Научная статья на тему 'Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения'

Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / BACHELOR OF MUSIC EDUCATION / INTERACTIVE LEARNING TOOLS / E-LEARNING TEACHING MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахназарова П. Т., Везиров Т. Г.

В статье рассматриваются вопросы применения интерактивных средств обучения по профилю «Музыка и мировая художественная культура». В качестве примера рассматривается модуль по теме «Дагестанские национальные инструменты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахназарова П. Т., Везиров Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACCALAUREATES ALONG THE PROFILE «MUSIC AND WORLD ARTISTIC CULTURE» WITH THE USE OF INTERACTIVE MEANS OF THE INSTRUCTION

The article describes the application of interactive learning tools in the profile «Music and World Culture».

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения»

отчетливо представляются курсы: макетирование - пластическое содержание формы; конструктивная геометрия - рациональные методики построения объемно-пространственных систем, комбинаторная композиция, реализующаяся в конструктивном пространстве вариации различных формообразований.

Планируя процесс проектирования на основе проективог-рафии важно расковать мышление, разыграть в воображении интересные ситуации, в которых объект откроется самыми разными, порой неожиданными сторонами и качествами. Умение вычленить в конкретной проектной ситуации область идеального проектирования, где реализуются любые возможности, создает благоприятные условия для формирования концепции проекта и выдвижения проектного идеала. Потребитель охотно готов принять новые формы вещей, если находит в них какое-то ценное для себя качество, связанное непосредственно с их рабочей или знаковой функцией. Показатель оригинальности характеризует своеобразие признаков формы товара, выделяющих его среди аналогов и не являющихся воспроизведением уже известных форм. Оригинальность в проективографии достигается не произвольным изменением формы, а путем художественного осмысления функциональных и технических возможностей, которые отражают закономерные тенденции процессов формообразования [3].

Библиографический список

Формы, полученные в результате проективографической деятельности, могут быть преобразованы в самые различные объекты, от изделий бытового назначения до архитектурных деталей. Здесь важно также иметь в виду технологию и свойства материалов. Эта идея несет в себе большую перспективу ввиду новизны и неисчерпаемых возможностей вариантов выбора формы. Специфика построения формы в проективографической формообразующей дизайнерской деятельности имеет положительную тенденцию тогда, когда имеются разработки, облегчающие процесс проектирования. В разработках визуально представлены сами объемные формы /многогранники/, которые служат как бы складом идей в использовании структурных фрагментов. В этой связи реализация Программы «Проективог-рафическое формообразование», например, в виде элективного курса, может быть рекомендована при подготовке дизайнеров, учителей труда и рисования и представителей других профессий. Для совершенствования дизайнерского образования главным является разработка нового способа концептуализации самого дизайна как академической дисциплины, охватывающей научно-исследовательскую деятельность. И одним из путей решения этой проблемы является овладение новыми технологиями, разработка новых форм, способствующих обогащению палитры формообразования.

1. Кракиновская, В.Д. Объёмно-пространственная композиция в художественном конструировании. - М., 1979.

2. Гамаюнов, В.Н. Картины абстрактного мира. Теория проективографии. - М., 1995.

3. Виноградова, Н.П. Основы дизайна (проективографическое формообразование): учеб.пособ. - Карачаевск, 1990.

Bibliography

1. Krakinovskaya, V.D. Objhyomno-prostranstvennaya kompoziciya v khudozhestvennom konstruirovanii. - M., 1979.

2. Gamayunov, V.N. Kartinih abstraktnogo mira. Teoriya proektivografii. - M., 1995.

3. Vinogradova, N.P. Osnovih dizayjna (proektivograficheskoe formoobrazovanie): ucheb.posob. - Karachaevsk, 1990.

Статья поступила в редакцию 02.05.13

УДК 378.22

Shahnazarova Р.Т., Vezirov T.G. SOME ASPECTS OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACCALAUREATES ALONG THE PROFILE «MUSIC AND WORLD ARTISTIC CULTURE» WITH THE USE OF INTERACTIVE MEANS OF THE INSTRUCTION. The article describes the application of interactive learning tools in the profile «Music and World Culture».

Key words: bachelor of Music education, interactive learning tools, e-learning teaching material.

