Научная статья на тему 'Дистанционное психологическое сопровождение детей-сирот в профессиональных учебных заведениях'

Дистанционное психологическое сопровождение детей-сирот в профессиональных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1119
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / REMOTE SUPPORT / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ORPHANS / EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / VITAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Володина Юлия Анатольевна

Рассмотрены особенности постинтернатной адаптации детей-сирот. Представлен анализ различных форм сопровождения учащихся-сирот: центры, клубы, социальные гостиницы и др. Обоснованы методы дистанционного психологического сопровождения выпускников, раскрыта технология дистанционного обучения в профессиональных учебных заведениях. Приведены примеры образовательных порталов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remote psychological support orphans in vocational schools

Features of post-boarding school adaptation of orphans are discussed. The analysis of different forms of students-orphans’ support: centers, clubs, hotels and other social substantiated methods of remote psychological support are listed. Methods of remote psychological support are grounded, technology of distance learning in vocational schools is revealed. The examples of educational portals are given.

Текст научной работы на тему «Дистанционное психологическое сопровождение детей-сирот в профессиональных учебных заведениях»

УДК 159.9:37.015.3 ББК Ю984.030.2

ГСНТИ 15.81.21

Код ВАК 19.00.07

Володина Юлия Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры вычислительной техники и информационных технологий ФГБОУ «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14, email: psylabgu@ya.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционное сопровождение; психологическое сопровождение; дети-сироты; учебные заведения; жизненное самоопределение; профессиональное самоопределение.

АННОТАЦИЯ. Рассмотрены особенности постинтернатной адаптации детей-сирот. Представлен анализ различных форм сопровождения учащихся-сирот: центры, клубы, социальные гостиницы и др. Обоснованы методы дистанционного психологического сопровождения выпускников, раскрыта технология дистанционного обучения в профессиональных учебных заведениях. Приведены примеры образовательных порталов.

Volodin Julia Anatolievna,

candidate of Psychology, Associate Professor of the Chair of Computer Science and Information Technology, Bryansk State University n.a. Academician I.G. Petrovsky, Bryansk.

KEY WORDS: remote support; psychological support; orphans; educational establishments; vital selfdetermination; professional self-determination.

ent forms of students-orphans’ support: centers, clubs, hotels and other social substantiated methods of remote psychological support are listed. Methods of remote psychological support are grounded, technology of distance learning in vocational schools is revealed. The examples of educational portals are given.

1 Статья выполнена в рамках проекта «Психолого-педагогические технологии развития виртуальной образовательной среды для межкультурного взаимодействия»

© Володина Ю. А., 2013

ДИСТАНЦИОННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ1

REMOTE PSYCHOLOGICAL SUPPORT ORPHANS IN VOCATIONAL SCHOOLS

ABSTRACT. Features of post-boarding school adaptation of orphans are discussed. The analysis of differ-

роблема психологического сопровождения детей-сирот, их подготовки к самостоя-

Эффективность адаптации выпускников зависит от внешних адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника (государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.), положительное ценностное отношение окружающих, наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков и внутренних условий) и внутренних (личностных) условий (желание и готовность сироты включиться в социум, наличие способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп, адекватная самооценка и уровень притязаний, самостоятельность, социальная активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние).

свой круг общения.

тельной жизни была и остается в настоящее время одной из наиболее сложных социальных проблем, требующих взаимодействия различных социально-психологических организаций и координации имеющихся административных ресурсов.

Период постинтернатной адаптации наиболее сложен для детей-сирот. Оставшись один на один с окружающим миром, выпускник попадет в ситуацию социальной и личностной неопределенности, которая требует от него новых форм поведения и презентации себя в обществе.

В период постинтернатной адаптации происходит формирование жизненных установок детей-сирот, жилищно-бытовое обустройство, активное освоение новой социальной среды, социальных связей, новых социальных ролей, реализация коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональное становление.

Правильно организованное психологическое сопровождение на данном этапе позволяет выпускнику не только найти адаптивный выход в складывающейся непростой ситуации жизнедеятельности, но и найти свой собственный путь развития, свои ориентиры, не потеряться в окружающем мире, преодолеть первичные трудности социальной адаптации и определить

Социальная группа детей-сирот юношеского возраста характеризуется особым набором специфических особенностей социализации: неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, слабо разви-

тое чувство ответственности за свои поступки, потребительская позиция в отношениях к близким, государству, обществу, неуверенность в себе, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, низкая социальная активность, склонность к аддитивному и девиантному поведению.

