быть применима не только специалистами-психологами, но и в центрах дополнительного образования. Поскольку специально организованная ролевая игра не метод терапии, однако обладает возможностью влияния, подкрепления и переноса личностного ролевого опыта в жизненное пространство человека. Возможно, при вступлении игрока в ролевую игру возникает подражание действиям партнеров по игре, но в конечном итоге по-
являются собственные игровые приемы, замыслы, взаимодействие с партнерами, навык успешной коммуникации закрепляется на подсознательном уровне, т.е. происходит качественная генерализация. Сам же процесс ролевой игры выступает процессом научения, где нежелательные взаимодействия заменяются желательными. Что созвучно с идеями учёных бехиовири-стов (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Дж. Вольпе и др.).
Библиографический список
1. Колычева, З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма: педагогический терминологический словарь. - СПб.,
2006.
2. Словарь иностранных слов. - М, 1955.
3. Распоряжение Правительства РФ N 2227-р: офиц текст. - М., 2011.
4. Шавердян, Г.М. Основы психотерапии. - СПб., 2007.
5. Сартр, Ж.-П. Бытие и Ничто. - М., 2000.
6. Хайдеггер, М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. - М., 1997.
7. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М, 1990.
8. Rogers, C.R. Toward a Science of Person. In: Behaviorism and Phenomenology / T.W. Wann. - Chicago; London, 1964.
Bibliography
1. Kolihcheva, Z.I. Noosfernaya pedagogika kak novaya obrazovateljnaya paradigma: pedagogicheskiyj terminologicheskiyj slovarj. - SPb., 2006.
2. Slovarj inostrannihkh slov. - M, 1955.
3. Rasporyazhenie Praviteljstva RF N 2227-r: ofic tekst. - M., 2011.
4. Shaverdyan, G.M. Osnovih psikhoterapii. - SPb., 2007.
5. Sartr, Zh.-P. Bihtie i Nichto. - M., 2000.
6. Khayjdegger, M. Bihtie i vremya / per. s nem. V.V. Bibikhina. - M., 1997.
7. Frankl, V. Chelovek v poiskakh smihsla. - M, 1990.
8. Rogers, C.R. Toward a Science of Person. In: Behaviorism and Phenomenology / T.W. Wann. - Chicago; London, 1964.
Статья поступила в редакцию 04.06.12
УДК 377.5
Lutchenko T.G. THE MODEL OF FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS-TECHNOLOGISTS IN SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTION. The modeling of the process of development of information competence of students-technologists in secondary special educational institution, the use of methodological principles and provisions of the synergetic in educational practice are discussed in this article. Key words: informational competence, model, synergetic, technology.
Т.Г. Лутченко, преподаватель государственного образовательного бюджетного учреждения Амурской области среднего профессионального образования «Белогорский технологический техникум пищевой промышленности», г. Белогорск, E-mail: lutchenkotat@mail.ru
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ТЕХНОЛОГОВ В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В статье рассматривается моделирование процесса формирования информационной компетентности сту-дентов-технологов в среднем специальном учебном заведении, использование методологических принципов и положений синергетики в образовательной практике.
Ключевые слова: информационная компетентность, модель, синергетика, технология.
Формирование информационной компетентности студентов в образовательном процессе является одной из главных задач качественной подготовки компетентных специалистов, востребованных на рынке труда и обусловливает необходимость разработки современных форм, методов и средств обучения. Потребность в компетентных специалистах, владеющих средствами и методами оперирования информацией, становится ведущим фактором образовательной политики подготовки специалистов, в том числе, специалистов-технологов среднего звена, связанных с внедрением и обслуживанием новых технологий, информационно-технологическим обеспечением управления, использованием современных методов контроля качества продукции.