П.Т. Шахназарова, ст. преп., Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: pshahnazarova@mail.ru; Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «МУЗЫКА И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы применения интерактивных средств обучения по профилю «Музыка и мировая художественная культура». В качестве примера рассматривается модуль по теме «Дагестанские национальные инструменты».

Ключевые слова: бакалавр музыкального образования, интерактивные средства обучения, электронный учебный методический материал.

Бакалавр по направлению подготовки 050110 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

В области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения профессиональной деятельности;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качеств образования, в том числе с применением информационных технологий;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Программы бакалавриата согласно требованиям новых ФГОС предполагают разработку разнообразных образовательных программ и модулей учебных дисциплин. Здесь важно, чтобы последние способствовали формированию компетенций,

дающих бакалаврам возможность в дальнейшем продолжать учебу в магистратуре и самостоятельно совершенствовать профиль своей подготовки [1].

В ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки (квалификация «бакалавр») записано, что реализация компетентностно-го подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в Интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Все эти нововведения могут быть полноценно реализованы вузом только в условиях использования современных образовательных технологий с привлечением электронного обучения, что требует создания информационно-обучающей среды на базе образовательного портала.

Система образования в Российской Федерации вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием ее целей, ценностей, качества и осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию и инновационным концептуальным подходам в разработке и использовании современных педагогических технологий. В связи с этим одним из основных направлений формирования перспективной и мобильной системы высшего профессионального образования в России, наряду с повышением уровня его качества, обеспечением большей доступности для всех групп населения, повышением творческого начала, является и обеспечение нацеленности обучения на новые информационные технологии. В настоящее время в связи с переходом высшей школы на двухуровневую систему подготовки кадров (бакалавриат и магистратура) педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном научно-теоретическом исследовании, в экспериментальной разработке и апробации модели профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в условиях информационной обучающей среды вуза. Интегральным показателем качества подготовки бакалавров в контексте модернизации образования следует рассматривать профессиональную компетентность, которая характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.

Для формирования профессиональных компетенций мы используем интерактивные средства обучения. Интерактивные средства обучения обеспечивают возникновение диалога, то есть активные обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [3].

Одним из наиболее эффективных активных методов освоения интерактивных средств обучения являются проекты, основанные на использовании мультимедиа ресурсов самими обучаемыми в процессе обучения. Это позволяет бакалаврам педагогического образования овладеть необходимыми пользовательскими технологическими умениями работы с мультимедийными ресурсами и сайтами Интернет: использование основных популярных программных средств, таких как PowerPoint, FrontPage, Internetnavigator, OutlookExpress и т.п., поисковыми каталогами и системами. Мультимедийные программы с интерактивным интерфейсом, снабженные графическим, видео и звуковым сопровождением, превращают работу пользователя в творческий труд, приносящий удовлетворение.

Педагогический опыт показывает, что, активно используя в учебном процессе интерактивные и проектные методы обучения и мультимедийные технологии, достигаются высокие образовательные результаты, необходимые для жизни в современном информационном обществе, а именно: повышается позна-

Библиографический список

вательная активность на основе развития критического мышления и умения получать информацию по технологиям Интернет; развиваются коммуникативные навыки работы, как в группе, так и со своими сверстниками через Интернет; становление активной творческой и жизненной позиций во всех областях деятельности, включая учебную, вплоть до создания собственных образовательных информационных ресурсов; принятия нравственных норм и правил совместной деятельности, межкультурного взаимодействия, т.е. воспитание толерантности.

Одним из интерактивных средств обучения является электронный учебно-методический материал (ЭУММ). А. Бородачев в работе [2] под ЭУММ понимает модульный программный продукт, который представляет собой совокупность учебно-методических, программно-технических и организационных средств, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и других, которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины и представляют учителю и учащимся комплекс информационных материалов и образовательных функций, которые сопровождают учебный процесс и делают его эффективным. В основу ЭУММ положена четкая дифференциация и структуризация предметного материала (по разделам, темам, вопросам) и определенный порядок изучения его компонентов.

Авторы работы [3] определяют ЭУУМ как компьютерное средство обучения, содержащее графическую, текстовую, цифровую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленное на реализацию целей и задач современного образования.

