Научная статья на тему 'Информационные и коммуникационные технологии в подготовке бакалавра музыкального образования'

Информационные и коммуникационные технологии в подготовке бакалавра музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BACHELOR / MUSIC EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPETENCE APPROACH / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / БАКАЛАВР / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахназарова П.Т., Шаулова З.В.

Статья посвящена роли и месту информационных и коммуникационных технологий в подготовке бакалавра музыкального образования. Основной составляющей такой подготовки выступает электронно-образовательная среда вуза, где компонентов является ЭОР На основе анализа опыта использования ЭОР на занятиях по музыке было выявлено, что их применение способствует повышению эффективности обучения. ЭОР улучшают результативность и способствуют рациональному использованию учебного времени, способствуют более глубокому усвоению нового материала. В статье описан опыт подготовки бакалавра музыкального образования на основе информационных технологий, который был реализован на практических заданиях на дисциплинах: «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», «Музыкальный редактор», «Современные компьютерные технологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахназарова П.Т., Шаулова З.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TRAINING BACHELORS IN THE SPHERE OF MUSIC EDUCATION

He article highlights the role and place of information and communication technologies in the preparation of bachelor of music education. The main component of such training is the electronic educational environment of the university, where the components are electronic. The research is based on the analysis of the experience of using electronic educational space in music classes, it was found that their use contributes to the effectiveness of training. ESM improves the performance and contribute to efficient use of instructional time and promote deeper understanding of new materials, increase motivation to learn on your own. The authors describe portals and educational sites that provide the opportunity to use EOR in music education. The article describes the experience of training a bachelor of music education on the basis of information technology, which was implemented on practical tasks in the disciplines: “Computer technology in music education”, “Music editor”, “Modern computer technology”.

Текст научной работы на тему «Информационные и коммуникационные технологии в подготовке бакалавра музыкального образования»

6. Парсонс T. О структуре социального действия. Москва: Академический Проект, 2000.

У. Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения: монография. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2011.

8. Шаталова Н.П. Конструктивная среда самообразования в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 136.

9. Шаталова Н.П. Способы, мотивы и факторы формирования конструктивности. Конструктивные педагогические заметки. 2015; 3-1 (3): 25.

10. Брызгалов И.В. Руководство экономической грамотностью студентов физкультурно-педагогического профиля. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019; 3: 18У.

References

1. Kozlova E.I. 'Ekonomicheskaya teoriya: mikro'ekonomicheskijaspekt: uchebnoe posobie. Lipeck: LGTU, 200У.

2. Levada Yu.A. Struktura social'naya. Filosofskaya 'enciklopediya. 19У0; 5: 64.

3. Kostina A.V. Teoreticheskie problemy sovremennoj kul'turologii: Idei, koncepcii, metody issledovaniya: monografiya. Moskva: URSS, 2009.

4. Semenova N.B. Struktura 'ekonomicheskoj kul'tury lichnosti. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2010; 4.1 (04): 154.

5. Sokolova G.N. 'Ekonomicheskaya sociologiya: uchebnoe posobie. Minsk: Vysh'ejshaya shkola, 2013.

6. Parsons T. O strukture social'nogo dejstviya. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2000.

У. Shatalova N.P. Azbuka konstruktivnogo obucheniya: monografiya. Krasnoyarsk: OOO «Nauchno-innovacionnyj centr», 2011.

8. Shatalova N.P. Konstruktivnaya sreda samoobrazovaniya v pedagogicheskom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 136.

9. Shatalova N.P. Sposoby, motivy i faktory formirovaniya konstruktivnosti. Konstruktivnye pedagogicheskie zametki. 2015; 3-1 (3): 25.

10. Bryzgalov I.V. Rukovodstvo 'ekonomicheskoj gramotnost'yu studentov fizkul'turno-pedagogicheskogo profilya. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019; 3: 18У.

Статья поступила в редакцию 30.03.19

УДК 378.2

Shakhnazarova P.T., senior teacher, Department of Musicology, Choral Conducting and Methods of Music Education, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: pshahnazarova@mail.ru

Shaulova Z.V., senior lecturer, Department of Musicology, Choral Conducting and Methods of Music Education, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail:pshahnazarova@mail.ru

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TRAINING BACHELORS IN THE SPHERE OF MUSIC EDUCATION. The article highlights the role and place of information and communication technologies in the preparation of bachelor of music education. The main component of such training is the electronic educational environment of the university, where the components are electronic. The research is based on the analysis of the experience of using electronic educational space in music classes, it was found that their use contributes to the effectiveness of training. ESM improves the performance and contribute to efficient use of instructional time and promote deeper understanding of new materials, increase motivation to learn on your own. The authors describe portals and educational sites that provide the opportunity to use EOR in music education. The article describes the experience of training a bachelor of music education on the basis of information technology, which was implemented on practical tasks in the disciplines: "Computer technology in music education", "Music editor", "Modern computer technology".

