Научная статья на тему 'Использование электронных средств обучения при изучении дисциплин регионального компонента бакалаврами педагогического образования'

Использование электронных средств обучения при изучении дисциплин регионального компонента бакалаврами педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / BASIC LEARNING TOOLS / MULTIMEDIA PROJECT / NATIONAL INSTRUMENTS OF DAGESTAN / REGIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахназарова Патит Тайгибовна

В статье рассматриваются вопросы применения электронных средств обучения в дисциплине регионального компонента «Народное музыкальное творчество». В качестве примера рассматривается мультимедийный проект по теме «Дагестанские национальные инструменты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of elementary learning tools in the regional component subjects study by Teacher Education bachelors

The article considers the application of basic learning tools in the subject of regional component "Folk Music". As an example, multimedia project on the theme "National instruments of Dagestan".

Текст научной работы на тему «Использование электронных средств обучения при изучении дисциплин регионального компонента бакалаврами педагогического образования»

научно-методический электронный журнал

Шахназарова П. Т. Использование электронных средств обучения при изучении дисциплин регионального компонента бакалаврами педагогического образования // Концепт. - 2013. -№ 06 (июнь). - ART 13130. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13130.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

ART 13130

УДК 371.132:004.9 49965. - issn 2304-120X.

Шахназарова Патит Тайгибовна,

старший преподаватель кафедры теории и истории музыки и методики музыкального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала pshahnazarova@mail.ru

Использование электронных средств обучения при изучении дисциплин

регионального компонента бакалаврами педагогического образования

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения электронных средств обучения в дисциплине регионального компонента «Народное музыкальное творчество». В качестве примера рассматривается мультимедийный проект по теме «Дагестанские национальные инструменты».

Ключевые слова: электронные средства обучения, региональный компонент, мультимедийный проект, дагестанские инструменты.

Одной из составляющих методической системы обучения конкретных дисциплин являются средства обучения.

Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на:

- печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.);

- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т. п.);

- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски):

- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.);

- тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.);

- учебная техника (автомобили, тракторы, и т. д.).

Также средства обучения делятся на материальные и идеальные, которые классифицируются по трем направлениям.

1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.).

2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.).

3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.).

Вхождение современного общества в новое информационное пространство

предоставило возможность перейти на качественно новый уровень образования. Пересмотр традиционных средств обучения и внедрение информационнокоммуникативных технологий в современные методы обучения повышают усвоение информации, делают ее доступной и удобной для восприятия. Для этих целей используются различные средства обучения.

Наибольшее распространение получили электронные средства обучения (ЭСО) или электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13130.htm

научно-методический электронный журнал

Шахназарова П. Т. Использование электронных средств обучения при изучении дисциплин регионального компонента бакалаврами педагогического образования // Концепт. - 2013. -№ 06 (июнь). - ART 13130. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13130.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

ART 13130

УДК 371.132:004.9 49965. - issn 2304-120X.

К электронным средствам обучения относится: интерактивная доска, представляющая собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Интерактивные электронные доски бывают активные и пассивные.

Активную электронную доску необходимо подключить к источнику питания и к компьютеру с помощью проводов.

Пассивная электронная доска не содержит в своей поверхности никаких датчиков и не нуждается в подключении. Ее не нужно подключать к компьютеру или проектору, нет необходимости прокладывать кабели через весь класс. Ее можно беспрепятственно перемещать из одного кабинета в другой.

В современной системе подготовки бакалавров к творческому использованию информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности являются формы обучения, основанные на дидактических возможностях информационных и коммуникационных технологий; мультимедийная лекция; лабораторная работа на базе информационных и коммуникационных технологий; самостоятельная работа, основанная на создании электронных материалов; дистанционное обучение; защита творческих проектов. Эти формы обучения можно реализовать, используя интерактивные средства обучения.

Нами разработан мультимедийный проект по дисциплине «Народное музыкальное творчество», который апробируется в учебном процессе факультета музыки ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

Данная дисциплина изучается в четвертом семестре, общее количество часов - 36.

Роль и место дисциплины в числе обязательных предметов очень значимо. Ориентиры современного общества на восточные и западноевропейские идеалы искореняют этническую самоидентификацию, что, в конечном итоге, приводит к упадку духовных ценностей. В данной ситуации необходимо создание атмосферы, в которой у подрастающего поколения проявится интерес к своей этнокультуре. Другими словами, необходимо «переориентировать» молодежь в правильном направлении. Введение дисциплины «Народное музыкальное творчество» направлено на вовлечение студентов для изучения памятников традиционной культуры, мотивации сохранении и трансляции музыкального фольклора.

