ФГОС дошкольного образования
J
Л
Шадрина Надежда Викторовна
заведующий МБДОУ «Детство» Хуртина Марина Александровна
руководитель структурного подразделения Нетесова Наталья Ивановна
заместитель руководителя структурного подразделения
ДОУ № 122 г. Нижний Тагил E-mail: [email protected]
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ
V
г
Аннотация. В статье представлены подходы к созданию необходимых организационно-содержательных условий для активизации духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие субъектов образовательного процесса, субъект-субъектное взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость - ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны [2,3,16,20,22]. Снижение многих показателей нравственного и духовного здоровья личности происходит в настоящее время, начиная с дошкольного возраста. Несмотря на отдельные достижения [7,11,12,18,21], одной из основных причин ухудшения нравственного состояния детей, в том числе и дошкольников, является разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также деструктивизация информационной среды, изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей. Кроме того, большинство молодых родителей, по свидетельству ученых, не готовы в полной мере к нравственному воспитанию детей.
Таким образом, в ходе анализа ситуации в дошкольном образовании были выявлены противоречия:
• между потребностью в приобщении дошкольников к духовным и нравственным идеалам и недостаточностью условий для осуществления их духовно-нравственного развития в ДОУ.
• между потребностью в приобщении дошкольников к духовным и нравственным идеалам с одной стороны, и недостаточной разработанностью обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогической технологии обеспечения участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников - с другой. Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования: как повысить уровень мотивации родителей, их личное участие в мероприятиях в целях становления духовнонравственных ценностей и возрождения традиций в семье.
Целью исследования МДОУ д/с № 122 г. Нижний Тагил в рамках работы научно-образовательной сети федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО (г. Москва) является создание условий для осуществления духовнонравственного развития субъектов образовательного процесса ДОУ, в том числе, обоснование и экспериментальная проверка успешности педагогической технологии обеспечения активизации участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников [4,5,6,8].
Объектом исследования является процесс воспитания в ДОУ, ориентированный на приобщение дошкольников к духовным и нравственным идеалам.
Предмет исследования связан с созданием условий для осуществления духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса.
Гипотеза исследования. Приобщение дошкольников к духовным и нравственным идеалам будет эффективным, если:
• усвоение основ духовно-нравственного воспитания у дошкольников рассматривается как приобретение представлений о духовных и нравственных идеалах общества, традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности;
• дидактическая модель приобщения дошкольника к духовным и нравственным ценностям будет реализовываться через субъектно-субъектное взаимодействие педагогов, родителей и детей, свободную самостоятельную деятельность;
• разработана педагогическая технология участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников, которая обеспечивает активное взаимодействие «педагог-ребенок-родитель» в интересах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать опыт семейного воспитания по духовнонравственному развитию, возродить традиции семейного воспитания [14,15].
2. Модернизировать предметно-развивающую среду, способствующую духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста [10,17].
3. Разработать и апробировать педагогическую технологию участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников [19].
4. Разработать и экспериментально проверить дидактическую модель приобщения к духовным и нравственным ценностям [9,13].
2
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
ФГОС дошкольного образования
5. Апробировать новые формы работы с семьёй, предусматривающие активную практическую совместную деятельность родителей и детей [1,15].
6. Разработать и усовершенствовать систему диагностического инструментария для исследования уровня развития личностных, духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Научная новизна исследования состоит в создании дидактической модели приобщения дошкольников к духовным и нравственным идеалам, предполагающей субъектносубъектное взаимодействие педагогов, родителей и детей и разработке педагогической технологии участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников с актуализацией жизненного опыта детей.
Методологической и теоретической основой исследования являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в этнопедагогике (Г. Н. Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б. Г. Ананьев,
A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); об интериоризации социальных, нравственных норм и правил поведения (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько,
B. С. Безрукова, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, М. Н. Скат-кин); положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Элъконин и др.); работы в области этнопедагогики (Б. Н. Бессонов, В. И. Баймурзина, Г. Н. Волков, Д.Ж. Валеев, Е. И. Корнеева, С. И. Руденко и др.).
Методы исследования включают изучение и анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений; педагогическое наблюдение, анкетирование педагогов и родителей; индивидуальные беседы с детьми; педагогический эксперимент, изучение и анализ продуктов деятельности детей, педагогической документации, обработка результатов.
Основное содержание деятельности по проекту связано с педагогическим сопровождением семей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в рамках реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».
Планируемый результат изменений направлен на совершенствование программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» технологиями духовно-нравственного развития через проведение мероприятий, направленных на ознакомление детей и родителей с русской народной культурой, апробацию педагогической технологии участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников, проверку разработанной дидактической модели приобщения дошколь-
ников к духовным и нравственным ценностям, апробацию новых форм работы с семьёй, предусматривающих активную практическую совместную деятельность родителей и детей.
Количественные и качественные показатели деятельности ДОУ по направлению в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-3.