Выпускники интернатных учреждений юношеского возраста стоят на пороге самостоятельной жизни. Однако, с одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми, а с другой -боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой. Поэтому первостепенной задачей психологического сопровождения детей-сирот юношеского возраста является решение проблемы их профессионального образования и трудоустройства. При том что выпускники интернатных учреждений пользуются льготами при поступлении в вузы, колледжи, и во время обучения государство их полностью обеспечивает, лишь 4% воспитанников реализуют свое право на высшее образование, 20,2% - на среднее, 68,8% - на начальное профессиональное образование. Кроме того, 7% воспитанников-выпускников устраивается на работу без получения образования.

Практика показывает, что решить задачу профессионального образования выпускников интернатных учреждений в отрыве от решения жилищного вопроса невозможно. Поэтому создаются программы социальной адаптации в профессиональных училищах и колледжах, а для поддержки выпускников в период получения профессии и сопровождения их на первом рабочем месте организуются клубы выпускников интернатных учреждений. Главным же недостатком таких программ социальной адаптации становится слабая возможность включения сирот в широкую социальную сеть.

Исследования, проведенные Л. И. Ан-цыферовой, Н. В. Владимировой, Р. Р. Куть-киной и др., позволили выявить основные проблемы, возникающие у выпускников школ-интернатов на этапе постинтернатной адаптации: 65% составляют различные психологические проблемы по интеграции в общество, 62% - проблемы трудоустройства, 54,6% - проблемы построения взаимоотношений с окружающими и создания собственной семьи, 52,4% - проблемы девиантного и делинквентного поведения, 47,6% - проблемы формирования у данной категории молодежи алкогольной и наркотической зависимости, 45% - проблемы по-

лучения выпускниками профессионального образования, 40,9% - различного рода бытовые проблемы, 33,3% - проблемы недостаточного финансового обеспечения, 30,0%

- проблемы отсутствия у выпускников авторитетных «значимых» личностей, 28,6%

- проблемы недостаточного психосексуального развития, 25% - проблемы организации собственного досуга, 23,8% - проблемы, связанные с неумением и нежеланием выпускников следить и сохранять свое здоровье [1; 2; 3].

Исходя из этого можно утверждать, что главной проблемой для юношей-сирот становится построение молодыми людьми собственного «социального дома», решение которой позволило бы им достичь экономической и социальной самостоятельности (независимости). На втором месте - проблема асоциального поведения данной категории молодежи, которая слабо защищена от влияния криминальной среды, а также людей с проявлениями различных форм девиантного поведения.

Оставшиеся проблемы условно можно объединить в группу «личных проблем выпускников учреждений для детей-сирот». Первые две группы определяют позиции человека в общественной системе, последняя — обусловливает качество жизни самого человека.

Все вышеперечисленное свидетельствует, с одной стороны, о слабой подготовленности молодых людей к жизни вне стен учреждений, с другой стороны - о неэффективности государственной системы социального сопровождения и жизнеобеспечения данной категории молодежи. Так, проблемы обеспечения сирот жильем, их трудоустройства, правовой защиты и профессионального образования должны быть решены в первую очередь в рамках работы соответствующих государственных социальных структур, что на практике почти отсутствует.

В связи с этим должна быть создана система, включающая разнообразные формы поддержки и обеспечивающая возможность взаимодействия между различными структурами, осуществляющими сопровождение сирот, защиту их жилищных и имущественных прав, оказывающих социальную, психологическую, медицинскую, правовую и материальную помощь, и способная защищать детей-сирот в постинтернат-ный период.

Рассмотрим основные формы, которые используются на практике для решения проблемы постинтернатной адаптации и интеграции выпускников-сирот.

Создание иентров и блоков постин-тернатной адаптации в госидарственнъж

учреждениях для детей-сирот.

