УДК 378.2
Везиров Тимур Гаджиевич
доктор педагогических наук.
Дагестанский государственный педагогический университет timur.60@mail. ru
Шахназарова Патит Тайгибовна
старший преподаватель кафедры музыковедения
хорового дирижирования и методики
музыкального образования Дагестанского
государственного педагогического университета
pshahnazarova@mail. ru
Timur G. Vezirov
doctor of pedagogical sciences.
Dagestan state pedagogical university
Patit T. Shakhnazarova
senior teacher of chair of musicology of choral
conducting and technique of music education of the
Dagestan state pedagogical university
pshahnazarova@mail .ru
Программно - методическое обеспечение в подготовке бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура»
Program - methodical mintenance bachelors in profile « Music and world art
culture»
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые составляющие программно-методического обеспечения в подготовке бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура», в частности, модуль «Национальные музыкальные инструменты Дагестана» электронного учебно-методического материала (ЭУММ) «Традиции и культура народов Дагестана», автоаккомпаниатор Band-in-a Box и авторская мультимедийная презентация на тему «Творчество Роберта Шумана».
Abstract. This article discusses some of the components of methodical software to prepare bachelors in profile "Music and World Art Culture", in particular module "National musical instruments Dagestan" electronic training and methodological material (EUMM) "Traditions and culture of the peoples of Dagestan", avtoakkompaniator Band-in-a Box and author a multimedia presentation on the theme "Creativity by Robert Schumann."
Ключевые слова: подготовка бакалавров, программно-методическое обеспечение, электронный учебно-методический материал, мультимедийная презентация, профиль «Музыка и мировая художественная культура».
Keywords: baccalaureate, methodical software, electronic teaching and methodological materials, multimedia presentation, profile "Music and world culture."
Современное образование переживает переход на новый этап модернизации, связанный с информатизацией общества. Реформирование образования, связанное с присоединением России к Болонскому процессу, ставит вопрос о пересмотре подходов к обучению, методик и подачи информации. Одной из важнейших задач Федеральной целевой программы развитие образования на 2011 - 2015 гг. является приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с требованиями инновационного социально - ориентированного развития. Наиболее приоритетным направлением формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года является обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями экономики, обновления содержания и технологий образования, обеспечивающего баланс фундаментальности компетентностного подхода. Все это требует усиления технической базы в подготовке бакалавров педагогического образования. Для осуществления данных целей используются программные средства учебного назначения, используемые в образовательных целях.
В различных источниках можно встретить обоснование такого вида обеспечения учебного процесса, как программно-методическое, которое возникло с появлением в вузах компьютерных средств обучения, необходимостью их программной и методической поддержки. Это привело к разработке в вузах программно-методических комплексов, представляющих собой совокупность программных продуктов учебного назначения, созданных под конкретные методики обучения.
Под программными средствами учебного назначения понимают программные продукты, предназначенные для решения отдельных учебно-воспитательных задач.
Под обеспечением учебного процесса программно-методическими средствами ряд исследователей понимают следующие виды деятельности:
• применение программных средств в учебном процессе в качестве средства обучения и развития учащихся, а также объекта изучения на уроках музыки,
• методическая деятельность учителя по разработке обучающих программ на основе использования инструментальных программных средств [4].
Одним из таких программно - методических решений данной проблемы нам видится введение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Важным свойством ЭОР является интерактивность, которая обеспечивает возможность самостоятельной работы за счет использования активно -
деятельностных форм обучения, а также возможность более полноценного обучения вне аудитории.
В работе [1] авторы выделяют следующие преимущества ЭОР перед традиционными учебниками:
• создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы с ЭОР;
• более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;
• возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);
• возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов и звукозаписей и др.);
• возможность автоматизированного контроля и более объективного оценивания знаний и умений;
• возможности поиска информации и более удобного доступа к ней (гипертекст, гипермедиа, закладки, автоматизированные указатели, поиск по ключевым словам и др.).
Одним из разновидностей ЭОР является электронный учебно-методический материал (ЭУММ). Состав его может варьироваться, но в любом случае ЭУММ должен обеспечивать в соответствии с программой дисциплины:
• возможность самостоятельного изучения материала;
• контроль знаний обучающегося;
• возможность тренинга;
• методическое сопровождение при организации всех видов занятий;
• дополнительную информационную поддержку (дополнительные учебные и информационные материалы) [2].
В своей работе [3] Г. Тараева определяет несколько заповедей электронной поддержки образования:
1. рациональный отбор и иерархическое структурирование учебной информации;
2. электронное обеспечение контроля и тренинга;
3. оптимальный комфорт обучения с компьютером;
4. мониторинг качества электронного обучения;
5. положительная мотивация обучения с компьютером.
