ФГОС дошкольного образования
Литература
1. Акимова О. Б., Табаченко Т. С. Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании // Образование и наука. 2013. № 1. С.42-53.
2. Артюхова Е. С. Основные направления в формирования духовно-нравственной личности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.26-28.
3. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива // Образование и наука. 2013. № 8. С.3-15.
4. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
5. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
6. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Методологические основания управления образовательными учреждениями в условиях сетевого взаимодействия // Казанская наука. 2013. № 9 С.13-22.
7. Децик Ю. М. Программа по формированию валеологической культуры дошкольников «Познай себя, малыш» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.48-53.
8. Дюков В. М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.16-24.
9. Ехлакова Т. М., Смертина Л. А., Селянина Н. Н., Сальникова Л. В. Воспитательная система нравственного становления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.56-64.
10. Колокольникова З. У., Лобанова О. Б., Яковлева Е. Н. Формирование культурно-просветительской компетентности у будущего учителя посредством музейной педагогики // Образование и наука. 2013. № 2; с. 147-158.
11. Кувшинова С. Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.22-26.
12. Лихачева Е. Л. Музыкальный фольклор как средство развития нравственных качеств старших дошкольников // Муници-
пальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.56-60.
13. Лукина А. К. Условия развития общей одаренности в детском возрасте // Инновационные проекты и программы в образовании.
2013. № 6. С.25-29.
14. Наумова Т. Н. «Вместе с мамой»: альтернативное дошкольное образование в условиях дополнительного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.71-75.
15. Никитина Е. В. Пути и формы совместного взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы с родителями // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.48-50.
16. Никулаева С. М., Кашапова Ф. М., Насибуллина Х. М. Адаптация ребёнка к детскому саду как главный фактор становления личности малыша // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С.70-72.
17. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. С.37-46.
18. Стукова О. И., Хайдукова Л. В. Современный детский игровой фольклор: «считалки» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.65-68.
19. Тараканова В. В., Слабожанинова К. А. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.75-78.
20. Фельдштейн Д Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.
21. Чикова Т. А. Влияние мультимедийных технологий на развитие эстетического воспитания учащихся детской школы искусств (ДШИ) // Инновационные проекты и программы в образовании.
2014. № 3. С.28-30.
22. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.3-6.
Волкова Людмила Анатольевна
заведующий Муратова Жанна Владимировна
заместитель заведующего МБДОУ № 131 г. Екатеринбург E-mail: detsad131@mail. ru
j ; Ч
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО» И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ
Аннотация. В статье представлен опыт разработки и внедрения методического обеспечения развития познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори с целью обеспечения вариативности образовательного процесса.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, познавательная активность, педагогическая система М. Монтессори, вариативность образовательного процесса, готовность к школе.
В соответствии с концепцией модернизации образования Российской Федерации приоритетом развития системы образования является обеспечение доступности качественного образования. Необходимой предпосылкой качественного образования является повышение стартовых возможностей первоклассников через реализацию принципа вариативности дошкольного образования, соответствующе-
го возрастным закономерностям развития детей и их индивидуальным особенностям [2,10,15,18,21].
Поступление в школу - очень важный момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности к обучению. Поэтому перед дошкольным учрежде-
4
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
ФГОС дошкольного образования
нием стоит задача - сформировать познавательную активность детей [2,17]. Анализ же деятельности дошкольных учреждений показывает, что очень часто в работе по подготовке к школе упускается этот значимый блок - формирование познавательной активности. Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Элько-нин указывают на тот факт, что готовность к школе в аспекте познавательной активности является важнейшей составляющей личностного развития ребенка 6-7 лет. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и его адекватных познавательных и социальных мотивов [1,12].
Несмотря на то, что познавательная активность детей дошкольного возраста должна быть очень высокой, ведь с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы в последние годы наблюдается устойчивое снижение познавательной активности в связи с
• недостаточным уровнем владения и использования педагогами активных методов обучения, то есть методов, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер, в результате чего стимулируется познавательная активность обучающегося;
• отсутствием в развивающей среде условий для развития познавательной активности, соответствующих возрастным требованиям, в частности, отсутствие разнообразия развивающего материала, позволяющей экспериментировать, реализовывать самостоятельный, творческий поиск решения проблемной ситуации, выполнять самостоятельно контроль выполненных действий и т.д.;
• бессистемностью и несформированностью знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей и умений развивать познавательную активность в условиях семьи.