Воспитанники, меняя образовательную среду средней школы на учреждение начального или среднего профессионального образования, остаются в привычной для них обстановке хорошо знакомой им школы-интерната. Особенно такая стабильность важна для выпускников с различными нарушениями умственного и психического развития. У них, воспитывающихся в закрытых учреждениях, картина мира, как правило, сужается до двух зданий - школьного и спального корпуса, и также небольшого штата воспитателей и учителей, кому хорошо известны особенности детей-сирот. Пребывание в интернатном учреждении отдаляет кризис дезадаптации, связанный с изменением социальной среды, социального окружения и новых требований, который неминуем в условиях проживания в общежитии профессионального училища или колледжа.

Выпускники остаются на полном государственном обеспечении. Директор учреждения является государственным опекуном и имеет возможность ежедневно отслеживать успехи и проблемы воспитанников.

Молодежные общежития в условиях профессиональных училищ и колледжей. Реализуют возможность совместного проживания с детьми из семей в общежитии учреждения, возможность обучиться социально-бытовым навыкам в естественных условиях. Государственное обеспечение, реализуемое в виде проживания и денежных выплат, позволяет молодым людям самостоятельно планировать свой бюджет.

Профессиональные училища, техникумы и вузы, как правило, расположены в крупных районных и областных центрах. Это создает благоприятные условия выпускникам интернатных учреждений для расширения и укрепления своего социального опыта.

Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования не являются специальными учреждениями для детей-сирот. Их характеризует большая открытость и менее строгий режим, что способствует интеграции и развитию самостоятельности.

Однако практика показывает, что если количество выпускников-сирот в таком общежитии менее 3%, то молодые люди успешно интегрируются в окружающую среду. Но если их численность достигает 2025% от общего числа проживающих в общежитии, то коллектив сверстников из благополучных семей уже не в состоянии выполнить интегративные функции. В этом случае выпускники опять оказываются в

сегрегированной среде, что затрудняет процесс интеграции. В итоге не справляясь с трудным контингентом, многие учреждения вводят жесткие методы «казарменной» дисциплины для выпускников детских домов и тем самым усугубляют их интернатный опыт [4].

Е. В. Селенина указывает, что оказываясь в общежитии без специальной психологической и социальной поддержки, дети-сироты испытывают на себе влияние различных группировок (шантаж, рэкет, угрозы, избиения, издевательства), участвуют в драках, попадают под влияние асоциальных компаний. Подобное поведение рассматривается администрацией училищ как грубое нарушение дисциплины и ведет к дальнейшему ограничению прав нарушителя, а тот в свою очередь демонстрирует весь привычный арсенал - агрессию, замкнутость, манипулятивность, или прибегает к алкоголю и наркотикам, что еще более усугубляет его непростое положение.

Соииальное общежитие для выпускников детских домов (социальная гостиница). Задача социального общежития - предоставить выпускнику временное жилье и сформировать у него социальные и бытовые навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной жизни. Находясь в социальном общежитии, молодые люди приобретают и закрепляют социально-бытовые навыки (поиск работы и формирование рабочих качеств, приготовление пищи, уход за собой, распределение заработанных средств и пользование услугами различных социальных учреждений). Формирование многих из этих навыков становится возможным благодаря изменению социальной ситуации развития молодых людей, снятию режимных ограничений, характерных для интернатных учреждений, и достижению ими относительной самостоятельности.

Принципиально важным является отсутствие в социальных общежитиях строгих режимных ограничений, которые характеризуют жизнь ребенка в детском доме, а зачастую и в общежитии училища.

Однако следует отметить и отрицательные стороны социальных общежитий и гостиниц:

- воспитанники продолжают проживать в условиях сегрегированной группы, что подкрепляет внутреннее разделение их картины мира на «мы» и «они» и тормозит процессы формирования автономного поведения;

- социальные гостиницы не встроены в систему государственной помощи, что не позволяет предусмотреть меры государственной поддержки для большого спектра жизненных и образовательных потребно-

стей детей-сирот;

- в условиях отсутствия примерного положения о социальном общежитии нельзя разработать необходимые квалификационные требования и функциональные обязанности персонала подобного типа учреждений, что может грозить множеством профессиональных «перекосов» в случае недобросовестного отношения персонала к работе [4].

В целом, проживание в социальной гостинице дает возможность выпускнику стать самостоятельным и научиться принимать ответственные решения за свою жизнь.