Формированию информационной компетентности посвящено большое количество научных исследований. Рассматривались вопросы формирования информационной компетентности на разных ступенях обучения (О.Н. Ионова, А.Л. Семёнов, С.В. Триши-на и др.); формирования информационной компетентности специалиста (В.Л. Акуленко, Ю. И Аскерко, М.Г. Дзугоева, И.Н. Завьялов, О.Б. Зайцева, О. А. Савельева, Н. И. Сакович, А.А. Те-мербекова, и др.). Несмотря на теоретическую и прикладную значимость исследований, задача формирования информационной компетентности специалистов в системе среднего профессионального образования, в том числе будущих технологов пищевой промышленности, остается открытой для изучения.
Опираясь на вышеизложенные исследования, мы определили сущность понятия «информационная компетентность технолога». По нашему мнению, информационная компетентность технолога - интегративное качество личности, заключающееся в обладании знаниями умениями и навыками в области информационных технологий и способностью их использования и совершенствования в профессиональной деятельности технолога. Под способностью использования информации мы понимаем ее поиск, сбор, обработку и умение применять в профессиональной деятельности технолога. Мы рассматриваем структуру информационной компетентности будущего специалиста-техно-лога как единство ценностно-мотивационного, когнитивного, технико-технологического, коммуникативного и рефлексивного компонентов.
Одним из оптимальных путей формирования информационной компетентности студентов в среднем специальном учебном заведении является создание соответствующей модели и встраивание ее в учебный процесс образовательного заведения системы среднего профессионального образования.
Под моделью понимают аналог, «заместитель» оригинала (фрагмента действительности), который при определенных условиях воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала (А.А. Андреев) [1]. Модель является концептуальным инструментом, ориентированным «в первую очередь на управление модулируемым процессом или явлением. При этом функ-
ция предсказания, прогнозирования служит целям управления» [1, с. 221].
Целью реализации модели информационной компетентности является: подготовка специалистов, обладающих информационной компетентностью; основными задачами являются: формирование у обучаемых владения основными компонентами информационно-учебной деятельности (гностическим, проектировочным, коммуникативным, конструктивным); выработка умений, навыков и способов деятельности для решения профессиональных задач с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; формирование потребности и развитие способностей к дальнейшему саморазвитию и самообучению (Н.П. Клейносова) [2].
Анализ научной литературы позволил выделить основные этапы педагогического моделирования: выбор методологических оснований для моделирования, постановка задач моделирования, построение модели, применение модели в педагогическом эксперименте и обобщение результатов педагогического моделирования. Мы учитываем мнение А.А. Андреева, что педагог «должен овладеть прежде всего системой умений, связанных с проектированием цикла обучения: конструктивным описанием целей обучения; расчета показателей, с которыми необходимо сформировать у обучаемых заданные виды деятельности, подбором упражнений, адекватных этим показателям; выбором методов и определением их последовательности; определением параметров, по которым необходимо получить информацию о ходе усвоения, и многими другими» [1, с. 225]. Структурные элементы модели формирования информационной компетентности учителя представляют собой целостное единство взаимосвязанных и дополняющих друг друга блоков: мотивационно-ориентирующего блока, предназначенного для обоснования целей и задач формирования информационной компетентности, исследования влияния изучаемого процесса на формирование мотивационной сферы, способствующей повышению его активности; операционнотехнологического блока, включающего содержание и технологию формирования информационной компетентности, отражающего умения в области оперирования разного рода информацией и контрольно-результирующего блока, нацеленного на определение результативности процесса развития информационной компетентности (А.А. Темербекова) [3].
При построении модели формирования информационной компетентности будущих технологов системы среднего профессионального образования мы учитывали, что современный период характеризуется возрастанием роли информационных технологий, увеличением доли труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий, востребованностью специалистов среднего звена, способных выполнить функции технологов, организаторов производства, готовых к решению усложнённых диагностических задач. Вышеизложенное является одним из важных факторов формирования социального заказа общества и, как следствие этого, - изменения требований к специалисту технологу системы среднего профессионального образования.
В современной системе образования необходимо использовать открытую модель формирования информационной компетентности, с точки зрения синергетики, компетентностный подход удовлетворяет всем требованиям построения открытой системы образования [4]. Технология развития информационной компетентности будущего технолога определяется нами как процесс оптимизации функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей на основе механизма моделирования.