В этой связи целью работы МБДОУ д/с № 131 г. Екатеринбурга в рамках работы научно-образовательной сети образовательных организаций федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО (г. Москва) [3,4,5,6,7,8,9] является обоснование, разработка и внедрение методического обеспечения развития познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори с целью обеспечения вариативности образовательного процесса.
Среди основных задач деятельности в данном направлении следует выделить:
1. Обеспечение условий для развития познавательной активности дошкольника в развивающей среде.
2. Обеспечение организационно-методических условий для профессионального роста педагогов посредством внедрения системы повышения компетентности в области развития познавательной активности детей.
3. Определение содержательных основ интеграции программы «Детство» и педагогической системы М. Монтессори.
4. Разработку методического обеспечения развития познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори.
5. Создание системы диагностики познавательной активности воспитанников ДОУ.
Концептуальные основания деятельности:
1. Познавательная активность состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:
• Интеллектуальные - логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства.
• Эмоциональные - переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью.
• Регулятивные - волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений.
• Творческие - воображение, предвосхищение. Озарение, создание новых моделей, образов и пр.
Таким образом, для стимулирования познавательной активности дошкольников необходимо:
• укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять за продвижение, не ослаблять их деятельность недоверием, негативными оценками;
• развивать у детей чувство собственного достоинства: позиция воспитателя и ребенка являются равными, партнерскими;
• развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
• использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.
2. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения, проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
3. Комплексная программа развивающего обучения «Детство» [13], рекомендованная Министерством образования Российской Федерации, обеспечивает единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей, предлагает свой путь обогащения опыта ребенка за счет введения специальных видов деятельности (исследовательская, экспериментальная и др.), а не за счет форсирования развития ребенка. Обучение на занятиях строится как увлекательная проблемноигровая деятельность, обеспечивающая постоянный рост самостоятельности и творчества, то есть реализуются компоненты познавательной активности дошкольника.
4. «Педагогическая система М. Монтессори» направлена на стимулирование познавательной деятельности и пропагандирует самостоятельную работу детей в подготовленной среде при ограничении прямого воздействия педагога, реализуя девиз: «Помоги мне это сделать самому». Помощь саморазвитию ребенка осуществляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму, чтению, математике, космическому воспитанию (знакомству с окружающим миром и человеческой культурой).
Движение в развитии интеллекта ребенка происходит «от хватания рукой к умственному схватыванию»:
• Привлекательность материала: его цвет, форма, фактура -все это создает первоначальную мотивацию для ребенка.
• Свобода движения и выбора, преемственность упражнений, а также атмосфера в группе создают соответствующую ориентацию.
• Манипуляция с предметами в группе не просто присутствует, а носит вполне целенаправленный характер. Очень часто ребенок сопровождает свою работу проговором своих действий.
• Через некоторое время громкая речь сменяется речью «про себя».
• И, наконец, в зоне языка и математики, где сенсорные ощущения ребенка конкретизируются, речь свертывается до знаковых смысловых концепций.
Таким образом, все компоненты познавательной активности: интеллектуальные, эмоциональные, творческие, регулятивные - реализуются в программе «Детство» и в педагогической системе М. Монтессори, что является основанием для интеграции. Программа «Детство» и система М. Монтес-сори взаимодополняют друг друга, что способствует созданию условий для гармоничного развития ребенка, не вызывая диспропорцию в развитии, как это часто бывает если в рамках единого образовательного процесса, когда происходит смеши-
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
5
ФГОС дошкольного образования
Таблица 1
Этапы реализации проекта: Направления деятельности педагогического коллектива по реализации проекта:
Подготовительный этап - Определение проблемы, выбор концептуальных идей, принципов, определение цели и задач проекта. - Анализ имеющихся педагогических материалов по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста, формирование банка инновационной деятельности педагогов МБДОУ по развитию познавательной активности детей. - Создание системы управления реализации проекта. - Изучение образовательных потребностей педагогов, родителей воспитанников, потребностей и способностей детей. - Создание творческой группы по реализации проекта, положения о творческой группе. - Поощрение педагогов, участников проекта. - Подбор диагностического инструментария. - Планирование реализации проекта.
