Научная статья на тему 'Роль и место дисциплины «Компьютерные технологии в музыке» в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура»'

Роль и место дисциплины «Компьютерные технологии в музыке» в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА "КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВР ПО ПРОФИЛЮ "МУЗЫКА И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА" / АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахназарова Патит Тайгибовна

В статье рассматриваются некоторые методические аспекты реализации дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» в системе профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура», где важное место занимают авторские электронные издания и ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахназарова Патит Тайгибовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF DISCIPLINE "COMPUTER TECHNOLOGY IN MUSIC EDUCATION" IN THE TRAINING OF BACHELORS IN PROFILE "MUSIC AND WORLD CULTURE"

The article considers some methodological aspects of the implementation of discipline "computer technology in music education" in the vocational training system for bachelors in profile "Music and World Art Culture", which occupy an important place copyrights electronic publications and resources.

Текст научной работы на тему «Роль и место дисциплины «Компьютерные технологии в музыке» в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура»»

безопасность сотрудника ОВД должна основываться на достаточном уровне профессиональной подготовленности, предполагающем владение безопасными методами труда, сформированной личностной установке на выживание, психологических качествах, позволяющих адекватно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения и не терять самообладания в опасных ситуациях. Однако любая подготовка сама по себе не сможет создать сотруднику реально возможный уровень безопасности при решении конкретной профессиональной задачи, если он сам не приложит колоссальные усилия по формированию у себя психологических установок, конкретных знаний, умений и навыков обеспечения личной безопасности.

Библиографический список

1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учеб. / Под общ. ред. д-ра пед. наук, д-ра юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. - 480 с.

2. Горлов В.В., Кулемин В.В. Личная физическая безопасность сотрудников органов внутренних дел // Вестник ВИ МВД России. - 2009. - № 3. - С.65-73.

3. Жикривецкая Ю.В. Влияние стресс-факторов боевой обстановки на психику сотрудников отрядов особого назначения // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3 (40). - С. 46-48.

4. Жикривецкая Ю.В. Психологический анализ личностных качеств сотрудников ОВД при стрессовых ситуациях // Новый университет. - 2013. - № 4 (25). - С. 29-30.

5. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: справочное пособие / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. - М.: МВД РФ,1997.

6. Преображенский А.М. Специальная подготовка сотрудников внутренних дел: учеб. пособие / А.М. Преображенский. - М., 2006.

7. Чернов А.И. Организация личной безопасности сотрудников ОВД / А.И. Чернов. - Домодедово, 2001.

ПТ. Шахназарова РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «МУЗЫКА И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые методические аспекты реализации дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» в системе профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура», где важное место занимают авторские электронные издания и ресурсы. Ключевые слова: дисциплина «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», профессиональная подготовка, бакалавр по профилю «Музыка и мировая художественная культура», авторские разработки.

Patit Shakhnazarova THE ROLE AND PLACE OF DISCIPLINE "COMPUTER

TECHNOLOGY IN MUSIC EDUCATION" IN THE TRAINING OF BACHELORS IN PROFILE "MUSIC AND WORLD CULTURE"

Abstract. The article considers some methodological aspects of the implementation of discipline "computer technology in music education" in the vocational training system for bachelors in profile "Music and World Art Culture", which occupy an important place copyrights electronic publications and resources.

Keywords: discipline "computer technology in music education", training, bachelors in profile "Music and World Art Culture ", authoring.

Глобальные перемены во всех сферах жизнедеятельности человека, связанные с переходом к информационному обществу, обусловили необходимость новой парадигмы образования. Приняты

© Шахназарова П.Т., 2014

федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), приоритетным признан компетентностный подход, направленный на приобретение будущими выпускниками вузов компетенций, позволяющих принимать адекватные решения в профессиональной деятельности. Обязательным условием на современном этапе развития общества становится формирование в рамках любого направления подготовки информационно-коммуникативной компетенции, становление и развитие информационно-коммуникативной компетентности обучаемых [1].

ХХ век - век информатизации и высоких технологий - ставит новые педагогические задачи, связанные с внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Ориентация современного образования на модернизацию отражена в федеральной целевой программе «Развития образования на 2011-2015 годы», согласно которой приоритетными являются следующие направления:

- формирование новых институтов образования, моделей управления в условиях широкомасштабного использования ИКТ;

- оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии.

Анализируя ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр»), можно выделить следующие компетенции, связанные с применением ИКТ:

использование возможностей образовательной среды для обеспечения качеств образования, в том числе с применением информационных технологий;

- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией;

способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности.

Программы бакалавриата согласно требованиям новых ФГОС предполагают разработку разнообразных образовательных программ и модулей учебных дисциплин. Здесь важно, чтобы последние способствовали формированию компетенций, дающих бакалаврам возможность в дальнейшем продолжать учебу в магистратуре и самостоятельно совершенствовать профиль своей подготовки.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки (квалификация «бакалавр») записано: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [2]. Все эти нововведения могут быть полноценно реализованы вузом только в условиях использования современных образовательных технологий с привлечением электронного обучения, что, в свою очередь, требует создания информационно-обучающей среды на базе образовательного портала.

