Научная статья на тему 'Комплекс педагогических условий эффективного управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста'

Комплекс педагогических условий эффективного управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / EFFECTIVE MANAGEMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN’S PHYSICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Виктор Григорьевич, Базелюк Владимир Васильевич

В статье научно обосновывается комплекс педагогических условий эффективного управления процессом физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются содержательные и организационные аспекты внедрения данного комплекса в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаренко Виктор Григорьевич, Базелюк Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions Complex for the Effective Management of Senior Preschool Children’s Physical Education

The article deals with the pedagogical conditions complex for the effective management of senior preschool children’s physical education. The substantial and organizational aspects of introduction of the given complex into educational process of the preschool educational establishment are revealed.

Текст научной работы на тему «Комплекс педагогических условий эффективного управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста»

УДК 796.07:372.4 ББК 75.1:74.100.54

Макаренко Виктор Г ригорьевич

кандидат педагогических наук, профессор кафедра спортивных дисциплин Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Базелюк Владимир Васильевич доктор педагогических наук, профессор проректор по научной работе Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Makarenko Viktor Grigorievich Candidate of Pedagogics,

Professor Chair of Sports Disciplines Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Bazelyuk Vladimir Vasilievich Doctor of Pedagogics,

Professor Scientific Pro-Rector Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Комплекс педагогических условий эффективного управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста Pedagogical Conditions Complex for the Effective Management of Senior Preschool Children’s Physical Education

В статье научно обосновывается комплекс педагогических условий эффективного управления процессом физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются содержательные и организационные аспекты внедрения данного комплекса в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

The article deals with the pedagogical conditions complex for the effective management of senior preschool children’s physical education. The substantial and organizational aspects of introduction of the given complex into educational process of the preschool educational establishment are revealed.

Ключевые слова: педагогическое управление, педагогические условия, комплекс педагогических условий, управление физкультурным образованием, дети старшего дошкольного возраста.

Key-words: pedagogical management, pedagogical conditions, pedagogical conditions complex for the effective management of senior preschool children’s physical education.

В период с 2006 по 2011гг. была разработана и реализована концепция педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста [3] в образовательной практике дошкольного учреждения.

Управление любыми педагогическими процессами предусматривает реализацию комплекса факторов, обеспечивающих

эффективность данного процесса. Наиболее важными среди этих факторов выступают педагогические условия, являющиеся важным методологическим требованием к любому исследованию предметов, явлений, процессов и систем.

Интегрируя различные трактовки и определения обсуждаемого понятия [1, 2, 3], в контексте нашего исследования, мы пришли к выводу, что под педагогическими условиями управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста следует понимать взаимосвязанную совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение задач в области физкультурного образования старших дошкольников,

обеспечивающих их готовность к успешному переходу в школьный период детства.

Принимая во внимание сложную структуру и поли аспектный характер функционирования и развития процесса педагогического управления

физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста, мы предположили, что совокупность условий должна представлять собой единый комплекс, поскольку случайные, локализованные друг от друга условия не способствуют эффективному решению взаимосвязанных задач целостного образовательного процесса, осуществляемого в ДОУ и семье.

Определяя комплекс условий как совокупность мер для эффективной реализации разработанной концепции педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста, мы

ориентировались на требования, которые бы учитывали: а) социальный заказ государства и общества на воспитание здорового, гуманноориентированного, готового к активной жизнедеятельности подрастающего поколения; б) возможности медико-биологического, функционального, парадигмального и дименсионального подходов в организации управления образовательным процессом в ДОУ; в) активизацию мотивации специалистов ДОУ и родителей дошкольников к повышению эффективности физического воспитания и оздоровления детей, формированию у них интереса к активной двигательной деятельности и укреплению здоровья; г) интеграцию и координацию работы всех заинтересованных субъектов организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми; д) обучение персонала ДОУ инновационным и традиционным здоровьесберегающим технологиям с использованием средств физического воспитания; е) развитие ребенка на основе использования учебного материала, соответствующего его индивидуальным и возрастным особенностям, уровню психофизического развития и состояния здоровья; сочетания самостоятельной и совместной с педагогом или родителями двигательной деятельности; ж) обеспечение систематической диагностики и мониторинга уровня физического развития и состояния здоровья ребенка - субъекта детской физкультурнооздоровительной деятельности; з) обеспечение интеграции и взаимосвязи содержательных и процессуально-технологических компонентов физкультурного образования дошкольников; и) требования, предъявляемые государством и обществом к планируемым итоговым результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части содержания образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

В соответствии с этим мы определили комплекс педагогических условий эффективного управления физкультурным образованием старших дошкольников, состоящий из четырех условий.

Представленные в комплексе условия находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии и отражают объективно существующие взаимосвязь и

взаимодействие содержательных и процессуальных сторон педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников.

Опишем более подробно содержательное наполнение выделенных нами условий, объединенных в комплекс.

Первое условие. Актуализация мотивационно-целевых установок у ведущих субъектов педагогического управления к достижению эффективного результата физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста.

