Научная статья на тему 'Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности будущих бакалавров по профилю «Изобразительное искусство и мировая художественная культура»'

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности будущих бакалавров по профилю «Изобразительное искусство и мировая художественная культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ELECTRONIC TRAINING METHODOLOGICAL COMPLEX / ICT-COMPETENCE / FUTURE BACHELOR IN THE FIELD "FINE ARTS AND WORLD ART CULTURE"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич

В статье рассматривается роль и место электронных образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникационно-технологической компетентности будущих бакалавров по профилю «Изобразительное искусство и мировая художественная культура», при изучении дисциплин «Практикум по электронному компьютерному офису», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» и «Компьютерная графика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности будущих бакалавров по профилю «Изобразительное искусство и мировая художественная культура»»

54

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

THE DEVELOPMENT OF THE FUTURE BACHELORS’ INFORMATION-COMMUNICATION-TECHNOLOGICAL

COMPETENCE IN THE FIELD OF “FINE ARTS AND WORLD ART CULTURE”

© 2015 Везиров Т. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Vezirov T. G.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается роль и место электронных образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникационно-технологической компетентности будущих бакалавров по профилю «Изобразительное искусство и мировая художественная культура», при изучении дисциплин «Практикум по электронному компьютерному офису», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» и «Компьютерная графика».

Abstract. The author of the article considers the role and place of electronic educational resources in the formation of information-communication-technological competence of future bachelors in the field "Fine arts and world culture”, which are used in the study of subjects, such as "Workshop on electronic computer office", "Information and communication technologies in education" and "Computer Graphics ".

Rezjume. Vstat'e rassmatrivaetsja rol' i mesto jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov v formirova-nii informacionno-kommunikacionno-tehologicheskoj kompetentnosti budushhih bakalavrov po profil-ju «Izobrazitel'noe iskusstvo, i mirovaja hudozhestvennaja kul'tura», kotorye ispol'zujutsja pri izuche-nii disciplin «Praktikum po jelektronnomu kompjuternomu ofi.su», «Informacionnye i kommunika-cionnye tehnologii v obrazovanii» i «Kompjuternaja grafika».

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, электронный учебно-

методический комплекс, ИКТ-компетентность, будущий бакалавр по профилю «Изобразительное искусство, и мировая художественная культура».

Keywords: electronic educational resources, electronic training methodological complex, ICT-competence, future bachelor in the field «Fine Arts and World Art Culture».

Kljuchevye slova: jelektronnye obrazovatel'nye resursy, jelektronnyj uchebno-metodicheskij kom-pleks, IKT-kompetentnost', budushhij bakalavr po profilju «Izobrazitel'noe iskusstvo, i mirovaja hudozhestvennaja kul'tura».

Основная характеристика компетентного специалиста - умение грамотно решать профессиональные задачи. Российская система высшего педагогического образования должна обеспечить высококомпетентными

кадрами общеобразовательные учреждения страны.

Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального обра-

Психолого-педагогические науки •••

зования (ВПО) третьего поколения образовательной программы направления «Образование и педагогика» - обеспечить формирование информационно-коммуника-

ционно-технологической компетентности (ИКТ-компетентность) как части профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования с учетом их профиля и особенностей будущей профессиональной деятельности. В связи с этим будущий бакалавр педагогического образования должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Одним из основных направлений формирования современной системы высшего профессионального образования в России, является обеспечение нацеленности обучения на новые дидактические средства, в частности, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), в форме мультимедийной среды. Это предусматривается в ряде государственных документов: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы» и др.

По нашему мнению, разработка и использование ЭОР является одним из способов развития творческого подхода, повышения качественного обучения и заинтересованности студентов бакалавриата.

По ФГОС ВПО подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» в учебном процессе ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» на художественно-

графическом факультете по профилю «Изобразительное искусство и мировая художественная культура» изучаются дисциплины «Практикум по электронному компьютерному офису», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» и «Компьютерная графика», где нами практикуется подготовка студентов в области ИКТ.

