УДК 378.147 ББК 74.58
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
I К.И. Портнова, Н.В. Бычкова, В.В. Волков
Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования управленческих компетенций будущих преподавателей профессионального обучения в ходе их профессиональной подготовки в системе высшего образования. Проведена оценка содержания основных видов профессиональной деятельности выпускников при анализе Федерального образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (уровень бакалавриата). Рассмотрены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн)». Раскрывается понятие управленческой компетенции, описываются результаты исследования элементов управленческой компетенции будущих преподавателей среднего профессионального образования.
уц Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетент-
ностный подход, управленческая компетенция.
FORMATION OF MANAGEMENT COMPETENCES OF FUTURE PROFESSIONAL TRAINING SPECIALISTS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM
I K.I. Portnova, N.V. Bychkova, V.V. Volkov
Abstract. The article substantiates the need for the formation of managerial competencies of future teachers of professional training in the course of their professional training in the higher education system. The content of the main types of professional activities of graduates was assessed within the analysis of the Federal educational standard of higher education in the direction of training 44.03.04 Vocational training (by sectors) (bachelor degree level). Requirements to the results of mastering the basic professional higher
education training program in the direction 44.03.04 Vocational training (Decorative and applied art and design) are considered. The concept of managerial competence is revealed, the results of the study of the elements of managerial competence of future teachers of secondary vocational education are described.
Keywords: professional competence, competence approach, management competence.
Современная социально-экономическая ситуация предъявляет большие требования к будущим специалистам высшего образования. Развитие индивидуума с развитой управленческой компетенцией, способного приспособиться к стремительно меняющимся условиям, оказывается одной из первостепенных проблем высшего образования. От выпускников вуза требуется высокий уровень квалификации, широкий культурный и технический уровень, способность к овладению информационно-технологической культурой, которая обретает большое значение и предполагает поиск новых решений, качественных подходов в организации, моделировании и проектировании профессионального образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) существенно актуализируют вопрос развития профессиональной компететентно-сти будущего преподавателя. Суть проблемы состоит в том, что прежний подход к подготовке студента был направлен на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это приводит к тому, что зачастую выпускник, являясь хорошо информированным и теоретически подкованным профессионалом, на деле не был способен применить получен-
ную информацию на практике. Решением данной проблемы становится внедрение в образовательный процесс инноваций, форм и способов, позволяющих сдвинуть акценты, с одной стороны, на практическую ориентировать программ высшего образования, с другой стороны, на самостоятельность, самоорганизованность, самообразование и саморазвитие студента, что предполагает формирование у него высокой степени личностной мотивированности к овладению целым рядом востребованных сегодня компетенций.
Одной из наиболее значимых является управленческая компетенция. В этой связи важной задачей становится выявление и анализ условий и путей ее формирования.
В психолого-педагогической литературе обсуждению профессиональных компетенций преподавателей уделено значительное место. Вопросы подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста отражены в работах А.Г. Бермуса, И.Н. Бажеко-вой, В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, А.М. Новикова, М.В. Рыжакова, В.В. Серикова, С.Б. Серяковой, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, В.А. Якунина и других. В их трудах затрагиваются самые разные аспекты компетентности преподавателя. Это и психологические характеристики личности, позволяю-
87
2I2019
Преподаватель
88
щее работать самостоятельно, и владение способностью и умением осуществлять конкретные трудовые функции, и степень образованности и общей культуры личности, и целостность теоретической и практической готовности к исполнению преподавательской работы, и интегрирование теоретических знаний и практических умений, а кроме того, важные для преподавания индивидуальные качества. Из этого вытекает понятие профессиональной компетентности как комплексного качества личности педагога, определяющего его информированность в психолого-педагогической и предметной сферах знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт.
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что управленческая компетенция преподавателя рассматривается как комплекс личностных характеристик, с одной стороны, и функциональных характеристик (умений, навыков и опыта), с другой, позволяющих справляться с задачами руководства. Личностная составляющая управленческой компетенции подразумевает наличие сформированных управленческих качеств личности, которые являются значимым условием благополучной профессиональной деятельности преподавателя — это социальный интеллект, организаторские и коммуникативные способности, волевые качества, степень индивидуального контролирования, нацеленность личности педагога на профессиональную деятельность [5]. Что касается второго компонента — знаний, умений и опыта, то на этот счет в научной литературе имеются разные мнения, однако наиболее часто отмечается стра-
тегическое мышления, понимание особенностей производственного процесса, законодательной базы, делопроизводства и администрирование, навыки управления финансами и некоторые другие.