В учебном плане подготовки будущих бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» включены следующие дисциплины информационного цикла:

1. «Методика обучения информатике»;

2. «Программирование»;

3. «Электронные образовательные ресурсы»;

4. «Сервисное программное обеспечение»;

5. «Информационные системы»;

6. «Компьютерные системы»;

7. «Компьютерная графика»;

8. «Компьютерная практика»;

9. «Математика».

Одной из таких дисциплин является «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», которая входит в блок Б3.В.Д.В.10. На изучение данной дисциплины отводится 72 часа. Анализ проблемы роли и места дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» выявил противоречие между необходимостью подготовки будущих бакалавров в условиях информатизации образования и нерешенностью проблемы использования компьютерных технологий в музыкальном образовании.

Целью освоения дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» является формирование у будущих бакалавров системы знаний, умений и навыков в области использования музыкально-компьютерных технологий в учебной и будущей их профессиональной деятельности. Дисциплина «Компьютерные технологии» в музыкальном образовании является логическим продолжением дисциплин музыкально-теоретического цикла («Современные музыкальные технологии», «Музыкально-компьютерный практикум»).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать теоретические основы и практику применения музыкально-компьютерных технологий и музыкальных компьютерных инструментов;

уметь ориентироваться в специальной учебно-методической и научной литературе, применять рациональные приемы при поиске, отборе и систематизации информации, пользоваться современными ИКТ как при решении научно-исследовательских задач, так и в процессе профессиональной музыкально-педагогической деятельности;

владеть современными методами использования средств музыкально-компьютерных технологий при проведении занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности.

Преподавание дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, семинары, самостоятельную работу студента. Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий.

Информационные технологии: использование электронных образовательных ресурсов (электронный конспект, размещенный в локальной системе вуза) при подготовке к лекциям, практическим и лабораторным занятиям.

Проблемное обучение - стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

Обучение на основе опыта - активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения.

Междисциплинарное обучение - использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

Опережающая самостоятельная работа - изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий.

При изучении данной дисциплины студенты бакалавриата используют образовательные интернет-порталы (www.edu.ru - Российский образовательный портал и др.), а также авторские разра-

ботки. К таким разработкам относится электронный учебно-методический материал (ЭУММ) «Традиционная культура народов Дагестана» [3].

Автор статьи является разработчиком модуля «Дагестанские национальные музыкальные инструменты». В модуле представлены основные музыкальные инструменты, бытующие в Дагестане, их фотоиллюстрация, а также возможность воспроизведения звучания при помощи гиперссылки. На практических занятиях по данной дисциплине, а также в организации самостоятельной работы студентами применяется авторская мультимедийная презентация по теме «Творчество Роберта Шумана», разработанная в программной среде "Power Point". Презентация содержит 15 слайдов, которые содержат библиографический материал, а также звучание основных фортепианных произведений Р. Шумана.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что применение информационных технологий в подготовке бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» позволяет существенно повысить качество образовательного процесса, повышает у студентов интерес, способствует лучшему запоминанию учебного материала, позволяет осуществить подготовку с учетом современного уровня развития науки и культуры.

Библиографический список

1. Галкина Л.С. Современные информационные технологии в контексте реализации требований ФГОС ВПО / Л. С. Галкина // Информатика и образование. - 2013. - № 7 (246). - С. 90-94.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр». Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. - № 747.

3. Шахназарова П.Т., Везиров Т.Г. Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения / П.Т. Шахназарова, Т.Г. Везиров // Мир науки, культуры и образования. - 2013. - № 3 (36). - С. 102-104.

ТА. Шилова ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

г.в. Харитонова В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ

НА ДОЛЖНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье приводится описание проекта профессионального стандарта и подходов к исследованию психологической компетентности, раскрываются взаимосвязи психологической компетентности с другими видами компетентности в новых образовательных стандартах.

Ключевые слова: единица профессионального стандарта на должность «учитель», определяющих требование к психологическим компетентностям учителя, компетентность, психологическая компетентность, образовательный стандарт.

Tamara Shilova PROFESSIONAL COMPETENCE IN PSYCHOLOGICAL

Galina Kharitonova STANDARDS FOR THE POST OF TEACHER

Abstrac. The article describes the project and the professional standard approaches to the study of psychological competence, psychological competence disclosed relationship with other types of expertise in the new educational standards.

Keywords: unit of the professional standard for the position "teacher", defines the requirements for psychological competence of teachers, competence, psychological competence, educational standard.

Проблема психологической компетентности в профессиональных стандартах на должность учитель является одной из самых актуальных в образовании. Она неразрывно связана с наукой.

© Шилова Т.А., Харитонова Г.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.