Модель формирования информационной компетентности студентов-технологов мы представляем в виде системы (Рис. 1) взаимосвязанных блоков: целевого, организационно-содержательного, результативного. 1. Целевой блок предназначен для обоснования целей и задач формирования информационной компетентности будущего технолога в условиях модернизации системы образования (требования ФГОС СПО, изменение требований к подготовке специалиста-технолога в системе СПО, изменение требований к педагогу); цель модели: сформировать информационную компетентность будущего специалиста технолога в системе среднего профессионального образования. 2. Организационно-содержательный блок включает содержание и технологию формирования информационной компетентности будущего специалиста технолога; включает в себя методы, средства обучения и организационные формы, используемые для формирования информационной компетентности и отражает достигнутые умения в области оперирования информацией. Отражает функции управления процессом формирования информационной компетентности на каждом из ее этапов (информа-
ционный, целеполагающий, операционный, мониторинг, анализ, результат), а также совершенствование организационно-педагогических условий формирования информационной компетентности. 3. Результативный блок характеризует результативность процесса развития информационной компетентности будущего технолога (проявление интереса к овладению информационными технологиями, направленность на поиск профессиональной информации, выбор адекватного способа представления информации, выбор оптимального решения профессиональных задач, стремление к самообразованию, креативность и др.) и уровне-вые показатели сформированности информационной компетентности будущего технолога СПО.
Реализация трех взаимосвязанных блоков модели представляет собой алгоритм формирования информационной компетентности студента-технолога в системе среднего профессионального образования.
В своем исследовании мы учитывали, что информационная компетентность является важным структурным компонентом профессиональной компетентности. Она формируется как при обучении информационным дисциплинам, так и при изучении других дисциплин в среднем специальном учебном заведении. Процесс формирования информационной компетентности у будущих технологов будет эффективным за счет выполнения условий, включающих: 1) организацию непрерывного процесса формирования информационной компетентности в управляемой информационной образовательной среде на протяжении всего этапа подготовки в учреждении среднего профессионального образования; 2) внедрение новых информационных технологий в процесс профессиональной подготовки студентов с учетом предоставления возможности формирования индивидуальной образовательной траектории; 3) обеспечение непрерывной самостоятельной работы студентов-технологов в открытой информационной образовательной среде в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей-консультан-тов на всем этапе обучения в ССУЗе.
В своей исследовании мы опираемся на работы Г.А. Котельникова, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, В.Г. Буданова, Л.В. Блинова. Стремительное развитие разнообразных информационных технологий актуализирует проблему выбора тех из них или такого их сочетания при организации учебного процесса, когда обеспечивается наиболее полное достижение конкретных образовательных целей. Использование синергетического эффекта от взаимодействия различных технологий ведёт к качественному улучшению результата. Информационные технологии превращаются в неотъемлемую составную часть учебного процесса в образовательных учреждениях, когда они доходят до каждого преподавателя и студента, становятся повседневной реальностью [5].
Методология синергетики, исследующая универсальные законы развития, может быть применена не только в сфере естественнонаучного, но и гуманитарного знания. Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя являются нелинейной ситуацией открытого диалога, прямой и обратной связи, пробуждения собственных сил обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития [6].
В современное время наблюдается резкое возрастание информационных потоков и деформация мотивационно-ценностных ресурсов, справиться с которыми невозможно без радикального изменения аттрактора, т.е. изменения форм образовательных траекторий, изменения содержания и организации учебного процесса в профессиональном образовательном учреждении, отмечает В.Г. Буданов. В открытых системах иерархический уровень развивается и усложняется только при обмене веществом, энергией, информацией с другими уровнями. Именно эти внешние потоки и являются управляющими параметрами систем. Изменяя управляющие параметры, систему проводят через последовательность перестроек-бифуркаций [7]. Если созданы предпосылки для когнитивного диссонанса, приводящего внутреннюю структуру личности в состояние бифуркации, то, последовательно задавая параметры аттрактора, можно определить параметры аттрактора, имеющего большее значение и потенциал для удовлетворения жизнедеятельности и восстановления относительного равновесия в профессионально-личностном самоопределении (Л.В. Блинов) [8].
