Научная статья на тему 'Проективографическое формообразование как один из факторов активизации творческих способностей студентов'

Проективографическое формообразование как один из факторов активизации творческих способностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИВОГРАФИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ARTISTIC DESIGN / MORPHOGENESIS / DESIGNING / MORPHOGENESIS DESINGGRAPHICS / ACTIVATING CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова С. А.

В статье показаны возможности художественного конструирования, проективографического формообразования в процессе активизации творческих способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESINGGRAPHICS OF MORPHOGENESIS AS A FACTOR IN ACTIVATING THE CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS

In article possibilities of art designing, a proyektivograficheskyformoobrazovaniye in the course of activization of creative abilities of students are shown.

Текст научной работы на тему «Проективографическое формообразование как один из факторов активизации творческих способностей студентов»

Библиографический список

1. Битянова, М.Р Организация психологической службы школы. - М., 1998.

2. Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М., 2006. Bibliography

1. Bityanova, M.R. Organizaciya psikhologicheskoyj sluzhbih shkolih. - M., 1998.

2. Semago, M.M. Diagnostiko-konsuljtativnaya deyateljnostj psikhologa obrazovaniya / M.M. Semago, N.Ya. Semago. - M., 2006.

Статья поступила в редакцию 19.05.13

УДК 378

Urusova S.A. DESINGGRAPHICS OF MORPHOGENESIS AS A FACTOR IN ACTIVATING THE CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS. In article possibilities of art designing, a proyektivograficheskyformoobrazovaniye in the course of activization of creative abilities of students are shown.

Key words: artistic design, morphogenesis, designing, morphogenesis desinggraphics, activating creativity.

С.А. Урусова, соискатель каф. методики преподавания художественно-графических дисциплин, Карачаево-Черкесский гос. университета им. УД. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]

ПРОЕКТИВОГРАФИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

В статье показаны возможности художественного конструирования, проективографического формообразования в процессе активизации творческих способностей студентов.

Ключевые слова: художественное конструирование, проектирование, проективографическое формообразование, активизация творческих способностей.

Научно-технический прогресс требует непрестанного совершенствования системы теоретической и практической подготовки молодых специалистов всех профилей. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности обучения, результативности учебного процесса, активизации творческих способностей и конструктивного мышления студентов-дизайнеров. Человек постоянно находится в состоянии творческого проектирования предполагаемых жизнью ситуаций и посему проектная осознанная деятельность необходима абсолютно всем. Из этого следует вывод о важности внедрения дизайнерской педагогики, разработки методик преподавания этой дисциплины для учебных заведений разных уровней. В процессе моделирования, как средства художественного конструирования, у студентов возникает потребность в знаниях в области формообразования. Она стимулируется связью изучаемых предметов с практикой, показом жизненного значения теории и применением ее к решению практических задач [1].

Суть композиционного формообразования состоит в построении выразительной формы в контексте определенного замысла. Композиционные средства, применяемые в дизайне, тесно связаны с объектами гармонизации. Практика макетирования обусловлена тем, что макет дает наиболее полное и верное представление о внешней форме объекта. Его можно осмотреть со всех сторон, увидеть форму под любым ракурсом и в определенной среде. Главное назначение макета в том, что он позволяет вести проектирование в привычных объемных материальных формах. Чем больше макет соответствует реальному изделию, тем значимее его наглядность. Макет позволяет проверять различные идеи, тем самым устранять композиционные и эргономические просчеты.

Для полноценного функционирования процесса обучения, воспитания и развития необходимо создать такую педагогическую систему, которая обеспечит формирование творческих способностей студентов и овладение базовыми академическими компетентностями, необходимыми для успешной творческой деятельности. Для постижения универсальных закономерностей формообразования в программу было бы уместно ввести и основы образования формы по проективографическим эпюрам. Наиболее перспективным решением этой проблемы может стать целенаправленная организация учебного процесса, построенная на основе изучения теории и практики конструкторской деятельности, оказывающая положительное влияние на интенсивность обучения и развития творческих способностей студентов. Все это должно подкрепляться выполнением системы учеб-

ных заданий, творческих работ по проектированию и конструированию оптимальной трудности, требующих высокой активности мышления и интеллектуально-творческого потенциала студентов, в результате которого они приобретают опыт анализировать, синтезировать свои наблюдения, искать оригинальные новые пути решения творческих задач.

Проективография - это метод формотворческой и формообразующей деятельности, который дает возможность развивать чувство ритма, гармонии, приобрести навыки макетирования, работы с компьютером и может быть использован в системе общего и дополнительного образования. Программа «Проективографическое формообразование» может быть включена в содержание образования различных возрастных групп. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству и связано с общим интеллектуальным развитием. На первом этапе изучения проективографии студенты знакомятся с методикой проективографического формообразования, используя готовые шаблоны, а на втором этапе они уже должны творчески мыслить при составлении объемно-пространственных композиций, используя фрагменты изученных форм. Это могут быть предметы утилитарного назначения, светильники, люстры, а также фрагменты архитектурных форм. И здесь уже мы можем наблюдать развитие творческих способностей студентов в процессе выполнения заданий. Проективография в настоящее время может дать многие элементы оформления интерьера и экстерьера. Проективографический метод формообразования развивает объемно-пространственное воображение, творческие способности, что имеет большое значение для художника, дизайнера, учителя ИЗО.

