Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения в подготовке магистра педагогического образования'

Интерактивные методы обучения в подготовке магистра педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL MATERIALS / TRAINING OF MASTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич

В данной статье рассматривается один из педагогических аспектов применения интерактивных методов обучения в подготовке магистров педагогического образования, где важное место занимают создание и использование электронных изданий учебного назначения. Предлагаются такие авторские разработки электронных ресурсов, как электронные учебно-методические комплексы, электронные учебно-методические материалы, которые апробируются в учебном процессе Дагестанского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE TRAINING OF MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

In this article there is described one of pedagogical aspects of application of interactive teaching methods in training of masters of pedagogical education where the important place is taken by creation and use of electronic editions of educational appointment. Such author’s development of electronic resources are offered as electronic educational and methodical complexes, electronic educational and methodical materials which are approved in educational process of the Dagestan State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения в подготовке магистра педагогического образования»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Везиров Т.Г.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система образования, ориентированная на положения Болонского процесса, ставит задачу подготовки современного человека к использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах его жизнедеятельности.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки педагогическое образование (квалификация «магистр») выпускники должны быть готовы к различным видам профессиональной деятельности (педагогическая, организационно-управленческая, проектная, методическая, научно-исследовательская, культурно-просветительская), каждый из которых предполагает владение компетенциями в области использования средств ИКТ. В процессе подготовки магистра педагогического образования назрела необходимость формирования компетенций в области использования ИКТ в научно-исследовательской деятельности. Прежде всего, это необходимо для:

1. автоматизации информационного обеспечения и организационного управления учебным процессом;

2. осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым;

3. оценки содержательно-методической значимости электронных образовательных ресурсов, в том числе распределенного ресурса Интернет.

Под информационными технологиями обучения И.Г. Захарова понимает «технологии для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого) и всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса» [1].

К информационным технологиям относятся интерактивные методы обучения.

Интеракционизм (от англ. Interaction - взаимодействие) - направление в современной зарубежной психологии и социологии, для которого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.

Сущность интеракции заключается в том, что это взаимодействие, обусловленное индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями, возникающими в процессе совместной деятельности и общения.

А. Н. Нюдюрмагомедов разъясняет суть интерактивного обучения как создание условий для свободного выражения отношения к изучаемым знаниям [2].

Интерактивное обучение, по мнению автора, обеспечивает обмен между преподавателем и студентами, между студентами и информацией и между самими студентами.

С этим связано особое внимание, которое уделяется внедрению в учебный процесс интерактивных методов обучения, которые в современных стандартах высшего профессионального образования в подготовке магистров должны занимать не менее 40 % аудиторных занятий.

Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и с друг другом.

В работе [3] Л.А. Пескова отмечает, что суть интерактивных методов обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность осуществлять рефлексию своих знаний и умений.

С внедрением интерактивных методов обучения предъявляются новые требования к подготовке магистров педагогического образования.

Одним из видов интерактивного обучения являются электронные издания учебного назначения, к которым относятся и электронный учебно-методический материал (ЭУММ).

В монографии [4] И.В. Роберт под электронным изданием учебного назначения понимает учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

Большую роль сыграли студенты магистратуры при разработке электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам: «Биология с основами экологии», «Зоология беспозвоночных», «Языки и методы программирования», «Сетевые информационные ресурсы при изучении иностранного языка», «География туризма», «Иностранный язык в сфере юриспруденция», «Компьютерная графика», «Иностранный язык (факультатив)»; электронные учебно-методические модули по дисциплинам «Основы линейного программирования» и «Математика», а также электронные учебно-методические материалы по курсам «Социальная информатика», «ИКТ в управлении», «Мультимедийные технологии в физико-математическом образовании», «Портальная технология в образовании», «Методология информатизации общего и высшего образования», «Традиционная культура народов Дагестана».

Некоторые электронные издания учебного назначения регистрированы ФГУП НТЦ «Информрегистр» Депозитарий электронных изданий (г. Москва).