Данное условие обеспечивается в процессе практической реализации мотивационно-целевой функции, разработанной нами концепции педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста, предполагающей определение мотивационно-целевых установок; мотивообразующих действий и форм реализации мотивообразующих действий для субъектов педагогического управления физкультурным образованием (персонал ДОУ, родители, дети).

Технологические аспекты и программно-методическое сопровождение процесса формирования мотивационно-целевых установок у ведущих субъектов педагогического управления (персонал ДОУ, родители, дети) к достижению положительных результатов физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста решались в процессе реализации комплекса мотивирующих предпосылок и действий, ориентированных на субъектов педагогического управления и включающих: обучающий семинар для

педагогического персонала ДОУ, разъяснительную работу, различного рода поощрений; консультации и факультативов для родителей, предоставление родителям информации о результатах мониторинга, привлечение их к совместному проведению мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности; яркое и привлекательное оформление мест занятий, обеспечение доброжелательной обстановки в процессе игровой деятельности и т.п.

Второе условие. Партисипативное взаимодействие ведущих субъектов педагогического управления физкультурным образованием старших

100

дошкольников (персонал ДОУ и родители) по созданию здоровьеориентированной среды жизнедеятельности ребенка в ДОУ и семье.

Данное условие обеспечивается усилиями всех участников физкультурного образования детей и направлено на создание в ДОУ и семье целостной, развивающей здоровьеориентированной среды, позволяющей: укрепить и сохранить физическое и психическое здоровье детей; овладеть основными культурно-гигиеническими навыками; сформировать у ребенка начальные представления о здоровом образе жизни, обеспечить гармоничное физическое развитие и разностороннее развитие базовых физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Практическая реализация данного условия, в ходе нашего исследования, осуществлялась на нескольких уровнях: административном, врачебно-

медицинском, учебно-методическом и семейном.

Третье условие. Интеграция, дифференциация и индивидуализация деятельности ведущих субъектов педагогического управления по реализации программно-методического обеспечения физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста.

Актуализация данного условия в образовательном процессе ДОУ осуществлялась на основе системы принципов, реализуемых в авторской концепции педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста: индивидуализации, доступности, возрастной адекватности, дифференциации, интеграции и координации.

Следует отметить, что интеграцию как условие эффективного управления физкультурным образованием старших дошкольников мы рассматриваем в нескольких аспектах.

Во-первых, как взаимосвязь образовательных областей, включенных в

Федеральные государственные требования к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования, предполагающей

интегрированное формирование физических, интеллектуальных и личностных

качеств детей в ходе освоения всех образовательных областей («Физическая

культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание»,

101

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Во-вторых, как интеграцию и координацию усилий всех участников образовательного процесса в ДОУ (администрация, воспитатели, организатор физического воспитания, медицинский работник, музыкальный педагог, психолог и т.д.), осуществляемых на основе четкого распределения ролевых функций педагогов и персонала ДОУ и формирования у них положительной мотивации к эффективному решению задач по физкультурному образованию старших дошкольников и обеспечению здоровье ориентированной среды в ДОУ в процессе исполнения персональных должностных функций.

В третьих, интеграцию мы рассматриваем с позиций конструктивного взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у детей положительной мотивации к активной двигательной деятельности, здоровому образу жизни, созданию здоровье ориентированной среды жизнедеятельности ребенка.

При этом, сотрудники и педагоги ДОУ, в рамках своих должностных полномочий, обеспечивают создание и реализуют условия (материальнотехнические, организационные, содержательные, процессуальные и т.д.), необходимые для успешного освоения детьми программно-методического сопровождения физкультурного образования в период их пребывания в детском саду, а родители, являясь одним из активных субъектов образовательного процесса, закрепляют и развивают у детей целевые ориентиры в области здорового образа жизни, заданные дошкольным образовательным учреждением, в условиях семьи.

Дифференциация деятельности ведущих субъектов педагогического управления по реализации программно-методического обеспечения физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста реализуется в реальном образовательном процессе также по нескольким направлениям.

Во-первых, на основе учета разнообразия реализуемых образовательных программ («Детство», «Истоки», «Радуга», «Росинка», «Планета детства», «Играйте на здоровье» и др.). Каждая из реализуемых в том или ином ДОУ

102

программа имеет свои особенности и специфическую направленность, обусловленную как содержанием самой программы, так и условиями ее реализации, интересами педагогов, традициями образовательного учреждения и другими обстоятельствами.

Во-вторых, дифференциация как условие эффективной реализации программно-методического обеспечения физкультурного образования старших дошкольников актуализируется в образовательном процессе в зависимости от направленности функционирующих в ДОУ групп детей дошкольного возраста: общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной.

В-третьих, реализация в ДОУ образовательных областей позволяет дифференцировать формы и способы транслирования информации по освоению детьми ценностей в сфере физкультурного образования и здорового образа жизни. и физическому развитию дошкольников.