Таблица 1
Публикационная активность педагогического коллектива ДОУ
Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Труды НПК Всероссийского и международного уровня Статьи в региональных изданиях
2008 2 - 1
2009 1 - 2
2010 1 - 1
2011 - - -
2012 - 1 -
2013 3 1 1
Таблица 2
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
Год Магистерские работы
2012 «Реализация государственной политики в сфере дошкольного образования в муниципальном образовании город Нижний Тагил»
2013 «Управление реализацией проекта «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям через ознакомление с русской народной культурой»
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ДОУ - 28 человек.
Наличие и реализация собственных программ повышения квалификации:
• «Духовные основы образования» - обучено 10 педагогов;
• «Основы инновационной деятельности в ДОУ» - обучено 20 педагогов;
• «Развитие профессионального потенциала педагогического коллектива» - обучено 20 педагогов.
Инновационный опыт ДОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте http://www.detstvo-nt.ru.
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО, ИУО РАО, (г. Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, НТГСПА, МБУ ИМЦ, ИРО Свердловской области, НТПК № 2, МБОУ СОШ № 20, МБОУ СОШ № 95, МБДОУ № 199, МБДОУ № 112, ГБЦДБ филиал № 6 г. Нижний Тагил, участники научно-образовательной сети ИАШ Уральского региона.
Таблица 3
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.
Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня
2010 Круглый стол «Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка»
2011 Презентация опыта работы по программе «Истоки»
2012 Семинар-практикум «Влияние устного народного творчества на духовно-нравственное воспитание дошкольников» Городской семинар-практикум для руководителей ДОУ «Организация работы ДОУ по ранней профилактике жестокого обращения с детьми»
2013 - Семинар «Система работы с семьёй средствами этнопе-дагогики» - Презентация инновационной деятельности ДОУ руководителям ОУ г. Нижний Тагил по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям» - Педагогические чтения «Защита прав детей дошкольного возраста» - Городская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей». Выступление с докладом ««Школа заботливых родителей» как одна из форм педагогического просвещения родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста» - Всероссийские Леонтьевские психолого-педагогические чтения - подготовка доклада «Сотрудничество ДОУ с родителями воспитанников как важный фактор психического развития личности ребёнка»
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
3
ФГОС дошкольного образования
Литература
1. Акимова О. Б., Табаченко Т. С. Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании // Образование и наука. 2013. № 1. С.42-53.
2. Артюхова Е. С. Основные направления в формирования духовно-нравственной личности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.26-28.
3. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива // Образование и наука. 2013. № 8. С.3-15.
4. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
5. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
6. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Методологические основания управления образовательными учреждениями в условиях сетевого взаимодействия // Казанская наука. 2013. № 9 С.13-22.
7. Децик Ю. М. Программа по формированию валеологической культуры дошкольников «Познай себя, малыш» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.48-53.
8. Дюков В. М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.16-24.
9. Ехлакова Т. М., Смертина Л. А., Селянина Н. Н., Сальникова Л. В. Воспитательная система нравственного становления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.56-64.
10. Колокольникова З. У., Лобанова О. Б., Яковлева Е. Н. Формирование культурно-просветительской компетентности у будущего учителя посредством музейной педагогики // Образование и наука. 2013. № 2; с. 147-158.
11. Кувшинова С. Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.22-26.
12. Лихачева Е. Л. Музыкальный фольклор как средство развития нравственных качеств старших дошкольников // Муници-
пальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.56-60.
13. Лукина А. К. Условия развития общей одаренности в детском возрасте // Инновационные проекты и программы в образовании.
2013. № 6. С.25-29.
14. Наумова Т. Н. «Вместе с мамой»: альтернативное дошкольное образование в условиях дополнительного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.71-75.
15. Никитина Е. В. Пути и формы совместного взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы с родителями // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.48-50.
16. Никулаева С. М., Кашапова Ф. М., Насибуллина Х. М. Адаптация ребёнка к детскому саду как главный фактор становления личности малыша // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С.70-72.
17. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. С.37-46.
18. Стукова О. И., Хайдукова Л. В. Современный детский игровой фольклор: «считалки» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.65-68.
19. Тараканова В. В., Слабожанинова К. А. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.75-78.
20. Фельдштейн Д Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.
21. Чикова Т. А. Влияние мультимедийных технологий на развитие эстетического воспитания учащихся детской школы искусств (ДШИ) // Инновационные проекты и программы в образовании.
2014. № 3. С.28-30.
22. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.3-6.
Волкова Людмила Анатольевна
заведующий Муратова Жанна Владимировна
заместитель заведующего МБДОУ № 131 г. Екатеринбург E-mail: detsad131@mail. ru
j ; Ч
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО» И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ
Аннотация. В статье представлен опыт разработки и внедрения методического обеспечения развития познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори с целью обеспечения вариативности образовательного процесса.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, познавательная активность, педагогическая система М. Монтессори, вариативность образовательного процесса, готовность к школе.
В соответствии с концепцией модернизации образования Российской Федерации приоритетом развития системы образования является обеспечение доступности качественного образования. Необходимой предпосылкой качественного образования является повышение стартовых возможностей первоклассников через реализацию принципа вариативности дошкольного образования, соответствующе-
го возрастным закономерностям развития детей и их индивидуальным особенностям [2,10,15,18,21].
Поступление в школу - очень важный момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности к обучению. Поэтому перед дошкольным учрежде-
4
Эксперимент и инновации в школе 2014/6