Key words: bachelor, music education, information and communication technologies, competence approach, electronic educational environment, electronic educational resource.

П.Т. Шахназарова, ст. преп. каф. музыковедения, хорового дирижирования и методики музыкального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: pshahnazarova@mail.ru

З.В. Шаулова, доц. каф. музыковедения, хорового дирижирования и методики музыкального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: pshahnazarova@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена роли и месту информационных и коммуникационных технологий в подготовке бакалавра музыкального образования. Основной составляющей такой подготовки выступает электронно-образовательная среда вуза, где компонентов является ЭОР На основе анализа опыта использования ЭОР на занятиях по музыке было выявлено, что их применение способствует повышению эффективности обучения. ЭОР улучшают результативность и способствуют рациональному использованию учебного времени, способствуют более глубокому усвоению нового материала. В статье описан опыт подготовки бакалавра музыкального образования на основе информационных технологий, который был реализован на практических заданиях на дисциплинах: «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», «Музыкальный редактор», «Современные компьютерные технологии».

Ключевые слова: бакалавр, музыкальное образование, информационные и коммуникационные технологии, компетентностный подход, электронно-образовательная среда, электронный образовательный ресурс.

Реформирование образования, связанное с присоединением России к Бо-лонскому процессу, ставит вопрос о пересмотре системы подготовки будущих специалистов. Профессиональное образование в России проходит процесс модернизации и переосмысления направлений и общих принципов развития требованиям инновационного социально-ориентированного развития. Современная модель образования на период до 2020 года выдвигает определенные требования, связанные с обеспечением инновационного характера образования. Реализация данных положений должна соответствовать требованиям экономики, обновлению технологий содержания и образования, которые приведет к обеспечению фундаментальности компетентностного подхода. Обозначенные позиции требуют перехода от традиционных методов обучения в пользу инновационных, а также усиления технической базы в подготовке бакалавров педагогического образования.

В исследованиях В.П. Беспалько, В.Ф. Шаталова, ГС. Альтшулле-ра, Ш.А. Амонашвилли, В.В. Ваграменко и многих других рассматриваются технологии использования ИКТ в подготовке бакалавров.

Теоретические аспекты использования ИКТ в профессиональном образовании разработаны в докторских диссертациях Ю.С. Брановского, А.Л. Денисова, Т.Г Везирова, Т.Л Шапошниковой, О.А. Абдуллиной, В.П. Зинченко, И.В. Роберт, В.А. Адольф.

Использования ИКТ в музыкальном образовании рассмотрены в трудах: Е.В. Назайкинского, Ю.Н. Рагса, А.В. Харуто и др.

Выпускник бакалавриата по направлению 44.03.01. - «Педагогическое образование» должен быть готов к таким видам профессиональной деятельности, как педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская. Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриат) показывает, что студент бакалавриата по данному направлению в своей будущей профессиональной деятельности должен решать следующие профессиональные задачи:

• Использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

• Формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

• Осуществления личностного роста и профессионального самообразования;

• Моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а так же собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

• Использование в профессиональной деятельности методов научного исследования;

• Организация культурного пространства. Разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Среди компетенций, которым должен соответствовать студент бакалавриата, мы выделили специальные компетенции, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий. Среди них:

2У8

• Готовность осуществлять конструирование, анализ, оценку содержания и процесса музыкального образования с использованием интерактивных средств обучения (СК-1);

• Готовность применять компьютерные технологии для усвоения музыкально-теоретических знаний в музыкально-образовательной деятельности (СК-

2);

• Способность использовать современные средства информационно-коммуникационных технологий на практике по специальностям (СК-3);

• Способность с помощью современных компьютерных средств обучения находить, обрабатывать и самостоятельно изучать информацию профессиональной сферы (СК-4).