Современная ситуация такова, что процессы, происходящие в обществе, ориентируют на западную культуру, что в свою очередь приводят к упадку духовных ценностей. Одним из ключей в решении данной проблемы является необходимость создания институций, целью которых является сохранение и трансляция памятников народной культуры. В связи с этим возникает необходимость внедрения во все ступени образования дисциплин регионального компонента. В рамках дисциплины «Народное музыкальное творчество» регионального компонента, нами разработан ЭУММ по теме «Традиционное искусство Дагестана». В результате освоения дисциплины студент должен:

1. Уметь различать тембровые особенности дагестанских национальных инструментов.

2. Знать принадлежность музыкального инструмента к этнической группе.

3. Обладать знаниями в области конструкции, а также звукового строя инструмента.

4. Знать технологию изготовления инструмента.

5. Иметь представления о способах звукоизвлечения.

6. Заимствованность инструментария другими этносами.

Одним из модулей данного проекта является «Дагестанские музыкальные национальные инструменты». ЭУММ состоит из 16 слайдов, содержащих информацию, а также фото и видео иллюстрации наиболее распространенных инструментов, бытующих в Дагестане. Региональная специфика дисциплины «Народное музыкальное творчество» предполагает знание дагестанских национальных музыкальных инструментов. Здесь на помощь приходит жанр музыкальной хрестоматии. Специфика всех презентатививных форм электронной поддержки учебного процесса, сводится к двум разновидностям: энциклопедии и хрестоматии. Их объединяет многоуровневость, системная дифференциация, краткость. Подготовку мультимедийного проекта можно условно разделить на отдельные этапы: звуковая хрестоматия, нотная хрестоматия, видео и фото хрестоматия. В результате мультимедиа проекта в данной дисциплине студент получает возможность: наглядно видеть каждый инструмент; в динамике изучать конструкцию конкретного инструмента; услышать при помощи гиперссылки звучание национальных инструментов.

1. Нурмухамедов, Г.М. О подходах к созданию электронного учебника // Информатика и образование. - 2006. - № 5.

2. Бородачев, А. Адаптация будущих учителей информатики к обучению в электронно-образовательном пространстве педагогического вуза // Информатика и образование. - 2010. - № 2.

3. Гамзатова, П.Ш. Электронный методический материал по теме «Геометрические тела» в школе в курсе математики // Модернизация системы непрерывного образования. - Махачкала, 2012.

Bibliography

1. Nurmukhamedov, G.M. O podkhodakh k sozdaniyu ehlektronnogo uchebnika // Informatika i obrazovanie. - 2006. - № 5.

2. Borodachev, A. Adaptaciya buduthikh uchiteleyj informatiki k obucheniyu v ehlektronno-obrazovateljnom prostranstve pedagogicheskogo

vuza // Informatika i obrazovanie. - 2010. - № 2.

3. Gamzatova, P.Sh. Ehlektronnihyj metodicheskiyj material po teme «Geometricheskie tela» v shkole v kurse matematiki // Modernizaciya

sistemih neprerihvnogo obrazovaniya. - Makhachkala, 2012.

Статья поступила в редакцию 27.04.13

УДК 379.8

Hilko N.F. THE DIRECTIONS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF MODERN RESEARCHES OF A ROLE OF INITIATIVE CULTURE ON INNOVATIVE MODERNIZATION OF THE WELFARE SPHERE. In article the structure of eight forms of initiative culture is investigated. The analysis gives typology of corresponding directions and the tendencies of development of researches of welfare sphere based on processes of its innovative modernization.

Key words: initiative culture, modernization of innovations, welfare sphere.

Н.Ф. Хилько, д-р пед. наук, проф. каф. кино-, фото-, видеотворчества ОмГУ, г. Омск,

E-mail: fedorovich59@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОЛИ ИНИЦИАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ИННОВАЦИОННУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

В статье исследуется структура восьми форм инициативной культуры. Анализ дает типологию соответствующих направлений и тенденций развития исследований социально-культурной сферы, основанных на процессах ее инновационной модернизации.

Ключевые слова: инициативная культура, модернизация инноваций, социально-культурная сфера.