Одним из ключей в решении данной проблемы нам видится во внедрении в образовательный процесс дисциплин регионального компонента. Не маловажным остается вопрос правильной организации и подачи информации с учетом оптимального восприятия материала. Научно доказано, что наглядно поданная информация (процент усвоения 25%) в купе с аудио информацией (процент усвоения 12%) воспринимается до 65%. На помощь приходят электронные средства обучения, а именно мультимедиа проекты.

В связи с постоянным развитием информационных технологий знания в области мультимедийных технологий являются необходимым атрибутом профессиональной пригодности в обществе.

Одним из наиболее эффективных активных методов освоения интерактивных средств обучения являются проекты, основанные на использовании мультимедиа ресурсов самими обучаемыми в процессе обучения. Это позволяет бакалаврам педагогического образования овладеть необходимыми пользовательскими технологическими умениями работы с мультимедийными ресурсами и сайтами Интернет: использование основных популярных программных средств, таких как PowerPoint, FrontPage, Internet navigator, Outlook Express и т. п., поисковыми каталогами и системами.

«VI *5 <Х»

http://e-koncept.ru/2013/13130.htm

научно-методический электронный журнал

Шахназарова П. Т. Использование электронных средств обучения при изучении дисциплин регионального компонента бакалаврами педагогического образования // Концепт. - 2013. -№ 06 (июнь). - ART 13130. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13130.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

ART 13130

УДК 371.132:004.9 49965. - issn 2304-120X.

Мультимедийные программы с интерактивным интерфейсом, снабженные графическим, видео и звуковым сопровождением, превращают работу пользователя в творческий труд, приносящий удовлетворение.

Педагогический опыт показывает, что, активно используя в учебном процессе интерактивные и проектные методы обучения и мультимедийные технологии, достигаются высокие образовательные результаты, необходимые для жизни в современном информационном обществе, а именно:

- повышается познавательная активность на основе развития критического мышления и умения получать информацию по технологиям Интернет;

- развиваются коммуникативные навыки работы, как в группе, так и со своими сверстниками через Интернет;

- становление активной творческой и жизненной позиций во всех областях деятельности, включая учебную, вплоть до создания собственных образовательных информационных ресурсов;

- принятия нравственных норм и правил совместной деятельности, межкуль-турного взаимодействия, т. е. воспитание толерантности.

Компенсировать недостаток практических навыков в области интерактивных средств обучения дает возможность метод проектов. Самый подходящий класс проектов - мультимедийные. Они интересны еще и тем, что позволяет реализовать межпредметные связи.

В процессе создания мультимедийный проект проходит следующие этапы: разработка темы, моделирование, реализация, анализ выполненного проекта, корректировка по результатам анализа, защита проекта.

Создание проекта - это практическое воплощение знаний, полученных студентами в процессе обучения в педвузе.

Эффективность обучения с помощью мультимедийных проектов в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным интерактивными средствами обучения обучающий работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между бакалавром и преподавателем. Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования: разъяснить студентам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей; возбуждать интерес у бакалавров, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание [1].

Мультимедийные технологии превратили наглядность из статистической в динамическую, т. е. появились возможность отслеживать изучаемые процессы во времени, моделировать их, интегративно менять их параметры. Довольно часто демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, и в этом случае мультимедийные средства являются единственные пригодными. Это связано с возникновением информационных сред обучения и виртуальных образовательных пространств, где в качестве посредника выступают современные средства ИКТ.

Появляются новые формы организации учебной информации, позволяющие студентам выбирать индивидуальную траекторию обучения.

В настоящее время, из различных средств, используемых для создания электронных образовательных ресурсов, наиболее популярным становится программа МЭ PowerPoint, позволяющая создавать не только наглядные средства обучения, но

http://e-koncept.ru/2013/13130.htm

научно-методический электронный журнал

Шахназарова П. Т. Использование электронных средств обучения при изучении дисциплин регионального компонента бакалаврами педагогического образования // Концепт. - 2013. -№ 06 (июнь). - ART 13130. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13130.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

ART 13130

УДК 371.132:004.9 49965. - issn 2304-120X.

и интерактивные материалы. Данное средство является совершенным инструментом с большими возможностями, легким для освоения, помогающим учителю творчески подготовить электронные материалы к уроку за оптимально короткое время.

PowerPoint - эффективное средство для создания презентации с наглядным и информативным представлением материала. PowerPoint служит для подготовки электронных показов слайдов, создания Web-страниц, заметок докладчика и распечаток для выдачи аудитории.

Основной потенциал программы PowerPoint заключен в мультимедиа и интерактивности создаваемых в ней учебных презентаций, имеющая большой набор инструментов [2].

Использование электронных средств обучения нашло свое применение и в дисциплинах регионального компонента, таких как «Народное музыкальное творчество».