Анализ исследований по проблемам подготовки специалистов для современной системы образования (Гребнев Л.С., Ткачева Ю.В., Станкевич П.В.) позволил выявить недостаточную готовность выпускников в педагогических вузах к использованию информационных технологий в процессе своей профессиональной деятельности.

И.В. Роберт [1] отмечает, что информатизация общества является глобальным социальным процессом, и доминантой здесь становится обработка, хранение, передача и использование информации, а также продуцирование, осуществляемые на базе современных средств информационного обмена и вычислительной техники.

Информатизация общества в свою очередь влечет за собой внедрение и развитие средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, которые позволяют:

- ускорение передачи знаний накопленного опыта от поколения к поколению, а также от одного человека к другому;

- успешную адаптацию к окружающей среде и социальным изменениям;

- созданию системы образования, идущим в ногу с информационным обществом и отвечающим требованиям реформирования системы образования.

Использование средств ИКТ в высшем образовании сводится к организации дистанционной формы обучения, осуществляемой путем включения в систему образования лиц, для которых иной способ невозможен. Обучение, основанное на интернет-технологиях (дистанционное обучение, телеобучение), направлены на выполнение новых функций и предполагают реализацию определенных принципов, одним из которых принцип интеграции, вхождения в мировое сетевое сообщество.

Педагог высшей школы должен не только знать ИКТ, но использовать их в своей профессиональной деятельности, применять свои знании в изменяющихся условиях электронной образовательной среды.

Одной из компетентностей будущего бакалавра является ИКТ - компетентность, которая является составной частью информационной, технологической культуры педагога. ИКТ - компетентность педагога проявляется в использовании компьютера при решении различных задач, в умении технологически мыслить, а также предполагает применение аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в педагогической деятельности.

В институте культуры и искусства Дагестанского государственного педагогического университета при изучении специальных дисциплин («Компьютерные технологии в музыкальном образовании», «Современные музыкальные технологии») будущий бакалавр изучает основы использования ИКТ в музыкальном образовании, на основе которых создает мультимедийную презентацию с использованием гипермедиа и гиперссылки. Результатом является практический опыт использования ИКТ в своей будущей профессиональной деятельности.

Автор диссертационного исследования [2] Т.Т. Везиров выделяет несколько уровней формирования ИКТ - компетентности:

• потребителя информации;

• пользователя компьютером;

• логического функционирования и знания характеристик оборудования;

• предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.

Важной составляющей такой компетентности являются интерактивные средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, назначение которых заключается в создании, сохранении и управлении учебным материалом на интерактивном экране.

В диссертационном исследовании П.Т. Шахназаровой [3] выделена следующая классификация средств обучения:

• Печатные пособия. К ним относятся учебники и учебные методические пособия, хрестоматии, рабочие тетради настенные карты, магнитные доски и настенные иллюстрации;

• Электронные образовательные ресурсы. К ним относятся мультимедийные учебники и энциклопедии, компьютерные программы и игры познавательного обучающего характера, различные образовательные ресурсы глобальной сети Интернет. А также слайды, презентации, учебные и образовательные видеофильмы.

И.В. Роберт под электронными образовательными ресурсами понимает учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ, с ориентацией на достижение следующих целей:

• предоставление учебной информации с применением технологии мультимедиа;

• интерактивный диалог с пользователем;

• контроль результатов обучения и продвижение в учении;

• возможность самообразования;

• организацию управления учебного назначения [4].

В настоящее время создано большое количество педагогических программных средств, предполагающих применение во всех предметах и дисциплинах средней школы и вуза: диалоговые обучающие системы, программы-тренажеры, электронные справочники, дидактические игры, демонстрационные программ и др., но значительная часть из них не позволяет изменить какие-либо параметры, а просто содержит иллюстрации, демонстрационные фрагменты.

В этих программных средствах используются интерактивные технологии которые позволяют:

• формировать коммуникативные навыки;

• развивать презентационные умения;

• формировать интерактивные умения для эффективного взаимодействия и принятия решений;

• формировать аналитические и экспертные умения и навыки;

• развивать креативность мышления.