Первой из дисциплин, относящихся к блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку студентов в области ИКТ, соответственно и формированию ИКТ-компетентности является дисциплина «Практикум по электронному компьютерному офису». Дисциплина «Практикум по электронному компьютерному офису» из цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин является логическим продолжением изучения школьного курса «Информатика и ИКТ» и основой для

55

получения практических навыков освоения программных продуктов, необходимых как в рамках дисциплины «Информационные технологии в образовании», «Компьютерная графика» так и при самостоятельном изучении прикладных программных продуктов по специальности.

Учебная дисциплина «Практикум по электронному компьютерному офису» нами разделена на пять тем: основы работы с операционной системой Microsoft Windows 7; основы обработки текста в Microsoft Word; работа с электронными таблицами в Microsoft Excel; работа с презентациями в Microsoft PowerPoint; основы работы в глобальной сети Интернет.

Другой дисциплиной в формировании ИКТ-компетентности является «Компьютерная графика», необходимая в формировании у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Изобразительное искусство и мировая художественная культура» прикладных знаний и практических навыков по применению инструментальных средств компьютерной графики при разработке графических приложений в профессиональной деятельности.

Дисциплины «Практикум по электронному компьютерному офису» и «Компьютерная графика» нацелены на формирование следующих компетенций [1. С. 5-6]: ОК-1, ОК-8, ОК-9, ОК-12.

Для проведения вышеуказанных дисциплин нами в учебном процессе активно используются ЭОР. Одним из способов использования ЭОР в профессиональной подготовке, является «погружение» в изучаемую дисциплину в форме мультимедийной среды. Таковым является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), представляющий собой пример мультимедийного образовательного ресурса нового поколения, включающего рабочую программу, теоретический и практический материал, дидактические материалы для организации самостоятельной работы, материалы для контроля знаний.

Использование ЭУМК на занятиях позволяет разнообразить учебный процесс, способствует увеличению продолжительности непроизвольного внимания. ЭУМК использоваться как средство повышения наглядности, например, преподаватель может применять ЭУМК при подготовке к занятию как источник информации, использовать в качестве наглядных примеров как средство при подготовке раздаточного материала, для

56

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

закрепления и повторения нового материала, для организации исследовательской проектной деятельности, для обучения студентов бакалавриата работе с информацией.

Востребованность именно ЭУМК во многом была обусловлена возможностями образовательной среды, отличающейся согласованностью содержания и структуры, потенциальной многовариантностью при выборе образовательной траектории, доступностью материалов учебника для копирования и распечатывания фрагментов текста и иллюстраций.

Все это стимулирует будущих бакалавров к творческой работе по созданию на основе материалов ЭУМК собственной «базы знаний», расширяющей рамки учебника новыми материалами, ссылками на дополнительные источники, в том числе и Интернет.

Дополнительным доводом в пользу электронной версии явились особенности, связанные с содержательной стороной имевшихся материалов - соблюдение общих принципов и системности изложения при значительном объеме текстовой, графической и видео информации.

В формировании ИКТ-компетентности особое место занимает дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», цель которой сформировать у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Изобразительное искусство и мировая художественная культура» систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании, составляющих основу формирования компетентности специалиста по применению ИКТ в будущей профессиональной деятельности.

Организационно дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» обеспечивается следующим учебно-методическим комплексом:

• лекционные занятия, которые предполагают компьютерное сопровождение в демонстрационном режиме. Для обеспечения визуализации учебной информации лекционного курса нами используются компьютерные презентации и видео-уроки;

• самостоятельная деятельность, вне аудитории (анализ информации по заданной теме, выбор, подготовка и оформление самостоятельной работы в рамках модуля, выполнение групповых заданий).

• исследовательские лабораторные занятия, ориентированные на формирование ИКТ-компетентности.

