ФГОС второго поколения
УДК 37.026
J
л
Н. Г. Тагильцева
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА: ДЕТСКИЙ САД, ШКОЛА, ВУЗ
______________________________._________________________С
Аннотация. В статье представлен проект по развитию творческой активности детей и юношества в едином образовательно-воспитательном пространстве - детский сад, школа, вуз. Определяется актуальность проекта, раскрывается его основные идеи, способы реализации на практике в условиях художественного творчества всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: творческая активность, художественная деятельность, принципы интегративности, полихудожественности, преемственности.
Abstract. This article introduces project concerning the creative activity development of children end young people in one educational space - kindergarten, school, university. The definition of the actuality of the project, the explanation of its main ideas, the ways of its practical realization with the condition of artistic creativity of all the subjects of educational process.
Keywords: CTeative artistic activity, the principles of integration of poliartistic succession.
В тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом РФ Д. А. Медведевым понятие «творчество», как необходимый компонент функционирования школы будущего встречается много раз в различных сочетаниях. Любая инновационная образовательная стратегия невозможна без творчески мыслящего человека, поэтому-то учащиеся в школе будущего должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, что невозможно без развитого творческого мышления и творческой инициативы, сформированной способности принимать нестандартные решения, которые, по мнению многих ученых (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, В. Д. Небылицина, Г И. Щукина и др.) являются показателями такого интегрального качества личности, как творческая активность.
В Федеральных государственных стандартах (далее ФГОС) общего и профессионального образования, в Федеральных государственных требованиях (далее ФГТ) к дошкольному образованию особо подчеркивается необходимость развития разных видов активности детей и юношества [7]. Интегративные качества личности ребен-ка-дошкольника, универсальные учебные действия школьников, профессиональные комптенетности студентов не могут быть сформированы или развиты без активности обучающихся или воспитуемых. «Именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности» [4, с. 10].
Все выше указанное является показателем чрезвычайно актуальности проблемы развития творческой активности учащихся на современном этапе развития
педагогической науки и практики. Но, если учитывать тот факт, что к субъектам образовательного процесса относятся не только учащиеся, но и учителя, преподаватели вузов, воспитатели детского сада, родители, администрация образовательных учреждений, и тот факт, что перед всеми ими поставлены сходные цели и в чем-то сходные задачи, то, очевидно, развитой творческой активностью должны обладать и они. К сожалению, в практике работы образовательных учреждений можно наблюдать явно выраженные противоречия между развитостью творческой активности одних членов образовательного процесса и неразвитостью других. Например, развитая творческая активность учителей и неразвитая творческая активность у администрации образовательного учреждения, или развитая творческая активность учащихся, но неразвитая у родителей. Данное противоречие может быть решено только одним способом - развитие творческой активности у всех членов образовательного процесса [6, 9].
В связи с включением в процесс развития творческой активности всех членов образовательного процесса возникает следующая проблема - поиск универсального средства для осуществления данного процесса на практике. Причем его универсальность должна проявляться в охвате именно всех членов образовательного процесса. Среди множества таких средств: наука, спорт, волонер-ское движение, средства массовой коммуникации и т. д., выделяется такое, которое доступно и сообразно человеку любого возраста - это искусство. Его сообразность человеку доказана исследованиями ученых психологического института РАО, которые установили, что способность создавать художественные образы и воспринимать произведения искусства представляет одну из общечеловеческих или родовых способностей. Не каждый человек, имея
42
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2
ФГОС второго поколения
такую родовую способность, становится потом поэтом, художником или музыкантом, но каждый человек, включающий свою творческую активность в конкретном художественном продукте в процессе обучения, проявляет эту сформированную творческую активность в любом виде деятельности (А. А. Мелик-Пашаев). Это доказательство снимает имеющиеся сомнения относительно неталантливое™ людей - взрослых или детей в искусстве.
Художественная деятельность: деятельность восприятия и создания художественного продукта является мощным стимулом для развития креативных качеств личности, связанных с созданием и воссозданием художественного образа. Он же, всегда воплощает новый взгляд на определенную вещь, предмет или событие, отраженное создателем в художественном продукте. Тот же элемент новизны всегда присутствует и при восприятии субъектом художественного произведения. Новизна, необычность, оригинальность видения художественного произведения или созданного продукта и представляют комплекс показателей развитости креативности личности (Дж. Гилфорд, Д. Джонсон, Е. Торранс и др.)
