Научная статья на тему 'Формирование проектных умений студентов-дизайнеров в вузе'

Формирование проектных умений студентов-дизайнеров в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
866
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕР / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGNER / PROJECT ENGINEERING SKILLS / ARTISTIC DESIGN ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чембаров Евгений Александрович

Автором проводится анализ понятия «проектные умения» и рассматривается формирование проектных умений в процессе изучения студентами дисциплины «Формообразование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чембаров Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING OF PROJECT ENGINEERING SKILLS OF DESIGN STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The author elaborates the concept of project engineering skills, and considers development of these skills when learning shaping discipline.

Текст научной работы на тему «Формирование проектных умений студентов-дизайнеров в вузе»

УДК 378.147

Чембаров Евгений Александрович

Chembarov Evgeniy Alexandrovich

аспирант Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина [email protected]

PhD student, Nizhny Novgorod State Education Science University named after Kozma Minin [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ

DEVELOPING OF PROJECT ENGINEERING SKILLS OF DESIGN STUDENTS AT THE UNIVERSITY

Аннотация:

Summary:

Автором проводится анализ понятия «проектные умения» и рассматривается формирование проектных умений в процессе изучения студентами дисциплины «Формообразование».

The author elaborates the concept of project engineering skills, and considers development of these skills when learning shaping discipline.

Ключевые слова:

дизайнер, проектные умения, художественнопроектная деятельность.

Keywords:

designer, project engineering skills, artistic design activity.

Модернизация системы профессионального образования ставит перед высшими профессиональными образовательными учреждениями актуальную проблему подготовки специалистов, в том числе в области дизайна. Главная задача дизайнера - придумать и донести свою идею до заказчика. Изображение в дизайне - это язык, приспособленный для передачи проектных идей. «Художественно-проектная деятельность требует специальных умений, знаний, навыков, высокого уровня проектной культуры, способности к созиданию и усовершенствованию окружающего нас мира» [1, с. 10].

Формирование проектных умений у студентов невозможно без специальных упражнений, которые способствуют развитию проектного мышления. По мнению С.В. Тигрова, «проектные умения - это группа умений, которая выделяется по такому признаку, как общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач» [2, с. 11].

По словам С.В. Тигрова, «повышение эффективности формирования проектных умений предполагает представление элементов содержания в виде разноуровневых личностноориентированных заданий. Личностно-ориентированное задание рассматривается как требование совершить некоторые действия в некоторых условиях с учетом отношения между требованием и условием, включающее учащегося в поиск смысла приобретаемого знания посредством его переживания с опорой на личностный опыт» [3, с. 12].

За время обучения в вузе студент-дизайнер должен приобрести умение методически последовательно и вполне осознанно выстраивать схему процесса работы над решением конкретной задачи, т. е. отыскивать органическую связь между причиной и следствием, содержанием и формой для успешного достижения поставленной цели. «В профессиональной подготовке дизайнера акцент делается не только на умение проектировать все или что-то, но и на усвоение общих универсальных основ проектной деятельности» [4, с. 8].

Проанализировав основные понятия, характерные для дизайнерской деятельности, мы определяем проектные умения как совокупность осознанных действий и приемов, направленных на формирование проектного замысла, способствующих успешному построению процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач.

Совокупность проектных умений включает в себя следующие умения:

- умение разрабатывать и планировать собственную деятельность в зависимости от цели проектного задания;

- умение выбирать информацию по теме проектного задания;

- умение выполнять проектные задания согласно выбранному способу решения проектной задачи;

- умение визуализировать идею в художественно-графическом и пластическом виде и выстраивать модель проектируемого объекта;

- умение оценивать успешность выполнения проектного задания и своих действий.

Покажем, как формируются проектные умения у студентов-дизайнеров вуза в процессе изучения дисциплины «Формообразование (бумагопластика)», которая состоит из трех разделов:

1. Технологии бумагопластики. Студенты получают представление о художественнокомпозиционных средствах формообразования, техниках и способах визуализации творческих идей и фантазий в виде моделей (графических и объемных). В данном разделе студенты-дизайнеры знакомятся с понятиями формы и образа, законами целостности и единства композиции; изучают основные структурные элементы композиционного целого; получают первичные навыки макетирования в технике бумажной пластики; выявляют фактуру поверхности с помощью различных технологий, применяют законы построения композиции по модульной сетке и другие.

2. Моделирование объемно-пространственной формы. Все задания по объемнопространственной композиции выполняются в определенной последовательности: от простого к сложному (от простых фронтальных композиций к сложным объемно-пространственным). Студентами усваиваются важнейшие качества формы (геометричность, антропометричность, тектонич-ность, масштабность), основные свойства (геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса) и дополнительные свойства объемно-пространственных форм (фактура, цвет, свет).

3. Моделирование дизайн-объектов. Специализированное обучение по дисциплине «Формообразование» целесообразно продолжать с помощью методики обучения проектированию дизайн-объектов, которая предполагает процесс осознания студентом структуры проектной деятельности посредством создания оригинальной проектной модели: объемной и глубиннопространственной. Студенты осваивают закономерности создания формальнокомпозиционного произведения, элементы композиции, средства и приемы формирования композиционных конструкций; типы композиционных структур, их плоскостные, объемные и пространственные вариации.