Одним из интерактивных технологий являются электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

По мнению Т.Н. Суворовой, важную роль в проектировании ЭОР является системно-деятельностный подход в обучении, направленный на: конструирование и проектирование развивающей образовательной среды; формированию готовности непрерывному развитию и самообразованию обучающихся; повышение учебно-познавательной деятельности [5]. Кроме выше перечисленных, важным моментом является дидактические функции ЭОР, которые включают назначение, роль и место в учебном процессе. К ним относятся: формирование навыков исследователя; формирование знаний и умений в добывании информации из различных источников; организация совместной деятельности по созданию проектов и т. д. Важнейшим свойством ЭОР является интерактивность - важнейшее качество, обеспечивающее возможность самостоятельного обучения за счет использования активно-деятельностных форм обучения, а также более глубокого обучения вне аудитории.

Т. Г Везиров выделяет множество преимуществ ЭОР перед традиционными учебниками, одним из которых является:

• условия для самообразования, которые позволят обучаемому выбрать удобные для него время место работы с ЭОР;

• индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;

• возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);

• возможность применения в качестве уникальных информационных материалов - картин, рукописей, мультимедиа, видеофрагментов и звукозаписей технологий;

• возможность автоматизированного контроля и объективного оценивания знаний и умений;

• возможности поиска нужной информации и более удобного доступа к ней (гипермедиа, гипертекст, закладки, поиск по ключевым словам и

др.) [6].

Представление электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет следующие преимущества: автоматизации процесса создания методических пособий и их хранения данных в любой форме; работа неограниченным объемом данных; возможность адаптации к индивидуальным потребностям обучающегося; удобство поискового механизма, когда при помощи гиперссылок моно перемещаться как в самом тексте, так и за его пределами (переход на сайт); возможность общения в сети с другими учащимися для обмена опытом и знаний. Из опыта использования ЭОР на занятиях по музыке мы выявили, что их применение способствует повышению эффективности обучения. Улучшает результативность и способствует рациональному использованию учебного времени, способствует более глубокому усвоению нового материала, повышает мотивацию к самостоятельному обучению. На сегодняшний день существуют порталы, которые предоставляют возможность использования ЭОР в музыкальном образовании.

• http://orpheusmusic.ru/dir

• http://lib-notes.orpheusmusic.ru/

• http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p59aa1.html

• http://www.muzzal.ru/index.htm

• http://www.kindermusic.ru/index.htm и др.

Эти образовательные сайты можно использовать на практических заданиях на следующих дисциплинах: «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», «Музыкальный редактор», «Современные компьютерные технологии».

Теоретический анализ и практическая реализация информационных и коммуникационных технологий, в том числе и электронных образовательных ресурсов в музыкальном образовании на примере дисциплин «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», «Музыкальный редактор» в подготовке бакалавров в ДГПУ показали их высокую эффективность.

Библиографический список

1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Везиров Т.Т. Формирование профессиональных умений будущих учителей математики на основе Web технологий. Диссертация ...кандидата педагогических наук. Махачкала, 2009.

3. Шахназарова П.Т. Педагогические условия использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура». Диссертация .кандидата педагогических наук. Махачкала, 2017.

4. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие. Под редакцией И.В. Роберт. Москва, 2008.

5. Суворова Е.В. Использование системно-деятельного подхода и интерактивны технологий как условие формирования ИКТ - компетентности младших школьников. Информатика и образование. 2012; 10: 23.

6. Шихмурзаева А.Б., Везиров Т. Г Электронные образовательные ресурсы в развитии ИКТ-компетентности будущих бакалавров педагогического образования. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 122 - 123.

References

1. Robert I.V. Teoriya imetodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskiji tehnologicheskij aspekíy). Moskva, 2010.

2. Vezirov T.T. Formirovanieprofessional'nyh umenijbuduschih uchitelejmatematikina osnove Web tehnologij. Dissertaciya ...kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2009.

3. Shahnazarova P.T. Pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya interaktivnyh sredstv obucheniya v podgotovke bakalavrov po profilyam «Muzyka» i «Mirovaya hudozhestvennaya kul'tura». Dissertaciya .kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2017.

4. Robert I.V. Informacionnye ikommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod redakciej I.V. Robert. Moskva, 2008.

5. Suvorova E.V. Ispol'zovanie sistemno-deyatel'nogo podhoda i interaktivny tehnologij kak uslovie formirovaniya IKT - kompetentnosti mladshih shkol'nikov. Informatika i obrazovanie. 2012; 10: 23.

6. Shihmurzaeva A.B., Vezirov T.G. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy v razvitii IKT-kompetentnosti buduschih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 122 - 123.