Все разработанные студентами магистратуры электронные издания учебного назначения и мультимедийные проекты по основным содержательным линиям школьного курса информатики и ИКТ размещены на сайте студентов магистратуры М1р:/^ри-£ narod.ru/mag/ и на сайте портала дистанционного обучения «СКИФ» Донского государственного технического университета http://skif.donstu.ru. в разделе «Дагестанский государственный педагогический университет»

Для оптимизации образования на факультете музыки при Дагестанском государственном педагогическом университете нами разработан ЭУММ «Традиции и культура

народов Дагестана».

Электронный учебно-методический модуль используется при изучении дисциплин регионального компонента: «Народное музыкальное творчество», «Музыкально-фольклорный практикум» и направлен на изучение нового материала и творческую работу поисково-исследовательского характера.

Организация учебного процесса по данным дисциплинам с использованием ЭУММ позволяет:

• повысить интерес будущих бакалавров к народному творчеству за счет наглядности, интерактивности, занимательности;

• повысить мотивацию самостоятельного изучения традиционной культуры;

• развивать и повышать учебную инициативу, способности и интересы студентов магистратуры.

Большим преимуществом ЭУММ является гиперссылка, предусматривающая переход для расшифровки специальных терминов в глоссарий, просмотр на раннее описанный теоретический материал, возможность перехода в нужный раздел, не «листая» на экране весь текст. «Гипермедиа» позволяет сделать ссылку на анимацию, видео, рисунок, фотографию и т.д. Использование в ЭУММ гиперссылок дает следующие преимуществами:

1. возможность формирования нескольких иерархических структур электронного издания.

2. быстрый переход к объекту ссылки и ее источнику;

3. возможность ссылаться на один фрагмент из разных мест текста;

4. приблизить электронный учебник к автоматизированной обучающей системе, благодаря ссылкам на информационные, демонстрационные, обучающие элементы.

Введение инновационных методов во всех ступенях образования, таких как электронные средства обучения, интерактивный диалог, приближает нас к поставленной цели - повышения интереса подрастающего поколения к сохранению традиционной культуры народов Дагестана.

Электронный учебно-методический материал состоит из следующих модулей:

1. Введение.

2. Национальные музыкальные инструменты Дагестана.

3. Национальные костюмы Дагестана.

4. Поэзия народов Дагестана.

5. Праздники народов Дагестана.

6. Промыслы народов Дагестана.

7. Хореографическое искусство Дагестана.

Данный продукт разработан в программной среде Macromedia Flash, позволяющей создавать анимированные объекты (изображения, музыкальное видео и т. д.).

Остановимся на разработанном автором модуле «Национальные музыкальные инструменты Дагестана», который содержит информацию о национальных народных инструментах. Модуль разработан в программе презентации MS PowerPoint.

Основной потенциал программы PowerPoint заключен в мультимедиа и интерактивности создаваемых в ней учебных презентаций, имеющие большой набор инстру-

ментов.

В результате изучения дисциплины с использованием мультимедиа проекта студент магистратуры получает возможность:

1. Наглядно видеть каждый инструмент.

2. В динамике изучать конструкцию конкретного инструмента.

3. Услышать при помощи гиперссылки звучание национальных инструментов.

4. Различать дагестанские музыкальные инструменты по их тембру.

5. Знать принадлежность музыкального инструмента к этнической группе.

6. Обладать знаниями в области конструкции, а также звукового строя инструмента.

7. Знать технологию изготовления инструмента.

8. Иметь представления о способах звукоизвлечения.

9. Заимствованность инструментария другими этносами.

10. Классифицировать национальные музыкальные инструменты.

Таким образом, благодаря рассмотренному педагогическому приему использования интерактивных средств обучения освоение магистрами модуля «Национальные инструменты» будет более эффективным, что будет способствовать достижению новых образовательных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 23с.

2. Нюдюрмагомедов А.Н. Интерактивные образовательные технологии в высшей школе: научно-методическое пособие / под ред. Проф. А.Н. Нюдюрмагомедова. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2014. -С 3.

3. Пескова Л.А. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов в интернет-обучении: автореф.дис....канд.пед.наук. - Улан-Удэ, 2006. - 23 с.

4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И. В. Роберт. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.