствами физического воспитания: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Краснодар, 2000. - 24 с.

6. Филимонова, О.С. Организация и содержание физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с различным состоянием опорно-двигательного аппарата на основе средств фитнеса: автореф. дис. . канд. пед. наук. -Краснодар, 2008. - 24 с.

7. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основы инновационных направлений совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар, 1998. - 50 с.

INNOVATIONAL PROGRAMMES OF PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL AGED CHILDREN

V. Balandin, Doctor of Pedagogics, Professor K. Chernishenko, Post-Graduate Student, T. Efendiev, Post-Graduate Student

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

The results of lasting many years scientific-research work of the staff, post-graduates and competitors for the scientific degree of the preschool education department of the Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism are represented in the paper. These results refer to the innovational perfection of programme-normative basics of the physical education process of preschool aged children.

All the researches are based on the theory of the physical education, presupposing the decisions of intellectual, social-psychological and proper biological tasks in the course of stimulated physical development of 3-6 aged

children in the conditions of teaching and education in preschool educational institutions. All the programmes presented in the article have undergone an experimental check-up. It has proved their effectiveness and expediency of introducing them into the content of the professional activity of specialists of preschool educational institutions.

Key words: children of preschool age, programmenormative bases, forming children's persons by means of physical education, physical and moving preparedness, physical processes, different aged groups, emotional-volitional person's qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.