Статья поступила в редакцию 30.03.19

УДК 378.146:51

Shved E.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Head of Department Higher Mathematics, Omsk State Transport University

(Omsk, Russia), E-mail: shvedsv@yandex.ru

Bolotyuk V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia), E-mail: rombva@mail.ru

Bolotyuk L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia), E-mail: 4liudmila@gmail.com

MODIFICATION OF EVALUATION MATERIALS ON "MATHEMATICS" WITH REFERENCE TO THE SECTION "INTRODUCTION TO MATHEMATICAL ANALYSIS". The article deals with a problem of arranging the ongoing monitoring of learning achievements in the section "Introduction to mathematical analysis". The authors modify evaluation materials with the aim of facilitating learning of students and raising evaluation rating. The developed procedure of arranging the ongoing monitoring is applied to the students specializing in "Train traffic enforcement system". The experimental variant evaluating student practical skills involves implementing 5 verification works instead of one test. The article summarizes the results of the experiment, which give evidence of the appropriateness of the chosen approach. However, the authors note a disadvantage of this technique: discrete learning of material does not allow establishing strong links between studied mathematical objects and their characteristics.

Key words: high mathematics, mathematical analysis, aim, optimization, software, generator, unguided work, ongoing monitoring.

Е.А. Швед, канд. физ.-мат. наук, доц., и.о. заф. каф. высшей математики, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск,

Е-mail: shvedsv@yandex.ru

В.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Е-mail: rombva@mail.ru

Л.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, E-mail: 4liudmila@gmail.com

МОДИФИКАЦИЯ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА» НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

В статье раскрывается проблема организации текущего контроля успеваемости по разделу «Введение в математический анализ». Авторы модифицируют оценочные материалы с целью улучшения усвоения учебного материала студентами и повышения рейтинговой оценки. Разработанная методика проведения текущего контроля реализована для студентов, обучающихся по специальности «Система обеспечения движения поездов». Экспериментальный вариант при оценке практических умений студентов решать задачи заявленной тематики предполагает проведение 5 проверочных работ вместо одной контрольной работы. В статье приведены результаты эксперимента, которые свидетельствуют о верно выбранном подходе. При этом авторы отмечают «минус» данной методики: дискретный подход к изучению материала не позволяет установить прочные взаимосвязи между изучаемыми математическим объектами и их свойствами.

Ключевые слова: высшая математика; математический анализ; задача; оптимизация; программный продукт; генератор; программа; самостоятельная работа, текущий контроль.

ФГОС ВО последнего поколения ориентированы на компетентностный подход в обучении, что предусматривает, помимо всего прочего, овладение обучающимися различными видами деятельности, в первую очередь, связанными с профессиональной направленностью. Однако структура учебного плана по-прежнему предусматривает наличие конкретных дисциплин, призванных поэтапно формировать компетенции, заложенные стандартом и закрепленные за данной дисциплиной. Оценка уровня сформированности той или иной компетенции в рамках конкретной дисциплины, разумеется, предполагает овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками. В связи с этим в процессе обучения возникает естественная задача организации и проведения, как текущего контроля успеваемости, так и промежуточной аттестации по каждой дисциплине.

Поскольку одной из важнейших задач образования остается повышение качества обучения, следует отметить, что при современном недостаточном уровне подготовки абитуриентов, в частности, по математике, особую роль приобретает разработка и внедрение не только новых методик преподавания, но и новых форм организации текущего и итогового контроля успеваемости. Например, в Омском государственном университете путей сообщения на кафедре

высшей математики по каждому из разделов, включенных в стандартный курс математики, причем как для инженерных, так и для экономических и гуманитарных направлений подготовки, постоянно разрабатываются, совершенствуются и внедряются современные методики. Одним из ключевых разделов математики, который изучается студентами всех специальностей и направлений подготовки, является математический анализ. Это объясняет интерес преподавателей-практиков к изучению и разработке методик, позволяющих обеспечить более высокий и качественный уровень овладения обучающимися учебным материалом, с целью дальнейшего применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности, как инженеров железнодорожного транспорта, так и будущих специалистов экономических и других направлений подготовки.

Как уже отмечалось выше, одной из ключевых и актуальных задач остаётся оценка результатов процесса обучения. Контроль уровня сформированности компетенций, реализуется в оценке уровня овладения обучающимися конкретными знаниями, умениями и навыками как в процессе обучения той или иной дисциплине (организация текущего контроля), так и при завершении изучения дисциплины (организация промежуточной аттестации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.