Практический этап. Реализация проекта - Формирование теоретической и технологической готовности педагогов (консультации, практикумы, семинары, диспуты, курсы повышения квалификации). - Создание, внедрение методического обеспечения по интеграции содержания образовательной программы «Детство» и педагогической системы М. Монтессори (работа творческой группы). - Интеграция деятельности специалистов, воспитателей и родителей воспитанников (консультации, совместные проекты, лектории, индивидуальные беседы). - Обеспечение оперативной помощи педагогам по внедрению интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы М. Монтессори. - Планомерное активное информирование педагогической и родительской общественности о промежуточных результатах реализации проекта.
Контрольно-оценочный этап - Анализ промежуточных и конечных результатов. - Мониторинг познавательной активности детей. - Дни ДРК по развитию познавательной активности детей.
вание когнитивных программ или программ какой-либо другой направленности. Подобная интеграция также обеспечивает вариативность образования и позволяет реализовывать актуальные позиции современного образования, то есть тенденция к исключению из образовательного процесса воспитанников учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, где формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.
Адекватными же возрасту формами работы с детьми являются эксперимент, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуаций, самостоятельное познание методом проб и ошибок и др. [11,16,19,20]. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса и эффективно реализуются программой «Детство» и системой М. Монтессори, интеграция которых предполагает совместную деятельность педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.
Под совместной деятельностью взрослых и детей в проекте понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.
Под самостоятельной деятельностью детей понимается: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Основное содержание деятельности по проекту описано в табл. 1.
Планируемый результат изменений:
1. Выпускник обладает следующими качествами, необходимыми для дальнейшего обучения и жизни:
• «Искать» - проявляет активность и интерес к учебной деятельности, к окружающему миру; любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе»;
• «Думать» - умеет классифицировать, анализировать, делать выводы и умозаключения, умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале, способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
• «Творить» - умеет создавать новые образы, делать самостоятельные открытия;
• «Сотрудничать» - владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
• «Самостоятельно приниматься за дело» - стремится к овладению новыми знаниями, умениями, навыками, склонность к постановке вопросов и самостоятельному принятию решений на основе личного опыта;
• «Адаптироваться» - умеет управлять своим поведением, подчиняться установленным правилам, дисциплинирован, организован, способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлени-
6
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
ФГОС дошкольного образования
ями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
2. Педагог:
• испытывает потребность непрерывного профессионального роста как условия достижения эффективных результатов деятельности;
• владеет и использует активные методы обучения воспитанников;
• создает в развивающей среде условия для развития познавательной активности дошкольников.
3. Родитель:
• активно участвует в образовательном процессе ДОУ;
• владеет знаниями о возрастных закономерностях развития дошкольника и умениями формировать познавательную активность в условиях семьи.
Количественные и качественные показатели деятельности по направлению в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 2-4.