Клубы поддержки выпускников. По своей форме данные учреждения представляют досуговые центры дневного пребывания с реабилитационной направленностью. Целью клубов является социальная, психологическая, медицинская и образовательная поддержка выпускников детских домов в период их адаптации к новым для них условиям самостоятельной жизни, а также предоставление бывшим выпускникам различных детских домов и школ-интернатов, места, где они могли бы собираться и организованно проводить свой досуг.

Полный объем услуг обычно включает: комплексную поддержку - социальную, психологическую, образовательную, медицинскую; экстренный стационар - проживание до определения временного или постоянного места жительства; банк данных -сведения о выпускниках данного региона (собираются через образовательные учреждения и частные источники); патронаж / патронат - сопровождение по месту проживания; методико-аналитическую работу.

Семейные формы поддержки выпускников в постинтернатный период. Последние исследования (Н. В. Владимирова, Ю. В. Корчагина, Х. Спаньярд, Е. В. Селени-на) показывают, что семейное устройство юношей - наиболее слабое звено в социальной интеграции. Законодательное закрепление постинтернатного патроната пока не получило широкого распространения в российских регионах. Лишь 20% регионов, принявших законы о патронате, предусмотрели возможность постинтернатного патроната. При этом, как отмечает Е. В. Се-ленина, большинство из них не предусматривает полной регламентации порядка назначения постинтернатной замещающей заботы (опеки), порядка поддержки и сопровождения замещающих семей. В законах не рассматривается специфика подготовки патронатных воспитателей, характер помощи и содействия им в воспитании, особенности планов защиты интересов подростка и молодого человека из числа детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ни в одном из регионов РФ не предусмотрено увеличение оплаты труда за воспитание подростков.

Анализ реализуемых на практике семейных форм для выпускников интернатных учреждений сводится к следующим видам замещающей заботы:

- классическая замещающая семья -учащийся-сирота находится в замещающей семье до выпуска из интернатного учреждения и остается в ней до получения профессионального образования;

- периодическая замещающая забота -учащиеся находятся в семье в период каникул и выходные дни, обучаясь в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и проживая в общежитиях;

- семейные центры - группа выпускников, разделенных по гендерному признаку, проживает вместе с замещающими родителями;

- частичная замещающая забота (независимое проживание) - учащиеся проживают отдельно в собственных или съемных квартирах, патронатные родители посещают их по графику и по необходимости.

Таким образом, можно утверждать, что выбор той или иной формы сопровождения юношей-сирот зависит от их личностных особенностей и местных условий социума.

Так, юноши с большей степенью интернатной зависимости, воспитанные в интернатных учреждениях с рождения, с трудом могут реинтегрироваться в незнакомую им семью с ее традициями, правилами и устоявшимися отношениями. Для них более приемлемой формой могут стать воспитательные центры, где при сохранении малой группы «себе подобных» выпускников сиротских учреждений, дальнейшее сопровождение осуществляется государственным воспитателем, а проживание происходит в открытом социуме - в городской квартире или социальной гостинице. В данном случае процесс социальной интеграции проходит более мягко и комфортно.

Частичная замещающая забота подходит для более зрелых юношей. Их достаточно посещать по месту их проживания (нахождения), осуществлять наставничество и оказывать необходимую помощь по мере возникновения тех или иных проблем.

В рамках инновационных преобразований, происходящих в обществе, актуализируется разработка дистанционных форм и методов психологического сопровождения выпускников школ-интернатов, что позволяет обеспечить их позитивную интеграцию в условиях техно-информационного общества.

В связи с этим кроме психологической помощи, оказываемой выпускникам в профессиональных учебных заведениях, важным инновационным средством становится обеспечение комплексной психологической и социальной поддержки средствами дистанционного образования, реализованными в сети Интернет.

Как отмечает И. Г. Неудачин, Интернет открывает широкие возможности общения, привносит ощущение свободы, открытости мира. Человек находит в глобальной сети не только необходимые сведения, но и новые знакомства, возможность обсуждать интересующие события и процессы. В связи с этим информационное пространство можно использовать для развития социальной компетентности детей-сирот на этапе их интеграции в социокультурную среду.

Цель дистанционного сопровождения выпускников-сирот - создать эффективное социально-психологическое пространство, позволяющее выпускнику адаптироваться в обществе, ощутить свою значимость, как субъекта успешной деятельности и положительное влияние образовательно-воспитательного социума.

