Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к педагогическому управлению физкультурным образованием детей дошкольного возраста'

Теоретико-методологические подходы к педагогическому управлению физкультурным образованием детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / УРОВНИ МЕТОДОЛОГИИ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к педагогическому управлению физкультурным образованием детей дошкольного возраста»

УДК 796:372.4 ББК 75.1:74.100.54

Макаренко Виктор Григорьевич

кандидат педагогических наук,

профессор кафедра спортивных дисциплин Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Makarenko Viktor Grigorievich Candidate of Pedagogics,

Professor Chair of Sports Subjects Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Теоретико-методологические подходы к педагогическому управлению

физкультурным образованием детей дошкольного возраста Theoretical-and-Methodological Approaches to Pedagogical Management of Senior Preschool Children's Physical Education

В статье обосновывается возможность применения определенных научных подходов к процессу педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста на общенаучном, конкретно-научном и методико-технологическом уровнях методологии.

The article deals with the possibility of applying the certain scientific approaches to the process of pedagogical management of senior preschool children's physical education on the general-scientific, specific-scientific and methodological-and-technological levels.

Ключевые слова: уровни методологии, теоретико-методологическая основа, теоретико-методологический подход, педагогическое управление физкультурным образованием, дети дошкольного возраста.

Key words: levels of methodology, theoretic-and-methodological basis, theoretical-and-methodological approach, pedagogical management, physical education, preschool children.

Научное обоснование процесса педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста требует четкого теоретико-методологического подхода к своей организации.

Нами разделяется мнение, согласно которому подход - это теоретико-методологическая основа педагогического исследования, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях [1].

Теоретико-методологическая основа является важнейшим атрибутом любой концепции, обуславливающим ее вид, содержание и специфику. В русле нашего исследования она определяет комплекс стратегических направлений

исследования, что обеспечивает решение целого ряда проблем, среди которых упорядочение понятийно-терминологического поля науки, определение особенностей и свойств педагогического управления физкультурным образованием дошкольников, выявление его закономерностей и принципов, определение перспектив развития изучаемого направления и в связи с этим, педагогической науки в целом.

В то же время, необходимо учитывать, что теоретико-методологические подходы должны соответствовать программе физического воспитания, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, и обеспечить организованный, целенаправленный процесс физкультурного образования дошкольников, направленный на комплексное получение начальных знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих осуществить комфортный переход ребенка в школьный период детства в состоянии соответствующих половозрастным нормам физического и психофизиологического развития, владения элементарными знаниями в области личной и общественной гигиены, мотивированности на активную двигательную деятельность и бережное отношение к своему здоровью в течение дальнейшей жизнедеятельности [3].

Для определения методологических требований к исследованию проблемы педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста нами проанализированы уровни методологии и их специфика [2].

Общенаучный уровень, отражающий общенаучные концепции, реализуемые в большинстве педагогических исследований, ориентированных на разновозрастный контингент, дал возможность научно обосновать возможность применения медико-биологического подхода с точки зрения учета общих закономерностей возрастного психофизического и физического развития ребенка, выявить глубинные основы и механизмы взаимодействия биологической, социальной и духовной сущности детей дошкольного возраста с учетом динамики существенных внутрисистемных связей.

Конкретно-научный уровень позволил описать принципы исследования и процедуры, применяемые в ходе определения и теоретического обоснования

содержательного наполнения концепции педагогического управления физкультурным образованием дошкольников. На этом уровне, в качестве доминанты была задействована полифункциональная парадигма научных подходов, предусматривающая создание в дошкольном образовательном учреждении полноценных условий для овладение комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способностей адаптироваться в условиях многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационного и коммуникационно насыщенного пространства

На методико - технологическом уровне описаны методы и процедуру установления взаимодействия всех субъектов, находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых конечных результатов.

Представленные характеристики названных уровней методологии позволяют говорить об их глубоком внутреннем единстве, взаимосвязи, взаимодополняемости, комплементарности, наличии в них идей, продуктивных в плане оптимального решения проблем педагогического управления. Такой подход к изучению исследуемой проблемы, осмысление его с разных точек зрения дали возможность выбрать не один, а синтез нескольких, ранее известных теоретико-методологических подходов.

Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, собственные экспериментальные данные позволяют говорить о том, что решение обозначенной научной проблемы может быть успешно осуществлено, если в качестве базовой теоретико-методологической основы концепции педагогического управления физкультурным образованием дошкольников выступит синтез: медико-биологического подхода, полифункциональной парадигмой, представленной деятельностным, личностно ориентированным и компетентностным подходами и дименсионального подхода, определяющихся особенностями управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста и спецификой создаваемой концепции и основывающихся на концептуальных положениях философии, теории

педагогического управления, педагогики, возрастной психологии, теории и методики физического воспитания и развития ребенка, что вносит в его разработку необходимую строгость постановки задач и их решения и обеспечивает методологический фундамент для обоснованного прогнозирования.

Дадим общую характеристику избранных нами подходов.

Медико-биологический подход рассматривается нами как общенаучная основа педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста.

Анализ научных исследований (Л.О. Бадалян; Л.С. Выготский; М.Ю. Кистаковский и др.), а также собственный опыт организации физкультурно -оздоровительной работы с разновозрастным контингентом детей позволили сделать существенный вывод о целесообразности применения данного подхода как эффективного способа учета и ретрансляции естественных биологических процессов, происходящих в организме формирующегося человека во внешнюю среду, представленную образовательным процессом, специально организованным на основе объективных медико-биологических закономерностей возрастного развития ребенка.

В качестве основных характеристик медико-биологического подхода как методологической основы педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста представляется возможным выделить следующие:

- ориентация концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста на воспитание здорового ребенка, владеющего комплексом жизненно важных двигательных навыков и первичных знаний в области здорового образа жизни, мотивированного на активную двигательную деятельность и саморазвитие на школьном этапе жизнедеятельности;

- организация процесса физкультурного образования на основе учета возрастных особенностей развития функциональных систем

(сердечнососудистой, дыхательной, костной, нервной, мышечной и др.), психики, интеллекта и физического развития ребенка;

- обеспечение в процессе управления физкультурным образованием здоровьесберагающей среды, адекватной естественному биологическому развитию ребенка и уровню его притязаний;

- организация образовательного процесса в ДОУ на основе систематического мониторинга уровня развития двигательных качеств, состояния и производительности функциональных систем организма, антропометрических показателей детей;

- реализация образовательных технологий, обеспечивающих гуманный подход к личности занимающихся и выбору используемых в процессе физкультурного образования средств и методов обучения и воспитания детей.

Раскрытие сущности педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста, выделение и описание его признаков и особенностей на конкретно-научном уровне методологии осуществлено нами на основе раскрытия полифункциональной парадигмы теоретико-методологических подходов.

Полифункциональная парадигма в нашем исследовании представлена теоретическим синтезом деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.

Необходимо особо отметить, что на каждом историческом этапе развития общества эти подходы в реальном педагогическом процессе приобретают определенное своеобразие и оригинальное содержательное, методическое и принципиальное исполнение. Полифункциональная парадигма, являясь методологическим инструментом и предусматривающая взаимосвязь и взаимодействие данных подходов не противоречащих друг другу, позволяет:

- во-первых, исследовать проблему с учетом нынешнего состояния государственной идеологии, социальных приоритетов общества, доминирующих культурных, познавательных и нравственных ценностей, современного уровня развития педагогической науки в области дошкольного воспитания;

- во-вторых, интегрировать традиционные подходы и реализовать их в целостной образовательной концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста.

Деятельностный подход ( В.В. Давыдов; А.Н. Леонтьев; Д.Н. Уснадзе) применительно к особенностям нашего исследования ориентирован на организацию педагогического процесса направленного на решение образовательных и оздоровительных задач в области физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста совместной деятельности обучающихся и обучаемых в соответствии с целями познавательной деятельности детей.

Личностно-ориентированный подход (В.А. Беликов; Д.Б.Эльконин; С.Л. Рубинштейн) предусматривает обеспечение процесса становления ребёнка как субъекта собственной двигательной деятельности с учётом его интересов, склонностей, потребностей и мотивации, физического и психического развития, средствами физической культуры в процессе физкультурного образования.

Компетентностный подход (А.С. Белкин; Д.А. Иванов А.В. Хуторской;) ориентирован, предполагает развитие у воспитанников способностей самостоятельно решать познавательные коммуникативные, организационные и нравственные проблемы в области активной двигательной деятельности и ведения здорового образа жизни на основе использования в учебно -воспитательным процессе социального и собственного опыта детей.