Таблица 2
Публикационная активность педагогического коллектива ДОУ
2009 Сборник: «Опыт обеспечения качества образования: традиции и инновации» (материалы Педагогических чтений работников системы образования Чкаловского района)
2010 Филологическое образование детей дошкольного возраста: сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства»
2012 Опубликована статья в журнале «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» «Программа по формированию валеоло-гической культуры дошкольников»
2013 III Международная научно-практическая конференция «Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» РГППУ Социальный институт, Кафедра физической культуры и спорта, опубликована статья
Участие ДОУ в грантах и конкурсах
Таблица 3
Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности Всероссийские конкурсы профессиональной направленности
2009 Городская научно-практическая конференция «Условия обеспечения качества дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях различных форм собственности» XIV Международная научно-практическая конференция
2010 - 2 место в городском конкурсе на «Лучшую методическую разработку игры-занятия по познавательному и художественному развитию детей старшего дошкольного возраста» - Межрегиональная выставка «Мать и дитя»
2011 - Золотая медаль Национальной премии в области образования «Элита российского образования» в конкурсе инноваций «Качественное образование - будущее нации» - Победа во Всероссийском конкурсе «Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в работе ДОУ». - Участие в Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 28.10.2011 в г. Москве - Диплом победителя 1 степени во Всероссийском конкурсе «Панорама учебного сотрудничества»
2012 Всероссийский творческий конкурс для педагогов и родителей «Открытая книга»
2013 - Всероссийский конкурс «Творческая мастерская специалиста дошкольного образовательного учреждения «Педагогическая мозаика»». - Всероссийский конкурс «РОДНИЧОК» на лучшее воспитательно-образовательное мероприятие, посвященное Году охраны окружающей среды» - Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.
Таблица 4
Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня
2010 Районный семинар «Инновационные формы работы»
2011 Семинар в рамках городской инновационной экспериментальной площадки на тему: «Интеграция комплексной программы «Детство» и педагогической системой М. Монтессори: вектор развития познавательной активности дошкольников»
2012 Участие в работе августовской конференции Семинар в рамках городской инновационной экспериментальной площадки на тему: «Интеграция комплексной программы «Детство» и педагогической системой М. Монтессори: вектор развития познавательной активности дошкольников»
Материалы работы по проекту представлены на сайте http://www.131.tvoysadik.ru.
Сеть социального партнерства: АПК и ППРО, ИУО РАО (г. Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, ФГБОУ ВПО УРГПУ, Государственный областное учреждение обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Чкаловского района города Екатеринбурга», участники научно-образовательной сети.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
7
ФГОС дошкольного образования
Литература
1. Андреева И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С.21-25.
2. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива // Образование и наука. 2013. № 8. С.3-14.
3. Давыдова Н. Н. Развитие инновационного потенциала ОУ уральского региона в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.15-18.
4. Давыдова Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 1. С. 3-7.
5. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
6. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
7. Давыдова Н. Н. Формирование системы управления инновационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2012. № 1. С.98-105.
8. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации ОУ // Образование и наука. 2010. № 11. С.23-32.
9. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.
10. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентность^ подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. № 8. С.3-12.
11. Киселева М. В. Применение ТРИЗ в обучении дошкольника творчеству // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.30-33.
12. Ковалева Г. С., Даниленко О. В., Ермакова И. В., Нурмин-ская Н. В., Гапонова Н. В., Давыдова Е. И. О первоклассниках:
по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.30-38.
13. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н. А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Каф. дошк. педагогики; Ред.: Т. И. Бабаева и др. 3. изд., перераб. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003. 243 с.
14. Манько Н. Н. Проективная визуализация дидактических объектов - детерминант развития обучающегося // Образование и наука. 2013. № 6. С.90-105.
15. Массанова А. А. Развитие физических качеств ребёнка-до-школьника // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.64-68.
16. Никифорова О. В., Антонова Е. Н. Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 5. С.3-5
17. Огоновская И. С. Пространство педагогической креативности и факторы ее ограничения // Образование и наука. 2013. № 1. С.3-19.
18. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.
19. Чепайкина И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С.42-45.
20. Шубаева Е. И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.18-23.
21. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.3-6.
Бурухина Любовь Александровна
заведующий Бритвина Ольга Николаевна
заместитель заведующего МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 116 Третьякова Наталья Владимировна к.п.н., доцент ФГАОУ ВПО РГППУ г. Екатеринбург E-mail: [email protected]
J ^
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ НАВЫКОВ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
S_________________________________________________г
Аннотация. В работе представлена система деятельности ДОО по развитию взаимодействия ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.
Ключевые слова: формирование навыков здорового образа жизни, эффективность воспитательно-образовательной и физкультурнооздоровительной работы в ДОО.
8
Эксперимент и инновации в школе 2014/6