Научная статья на тему 'Информационная компетентность в рамках реализации социального заказа на высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту'

Информационная компетентность в рамках реализации социального заказа на высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION ACTIVITY / MOTIVES TO INFORMATION ACTIVITY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходотова Марина Ивановна

Статья посвящена рассмотрению информационной компетентности как составного элемента профессиональной подготовки выпускников физкультурного вуза. Приведены информационные компетенции, которыми он должен обладать согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Разработана и апробирована методика формирования информационной компетентности на теоретических и практических занятиях по информатике, компьютерной обработке данных экспериментальных исследований и информационным технологиям в физической культуре и спорте. Выявлены области интересов к информационной деятельности и соотнесены с мотивационными ориентациями студентов с помощью анкетирования. В качестве концептуальной области исследования взяты четыре компонента информационной компетентности: информационный, профессиональный, социальный и коммуникативный. В ходе педагогического эксперимента доказана эффективность процесса формирования информационной компетентности студентов, основанная на использовании информационных и коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходотова Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information competence in frames of the implementation of the social order for highly skilled professionals on physical culture and sports

The article is devoted to information competence as an integral part of professional training of the graduates of Physical Education University. Information competencies, which they are entitled to have according to the Federal state educational standards of higher education, are given. A method of forming the information competence on the theoretical and practical lessons in computer science, computer processing of experimental studies and information technologies in physical education and sport has been developed and tested. The areas of interests to information activity correlated with the motivational orientations of students with the help of questionnaire have been identified. As the conceptual field of study, four components of information competency have been taken: information, professional, social and communicative. During the pedagogical experiment, the effectiveness of the process of forming the information competence of students based on the use of information and communication technologies has been proved.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность в рамках реализации социального заказа на высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту»

УДК 37G.1 ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Марина Ивановна Ходотова, преподаватель,

Брянский филиал Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению информационной компетентности как составного элемента профессиональной подготовки выпускников физкультурного вуза. Приведены информационные компетенции, которыми он должен обладать согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Разработана и апробирована методика формирования информационной компетентности на теоретических и практических занятиях по информатике, компьютерной обработке данных экспериментальных исследований и информационным технологиям в физической культуре и спорте. Выявлены области интересов к информационной деятельности и соотнесены с мотивационными ориентациями студентов с помощью анкетирования. В качестве концептуальной области исследования взяты четыре компонента информационной компетентности: информационный, профессиональный, социальный и коммуникативный. В ходе педагогического эксперимента доказана эффективность процесса формирования информационной компетентности студентов, основанная на использовании информационных и коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информационная компетентность, информационная деятельность, мотивы информационной деятельности, информационные и коммуникационные технологии.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p175-179 INFORMATION COMPETENCE IN FRAMES OF THE IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL ORDER FOR HIGHLY SKILLED PROFESSIONALS ON PHYSICAL

CULTURE AND SPORTS

Marina Ivanovna Khodotova, the lecturer,

Bryansk branch of Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article is devoted to information competence as an integral part of professional training of the graduates of Physical Education University. Information competencies, which they are entitled to have according to the Federal state educational standards of higher education, are given. A method of forming the information competence on the theoretical and practical lessons in computer science, computer processing of experimental studies and information technologies in physical education and sport has been developed and tested. The areas of interests to information activity correlated with the motivational orientations of students with the help of questionnaire have been identified. As the conceptual field of study, four components of information competency have been taken: information, professional, social and communicative. During the pedagogical experiment, the effectiveness of the process of forming the information competence of students based on the use of information and communication technologies has been proved.

Keywords: information competence, information activity, motives to information activity, information and communication technologies.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках информатизации системы образования одной из составляющих профессиональной компетентности выпускника физкультурного вуза является информационная

компетентность, которая обеспечивает свободное владение различными операциями с помощью средств ИКТ [1].

Необходимость формирования информационной компетентности будущих специалистов продиктована не только интенсификацией всех уровней учебно-воспитательного, но и тренировочного процессов; реализацией социального заказа; подготовкой личности к полноценной, самостоятельной жизни в условиях современного общества.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 - Физическая культура от 2010 года [3, 7-9] среди общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник выделяются и такие как:

- владение культурой мышления, способностями к общению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность понимания сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознания опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдения основных требований информационной безопасности (ОК-14);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имение навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и информационные средства коммуникации в профессиональной области на государственном языке (ОК-16).

Информационная компетентность как свойство личности формируется в течение всей человеческой жизни [4].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Брянского филиала Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Всего в эксперименте приняли участие 82 студента-выпускника, обучающихся на тренерском факультете.

В целях формирования информационной компетентности обучающихся были разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс следующие методы и средства:

- электронные обучающие продукты по дисциплинам «Информатика», «Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований», «Информационные технологии в физической культуре и спорте» (электронные лекции, тестовый материал, электронные обучающие комплексы);

- имитационные игры (на занятиях по компьютерной обработке данных экспериментальных исследований);

- метод проектов (на практических занятиях по информационным технологиям в физической культуре и спорту);

- обучение в сотрудничестве (информатика);

- индивидуализация и дифференциация в обучении.