Третья проблема, которая проявляется в связи с обозначенными первыми - это непрерывность формирования творческой активности детей на протяжении воспитания и обучения в различных учреждениях. Анализ психологопедагогической литературы, практики массового общего и профессионального художественного образования позволяет выявить противоречия между успешной реализацией данного процесса в дошкольном образовательном учреждении и неуспешным в начальной школе, успешной реализацией в начальных и неуспешной в старших классах школы или успешной реализацией в старших классах, но неуспешной в высшем учебном заведении и т.п. Решение данного противоречия заключается в создании такой системы, формирующей творческую активность детей, которая охватывала бы различные ступени образования. Это - дошкольное, начальное, среднее, общее и высшее - профессиональное образование.
Обозначенные проблемы и противоречия, проанализированные, осознанные и сформулированные членами временного научного коллектива МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга позволили разработать в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона [1,2] проект «Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности, вуз». Авторами данного проекта выступали директор названной школы - Л. А. Окуненко, автор этих строк, являющийся учителем школы и заведующим кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, завуч по научному развитию школы, кандидат педагогических наук Е. А. Заплатина и учитель музыки, кандидат педагогических наук Л. В. Ясинских.
Цель данного проекта - развитие творческой активности всех членов образовательного процесса - дошкольников, школьников, родителей, учителей, педагогов вуза в системе художественного воспитания детского сада, художественного образования школы и вуза.
Основные идеи данного проекта:
- интегративные качества дошкольников, универсальные учебные действия у школьников, профессиональные
компетенции студентов невозможно сформировать без развития творческой активности. Ее развитие является условием формирования названных качеств, действий и компетенций, отраженных в требованиях к результату образования на всех его ступенях в ФГОС общего образования, ФГОС высшего образования и ФГТ;
- развитие творческой активности только у одного или двух субъектов образовательного процесса не приведет к успешности проектируемого результата. Для этого необходимо включить в данный процесс всех его членов - родителей, педагогов, воспитателей, учителей, администрацию школы;
- художественная деятельность, являющаяся общечеловеческой, родовой способностью является доступной для всех субъектов образовательного процесса: детей и взрослых. В процессе ее реализации создается новый творческий продукт или воссоздается творческая трактовка фабулы художественного произведения. Именно такая деятельность является универсальной для развития творческой активности всех субъектов образовательного процесса;
- развитие творческой активности детей необходимо осуществлять в процессе непрерывного художественного образования, начиная с дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении, через художественное образование школьников, а, затем, и студентов;
- для успешной реализации педагогического процесса развития творческой активности субъектов образовательного процесса - от детского сада, через школу к вузу, необходимо проектирование единой непрерывной образовательно-воспитательной направленности, когда ребенок поддерживается взрослым в своем творчестве в дошкольном образовательном учреждении, получает необходимую помощь взрослого в процессе школьного образования и выполняет самостоятельно творческие задания, посещая школу как практикант, помощник, оказывающий педагогическую поддержку дошкольнику и помощь школьнику. Таким образом, активность ребенка развивается так: от взаимодействия со взрослым в детском саду, через постепенное уменьшение помощи взрослого ребенку в процессе школьного обучения, до самостоятельного воплощения собственной активности в творческом продукте в старших классах школы и в вузе.
Для реализации данного проекта на практике временным научным коллективом были разработаны организационно-педагогические условия. Условие первое - осуществление взаимодействия между такими образовательными учреждениями, как детский сад, школа и вуз. Но, для того, чтобы усилия этих различных образовательных учреждений были объединены, одному из них было необходимо взять на себя функции координирующего органа. Таковым оказалась школа, которая имела договоры о сотрудничестве с детским садом № 586 «Остров детства» (далее МБДОУ) и договор с институтом музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета (далее УрГПУ). Первый договор касался осуществления процесса преемственности воспитательно-образовательного процесса между школой и детским садом, второй - о прохождении педагогической практики студентами УрГПУ в стенах названной школы и апробации направлений исследований аспирантов и магистров в данной школе. Таким образом, была определена роль координатора реализации данного проекта на практике - это МОУ
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2
43
ФГОС второго поколения
СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов (предметов художественно - эстетического цикла).
В творческий коллектив учителей и представителей администрации школы влились представители администрации и воспитатели детского сада, педагоги педагогического университета, которые разработали общую стратегию развития творческой активности всех субъектов образовательного процесса в художественном образовании. Учителя школы координировали программу реализации данной стратегии. В частности, были разработаны система мероприятий по преемственности художественного воспитания дошкольников и младших школьников, причем данную программу предполагалось реализовать силами не только учителей и воспитателей, но и учащихся школы, а также студентов-магистрантов, аспирантов, обучающихся в УрГПУ Для реализации этой программы были привлечены родители дошкольников и родители учеников школы, которые вместе со своими детьми готовили различные презентационные мероприятия. Большое количество субъектов образовательного процесса, участвовавших в проекте, а также образовательных учебных заведений потребовало создание координационного совета, что и явилось вторым условиям.
