Научная статья на тему 'Педагогический потенциал интерактивных средств обучения в преподавании музыкально-теоретических дисциплин'

Педагогический потенциал интерактивных средств обучения в преподавании музыкально-теоретических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахназарова Патит Тайгибовна

Цель. Рассмотреть возможности использования интерактивных средств обучения в преподавании музыкально-педагогических дисциплин. Методы. Анализ педагогической литературы. Результаты. Разработано программно-методическое обеспечение, включающие авторские разработки, а также программы к дисциплинам информационного блока. Показана эффективность использования интерактивных средств обучения в преподавании музыкально-теоретических дисциплин. Выводы. Использование педагогического потенциала интерактивных средств в процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам значительно повысило уровень усвоения и восприятия учебного материала, а, следовательно, достигнут высокий образовательный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахназарова Патит Тайгибовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал интерактивных средств обучения в преподавании музыкально-теоретических дисциплин»

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 78 (07) / UDC 78 (07)

Педагогический потенциал интерактивных средств обучения в преподавании музыкально-теоретических дисциплин

© 2016 Шахназарова П. Т.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: pshahnazarova@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть возможности использования интерактивных средств обучения в преподавании музыкально-педагогических дисциплин. Методы. Анализ педагогической литературы. Результаты. Разработано программно-методическое обеспечение, включающие авторские разработки, а также программы к дисциплинам информационного блока. Показана эффективность использования интерактивных средств обучения в преподавании музыкально-теоретических дисциплин. Выводы. Использование педагогического потенциала интерактивных средств в процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам значительно повысило уровень усвоения и восприятия учебного материала, а, следовательно, достигнут высокий образовательный результат.

Ключевые слова: педагогический потенциал, интерактивные средства обучения, музыкально-теоретические дисциплины, ИКТ-компетенция, компьютерные технологии.

Формат цитирования: Шахназарова П. Т. Педагогический потенциал интерактивных средств обучения в преподавании музыкально-теоретических дисциплин // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 98-101.

The Pedagogical Capability of the Interactive Methods

of Music Theory Courses Teaching

© 2016 Patit T. Shakhnazarova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: pshahnazarova@mail.ru

ABSTRACT. Aim. The aim if this research is to consider the possibility of using the interactive learning tools in the teaching of musical-pedagogical disciplines. Methods. Analysis of pedagogical literature. Results. The author of the article develop methodical software, which includes authoring and the programmes for disciplines of informational unit. Results. Using the pedagogical potential of interactive media in the process of teaching the musical-theoretical disciplines allows increasing the level of assimilation and perception of educational material and, therefore, the student achieve a high educational outcome.

Keywords: pedagogical potential, interactive learning tools, musical-theoretical discipline, Information and communication technology competence, computer technology.

For citation: Shakhnazarova P. T. The Pedagogical Capability of the Interactive Methods of Music Theory Courses Teaching. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. Pp. 98-101. (In Russian)

Исследователи рассматривают совре- указывает возрастание роли средств ин-менное общество как переходное от инду- формационных и коммуникационных тех-стриального к информационному, на что нологий (ИКТ), принимающиее все более

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

глобальный характер. Все это приводит к тому, что к будущим специалистам предъявляют следующие требования:

1. способность решать профессиональные задачи;

2. готовность к жизни в быстро меняющихся условиях;

3. готовность к самообразованию и самостоятельному решению проблемы в различных сферах деятельности;

4. способность к исследовательской деятельности.

Наиболее приоритетным направлением формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года является обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями экономики, обновления содержания и технологий образования [ 1].

Изменения, происходящие на современном этапе образования, приводят к необходимости перехода от традиционных методов обучения к инновационным, связанным с использованием интерактивных средств обучения, характерных для компе-тентностного подхода, который уделяет особое внимание подготовке бакалавра. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриат), выпускник бакалавриата должен владеть ИКТ-компетенциями, одной из составляющей которой является умение использовать интерактивные средства обучения в будущей профессиональной деятельности [2].

Такое умение у будущих бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» формируется при изучении музыкально-теоретических дисциплин.

Цель

Музыкально-теоретические дисциплины являются первой и самой важной ступенью в овладении основами музыкального искусства. От того, как пройдет усвоение таких дисциплин как музыкальная грамота и сольфеджио, зависит будущий успех обучающегося. В связи с этим очень важен уровень владения педагогическим потенциалом интерактивных средств обучения.

Под педагогическим потенциалом ряд исследователей (Г. М. Зараковский, Г. Б. Степанова) понимают "способность социума к продуктивной жизнедеятельности в

направлении повышения качества жизни всех его членов и собственной устойчивости в расширяющихся границах внутренних и внешних условий" [3].

В нашем исследовании под педагогическим потенциалом понимаются педагогические возможности интерактивных средств обучения при формировании ИКТ-компетенции будущих бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура», показателем которого является способность трансформировать, формировать и развивать у них новые знания, умения, навыки и их позитивные качества.

Основными задачами применения интерактивных технологий на современном этапе их развития является разработка интерактивных сред, а также обеспечение доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (нотным редакторам, мультимедиа учебникам, обучающим сайтам и т. д.).

В данной статье нами рассмотрены возможности использования интерактивных средств обучения при изучении музыкально-теоретических дисциплин, таких как: «Музыкальная грамота», «Сольфеджио», «История русской музыки», «История зарубежной музыки», «Народное музыкальное творчество», «Анализ музыкальных произведений» и другие.

Нами разработано программно-методическое обеспечение, включающее электронный учебно-методический материал (ЭУММ «Традиции и культура народов Дагестана»), дисциплина по выбору «Интерактивные технологии в музыкальном образовании», а также мультимедийная презентация по теме «Творчество Роберта Шумана».