Основными задачами дистанционного сопровождения детей-сирот являются:

- психологическая и социальная поддержка и защита учащихся-сирот;

- оказание дифференцированной помощи выпускникам школ-интернатов в соответствии с возникающими у них проблемами социально-психологической адаптации и интеграции в обществе;

- оказание дистанционной помощи педагогам, работающим с детьми-сиротами, направленной на предупреждение конфликтных ситуаций;

- организация позитивного социального общения детей-сирот в различных регионах посредством дистанционных средств;

- создание электронного банка данных о выпускниках;

- обеспечение возможности получения дистанционного образования выпускниками школ-интернатов без отрыва от производственной деятельности.

Таким образом, социокультурное пространство взаимодействия детей-сирот может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 1), в центре которой находится выпускник интернатного учреждения, а вокруг сосредоточены все силы, знания и опыт информационного пространства, способствующего его становлению как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Социальные сети и сообщества

Интернет-чаты, блоги, форумы

Виртуальные библиотеки и справочники

Творческое проектирование (интернет-проекты)

Электронные учебные пособия и базы данных

Психологическое

онлайн-

консультирование

Выпускник

интернатного

учреждения

Открытые пресс-конференции и презентации

Социально-

образовательные

порталы

Виртуальные школы

Дистанционные обучающие курсы

Сетевые семинары и тренинги

Обучающие интерактивные игры

Рис. 1. Методы дистанционного психологического сопровождения выпускника интернат-

ного учреждения.

На базе сети Интернет проходят различные мероприятия для детей-сирот: дистанционное обучение, интернет-конфе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ренции, телеконференции, виртуальные школы и др. Благодаря единому информационному пространству выпускники могут

быстро получить квалифицированную консультацию специалиста по интересующему вопросу и пообщаться со своими друзьями, которые учатся в других профессиональных учреждениях или работают на производстве.

Интернет-сайты для детей-сирот позволяют им получить разнообразную теоретическую и практическую информацию, полезные адреса и телефоны, программы тренингов и многое другое. Система способна гибко реагировать на запросы, что предоставляет возможность любому пользователю оставить свой комментарий после прочитанного материала, задать вопрос эксперту, общаться на форуме или обсуждать в чате актуальные темы в режиме on-line («здесь и сейчас»). Основная цель сайтов - предложить выпускнику различные образовательные возможности и сориентировать в них, заинтересовать, познакомить участников портала между собой, задать им темы и способы для коммуникации, расширить круг их общения, вступать в интернет-сообщества по интересам, дискутировать в них на различные темы.

Реализация психологических услуг на базе социально-образовательного портала для выпускников интернатных учреждений позволяет создать виртуальные библиотеки, обеспечивающие методическими и информационными материалами детей-сирот; виртуальные справочники, содержащие адреса, телефоны и перечень услуг всевозможных сервисных организаций; web-визитки учебно-профессиональных учреждений, в которых можно получить профессию.

Общение в специализированных социальных сетях, форумах, с помощью доски объявлений, телеконференций (off-line), позволяет обмениваться своими мыслями, делиться впечатлениями, обсуждать возникающие проблемы, получать профессиональные советы со стороны психолога, участвовать в дискуссиях, поддерживать связи и личные отношения, приобретать новые знакомства не взирая на большие расстояния между людьми.

Посредством онлайн-консультаций выпускникам предоставляется помощь в решении вопросов приобретения жилья, выбора профессии и трудоустройства, личной гигиены, семьи и др. Преимущество дистанционного консультирования заключается в обеспечении анонимности клиента, что помогает человеку «раскрыться».

Применение технологий дистанционного обучения детей-сирот дает им возможность получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения

конкретных познавательных или практических проблем; обсуждать возникающие в процессе познавательной деятельности вопросы; работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной задачи; оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность. Разработка электронных курсов, учебников, информационно-предметной среды позволяет реализовать цели и задачи педагогического процесса. Занятия проводятся в особой виртуальной комнате, имитирующей работу в обычной классной аудитории с необходимыми атрибутами. К ним прилагается электронная библиотека - источник нужных для обучения материалов, доступ к которому можно получить в любое время. В качестве пособий применяются электронные учебники, которые содержат необходимый теоретический материал, задания для практического выполнения, компьютерные оценочные тесты. Такие курсы помогают выпускникам построить свою карьеру, повысить квалификацию, принять дистанционное участие в конференциях и практических семинарах, разработать собственные творческие проекты. Как правило, мотивация в дистанционном обучении очень высокая, так как выпускник стремится к самостоятельному получению знаний. К плюсам относится доступность, массовость, мобильность, отсутствие жестких привязок к месту и времени обучения.