Понимание содержания управленческой компетенции влечет за собой разработку способов ее формирования.
Так, в процессе обучения студен -тов на занятиях по дисциплинам, предполагающим разработку творческих проектов, обучающимся предоставляется возможность самостоятельно организовывать «Дизайн-студию», в рамках деятельности которой студент имеет возможность попробовать себя в роли руководителя для решения конкретной поставленной задачи. Реализация такого способа процесса формирования управленческих компетенций у студентов успешно зарекомендовало себя на занятиях по «Ландшафтному дизайну», «Дизайну интерьера», «Графическому дизайну» и другим дисциплинам.
В ходе занятий, направленных на формирование управленческой компетенции, применяется также метод деловых игр, моделирующих определенную ситуацию, которая вводят обучающихся в среду профессиональной деятельности, заставляют почувствовать себя в роли руководителя, найти решение поставленной задачи. Полученные навыки дают возможность будущему профессионалу исключить погрешности, которые появляются при переходе к самостоятельной работе.
В рамках решения задачи формирования управленческих компетенций на базе Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского у обучающихся по
направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн)» была организована «Школа-студия юного дизайнера», материалы которой размещены на сайте университета. Организованная школа работает в различных направлениях:
• Организация конкурсов-выставок студенческих работ, при этом студенты проявляют себя в роли организаторов, руководителей информационного центра, руководителей оргкомитета, руководителей конкурсных и выставочных комиссий.
• Проведение творческих мастер-классов для школьников и молодежи Брянской области. В данном случае студенты выступают в роли ответственных лиц-бригадиров по демонстрированию процесса выполнения изделий в различных техниках декоративно-прикладного искусства.
• Проведение профориентацион-ной работы с целью привлечения будущих абитуриентов на художественные направления обучения. При этом студенты организуют выездные группы по общеобразовательным учреждениям, а также учреждениям среднего профессионального образования.
• Проведение дней открытых дверей на факультете технологии и дизайна с целью демонстрации творческих достижений студентов факультета. В данном случае студенты участвуют в организации данного мероприятия.
Другое направление формирования управленческой компетенции связано с организацией производственной практики студентов. В процессе самоподготовки студентов-практикантов ими осуществляется
анализ государственных стандартов, рабочих программ и других нормативных документов на предмет выявления эффективных способов формирования профессиональных компетенций у обучающихся на базе организаций, выбранных для педагогической практики. Кроме того, студентам практикантам предоставляется возможность разработки и внедрения методических рекомендаций по преподаваемым в ходе практики дисциплинам. Такая организация педагогической практики студентов также способствует формированию управленческих компетенций.
Активизации процесса формирования компетенций способствует профессиональная деятельность студентов в городских «Домах творчества» в качестве мастеров профессионального обучения для различных категорий населения. Студенты разрабатывают индивидуальные программы для обучения пенсионеров, инвалидов и др. При этом они выступают в качестве руководителей творческих объединений. __
Существуют и другие способы 89 формирования управленческой компетенции, которые успешно используются на факультете технологии и дизайна Брянского государственного университета. Для подтверждения их эффективности было проведено психолого-педагогическое исследование. Рассмотрев требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн)», для анализа были выбраны следующие компетенции: ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8,
2/2019
Преподаватель
90
ОПК-9, ОПК-10, ПК-1, ПК-3, ПК-13, ПК-27. [1].
Диагностика уровня сформиро-ванности управленческих компетенций у обучающихся выглядела следующим образом. Было проведено исследование по определению личностной составляющей управленческой компетенции, что позволило выявить оценку коммуникативных и организаторских склонностей у студентов 3 курса по указанному выше направлению подготовки. В выборе принимали участие 24 студента-бакалавра [6].
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что коммуникативные способности в границах высокого уровня отмечаются у 46% студентов. Это обозначает, что они стремятся к общению, свободно ведут себя в коллективе, предприимчивы, выбирают независимые решения, коммуникабельны. Безусловно, подобные свойства помогут обучающимся качественнее и быстреепри-способиться к обучению в вузе и овладеть педагогической специальностью. Организаторские склонности в границах продвинутого уровня показали 31% обучающихся — данная группа студентов проявляет яркие способности к самостоятельным выводам, планированию, демонстрирует значительную предприимчивость в учебной деятельности. Эти возможности и отображают личностную составляющую управленческой компетенции будущего педагога. Недостаточно развитыми данные склонности оказались у 23% студентов.