Исходя из основных разделов дисциплины «Формообразование» и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 «Дизайн», мы можем выделить проектные умения, которые приобретаются студентами в ходе изучения данной дисциплины:

- умение владеть техническими приемами художественно-композиционного моделирования и формообразования;

- умение визуализировать идею в художественно-графическом и пластическом виде;

- умение выстраивать модель проектируемого объекта.

Формирование умения овладение техническими приемами художественно-

композиционного моделирования и формообразования происходит в процессе изучения первого раздела дисциплины «Формообразование».

В процессе обучения студенты получают представление о художественно-композиционных средствах формообразования, техниках и способах визуализации творческих идей и фантазий в виде графических и объемных моделей. На основе зрительного восприятия композиционнопространственных структур студенты выполняют творческие задания и упражнения на различные виды формальной композиции в графической технике (плоскостной модели) и технике бумажной пластики (объемно-пространственной модели).

Рис. 1. Пример задания раздела Рис. 2. Пример задания раздела

«Технологии бумагопластики» «Моделирование объемно-

пространственной формы»

Основой для формирования умения визуализации идеи в художественно-графическом и пластическом виде является второй раздел дисциплины «Формообразование».

Задания этого раздела направлены на развитие у студентов навыков проектного моделирования, а также индивидуального стиля художественно-проектной деятельности. В процессе выполнения практических заданий происходит познание и осмысление теоретических вопросов из области объемно-пространственной композиции, кроме того, происходит знакомство с одним из средств выражения дизайнерской мысли - макетом, который «несет в себе возможности для более полного и правильного зрительного восприятия дизайнерского замысла» [5, с. 33]. Макет в совокупности с графикой, ортогональными и перспективными проекциями составляет те основные средства мышления, которыми оперирует дизайнер. В сравнении с графическими плоскостными воспроизведениями он обладает своими преимуществами: мы получаем полное представление об объемности, о пространственном характере изображаемых предметов.

Умение выстраивать модель проектируемого объекта формируется у студентов при изучении третьего раздела дисциплины «Формообразование».

Рис. 3. Пример задания раздела «Моделирование дизайн-объектов

Примером задания на формирование данного умения может быть задание на моделирование объектов функционального назначения. Студенты осваивают закономерности создания композиции (контраст, нюанс, тождество, тяжесть, легкость, гибкость, жесткость и т. д.); элементы композиции, средства и приемы формирования композиционных конструкций; типы композиционных структур, их плоскостные, объемные и пространственные вариации. Данное творческое задание выполняется в макетах в заданных масштабах, согласно размерам, указанным в заданиях. Выполнению упражнения в окончательном макете предшествует ряд эскизных макетов, выполняемых из плотной бумаги, картона и т. п. Эти материалы дают возможность в процессе работы легко изменять характер формы, их пропорции и взаимное расположение форм между собой и добиваться наибольшей выразительности решения поставленных задач. Эскизы могут быть сделаны в меньшем масштабе, нежели окончательные макеты. Окончательный макет выполняется из чертежной или пастельной бумаги, картона.

Задания третьего раздела направлены на закрепление умений, знаний и навыков по двум предыдущим разделам, которые будут в дальнейшем совершенствоваться у студентов в ходе изучения других дисциплин художественно-проектного цикла, таких как: проектирование, художественное проектирование интерьеров и т. п.

В рамках дисциплины «Формообразование» задания выполняются в графической технике (плоскостной модели) и технике бумажной пластики (объемно-пространственной модели). При выполнении заданий студенты получают представление о художественно-композиционных техниках и способах визуализации творческих идей и фантазий в виде графических моделей.

Кроме того, необходимо отметить, что у студентов в процессе выполнения заданий по бу-магопластике развиваются навыки самостоятельной работы, формируются умения проектирования и моделирования, способности выстраивать художественно-проектный процесс работы, происходит профессиональное становление дизайнера, а четкое следование алгоритму проектного моделирования дисциплинирует мышление, придает своеобразный характер образам памяти.

Ссылки:

1. Фильченко Ю.А. Условия развития проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. педагог. наук. Рязань, 2003.

2. Тигров С.В. Личностно-ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза : дис. ... канд. педагог. наук. Липецк, 2004.

3. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М., 2001.

4. Артемьева Ю.Ю. Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна : монография. Н. Новгород, 2008.

5. Белова И.Л. Проектное моделирование из бумаги : учеб.-метод. пособие. Н. Новгород, 2010.

References (transliterated):

1. Fil'chenko Y.A. Usloviya razvitiya proektnoy kul'tury podrostkov na zanyatiyakh izobrazitel'nym iskusstvom i dizaynom v obshcheobrazovatel'noy shkole : avtoref. dis. ... kand. pedagog. nauk. Ryazan', 2003.

2. Tigrov S.V. Lichnostno-orientirovannye zadaniya v protsesse formirovaniya proektnykh umeniy studentov vuza : dis. ... kand. pedagog. nauk. Lipetsk, 2004.

3. Runge V.F., Sen'kovskiy V.V. Osnovy teorii i metodologii dizayna. M., 2001.

4. Artem'eva Y.Y. Formirovanie professional'no-khudozhestvennykh umeniy u budushchikh spetsialistov v oblasti dizayna : monograph. N. Novgorod, 2008.

5. Belova I.L. Proektnoe modelirovanie iz bumagi : ucheb.-metod. posobie. N. Novgorod, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.