Кроме этого нами разработаны программы для следующих дисциплин: «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», «Современные музыкальные технологии» и «Музыкальный редактор».

Электронный учебно-методический материал (ЭУММ), содержит все информационные компоненты, необходимые для изучения той или иной дисциплины. Мы используем данный ЭУММ в рамках дисциплины «Народное музыкальное творчество».

Возможности ЭУММ достаточно широки: перечислим некоторые из них:

- возможности самостоятельного изучения материала;

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

- контроль знаний обучающегося;

- возможность тренинга;

- методическое сопровождение при организации различных видов занятий;

- дополнительная информационная поддержка (дополнительные учебные и информационные материалы).

Одним из модулей ЭУММ «Традиции и культура народов Дагестана» является «Народные музыкальные инструменты Дагестана» разработанный в среде PowerPoint.

Основной потенциал программы PowerPoint заключен в мультимедиа и интерактивности создаваемых в ней учебных презентаций, имеющих большой набор инструментов.

Структурно модуль представляет собой взаимосвязь теоретических и практических сведений для наиболее эффективного усвоения информации:

- теоретические сведения;

- фотоиллюстрация;

- гиперссылки на аудио сопровождение;

- гиперссылки на видео сопровождение.

В модуле представлены следующие

группы инструментов:

1. Аэрофоны (духовые инструменты): зурна, ясти-балабан, пещтеру, щатахи.

2. Струнные инструменты (хордофо-ны): тамур, тар, чунгур, саз, агач-кумуз, чагана, кеманча, мандолина, пандур, кумуз.

3. Мембранофоны (мембранные инструменты): жерген (бубен), типлипитом, гавал, кали, теп, чиргилу.

Благодаря рассмотренному педагогическому приему использования интерактивных средств обучения, освоение модуля «Национальные инструменты» будет более эффективным, что будет способствовать достижению новых образовательных результатов.

Одной из составляющих программно-методического обеспечения в изучении музыкально-теоретических дисциплин является обучающая программа «Музыкальный класс», включающая несколько уроков: (рис.)

- теория музыки;

- история музыкальных инструментов;

- сольфеджио;

- киберсинтезатор;

- компьютерное фортепиано;

- музыкальные кубики;

- караоке.

Выбрав нужную лекцию, обучающийся прослушивает теоретическую часть, после которой выполняет практические задания на закрепление пройденного материала.

Рис. Программа "Музыкальный класс".

Тема: интервалы

Обучающийся имеет возможность упражняться при помощи данной программы и тем самым повышать свои знания.

Периодизация литературы

Педагогической инновационной практике известны технологии, используемые педагогами-новаторами: В. П. Беспалько, В. Ф. Шаталовым, Г. С. Альтшуллером, И. П. Волковым, Ш. А. Амонашвилли, В. В. Давыдовым. В. В. Ваграменко и др.

Ряд исследователей разработали теоретические аспекты использования интерактивных средств обучения в профессиональном образовании. Среди них Ю. С. Брановский, Т. Г. Везиров, А. Л. Денисов, Т. Л. Шапошникова, В. П. Зинченко, И. В. Роберт, В. А. Адольф и др. Проблемам подготовки будущих педагогов в условиях многоуровневой системы образования посвящены исследования следующих ученых - Ф. Н. Алипхано-вой, Т. Г. Везирова, Г. М. Гаджиевой, Г. А. Карахановой, Д. М. Маллаева, А. Н. Нюдюр-магомедова и др.

Технический прогресс в образовании, но вялое при этом использование интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров привело к несоответствию между традиционными методами бучения и современными подходами к образованию.

Выводы

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование педагогического потенциала интерактивных средств обучения (в нашем случае программно-методическое обеспечение, включающее ЭУММ, программа «Музыкальный класс») в процессе обучения музыкально-теоретичес-ким дисциплинам значительно повысило уровень усвоения и восприятия учебного материала, а, следовательно, достигнут высокий образовательный результат.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Литература

1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования (уровень бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое обра-

1. Kontseptsiya federal'noy tselevoy pro-grammy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020gody [The concept of the Federal Target Program of Education Development for 20162020].

2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazova-tel'nyy standart Vysshego professional'nogo obrazovaniya (uroven' bakalavriat) po napravleniyu podgotovki 44.03.01. Pedagogicheskoe obrazovanie [Federal

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Шахназарова Патит Тайгибовна, старший преподаватель кафедры музыковедения, хорового дирижирования и методики музыкального образования, факультет музыки, соискатель кафедры методики преподавания математики и информатики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: pshahnazarova@mail.ru

Принята в печать 24.07.2016 г.

зование. URL: www.osu.ru/docs/ fgos/vo/bak_ 44.03.01.pdf (дата обращения 10.07.2016)

3. URL: http://studme.org/1513061628614/p edagogika/pedagogicheskiy_potentsial_individa_ lichnosti_soderzhanie_otsenka_formy_metody_ ego _realizatsii_razvitiya. (дата обращения 10.07. 2016)

State Edicational Standart of High Professional Education (Undergraduation) Of Pedagogy - 44.03.01. URL: www.osu.ru/ docs/fgos/vo/bak_44.03.01.pdf (accesed 10/07/2016) (In Russian)

3. URL: http://studme.org/1513061628614/ pedagogika/pedagogicheskiy_potentsial_individa _lichnosti_ soderzhanie_otsenka_formy_metody_ ego_realizatsii_razvitiya (accesed 10.07.2016) (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Patit T. Shakhnazarova, senior lecturer, the chair of musicology, choral conducting and methods of music education (MCCMME), faculty of Music, applicant, the chair of Methods of Teaching Mathematics and Computer Science, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: pshahnazarova@mail.ru

Received 24.07.2016.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.