Для улучшения качества образования на факультете музыки при Дагестанском государственном педагогическом университете в рамках дисциплин «Современные музыкальные технологии», «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» нами разработан электронный учебно-методический материал «Традиции и культура народов Дагестана», который размещен на сайте портала дистанционного обучения «СКИФ» (http://skif.donstu.ru) в разделе «Дагестанский государственный педагогический университет».
Данный электронный учебно-методический материал используется при изучении таких дисциплин регионального компонента, как «Народное музыкальное творчество», «Музыкально - фольклорный практикум».
Данные дисциплины направлены на повышение профессиональных компетенций студентов бакалавриата по профилю «Музыка и мировая художественная культура» в области традиционных видов искусств.
Оптимальным условием в этом направлении является использование интерактивных средств обучения, в частности ЭУММ, при изучении дисциплин регионального компонента.
По нашему мнению, организация учебного процесса по данным дисциплинам с использованием ЭУММ позволяет:
■ повысить интерес будущих бакалавров за счет наглядности, интерактивности, занимательности;
■ повысить мотивацию самостоятельного изучения традиционной культуры;
■ развивать и повышать учебную инициативу, способности и интересы студентов бакалавриата.
Введение инновационных методов во всех ступенях образования, таких как электронные средства обучения, интерактивный диалог, приближает нас к поставленной цели - повышению интереса подрастающего поколения к сохранению традиционной культуры народов Дагестана.
Данный электронный учебно-методический материал состоит из следующих модулей:
1. Введение.
2. Национальные музыкальные инструменты Дагестана.
3. Национальные костюмы Дагестана.
4. Поэзия народов Дагестана.
5. Праздники народов Дагестана.
6. Промыслы народов Дагестана.
7. Хореографическое искусство Дагестана.
Остановимся на разработанном автором модуле «Национальные музыкальные инструменты Дагестана», который содержит одиннадцать слайдов, включающих информацию о национальных народных инструментах.
Данный модуль структурирован так, чтобы будущий бакалавр мог получить всю необходимую информацию по теме. Одним из замечательных достижений информационных технологий является гипермедиа, позволяющая услышать звучание и просмотреть видео о способах звукоизвлечения.
Модуль содержит историю становления и развития инструментальной музыки Дагестана, прошедшей длительный путь развития от примитивных до усовершенствованных, вошедших в состав оркестра, народных инструментов, которые структурированы по группам.
Программа «Автоаккомпаниатор Band-in-a Box», являющаяся одной из составляющих программно-методического обеспечения, нами используется при изучении дисциплин «Современные музыкальные технологии» и «Компьютерные технологии в музыкальном образовании».
Преимуществом данной программы является возможность создавать аранжировки, а также использовать в качестве аккомпанирующего оркестра.
Используя данную программу, будущие бакалавры создают собственные музыкальные композиции в сопровождении партии солиста, записывают мелодию разными способами, редактируют мелодию, записывают поверх уже готовой аранжировки еще и партию солиста, которую сама же генерирует в соответствии с указанными параметрами.
На практических занятиях по данным дисциплинам, а также в организации самостоятельной работы, студентами применяется авторская мультимедийная презентация по теме «Творчество Роберта Шумана», разработанная в программной среде Power Point. Презентация содержит 15 слайдов, которые содержат библиографический материал, а также звучание основных фортепианных произведений Р. Шумана.
Результаты опытно-экспериментальной работы на основе рассмотренного программно-методического обеспечения показали высокий коэффициент усвоения учебного материала по данным дисциплинам, высокий уровень мотивации, активизации познавательной самостоятельности у студентов бакалавриата по профилю «Музыка и мировая художественная культура».
Литература
1. Везиров Т.Г. Формирование информационной компетентности студентов магистратуры в процессе разработки электронных образовательных ресурсов / Т.Г. Везиров, Д.Б. Гаджимагомедова // Информатика и образование. - М., 2012. - №36. - С.124-126.
2. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003.
3. Софронова Н. В. Теоретические и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами: На примере общеобразовательной области "Информатика". Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-i-tekhnologicheskie-osnovy-obespecheniya-uchebnogo-protsessa-programmno-metod#ixzz2v9jmDC4E
Literature
1 . T.G. viewfinders formation of information competence of students of a magistracy in the course of development of electronic educational resources / T.G. Vezirov, D.B. Gadzhimagomedova//Informatics and education. - M, 2012. - No. 36. - Page 124-126.
2 . Development of computer textbooks and training systems. M.: 2003.
3 . Sofronova N. V. Theoretical and technological bases of ensuring educational process by program and methodical means: On the example of the general education Informatics area. Access mode: http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-i-tekhnologicheskie-osnovy-obespecheniya-uchebnogo-protsessa-programmno-metod#ixzz2v9jmDC4E