Проективография своей основной деятельностью направлена на объемное макетирование и имеет для этого специально разработанные правила [2]. В проективографическом макетировании в основном предполагается выполнять макеты из бумаги. Развертываемые поверхности по готовым разработкам можно выполнить относительно просто, трудней сделать сложную кривую поверхность. В проективографической эпюре закодированы основные параметры фрагментов будущего макета. Навыки проектного мышления, проектная осознанная деятельность необходимы абсолютно всем, независимо от характера деятельности.

Формирование языка проективографии происходит в геометрическом, техническом и искусствоведческом аспектах. В области дизайна рациональные знания в настоящее время сформированы в единую педагогическую систему, называемую пропедевтикой. По мере развития этой дисциплины уже сейчас

отчетливо представляются курсы: макетирование - пластическое содержание формы; конструктивная геометрия - рациональные методики построения объемно-пространственных систем, комбинаторная композиция, реализующаяся в конструктивном пространстве вариации различных формообразований.

Планируя процесс проектирования на основе проективог-рафии важно расковать мышление, разыграть в воображении интересные ситуации, в которых объект откроется самыми разными, порой неожиданными сторонами и качествами. Умение вычленить в конкретной проектной ситуации область идеального проектирования, где реализуются любые возможности, создает благоприятные условия для формирования концепции проекта и выдвижения проектного идеала. Потребитель охотно готов принять новые формы вещей, если находит в них какое-то ценное для себя качество, связанное непосредственно с их рабочей или знаковой функцией. Показатель оригинальности характеризует своеобразие признаков формы товара, выделяющих его среди аналогов и не являющихся воспроизведением уже известных форм. Оригинальность в проективографии достигается не произвольным изменением формы, а путем художественного осмысления функциональных и технических возможностей, которые отражают закономерные тенденции процессов формообразования [3].

Библиографический список

Формы, полученные в результате проективографической деятельности, могут быть преобразованы в самые различные объекты, от изделий бытового назначения до архитектурных деталей. Здесь важно также иметь в виду технологию и свойства материалов. Эта идея несет в себе большую перспективу ввиду новизны и неисчерпаемых возможностей вариантов выбора формы. Специфика построения формы в проективографи-ческой формообразующей дизайнерской деятельности имеет положительную тенденцию тогда, когда имеются разработки, облегчающие процесс проектирования. В разработках визуально представлены сами объемные формы /многогранники/, которые служат как бы складом идей в использовании структурных фрагментов. В этой связи реализация Программы «Проективографическое формообразование», например, в виде элективного курса, может быть рекомендована при подготовке дизайнеров, учителей труда и рисования и представителей других профессий. Для совершенствования дизайнерского образования главным является разработка нового способа концептуализации самого дизайна как академической дисциплины, охватывающей научно-исследовательскую деятельность. И одним из путей решения этой проблемы является овладение новыми технологиями, разработка новых форм, способствующих обогащению палитры формообразования.

1. Кракиновская, В.Д. Объёмно-пространственная композиция в художественном конструировании. - M., 1979.

2. Гамаюнов, В.Н. Картины абстрактного мира. Теория проективографии. - M., 1995.

3. Виноградова, Н.П. Основы дизайна (проективографическое формообразование): учеб.пособ. - Карачаевск, 1990.

Bibliography

1. Krakinovskaya, V.D. Objhyomno-prostranstvennaya kompoziciya v khudozhestvennom konstruirovanii. - M., 1979.

2. Gamayunov, V.N. Kartinih abstraktnogo mira. Teoriya proektivografii. - M., 1995.

3. Vinogradova, N.P. Osnovih dizayjna (proektivograficheskoe formoobrazovanie): ucheb.posob. - Karachaevsk, 1990.

Статья поступила в редакцию 02.05.13

УДК 378.22

Shahnazarova P.T., Vezirov T.G. SOME ASPECTS OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACCALAUREATES ALONG THE PROFILE «MUSIC AND WORLD ARTISTIC CULTURE» WITH THE USE OF INTERACTIVE MEANS OF THE INSTRUCTION. The article describes the application of interactive learning tools in the profile «Music and World Culture».

Key words: bachelor of Music education, interactive learning tools, e-learning teaching material.

П.Т. Шахназарова, ст. преп., Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: [email protected]; Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «МУЗЫКА И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы применения интерактивных средств обучения по профилю «Музыка и мировая художественная культура». В качестве примера рассматривается модуль по теме «Дагестанские национальные инструменты».

Ключевые слова: бакалавр музыкального образования, интерактивные средства обучения, электронный учебный методический материал.

Бакалавр по направлению подготовки 050110 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

В области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения профессиональной деятельности;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качеств образования, в том числе с применением информационных технологий;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Программы бакалавриата согласно требованиям новых ФГОС предполагают разработку разнообразных образовательных программ и модулей учебных дисциплин. Здесь важно, чтобы последние способствовали формированию компетенций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.