УДК 378. 2
Shikhmurzaeva A.B. Vezirov T.G. ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE DEVELOPMENT OF ICT-COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION. The use of electronic educational resources provides an opportunity to shift the emphasis in training to development of each student and the transition to activity-, developmental education.
Key words: E-learning resources, ICT competence, Bachelor of Teacher Education, e-training complex.
А.Б. Шихмурзаева, аспирантка ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала; Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. ГОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В РАЗВИТИИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Использование электронных образовательных ресурсов предоставляет возможность смещения акцента в обучении на развитие каждого студента и осуществления перехода к деятельностному, развивающему обучению.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, ИКТ-компетентность, бакалавр педагогического образования, электронный учебно-методический комплекс.
Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) все глубже и глубже проникают в жизнь людей, тем самым являясь неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Такое их проникновение во все сферы деятельности человека, а также увеличение потока информации все больше приближает учебные заведения, в частности педагогический вуз к использованию ИКТ в науке и образовании, что делает необходимым развитие ИКТ-компетентнос-ти у будущих бакалавров педагогического образования [1].
М.П. Лапчик в работе [2] под ИКТ-компетентностью понимает не только совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и личностнодеятельностную характеристику специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе.
О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева [3] определяют ИКТ-компе-тентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Таким образом, под ИКТ-компетентностью мы будем понимать личное качество будущего бакалавра педагогического образования, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационные и коммуникационные технологии в своей будущей профессиональной деятельности. Процесс формирования ИКТ-компетентности сту-дента-бакалавра должен носить развивающий характер. Развитие ИКТ-компетентности проявляется в переходе на новый, более совершенный уровень компетенции.
Ниже перечислены компетенции, взятые из требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование, которые могут рассматриваться как требования к ИКТ-компетентности будущего бакалавра-педагога: общекультурные (ОК-1; ОК-4; ОК-8; ОК-9; ОК-12) и профессиональные (ОПК-5; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-8; ПК-11) [4].
Наш опыт показывает, что эффективным средством развития ИКТ-компетентности служат электронные образовательные ресурсы (ЭОР), обладающие широкими возможностями. Педагогическую эффективность имеют те ЭОР, которые обеспечивают непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляют теоретический материал, обеспечивают тренировочную учебную деятельность, существуют контроль уровня знаний, а также обеспечивают информационно-поисковую деятельность и сервисные услуги при условии интерактивной обратной связи.
Использование в учебном процессе ЭОР, неизбежно приводит к изменению характера взаимодействия преподавателя и обучаемого. Это взаимодействие перестает носить непосредственный характер, что, при неизменности содержания обучения и его целей, требует, с одной стороны, разработки новых технологий обучения (не уступающих по качеству традицион-
ным), и, с другой стороны, требует от обучаемого новых мотивационных установок и пересмотра организации познавательной деятельности. В общем случае, можно говорить о формировании новой дидактической концепции обучения, в основе которой лежат следующие установки:
1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности студента-бакалавра.
2. Познавательная деятельность студента-бакалавра должна носить активный характер.
3. Обучение должно быть личностно-ориентированным.
В рамках этой концепции компьютер (и ЭОР) выступает в роли основного дидактического средства обучения и, по сути, является базой для построения новой технологии обучения.
В ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» на физико-математическом факультете нами в последние годы успешно реализуются программы подготовки и внедрения в учебный процесс электронных образовательных ресурсов, в том числе и электронных учебно-методических материалов (ЭУММ) [1].
Для разработки ЭУММ нами используются редакторы Microsoft FrontPage и Adobe Dreamweaver. Одними из таких ЭУМК, разработанных в данных редакторах, являются «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Web-дизайн и Web-программирование», «Теоретические основы информатики», «Электронные образовательные ресурсы» и «Компьютерная графика» для проведения одноименных курсов. ЭУММ по данным дисциплинам имеют модульную структуру, основу содержания, которого составили идеи развивающего, проблемно-модульного и личностно-ориентированного обучения, аксиологического подхода, эвристического и исследовательского методов, направленных на формирование познавательной самостоятельности, творческого развития и саморазвития личности обучающегося.
Комплекс состоит из модулей, объединяющих в единую систему, содержание которой может постоянно совершенствоваться и включает в себя: модуль получения информации, модуль практических занятий, модуль контроля. При этом каждый учебный модуль автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
Использование ЭУММ на занятиях позволяет разнообразить учебный процесс, способствует увеличению продолжительности непроизвольного внимания. ЭУММ может использоваться как средство повышения наглядности, например, преподаватель может применять ЭУММ при подготовке к занятию как источник информации, использовать в качестве наглядных примеров, как средство при подготовке раздаточного материала, для закрепления и повторения нового материала, для организации исследовательской проектной деятельности, для обучения обучающихся работе с информацией. Все это стимулирует студентов к творческой работе по созданию на основе материалов ЭУММ собственной «базы знаний», расширяющей рамки учебника новыми материалами, ссылками на дополнительные источники, в том числе и Интернет.