Оценивая мотивы информационной деятельности будущих специалистов по физической культуре и спорту мы опирались на исследования, проводимые Л. Б. Сенкевичем [2]. Нами была конкретизирована и уточнена разработанная им анкета мотивов информационной деятельности. Полученные результаты исследования были подвергнуты компьютерной обработке методами математической статистики - оценивание взаимосвязи (парный линейный коэффициент корреляции Бравэ-Пирсона) в программе Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Без осознанной, мотивированной, активной деятельности каждого студента невозможно достижение цели информатизации образовательного процесса - формирования информационной компетентности обучающихся. Ведь высокий уровень информационных потребностей способствует формированию знаний, умений овладения информацией, развитию индивидуального информационного поля как важной составляющей профессионального становления специалиста.

Определяя концептуальные области исследования, мы взяли за основу взаимосвязь видов мотивационной деятельности с компонентами информационной компетентности [2]. Результаты анкетирования мы представили в виде графической зависимости, которая отражает влияние мотивационной ориентации на процесс формирования информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту (рис. 1.).

высокая средняя низкая высокая средняя низкая высокая средняя низкая высокая средняя низкая

Ориентация на Необходимость Стремление Осознание социальной

овладение новыми получения одобрения использовать средства необходимости знаниями и умениями со стороны ИКТ с целью общения использования средств с помощью средств преподавателей с окружающими ИКТ

ИКТ '

Б начале ПЭ

По окончании ПЭ

Рис. 1. Взаимосвязь мотивационной ориентации и информационной деятельности студентов физкультурного вуза в начале и по окончании педагогического эксперимента

Полученные данные позволяют утверждать, что выбранные нами методы формирования информационной компетентности способствуют повышению мотивации видов деятельности, выполняемых для достижения названной цели.

Следующим этапом нашего исследования было установление взаимосвязи между составляющими компонентами информационной компетентности студентов физкультурного вуза (таблица 1).

Таблица 1

Влияние мотивационной ориентации студентов на выполнение ими информацион-________________________________ной деятельности_________________________________

""''■•Компоненты информационной ^'"'-'-..компетентности (Х) Компоненты информационной компетентности (У) Информационный Профессиональный Социальный

В начале ПЭ (%) По окончании ПЭ (%) В начале ПЭ (%) По окончании ПЭ (%) В начале ПЭ (%) По окончании ПЭ (%)

Профессиональный 0,532 0,814 - - - -

Социальный 0,343 0,512 0,302 0,578 - -

Коммуникативный 0,569 0, 632 0,106 0,624 0,234 0,962

Корреляционный анализ показал, что в начале педагогического эксперимента наблюдалась средняя статистическая взаимосвязь информационного аспекта как со стремлением получать знания на основе осознания социальной необходимости использования ИКТ в профессиональной деятельности, так и поиском новых способов общения с окружающими. Но при этом, данный компонент информационной компетентности слабо влиял на стремление утвердиться в обществе. Скорее всего, это связано с неосознанием студентами того, что знания и умения работы с информацией с помощью информационных технологий способствуют занятию ими определенного места в обществе.

Отличительным является тот факт, что и в начале исследования и по его завершении между всеми видами деятельности, выполняемой студентами наблюдалась положительная взаимосвязь.

По окончании эксперимента стало заметно увеличение роли информационной активности для профессионального и коммуникативного концептов. В то же время была и решена проблема взаимосвязи с социальным компонентом, хотя и не на достаточно высоком уровне. Значительных результатов мы добились в зависимости последнего от коммуникативной и профессиональной составляющих информационной компетентности, где установилась сильная статистическая взаимосвязь. Указанные взаимосвязи особенно значимы в подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Выводы. В ходе исследования была доказана эффективность внедряемых в процесс обучения методов с целью формирования информационной компетентности выпускников физкультурного вуза. Их полезность, также, связана и с тем, что мотивационная ориентация эффективно реализует знания, умения, навыки как в социальной сфере посредством коммуникативного воздействия на профессиональную компетентность, так и при непосредственном общении по вопросам, касающихся профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М. : Логос, 2011. - 336 с.

2. Сенкевич, Л. Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами информационных и коммуникационных технологий : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Сенкевич Л.Б. - Тобольск, 2005. - 181 с.

3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) "магистр") : приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 29 марта 2010 г. N 234 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975) // Справочно-правовая система «Консультант +».

- Дата обращения - 20.04.2012.

4. Хеннер, Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е. К. Хеннер. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 188 с.

REFERENCES

1. Verbitskiy, A. A. and Larionova O. G. (2011), Personal and competence approaches in education: integration problems, Logos, Moscow, Russian Federation.

2. Senkevich, L. B. (2005), Formation of information competence offuture teachers of Mathematics by means of information and communication technologies: dissertation, Tobolsk, Russian Federation.

3. Federal State Educational Standard of Higher Professional Education in the course 034300 Physical Education 2010, Russian Federation.

4. Khener, E. K. (2008), Formation of the ICT-competence of students and teachers in

the system of continuous education, BINOM. Laboratory of knowledge, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: marina.khodotova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.