На основании анализа научной литературы и собственного исследования мы определили для среднего профессионального образовательного учреждения аттрактор-цель:
1) задача подготовки выпускников технологов заданного уровня требований на основе разработанных моделей (профес-сиограмм): формирование информационной компетентности специалиста-технолога как важного компонента профессиональ-
Рис. 1. Модель формирования информационной компетентности будущих технологов среднего профессионального образования
ной компетентности на основе создания профессионально-ориентированного портфолио будущего специалиста-технолога (по профилю своей специальности), обеспечивающего не только накопление профессиональной и личностно значимой информации, но и для последующей презентации выпускника технолога (например, работодателям при устройстве на работу);
2) способ - индивидуальная образовательная траектория.
Внешние формирующие потоки в ССУЗе представляют собой потоки материальных, информационных, административных, психологических и мотивационно-ценностных ресурсов и являются управляющими параметрами системы, изменяя которые, мы проводим систему через последовательность перестроек-бифуркаций. Творческую деятельность в образовательном процессе инициирует метод проблемного обучения. В своем исследовании мы опирались на то, что сообщество преподавателей и студентов объединено едиными ценностно-смысловыми ориентирами профессиональной подготовки и является коллективным субъектом образовательного процесса. Таким образом, управляющий субъект неотделим от участников образовательного процесса и в этом заключается его синергетическая сущность, поэтому синергетический подход является актуальным в современном образовании.
Введение инновационных форм организации образовательного процесса (проектирование, зачетно-модульная система, презентация информационных продуктов по профилю специальности, создание и презентация электронного портфолио, мониторинг и др.) способствует эффективному формированию информационной компетентности.
Болонская система ориентирует образование не на стартовые показатели, а на конечный (финишный) результат; важно, чтобы студент усваивал глубокие знания и помочь ему решить эту задачу способен преподаватель, опирающийся на современную технологию и рациональную организацию учебного процесса, включающую комплекс методов и технологий. Следует отметить, что между изучением информатики, информационных технологий в профессиональной деятельности (ИТПД) и окончанием учебного процесса имеет место большой промежуток времени, что не лучшим образом отражается на формировании информационной компетентности будущих технологов. Поэтому мы считаем целесообразной организацию непрерывного процесса формирования информационной компетентности в управляемой информационной образовательной среде на протяжении всего этапа подготовки в учреждении среднего профессионального образования.
Для реализации непрерывного процесса формирования информационной компетентности мы использовали: 1) технологию концентрированного обучения при обучении информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельности (ИтПд) в части аудиторных занятий (увеличивая количество часов в неделю) и не изменяя время, отведенное на обязательную самостоятельную работу (в неделях); 2) непрерывную самостоятельную работу студентов-технологов в открытой информационной образовательной среде в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей-консультантов (преподавателя информатики и преподавателя специальных дисциплин, работающих в паре) на всем этапе обучения в ССУЗе.
Библиографический список
Таким образом, преподаватель работает над созданием рациональной организационной структуры учебного процесса, используя оптимальные методы и технологии, синергетический подход, затем во время самостоятельной работы продолжает индивидуальную работу со студентами, как преподаватель-консультант, способствуя формированию индивидуальной образовательной траектории. Внедрение новых информационных технологий в процесс профессиональной подготовки студентов с учетом предоставления возможности формирования индивидуальной образовательной траектории приводит к существенному повышению информационной компетентности. Используемые технологии: проектная деятельность; метод творческих групп (при подготовке собственной продукции к дегустации); презентация электронного портфолио выпускника-технолога, достижений в профессиональной области и владения информационными технологиями для работы в профессии, саморазвития и самообучения (на встрече с работодателями); анализ электронного портфолио; наблюдение; самооценка; экспертная оценка.