В состав координационного совета входили, как уже указывалось, представители родительских комитетов МБДОУ № 586 «Остров детства», МОУ СОШ № 32, учителя и воспитатели названных образовательных учреждений, учителя и представители администрации школы и детского сада, педагоги УрГПУ, аспиранты и студенты-магистранты. Основная функция данного совета - разработка стратегии и тактики реализации проекта.
Третьей условие реализации проекта - разработка его стратегии и тактики. Для чего временный научный коллектив на основе анализа и обобщения современных требований к процессу образования (ФГТ, ФГОС ОО, ФГОС ВПО), а также основных идей проекта выделил принципы, которые были представлены на обсуждение членам координационного совета. В результате данного обсуждения были выделены:
- принцип интеграции, который реализуется путем создания вертикали (между образовательными учреждениями) и горизонтали (между содержанием образовательного и воспитательного процессами в этих учреждениях). Выбор данного принципа был обусловлен основными идеями, отраженными в ФГОС, ФГТ, ФГОС ВПО и идеей данного проекта о создании единой непрерывной образовательно-воспитательной направленности;
- принцип преемственности, который реализуется через установление единых методологических оснований для процессе обучения и воспитания детей и юношества в образовательных учреждениях, участвующих в проекте;
- принцип полихудожественности, который реализуется путем включения детей в процесс освоения разных видов искусств и разных видов художественно-творческой деятельности. Данный принцип позволял дошкольникам, студентам, родителям, учителям и педагогам вуза реализовать свою творческую активность, согласно выбранному художественному направлению - определенному искусству и деятельности, осуществляемой в его рамках, а также возможностью освоения разных видов искусства и деятельностей, связанных с их специфическими особенностями (художественная, музыкальная, хореографическая, и т. д.).
Тактика реализации выбранной стратегии заключалась в проектировании единых «сквозных» полихудожественных проектов для школы и детского сада, реализуемых учителями, родителями, студентами, единых полихудожественных проектов между школьниками и студентами, между школьниками, студентами и родителями. Это были, например, дизайн интерьер школьной столовой, некоторых школьных кабинетов, «Художественная галерея» - художественные выставки, включающие работы детей из детского сада, а также учеников школы, родителей учеников и учителей.
Координационный совет разработал направление на проектирование сквозных воспитательных тем, в которых участвовали бы все субъекты образовательного процесса. Это, например, были: концертный проект для школьников района «Мы-талантливы!», который включал номера детей из детского сада, учащихся школы, родителей, студентов педагогического университета; выставки-презентации, предназначенные ветеранам, детям в детских садах района, студентам-практикантам на итоговых конференциях по педагогической практике в педагогическом университете; конкурс компьютерных презентаций о городе Екатеринбурге, предназначенный ученикам других школ района и города.
Для замера эффективности разработанного проекта координационный совет, совместно с педагогами, аспирантами и магистрантами УрГПУ выбрал систему диагностических заданий, нацеленных на измерение уровня развитости творческой активности для детей дошкольного возраста (использовались тесты Е. М. Торшиловой), для учащихся школы (адаптированные к теме проекта тесты Е. Торренса, Дж. Гилфорда и др.) и для всех тех взрослых субъектов образовательного процесса, кто проявлял желание узнать личностный уровень развития творческой активности (адаптированные тесты Б. И. Додонова, В. Э. Мильман, Е. Торренса). Данные диагностические задания позволяли провести внутреннюю диагностику. Однако, для всех субъектов образовательного процесса, принимающих участие в проекте было необходимо проведение внешней независимой экспертизы. Это объяснялось тем, что конечным результатом образовательных и воспитательных проектов являлся творческий художественный продукт, в котором воплощалась творческая активность его создателей. Оценка этого продукта слушателями, зрителями и авторитетными мастерами - профессиональными художниками, музыкантами, хореографами была важна для челнов временного научного коллектива и для координационного совета. В связи с этим в рамках данного проекта был разработан второй проект - «Общественная экспертиза». В результате реализации данного проекта члены координационного совета производили сбор, анализ и обобщение мнений родителей дошкольников и школьников, учителей, учащихся других школ района, зрителей и слушателей, которым были представлены проекты детей, детей и родителей, детей, родителей, учителей и студентов. Кроме того, координационный совет вел сбор материалов по оценке качества концертов, художественных выставок, фестивалей и форумов, представленных председателями и членами жюри конкурсов различного уровня. В координационный совет стекались и все сведения по представленным проектам, отраженным в СМИ. Предполагается, что после
44
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2
ФГОС второго поколения
окончания проекта по развитию творческой активности детей и юношества членами координационного совета будет проведено обобщение материалов внешнего и внутреннего диагностирования и данное обобщение будет вынесено на обсуждение родительских собраний, методических комиссий учителей школы, научно-методических семинарах педагогов, аспирантов и магистрантов.