Актуальность и инновационность применения дистанционных технологий обусловлена также потребностью учащихся в творческой самореализации с помощью средств телекоммуникаций. Организованная исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-сирот на основе телекоммуникаций позволяет создавать и реализовывать на практике совместные творческие проекты, разрабатывать творческие идеи, проводить соревнования по компьютерным играм и другие состязания. Участие в конкурсах - это шанс показать свои способности, быть замеченным среди окружающих, получить ценные призы.

Виртуальная школа позволяет пройти различные спецкурсы, помочь выпускнику разобраться в своих чувствах, получить системные знания по интересующему вопросу, оценить их с помощью онлайн-тестов. Занятия проводятся в интерактивной форме:

1) чат-занятия, когда происходит одновременное обучение нескольких человек по какому-либо предмету, вопросу, теме, проблеме; участники могут задавать интересующие вопросы, возникшие при обучении и тут же получать на них ответы от преподавателей;

2) веб-занятия - проводятся на специальных форумах, в рамках которых возможно обсуждение какого-либо вопроса, темы, проведения семинара, конференции, здесь происходит асинхронное взаимодействие субъектов и объектов обучения, которое может длиться достаточно долго;

3) телеконференции - рассылка обучающего материала почтой. Возможно также взаимодействие учащихся и консультантов при помощи web-камеры и Skype.

Виртуальное расширение социокультурного пространства выпускников позволяет им получать разнообразный опыт межличностного взаимодействия, распространять среди педагогов и заинтересованных лиц разработанные методические материалы с целью улучшения работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, обмениваться информацией и передавать опыт через профессиональные веб-сообщества.

В целом применение дистанционных форм и методов социального и психологического сопровождения позволяет выпускникам определить смыслы и перспективы своей жизни, конкретизировать личные цели, получить навыки работы с компьютером, электронной почтой; средствами телекоммуникаций и Интернет; производить поиск необходимой информации; ее анализ, отбор, преобразование, сохранение и передачу в едином информационном пространстве, освоить способы взаимодействия с окружающими и удаленными в пространстве людьми.

Примерные проекты социальнообразовательных порталов для выпускников интернатных учреждений

1. Социально-правовой портал «РиА-ДА» (портал реинтеграции и адаптации) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1) «Правовая поддержка» - включает в себя федеральные и региональные законы о детях-сиротах (применительно к каждой конкретной области).

2) «Социальная поддержка» - включает в себя информацию о федеральных и региональных социальных службах, учреждениях, работающих с выпускниками школ-интернатов, учреждения досуговой направленности для детей-сирот. В данном разделе может быть представлена краткая информация о веб-сайте каждой организации, ее юридическом адресе, контактная информация (электронная почта, телефоны, факсы, номер ICQ, контактное лицо, с которым можно связаться).

3) «Самопознание» - раздел представлен психологическими тестами, с помощью

которых выпускник может больше узнать о себе, своих психологических особенностях, стиле поведения в различных ситуациях, характере отношений с окружающими людьми. Также здесь должна быть предусмотрена возможность тестирования в режиме on-line и получения необходимых рекомендаций от психолога по процедуре тестирования.

4) «Обучение» - представлены возможные задания для диагностики уровня знаний, умений, навыков, примерные дидактические тесты, психологические упражнения на тренировку внимания, памяти и мышления, аутотренировку (самоконтроль, сосредоточение и т.п.), библиотека, обеспечивающая доступ к электронным книгам и методическим пособиям.

5) «Куда пойти учиться?» - раздел предназначен для более глубокого ознакомления сирот с учебными заведениями страны, области, района. Здесь представлены ссылки на образовательные сайты с информацией о вузах и ссузах Российской Федерации, обобщены правила приема, дан перечень необходимых документов для поступления, возможные варианты их заполнения, описан алгоритм поступления в образовательное учреждение профессиональной направленности.