Дисциплина «Народное музыкальное творчество» состоит из двух блоков.

1. Русский музыкальный фольклор.

2. Дагестанский музыкальный фольклор.

Для сравнения представим типовой урок. Изначально излагается лекционная часть (педагог начитывает материал, а студент его записывает). Но специфика данного предмета предполагает параллельное демонстрирование музыкальных примеров, рисунков, фотографий. При этом необходимо учитывать, что обеспечение наглядности на уроках требует определённых манипуляций. Мы часто используем в учебном процессе звучание аудиозаписи, демонстрируем схемы на доске, используем ноты для убедительности анализа и прочее. Однако, перемотка пленки вперед - назад, замена кассет, приводит к потере драгоценного времени. Использование Ой дисков также имеет свои недостатки: не возможность выделить конкретный фрагмент из произведения, что приводит к необходимости прослушивания трека целиком. Наглядные пособия также сопряжены с определенными рутинными действиями, отнимающими время.

Совсем иначе выглядит урок с использованием электронных средств обучения.

В качестве примера рассмотрим тему «Дагестанские национальные музыкальные инструменты». Проект содержит в себе 15 слайдов, каждый из которого оснащен фотоиллюстрациями, а также аудио примерами.

Региональная специфика дисциплины предполагает знание дагестанских национальных музыкальных инструментов. Здесь на помощь придет жанр музыкальной хрестоматии. Специфика всех презентативных форм электронной поддержки учебного процесса, сводится к двум разновидностям: энциклопедии и хрестоматии. Их объединяет многоуровневость, системная дифференциация, краткость. Подготовку мультимедийного проекта можно условно разделить на отдельные этапы: звуковая хрестоматия, нотная хрестоматия, видео и фото хрестоматия. В результате мультимедиа проекта в данной дисциплине студент получает следующие возможности.

1. Наглядно видеть каждый инструмент.

2. В динамике изучать конструкцию конкретного инструмента.

3. Услышать при помощи гиперссылки звучание национальных инструментов.

В результате освоения дисциплины регионального компонента студент должен:

- уметь различать тембровые особенности дагестанских национальных инструментов;

- знать принадлежность музыкального инструмента к этнической группе;

- обладать знаниями в области конструкции, а также звукового строя инструмента;

- знать технологию изготовления инструмента;

- иметь представления о способах звукоизвлечения;

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13130.htm

КОНТ ТЕПТ

Шахназарова П. Т. Использование электронных средств обучения при изучении дисциплин регионального компонента бакалаврами ____________________ ________________ педагогического образования // Концепт. - 2013. -

иаучио-летодтесюш ^*про*ш»Х щр1ши

АКТ 13130 УДК 371.132:004.9 49965.-СТ2304-120Х.

- заимствованность инструментария другими этносами;

- уметь классифицировать национальные музыкальных инструменты.

Кроме того, представлена таблица (табл. 1), где дана классификация наиболее распространенных инструментов. В таблице инструменты сгруппированы по принципу звукоизвлечения, что значительно облегчает восприятие и освоение информации.

Таблица 1

Классификация наиболее распространенных национальных музыкальных инструментов

Аэрофоны (духовые инструменты) Хордофоны (струнные инструменты) Мембранфоны (мембранные инструменты)

Зурна Тамур Жерген (бубен)

Ясти-балабан Тар Типлипитом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пештеру Чунгур Гавал

Шятахи Саз Кали

Агач-кумуз Теп

Чагана Чиргилу

Кеманча

Мандолина

Пандур

Кумуз

Изучение дисциплины «Народное музыкальное творчество» с использованием электронных средств обучения дает перспективу развития тенденции сохранения духовных ценностей наших предков.

Ссылки на источники

1. Везиров Т. Г., Гамзатова П. Ш. Методические подходы к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов учебного назначения: сб. статей. - Махачкала: ДГПУ, 2012.

2. Везиров Т. Г., Шахназарова П. Т. Некоторые аспекты использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» // Новые технологии в образовании. Материалы XIII международной научнопрактической конференции (24 декабря 2012 г.). - М., 2012. - 230 с.

Shakhnazarova Patit,

Senior lecturer in "Theory and history of music and music educations methods" of Dagestan State Pedagogical University

The use of elementary learning tools in the regional component subjects issn 2304-120X study by Teacher Education bachelors

Abstract. The article considers the application of basic learning tools in the subject of regional component "Folk Music". As an example, multimedia project on the theme "National instruments of Dagestan".

Keywords: basic learning tools, regional component, multimedia project, National instruments of Dagestan.

Рекомендовано к публикации:

Везировым Т. Г., доктором педагогических наук;

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412013506

http://e-koncept.ru/2013/13130.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.