Одним из основных условий реализации проекта было участие учителей школы, воспитателей детского сада, администрации данных образовательных учреждений в освоении новых технологий в художественном образовании детей и юношества, среди которых были и те, которые нацелены на развития творческой активности. На практике это условие было реализовано посредством включения названных субъектов образовательного процесса в освоение ряда образовательных программ и семинаров, представленных педагогами УрГПУ и педагогами института развития образования Свердловской области.
Члены временного научного коллектива, а также члены координационного совета сделали прогноз планируемых результатов реализации данного проекта. В наиболее обобщенном виде он представляет следующие положения:
- выпускник детского сада будет обладать развитой творческой активностью, воплощенной в процесс создания творческих продуктов, что является основой для сформированного комплекса креативных личностных качеств;
- выпускник школы будет обладать развитой творческой активностью, воплощенной в процесс создания творческого продукта и в процесс восприятия художественных шедевров, что явится основной для формирования метапредметных, предметных (предметы художественного цикла) и личностных результатов обучения в школе, будет активным участником различных творческих школьных проектов;
- школьные учителя, воспитатели детского сада будут обладать методикой и диагностикой развития творческой активности детей и юношества, будут являться участниками совместных с детьми творческих проектов;
- родители учащихся и воспитанников детского сада будут иметь представление о способах развития творческой активности детей, будут являться участниками совместных с детьми, учителями, студентами творческих проектов;
- студенты-магистранты, аспиранты будут обладать методикой и диагностикой развития творческой активности детей и юношества, будут являться участниками творческих проектов, обладать умениями проведения опытно-поисковой работы в школе и в детском саду;
- администрация школы и детского сада будет иметь теоретическое обоснование, апробированное на практике, для создания совместной программы деятельности ДОУ и СОШ, а также аналитические материалы для разработки дальнейшей программы развития ДОУ и СОШ;
- педагоги вуза будут иметь возможность для представления студентам-бакалаврам практических направлений теоретических концепций и положений, освоенных студентами на практике, а также будут иметь возможность практической апробации собственных научных разработок в стенах школы и детского сада.
Основанием для создания данного проекта послужила концепция МБОУ СОШ № 32, вошедшая в инновационную
программу, которая стала победителем всероссийского конкурса среди школ, внедряющих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2007. В основу данной концепции была положена и апробирована идея о комплексе педагогических принципов: интегративности, полихудожественности, преемственности, необходимых для развития активности детей. Основные положения проекта - о необходимости внедрения полихудожественного подхода для развития творческой активности школьников, о комплексе педагогических условий, способствующих развитию творческой активности детей, о диагностике развитости творческой активности детей вошли в качестве научной новизны в диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук завучем школы Е.А. Заплатиной, которое было успешно защищено в 2009 году. Кроме того, по теме с 2010 года МБОУ СОШ № 32 стала академической площадкой Уральского отделения Российской академии образования по теме: «Использование современных образовательных технологий для развития творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности» в рамках комплексно-целевой программы НИР «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций».
Подтверждением эффективности названных идей являются многочисленные дипломы лауреатов международных, всероссийских, региональных конкурсов и фестивалей, победы школьников на научных форумах и всероссийских конкурсах изобретательских и творческих работ.
Литература
1. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образова-ния//Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010. С.32-42
2. Давыдова Н. Н., Поляков Л. П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособно-сти//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010 - № 3, С. 37-41
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учите-ля/[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володорская и др.]; под. ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
5. Савенкова Л. Г. Интегрированный подход к процессу в школе как одно из важных направлений современной художественной педагогикиЯАП: iso.ru. 2009, № 1.URL: http://art.ioso.ru/integ_podhod.htm
6. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 6.
7. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: главная страница//Эксперимент и инновации в школе.-- 2010. - № 2
8. Сиденко Е. А. Мастер - класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности»//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5.
9. Шубаева Е. И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1.
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2
45