Совершенствованию процесса формирования информационной компетентности в информационной образовательной среде способствует использование синергетического эффекта от взаимодействия различных технологий (сочетания технологии концентрированного обучения и непрерывной индивидуальной самостоятельной работы; технологии электронного портфолио с индивидуальной образовательной траекторией и др.).
Для оценки уровня сформированности информационной компетентности нами были разработаны и использованы тесты, комплексные задания, проектные задания, анализ электронного портфолио, самооценка, наблюдение, количественный и качественный анализ экспертных оценок и др. В процессе экспериментальной работы определена динамика формирования информационной компетентности будущих технологов. Полученные результаты, на основе моделирования и реализации выдвинутых педагогических условий, подтверждают эффективность процесса формирования информационной компетентности сту-дентов-технологов в среднем специальном учебном заведении.
Следует отметить, что организация непрерывного процесса формирования информационной компетентности будущих технологов в управляемой информационной образовательной среде на протяжении всего этапа подготовки в учреждении среднего профессионального образования является своевременной и необходимой для формирования информационной компетентности в условиях нового стандарта, согласно которого изучение информационных дисциплин будет осуществляться только на первом (информатика) и третьем (ИТПД) курсах. Поэтому обеспечение непрерывной самостоятельной работы студентов-технологов в открытой информационной образовательной среде в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей-консультантов на всем этапе обучения (с первого по четвертый курс) будет способствовать эффективному формированию информационной компетентности будущих специалистов. Создание модели формирования информационной компетентности будущих технологов и встраивание ее в учебный процесс образовательного заведения системы среднего профессионального образования позволяет организовать управляемый и эффективный процесс формирования информационной компетентности на всем этапе обучения в ССУЗе.
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. - Казань, 1988.
2. Клейносова, Н.П. Формирование информационной компетентности при обучении информатике и информационным технологиям на основе деятельностного подхода [Э/р] - Р/д: http://www.it-education.ru/2009/report/Kleinosova.htm
3. Темербекова, А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 2009.
4. Гудкова, Т.А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2007.
5. Котельников, Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика. - Белгород, 2000.
6. Князева, Е.Н. Антропный принцип в синергетике / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1997. - № 3.
7. Буданов, В.Г. Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования / И.Г. Буданов, В.А. Журавлев, В.А. Харитонова [Э/р]. - Р/д: http://www.isps.su/statii/001.html
8. Блинов, Л.В. Аксиология постдипломного образования педагогов: монография. - Биробиджан, 2003.
Bibliography
1. Andreev, V.I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoyj lichnosti. Osnovih pedagogiki tvorchestva. - Kazanj, 1988.
2. Kleyjnosova, N.P. Formirovanie informacionnoyj kompetentnosti pri obuchenii informatike i informacionnihm tekhnologiyam na osnove deyateljnostnogo podkhoda [Eh/r] - R/d: http://www.it-education.ru/2009/report/Kleinosova.htm
3. Temerbekova, A.A. Formirovanie informacionnoyj kompetentnosti uchitelya v regionaljnoyj sisteme dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - M., 2009.
4. Gudkova, T.A. Formirovanie informacionnoyj kompetentnosti buduthego uchitelya informatiki v processe obucheniya v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Chita, 2007.
5. Koteljnikov, G.A. Teoreticheskaya i prikladnaya sinergetika. - Belgorod, 2000.
6. Knyazeva, E.N. Antropnihyj princip v sinergetike / E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyumov // Voprosih filosofii. - 1997. - № 3.
7. Budanov, V.G. Upravlenie obrazovateljnihm processom v sovremennihkh usloviyakh: innovacii i problemih modelirovaniya / I.G. Budanov, V.A. Zhuravlev, V.A. Kharitonova [Eh/r]. - R/d: http://www.isps.su/statii/001.html
8. Blinov, L.V. Aksiologiya postdiplomnogo obrazovaniya pedagogov: monografiya. - Birobidzhan, 2003.
Статья поступила в редакцию 04.06.12
УДК 796.077.5
Magin V.A. PROFESSIONAL COMPETENCE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL STANDARDS OF NEW GENERATION. This article reveals the structure and content of professional competence, as a result of the preparation of future teachers of physical education in Magistracy and postgraduate study.