6) «Трудоустройство» - раздел содержит сведения о федеральных и региональных сайтах по трудоустройству населения, представлены возможные основные вакансии для детей-сирот.

7) «Обратная связь» - предусматривает возможность задать любой вопрос администратору сайта и получить быстрый квалифицированный ответ от специалиста той области, к которой относился вопрос.

2. Портал психолого-педагогического и социально-правового сопровождения детей-сирот ««ИНТЕНСИВ» - предназначен для педагогов, воспитателей и администрации учебных заведений.

1) «Юридические документы» - представлены федеральными и региональными законодательными актами и законами, качающимися жизнеобеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2) «Социальные службы помощи» -раздел предоставляет возможность связаться с любой региональной службой, работающей с детьми группы риска, здесь представлена также информация о каждой службе (адрес, телефоны, электронная почта, специалисты контактных центров, направления деятельности).

3) «Наука о детях-сиротах» - включает в себя информацию о детях-сиротах, формах их жизнеустройства, в том числе и ин-

новационных, статьи по психологии и результаты экспериментальных исследований процессов адаптации и реинтеграции детей-сирот, характеристику их психологических особенностей в различные возрастные периоды, краткое описание книг, монографий, методических и практических пособий, качающихся проблем сиротства в России и за рубежом.

4) «Психологическая служба» - психо-лого-педагогическое программы развития, программы тренинговых занятий с выпускниками (поведенческие, личностные, целе-полагания и др.), психологические рекомендации по организации работы в профессиональных учреждениях с детьми-сиротами, комплексы психодиагностических программ, возможности использования методов активного социальнопсихологического обучения в образовательном процессе детей-сирот.

5) «В помощь педагогу» - раздел содержит программы элективных и образовательных курсов для выпускников интернатных учреждений, методические рекомендации по их проведению, виртуальные экскурсии на предприятия региона, возможности инновационной деятельности в обучении детей-сирот.

6) «Воспитателю» - раздел представляет информацию об организации воспитательной работы с учащимися-сиротами, программы воспитательных мероприятий.

7) «Профориентация» - включает в себя характеристику профориентационной работы, перечень средних и высших учебных заведений, в которые можно поступить, правила приема и необходимые документы, раскрывает возможности дальнейшего трудоустройства по различным специальностям и карьерный рост.

3. Социально-психологический портал ««ДЕТСТВО»

1) В разделе «О детях-сиротах» представлена научная психологическая информация об особенностях развития детей-сирот, их адаптации и социализации в окружающей среде.

2) «Законодательство» - содержит нормативные документы, законы и законодательные акты в области сиротства, в том числе и статистические данные о реализации государственной политики в отношении детей-сирот в России.

3) «Найди меня, мама» - база данных о детях-сиротах.

4) «Детская социальная сеть» - предоставляет возможность детям-сиротам удаленно общаться между собой, создавать сообщества, группы в сети Интернет.

5) «Библиотека» - литература для чтения с возможностью доступа к электронным каталогам государственных и региональных библиотек.

6) «Психологическая служба» - возможность получить психологическую консультацию в режиме on-line, непосредственно общаясь с психологом по Skype, е-mail, чату.

7) «Социальная служба» - предоставляет возможность связаться с социальным работником по месту жительства и решить возникающие вопросы по трудоустройству, получению жилья, материальной помощи и т.д.

8) «Вопрос специалисту» - интерактивная навигационная панель, позволяющая связаться с администратором сайта и через него задать вопрос специалисту службы (правовой, социальной, психологической, медицинской и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. М., 2000.

2. Владимирова Н. В. Постинтернат: технология создания сети социально поддерживающих контактов выпускников / Н. В. Владимирова, Х. Спаньярд. М. : Генезис, 2008.

3. Кутькина Р. Р., Косаревская Т. Е. Психологическая адаптация детей-сирот в период обучения в вузе // Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий : мат-лы областной науч.-практ. конф. 4-5 нояб. 2008г. В 6 ч. Ч.2. Витебск: ВО ИРО, 2008.

4. Селенина Е. В. Модели постинтернатного сопровождения выпускников // Детский дом, 2008. №3.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Н. В. Матяш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.