С целью исследования организаторской и непосредственно управленческой компетенций было проведено письменное анкетирование обу-
чающихся. Полученные результаты показали, что 21% обучающихся обладают лишь эпизодическими знаниями, связанными с педагогическим управлением. 37% студентов не придают особенной значимости проблемам управления. Лишь 42% анкетированных обучающихся осознают значимость управленческой компетенции для эффективного осуществления профессиональной педагогической деятельности, но не владеют данной компетенцией.
Результаты экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что несмотря на разнообразие форм формирования управленческой компетенции, применяемых в учебном процессе, управление, как профессиональная компетенция, не воспринимается будущими преподавателями как источник улучшения образовательного процесса и как система развития личности обучающихся и самого педагога в целом. Полученные результаты исследования позволяют признать потребность осмысленного формирования управленческой компетенции у будущих преподавателей в ходе их профессиональной подготовки в системе высшего образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1085). — URL: http://fgosvo.ru/ news/2/1420 (дата обращения: 18.09.2018).
2. Бычкова, Н.В., Волков, В.В., Массаро-ва, Т.Л. Использование интерактивного
обучения студентов в вузе в контексте компетентностного подхода // Преподаватель XXI век. — 2017. - № 3. — С. 78-83.
3. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баже-кова. — М., 2014.
4. Серякова, С.Б. Современные требования к компетентности преподавателя вуза [Текст] / С.Б. Серякова // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2014. — Т. 10. — № 5-2. — С. 170-174.
5. Чекалина, Т.А. Теоретические основы формирования компетенций студентов вузов // Молодой ученый. — 2013. — 413 с.
6. Якунин, В.А. Психолого-педагогические идеи Б.Г. Ананьева и их развитие на факультете психологии СПбГУ // Методология и история психологии. — 2008. — № 4. — С. 70-84.
REFERENCES
1. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 44.03.04 "Professionalnoe
obuchenie (po otraslyam)" (uroven bakalavri-ata) (utv. prikazom Mimsterstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 1 oktyabrya 2015 g. No. 1085), available at: http://fgo svo.ru/news/2/1420 (accessed: 18.09.2018). (in Russian)
2. Bychkova N.V., Volkov V. V., Massarova T.L., Ispolzovanie interaktivnogo obucheniya stu-dentov v vuze v kontekste kompetentnost-nogo podhoda, Prepodavatel XXI vek, 2017, No. 3, pp. 78-83. (in Russian)
3. Pedagogicheskij poisk, Sost. I.N. Bazheko-va, Moscow, 2014. (in Russian)
4. Seryakova S.B., Sovremennye trebovaniya k kompetentnosti prepodavatelya vuza, Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekh-nicheskogo universiteta, 2014, T. 10, No. 5-2, pp. 170-174. (in Russian)
5. Chekalina T.A., Teoreticheskie osnovy formirovaniya kompetencij studentov vuzov, Molodoj uchenyj, 2013, 413 p. (in Russian)
6. Yakunin V.A., Psihologo-pedagogicheskie idei B.G. Ananeva i ih razvitie na fakultete psiholo-gii SPbGU, Metodologiya i istoriya psihologii, 2008, No. 4, pp. 70-84. (in Russian)
Портнова Кристина Игоревна, магистрант, старший лаборант, кафедра дизайна и художественного образования, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Portnova K.I., Master Student, Laboratory Assistant, Department of Design and Art Education, I.G. Petrovsky Bryansk State University, [email protected]
Бычкова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедры дизайна и художественного образования, Брянский государственный университет имени академика И.Г Петровского, [email protected]
Bychkova N.V., PhD (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Design and Art Education, I.G. Petrovski Bryansk State Academician University, [email protected]
Волков Владимир Васильевич, профессор, кафедра дизайна и художественного образования, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, hoodobr@ mail.ru
Volkov V.V., Professor, Department of Design and Art Education, I.G. Petrovski Bryansk State Academician University, [email protected]
91
2/2019
Преподаватель ^