Для удобства студентов-бакалавров, элементы информационного модуля, глубоко вплетены в структуру ЭУММ, давая возможность постоянного переключения, как во время лекционной части, так и вовремя выполнения практического блока. Таким образом, будущие бакалавры, встречая неизвестный термин или словосочетание, могут путем гипертекстового перехода либо путем выбора модуля получения информации, самостоятельно разобраться в его значении. Основная часть теоретического блока ЭУМК состоит из электронных лекций, с возможностью гипертекстовых переходов и мультимедийных презентаций. В практическом модуле широко используются мультимедийные технологии. В состав данного модуля, входят задачи на основе мультимедиа, виртуальные лабораторные работы, исследовательские задачи различных уровней сложности, с использованием продуктов выпущенные такими издательствами как «1С», «Кирилл и Мефодий», а доступ к ним через ЭУММ осуществляется простым нажатием по соответствующей гиперссылке. Модуль контроля осуществляется с помощью системы программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) MyTestX, которая используется для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
Исследуя структуру развития ИКТ-компетентности с использованием ЭОР мы выделяем следующие уровни: низкий, базовый, профессиональный, исследовательский.
На констатирующем этапе нашего исследования нами проводился анализ готовности студентов к использованию и разработке ЭОР.
Анализ проведенного анкетирования показывает, что большинство опрошенных (60%) в качестве основной причины, по которой необходимо изучать ЭОР - требования к профессиональной деятельности современного педагога.
Любопытно отметить, что для большинства респондентов (62%) основным мотивом, создавать и использовать ЭОР выступает желание повысить свой профессиональный уровень.
Таким образом, большинство будущих бакалавров по профилю «Информатика» внутренне мотивированы на повышение уровня деятельности через использование ЭОР. Анализ выполненных студентами бакалавриата заданий, результаты анкет, полученных в результате использования метода групповых экспертных оценок, позволяют сделать вывод о готовности будущих бакалавров-педагогов к использованию электронных средств в обучении и решении различных профессиональных задач. Эксперимент показал, что разработанные педагогические основы взаимодействия преподавателей и студентов-бакалавров с ЭОР, пути развития ИКТ-компетентностности повышают качество профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования, обеспечивают их готовность к использованию ЭОР в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Везиров, Т.Г. Развитие профессиональной компетентности студентов магистратуры в условиях информационной образовательной среды педвуза // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №4(41).
2. Лапчик, М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. - Омск, 2007.
3. Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. - 2004. - № 3.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Э/р]. - Р/д: www.минобрнауки.рф/документы/1909
Bibliography
1. Vezirov, T.G. Razvitie professionaljnoyj kompetentnosti studentov magistraturih v usloviyakh informacionnoyj obrazovateljnoyj sredih pedvuza // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - №4(41).
2. Lapchik, M.P. IKT-kompetentnostj pedagogicheskikh kadrov: monografiya. - Omsk, 2007.
3. Lebedeva, M.B. Chto takoe IKT-kompetentnostj studentov pedagogicheskogo universiteta i kak ee formirovatj? // Informatika i obrazovanie. - 2004. - № 3.
4. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») [Eh/r]. - R/d: www.minobrnauki.rf/dokumentih/1909
Статья поступила в редакцию 25.10.13
УДК 85.15+30.18
Kalina N.D. THE CONSTRUCTIVIST APPROACH TO GRAPHIC PREPARATION FOR BACHELORS IN THE EDUCATION FIELD «DRAWING». The two-level model of constructivist approach in education of the designer and according to it two theories of training of students to drawing («form law» and «expressiveness of an artistic image») reveals. Theories focus practice of pupils at which they form cognitive constructive and graphic competence of the designer of modeling of spatial and artistic images of drawing independently.
Key words: constructivist approach, student designer, drawing, epistemology, cognitive qualities, competence.
Н.Д. Калина, канд. пед. наук, доц., проф. Владивостокского гос. университета экономики и сервиса (ВГУЭС), г. Владивосток, E-mail: [email protected]
КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ДИЗАЙНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РИСУНОК»
Раскрывается двухуровневая модель конструктивистского подхода в образовании дизайнера и в соответствии с ней две теории обучения студентов рисунку («закон формы» и «выразительность художественного образа»). Теории ориентируют практику учащихся, при которой они самостоятельно формируют когнитивную конструктивно-графическую компетентность дизайнера в моделировании пространственных и художественных образов в рисунке.
Ключевые слова: конструктивистский подход, студент-дизайнер, рисунок, эпистемология, когнитивные качества, компетентность
Конструктивистский подход является разновидностью сис- ваются. Также как и системный, конструктивистский подход обус-темного подхода, обращающего особое внимание на строение ловливает стремление к целостности, но основная его направ-объекта и его структуру, при этом действия субъекта обезличи- ленность - формирование личности учащегося, ее внутренней