При реализации исследовательских лабораторных занятий нами используются разнообразные направления новых педагогических технологий таких как: использование метода учебных проектов; обучение в сотрудничестве (cooperative learning); использование метода «Портфолио» в течение всего курса. Все материалы, создаваемые в процессе выполнения проекта, должны быть собраны вместе и оформлены. На каждом этапе выполнения проекта будущие бакалавры должны выполнять задания на рефлексию.

На лекционных занятиях будущие бакалавры получают теоретические знания. На лабораторных занятиях учатся совместно с преподавателем, а после самостоятельно разрабатывают и апробируют электронные ресурсы. При этом изучение технологий создания электронного ресурса должно осуществляться будущими бакалаврами в процессе создания индивидуальных (или командных) проектов. Для этой цели будущие бакалавры педагогического образования могут пользоваться различными информационными источниками.

Содержание лабораторных занятий определяется следующими темами: поиск информации образовательного назначения на заданную тему в сети Интернет; разработка учебно-методических материалов для разных этапов урока, с использованием инструментальных программных средств; создание электронного журнала успеваемости учащихся средней школы средствами MS Excel; создание Web-ресурса образовательного назначения; разработка фрагмента электронного учебного курса по заданной теме школьного курса средствами Microsoft FrontPage; оценка качества программного средства учебного назначения (в том числе реализованного на CD-ROM); разработка теста по заданной теме школьного курса с использованием инструментальных программных средств и системы тестирования MyTestX.

В нашей работе мы учим студентов бакалавриата создавать ЭОР, построенный по принципу разветвленной компьютерной обучающей программы. Первый - низший -базовый уровень должен содержать основные понятия, определения предмета и иллюстрации этих понятий и определений. Со-

Психолого-педагогические науки •••

ставляя не более четверти от общего объема учебника, этот уровень, тем не менее, должен давать законченную целостную картину предмета. Именно поэтому мы проводим со студентами работу по выделению из учебного материала наиболее важных основополагающих понятий и определений, т. е. ядерного материала без знания которого невозможно дальнейшее продвижение по курсу. Второй - основной уровень может составлять примерно половину учебного материала и содержать подробное изложение всех вопросов учебной программы: темы, параграфа, курса. Наконец, третий уровень включает углубленное изложение отдельных вопросов для тех учащихся, которые желают расширить свои знания в данном вопросе.

Дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»

57

нацелена на формирование компетенций [1. С. 5-8]: ОК-1, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-11.

Нами также организован и проводится научный кружок «Web-дизайн». Программа научного кружка нацелена на достаточно глубокое знакомство будущих бакалавров со всеми основными Web-технологиями на стороне клиента. К ним относятся в порядке следования освоения: HTML, CSS и

JavaScript, с использованием методов исследовательской, проектной деятельности. Занятия проходят со студентами старших курсов по модульному принципу и предполагают практическое выполнение индивидуальных и групповых заданий, а также выполнение и защиту проектной работы в области Web-технологий.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). М., 2011. 25 с.

References

1. Federal State Educational Standard of the higher professional education in the training direction 050100 “Pedagogical education” (qualification (degree) "Bachelor"). M., 2011. 25 p.

Literatura

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po naprav-leniju podgotovki 050100 “Pedagogicheskoe obrazovanie” (kvalifikacija (stepen') «bakalavr»). M., 2011. 25 s.

Статья поступила в редакцию 24.11.2014 г.

УДК 378

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

THE GRADUATES’ EMPLOYMENT AS AN INDICATOR OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT EFFECIENCY

© 2015 Гаджиев Г. М., Рамазанов С. А.*, Маитханова К. Д.**

Министерство образования и науки Республики Дагестан ^Дагестанский государственный университет **Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Gadzhiev G. M., Ramazanov S. A.*, Maitkhanova K. D.**

Ministry of Education and Science of the Republic of Dagestan

*Dagestan State University **Dagestan State Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.