Key words: teacher of physical culture, professional competence; occupational and professional competence.
В.А. Магин, д-р пед. наук, проф., декан факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», г. Ставрополь, E-mail: va_magin@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПОДХОДОВ ФГОС ВПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье раскрывается структура и содержание профессиональной компетентности, как результата подготовки будущих преподавателей физической культуры в условиях магистратуры и аспирантуры.
Ключевые слова: преподаватель физической культуры, профессиональная компетентность; общекультурные и профессиональные компетенции.
В настоящее время подготовка современных преподавателей физической культуры, способных реализовывать поставленные задачи, является актуальной проблемой. Разные авторы неоднократно разрабатывали структуру и содержание профессионального мастерства преподавателя физической культуры, однако с учётом введения ФГОС ВПО нового поколения, назрела необходимость в разработке профессиональной компетентности преподавателя физической культуры, как результата их подготовки в условиях магистратуры и аспирантуры. На основе анализа литературы [1; 2 и др.], нами было сформулировано следующее определение:
Профессиональная компетентность преподавателя физической культуры - это интегральная характеристика личности, основанная на единстве мотивационно-ценностных; индивидуально-психологических (способности и профессиональнозначимые качества); когнитивных (знания в области физической культуры, педагогики, психологии и др.), конативных (сфор-мированность определённого стиля деятельности; педагогических умений и навыков, педагогической техники, способствующих эффективному проведению занятий по физической культуре и спорту) компонентов, выраженная в уровне освоения преподавателем физической культуры соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций.
В результате в структуре профессиональной компетентности преподавателя физической культуры были выделены следующие основные блоки, являющиеся инвариантными компонентами профессиональной компетентности преподавателя: Мотивационно-ценностный компонент; индивидуально-психологический, образующий: систему профессионально важных качеств; систему педагогических и научных способностей преподавателя; когнитивный (познавательный) - знания преподавателя; конативный (действенный) - поведение преподавателя, выражающееся в: стиле деятельности; педагогических умениях и навыках; педагогической техники.
Данные структурные компоненты, интегрируясь, реализуются в виде сформированных общекультурных и профессиональных компетенций преподавателя физической культуры.
У преподавателя физической культуры должна быть сформирована, прежде всего, положительная мотивация к педагогической профессии, которая является важной составляющей педагогической направленности. Педагогическая направленность складывается из следующих параметров: интерес к преподавательской профессии; направленность на развитие личности студентов средствами физической культуры; желание постоянно совершенствоваться.
Мотивационно-ценностный компонент отражает положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, на-
целенность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания (когнитивный компонент). Их делят на теоретические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности функционирования организма человека в двигательной деятельности, физического самовоспитания и самосовершенствования. Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Преобладающими чертами преподавателя физической культуры, образующими индивидуально-психологический компонент являются: целеустремленность; настойчивость; терпеливость; толерантность, общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других и др.
Система знаний преподавателя физической культуры, умений и навыков и способность применять их на практике образуют совокупность общекультурных и профессиональных компетенций. На основе анализа ФГОС ВПО направления подготовки 034300 «Физическая культура» с квалификацией (степенью) «магистр», выделим основные из них.
1. Общекультурные компетенции:
• способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;
• готовность оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни;
• способность использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже науки о физической культуре и спорте;
• способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности и др.
2. Профессиональные компетенции:
образовательная деятельность:
• способность применять на практике новейшие достижения в области педагогической деятельности (с новейшими теориями, интерпретациями, методами и инновационными технологиями);
• ■ способность разрабатывать методические комплексы по учебной дисциплине «физическая культура» на основе инновационных технологий, положительно зарекомендовавших себя в практике преподавания физической культуры [3];
• способность управлять своим физическим и психическим состоянием в целях повышения результативности педагогической деятельности.
Проектная деятельность:
• способность формулировать цели проекта (программы) для решения задач повышения эффективности физкультурно-