Дименсиональный подход [2, с 154 - 164] в нашем исследовании выступает как базовая методико-технологическая основа управления взаимодействием субъектов физкультурного образования детей дошкольного возраста. Данный подход позволяет не только описать содержательные компоненты целостного процесса управления физкультурным образованием в ДОУ, но и целенаправленно осуществить их коррекцию, избирательно воздействуя на лимитирующие дименсии взаимодействующих субъектов физкультурного образования (руководитель физкультурного образования, персонал ДОУ, дети, родители).

Применительно к предмету нашего исследования на основе дименсионального подхода в качестве ведущих положений концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста мы рассматриваем следующие:

1. Процесс педагогического управления физкультурным образованием дошкольников характеризуется цикличностью и воспроизводимостью дименсий, объединенных в функциональные блоки, отражающие функционально-содержательную направленность процессов, связанных с реализацией программно-целевых установок в области физкультурного образования детей дошкольного возраста и включают: организационный, управленческий, контрольный и итогово-результативный блоки дименсий.

2. Содержательное и процессуальное наполнение выделенных дименсий предполагает позитивно развивающийся процесс, основанием которого служит системно организованный анализ результатов оценки уровня и направлений развития итогово-результативных дименсий и, на этой основе - коррекция параметров управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста в очередном образовательном цикле.

3. Исходя из функционально-содержательной направленности в блоке организационных дименсий должны быть, представлены: планирование, постановка целей, ролевое уяснение, подготовка, делегирование автономии, создание условий, участие в решении, представительство и разработка системы контроля.

4. Управленческий блок целесообразно представить следующими дименсиями: информация, координация, содействие работе, решение проблем, внимание к дисциплине, управление конфликтами, воодушевление, одобрение, вознаграждение, содействие общению, акцентирование эффективности. Данный блок дименсий ориентирован на создание дружелюбной, товарищеской и открытой атмосферы в коллективе, формирование положительной мотивации на достижение позитивных результатов коллективной деятельности в области физкультурного образования дошкольников.

5. Блок контрольных дименсий обеспечивает сбор информации о состоянии, качестве профессиональной деятельности и уровне мотивации субъектов физкультурного образования и включает: дименсию качества исполнения ролевых функций; определение параметров и системный мониторинг состояния детей; уровень мотивации к осуществлению физкультурного образования дошкольников; внешнюю оценку процессов и результатов; контрольно-регламентированные дименсии.

6. Итогово-результативные дименсии, объединенные в один блок, описывают уровень развития и состояния дименсиональных параметров, дающих интегрированную оценку результатов эффективности педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста в реализуемом образовательном цикле и включают: компетентностные, антропометрические, двигательные, здоровьесберегающие, базовой готовности и субъект-оценочные дименсии.

7. Образовательный цикл завершается этапом анализа по итогам которого проводится коррекция содержательных компонентов установленных малоэффективных дименсий педагогического управления физкультурным образованием в ДОУ, что позволяет непрерывно, избирательно и системно совершенствовать эффективность процесса управления.

Подводя общие итоги анализа научного материала в аспекте рассматриваемой проблемы, необходимо отметить, что описанный комплекс научных подходов, по нашему мнению, действительно отражает медико-методологические основы концепции педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [текст]: монография / Е.Ю.Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.

2. Никитина, Е.Ю. педагогическое управление физкультурным образованием старших дошкольников: теоретико-методологический аспект: монография / Е.Ю. Никитина, В.Г. Макаренко. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 240 с.

3. Якиманская, И.С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии, - 1995.-№2. - С. 31-42.

Bibliography

1. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of Higher School Students' Communicative Education: Perspective Approaches: Monograph / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasieva. -Chelyabinsk, 2008. - 430 p.

2. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of Senior Preschool Children's Physical Education: Theoretical-and-Methodological Aspect: Monograph / E.Yu. Nikitina, V.G. Makarenko. - Moscow: VLADOS, 2010. - 240 p.

3. Yakimanskaya, I.S. Development of Personality-Oriented Education Technologies / I.S. Yakimanskaya // Psychological Questions. - 1996. - №2. - P.31-42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.