Проблема установления роли социокультурных инициатив и инноватики в процессе модернизации сферы досуга и творческой деятельности личности обусловлена актуальностью инновационного подхода к использованию инициативной культуры как фактора формирования творческой личности в сфере досуга. О важности этого междисциплинарного направления в исследованиях неформальных форм досуга как модернизацион-ных факторов общественного развития свидетельствует множество международных, всероссийских и межрегиональных научных форумов по диалогу субкультур и социокультурных движений, социокультурному брендингу в условиях глобализации. Это научное направление, методологически обоснованное А.В. Соколовым, В.В. Туевым, Н.Н. Ярошенко и М.А. Ариарским [1-4] концентрирует в себе идеи и концепции социальной культурологии, синергетики, психологии, имиджелогии, этики, теории творчества, психологии творчества. В ее основу положены идеи о роли инициативной культуры, духовности, нравственности в формировании гражданского общества и отражены проблемы социодинамики инициативной культуры и инновационного досуга. Последние включают в себя особенности диалога культур и субкультур в социокультурной среде, самоорганизации общественных движений; особенностей самореализации и самовыражения в процессе социокультурного творчества, плюрализма культур. Немаловажное значение приобретает мобильность творческого потенциала инициативной личности в пространстве хобби-досуга, влияние социокультурных инициатив на инфраструктуру культуры, способствующих формированию имиджа личности и культурных брендов регионов.

Локализация инициативной культуры в едином социокультурном ландшафте способствовала появлению ряда исследований по проблемам развития социокультурных инициатив медиадосуга, маркетинга корпоративной культуры и инициативного досуга в творческом имидже личности, автономии национально-культурных движений, экологии культурного наследия и традиционной культуры России; соотношения творческой конкуренции, духовности и нравственности в сфере инициативного досуга. Рассмотрим эти особенности в следующих проблемных полях.

Социально-культурные аспекты продвижения культуротворческих инициатив в проявлениях творческой конкуренции и лидерства в сфере досуга (социально-культурнаяпиароло-гия). Существует ряд проблем, связанных с проявлениями граж-

данских и частных инициатив в парадигмах высокой культуры, нравственности, духовности и сохранения генофонда нации. В них раскрываются основы формирования гражданской мобильной личности как гаранта сохранения духовности и развития инновационной созидательности в сфере досуга [5].. Особое место в этом проблемном поле отводится проблемам формирования культурно-цивилизационного ландшафта в процессе развертывания локальных культурно-исторических процессов как возможностей сосредоточения культурных инициатив и брендов посредством развития «форм массовой культуры и общественных инициативных проявлений в современном обществе» [6, с. 85].. Учитывая то, что культурные инициативы являются решающим фактором формирования гражданской личности в условиях досуга, мы ясно видим факторы, порождающие инновации в современной досуговой среде. Именно им, вероятно, суждено быть основными механизмами развития гражданского общества [7].

Рассмотрение взаимосвязи духовно-нравственной сферы личности с ее статусом и направленностью на творческую конкуренцию и лидерство показывает необходимость рассмотрения как фундаментальных подходов к морально-этической сфере с позиций нравственной системомыследеятельности (П.Г. Щедровицкий), так и практическую точку зрения на инициативную коммуникацию в различных субкультурах, влияющих на формирование регионально значимых программах культурной деятельности, состоянии общества и статуса личности в социокультурной среде. На это направлены труды И.И. Гуревича,,А.В. Степанченко и О.Б. Ершовой [8-10].

Морально-нравственная сторона культурно-инициативной деятельности дает о себе знать в «нравственной ценности свободы творчества и диалога» (Н.А. Бердяев) [11, с. 48], в нравственном содержании культуротворческих инициатив духовной мыследеятельности, в духовном и этнонациональном и конфессиональном самосознании в процессе так называемой инициативной коммуникации различных социокультурных сред, включая субкультуры и неформальные сообщества духовно-нравственной оценки обществом проявлений гражданских инициатив, творческой конкуренции и лидерства в сфере досуга.

Полипардигмальность массовой культуры играет ключевую и решающую роль в формировании гражданских инициатив личности наряду с тем, как культуротворческие инициативы находят яркое отражение в образах фольклора, являясь мощным катализатором и средством социально-нравственного развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.