В-четвертых, дифференциация программно-методического обеспечения физкультурного образования осуществлялась на уровне деятельности персонала ДОУ. Дименсиональный подход, реализуемый в концепции педагогического управления на основе распределения ролевых функций субъектов образовательного процесса, позволил четко определить и конкретизировать функции и сформировать задачи в области физкультурного образования и здоровьесбережения детей, каждого участника целостного образовательного процесса в ДОУ.

Индивидуализация деятельности ведущих субъектов педагогического управления по реализации программно-методического обеспечения физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на основе личностно ориентированного подхода, предусматривающего организацию образовательного процесса в соответствии с принципами индивидуализации и возрастной адекватности.

Индивидуализация деятельности дошкольников осуществлялась на основе учета индивидуальных особенностей ребенка: физического развития, объема двигательного опыта, уровня развития двигательных качеств, состояния здоровья, врожденных задатков, пола, реакции на физическую нагрузку и т.д.

103

В соответствии с этим, при построении процесса физического воспитания, двигательной и игровой деятельности, организатор педагогического процесса ориентировался на обеспечение соответствующего возможностям детей выбора средств, методов и форм занятий, учитывал возможности ребенка в распределении ролей в игре, усложнении или облегчении заданий при обучении детей естественным двигательным локомоциям и построении двигательного режима ребенка.

Принцип возрастной адекватности как условие индивидуализации деятельности субъектов физкультурного образования актуализировался на основе учета готовности систем организма ребенка к обучающей информации, связанной с формированием базовых и специальных компетенций в области физкультурного образования, а также в акцентах выбора направленности развивающих упражнений, адекватных сенситивным периодам развития отдельных элементов и структур моторики ребенка, текущему состоянию его организма. При этом, в качестве необходимого условия обеспечения индивидуализации рассматривалась доступность используемых в образовательном процессе форм и средств обучения и воспитания, что достигалось использованием преемственности и постепенным усложнением физических упражнений, условий их выполнения, сложности и объема практической и познавательной информации.

Четвертое условие. Разработка и реализация доступной и мобильной системы мониторинга по оценке результатов физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста и качества исполнения ролевых функций ведущих субъектов педагогического управления образовательным процессом.

В соответствии с требованиями к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования «система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержание мониторинга» [4. С. 6 ].

104

Принимая во внимание направленность нашего исследования на совершенствование системы управления педагогическим процессом формирования физического развития ребенка, освоение детьми базовых компетенций в области физического воспитания и здорового образа жизни, обучение дошкольников жизненно важным двигательным умениям и навыкам, мониторингом предусматривалась преимущественная оценка параметров, характеризующих тенденции развития ребенка в процессе физкультурного образования. В качестве методов для получения информации использовались: наблюдение за ребенком, беседы, анкетирование участников образовательного процесса, экспертные оценки, педагогическое тестирование и т.д. Сочетание низкоформализованных и высокоформализованных методов, на наш взгляд, позволили обеспечить объективность и точность получаемых результатов. Содержание мониторинга увязывалось с образовательными программами, реализуемыми в ДОУ. Периодичность мониторинга определялась характером оцениваемых параметров, темпами их качественного изменения, циклами построения образовательного процесса и практической целесообразностью.

В соответствии с принятыми установками, в рамках реализуемой концепции физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста, проводилась оценка, с последующим анализом, показателей, характеризующих результаты освоения детьми образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», отслеживалось качество педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников [4].

Подводя общие итоги анализа научного материала в аспекте рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что описанный комплекс условий, по нашему мнению, отражает взаимосвязь и взаимодействие содержательных и процессуальных сторон процесса педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников и обеспечивает его эффективность в реальной образовательной практике, что подтверждается результатами проведенной верификации авторской концепции.

Библиографический список

1. Афанасьева, О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика: дс....д-ра пед.наук / Афанасьева Ольга Юрьевна. - Челябинск, 2008. - 430 с.

2. Беликов, В.А. Философия образования личностный аспект: моногр. /

В.А.Беликов. - М.: Владос, 2004. - 356 с.

3. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление физкультурным образованием старших дошкольников: теоретико-методологический аспект: монография / Е.Ю. Никитина, В.Г. Макаренко - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 240 с.

4. Об утверждении и введении в действие федеральных государственные требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Российской Федерации, №655 // Обруч. - №2.

- С.1-6.

Bibliography

1. About the Introduction and Approval of Federal State Requirements to the Structure of Basic Comprehensive Program of Preschool Education: Order of the Ministry of Education and Science, № 655.

2. Afanasieva, O.Yu. Pedagogical Management of the Communicative Education of University Students: Methodology, Theory, Practice: Dr’s Thesis / Olga Yurievna Afanasieva. -Chelyabinsk, 2008. - 430 p.

3. Belikov, V.A. Philosophy of Education: Personality Aspect: monograph / V.A. Belikov. - Moscow: VLADOS, 2004. - 356 p.

4. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of Physical Education of Senior Preschool Children: Theoretical-and-Methodological Aspect: Monograph / E.Yu. Nikitina, V.G. Makarenko.

- Moscow: VLADOS, 2010. - 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.