в своих рабочих тетрадях, проговаривая про себя или на доске, проговаривая вслух.
Моделирование развёрток многогранников и тел вращения является ключевым моментом в понимании студентом сути изученных понятий и их определений. Можно предложить следующую последовательность выполнения заданий.
1. Преподаватель показывает макеты реальных геометрических объектов и их развёрток различных размеров и пропорций. Прежде чем приступить к построению развёртки, необходимо вспомнить теоретический материал, связанный с данным многогранником или телом вращения. Преподаватель задаёт вопросы студентам устно и своевременно корректирует их ответы.
2. Преподаватель предлагает студентам задание «5 вопросов» по образцам готовых развёрток.
Пример задания по теме «Правильная пирамида»:
1) Как называется данная развёртка?
2) Какой многоугольник лежит в основании?
3) Из каких многоугольников состоит боковая поверхность?
4) Высота данной развёртки равна боковому ребру?
5) Количество граней совпадает с количеством рёбер основания?
3. Преподаватель показывает различные примеры верных и неверных развёрток многогранников или тел вращения. Затем с помощью чертёжных инструментов демонстрирует способы построения моделирования развёрток и вводит символьные обозначения на них.
Пример алгоритма построения развёртки по теме «Цилиндр»:
1) Произвольно подобрать числовое значение для образующей цилиндра I и вычислить значение радиуса основания цилиндра к при условии, что К = 2И .
2) Рассчитать длину окружности основания цилиндра С по формуле С = 2лЯ .
3) На листе бумаги построить прямоугольник со сторонами
I и С.
4) На двух противоположных сторонах прямоугольника, равных С ,построить внешним образом два равных круга с радиусом к , по предлагаемому образцу.
5) Вырезать полученную развёртку с помощью ножниц.
В процессе обучения стереометрии студенты с нарушениями слуха познают пространственные свойства и пространственные отношения геометрических объектов в их взаимосвязях и взаимозависимостях, а создание макетов различных многогранников и тел вращения помогает студентам увидеть их красоту, разнообразие, лучше изучить их свойства.
Создавая на занятиях специальную познавательную среду, студенты учатся активно думать, рассуждать, размышлять, анализировать, сравнивать, выполнять задания, находить ошибки и исправлять.
Формирование у студентов стереометрических представлений можно выразить так: понял - определил и узнал, понял -повторил и воспроизвёл, понял - применил и создал.
Таким образом, решая проблему развития пространственного геометрического мышления, мы ориентируемся на учебные цели обучения геометрии. Учёт и реализация в учебном процессе выделенных уровней развития пространственного геометрического мышления и сформулированных этапов изучения геометрических тел способствуют формированию у студентов конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также её комментировать на доступном геометрическом языке. Использование специальной последовательности при выполнении заданий для изучения многогранников и тел вращения влияют на развитие у студентов с нарушениями слуха пространственного геометрического мышления.
Библиографический список
1. Большой психологический словарь / сос. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб., 2004.
2. Словарь практического психолога / сос. С.Ю. Головин. - М., 1998.
3. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Э/р]. - Р/д: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20264.php
4. Луковцева, А.К. Психология и педагогика. [Э/р]. - Р/д: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl23.shtm
5. Боровских, А.В. Развитие геометрического мышления школьников / А.В. Боровских, Э. Рейхани, Н.Х. Розов [Э/р]. - Р/д: http:// ru.convdocs.org/docs/index-1467.html?page=2
Bibliography
1. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / sos. i obth.red. B. Metheryakov, V. Zinchenko. - SPb., 2004.
2. Slovarj prakticheskogo psikhologa / sos. S.Yu. Golovin. - M., 1998.
3. Yakimanskaya, I.S. Razvitie prostranstvennogo mihshleniya shkoljnikov [Eh/r]. - R/d: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20264.php
4. Lukovceva, A.K. Psikhologiya i pedagogika. [Eh/r]. - R/d: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/ gl23.shtm
5. Borovskikh, A.V. Razvitie geometricheskogo mihshleniya shkoljnikov / A.V. Borovskikh, Eh. Reyjkhani, N.Kh. Rozov [Eh/r]. - R/d: http:// ru.convdocs.org/docs/index-1467.html?page=2
Статья поступила в редакцию 15.05.13
УДК 159
Mikaelian D.A. TO THE QUESTION OF THE ELABORATION OF THE MODEL OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS TO SUPPORT INFORMED CHOICE OF THE FUTURE PROFESSION. Are presented the best socio-psychological conditions that facilitate the development of an informed readiness of students choosing the future profession.
Key words: readiness, model, psychological support, an informed choice.
Д.А. Микаэлян, аспирант ГБОУ ВПО «Ставропольский гос. педагогический институт», г. Будённовск, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ОСОЗНАННОМУ ВЫБОРУ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
В статье представлены оптимальные социально-психологические условия, которые способствуют формированию готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии.
Ключевые слова: готовность, модель, психологическое сопровождение, осознанный выбор.
Формирование у старшеклассников готовности к осознанному выбору профессии - проблема сложная и многогранная, требующая комплексного взаимодействия школы и семьи. Особую роль в данном контексте играет психологическое сопровождение как один из наиболее ответственных и трудоемких видов профессиональной деятельности психолога, который направлен на создание социально-психологических условий для успешного осуществления учащимся выбора профессиональной деятельности.
Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости разработки модели психологического сопровождения формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии. Построение психологических моделей имеет свою специфику.
Модель психологического сопровождения формирования готовности к осознанному выбору профессиональной деятельности старшеклассников представляет собой интегративное научно-теоретическое структурирование процесса комплексного психологического сопровождения готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии, построенного на основе принципов системности существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога (профилактики, диагностики, коррекции), целостности, целесообразности и своевременности.
Данная модель включает функции, компоненты, образовательную среду, результаты и критерии эффективности психологического сопровождения, отражающие специфику психологического сопровождения как способ создания оптимальных условий, способствующих формированию у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессии.
Опираясь на научные трудов таких ученых, как Э.М. Александровская, Г. Бардиер, М.Р Битянова, Т.В. Азарова, Е.А. Казакова, Е.И. Козырева, Т.И. Чиркова и др., представляется возможным разработать модель психологического сопровождения формирования осознанного выбора будущей профессии у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы. В их числе:
- диагностическое (углубленная диагностика по запросу и\или по результатам минимума);
- консультативное;
- развивающее;
- коррекционное;
- просвещение;
- профилактическое.
Остановимся подробнее на каждом направлении.
Особое место в психологическом сопровождении занимает диагностика, отличительной чертой которой является то, что она направлена не на выявление картины дефекта, а на выявление того, что Л.С. Выготский именовал «гиперкомпенсаторным фондом личности», т.е. на определение сильных сторон, так называемого позитива личности (Т.И. Чиркова, М.Р Битянова, Е.И. Казакова). Диагностическая работа приобретает характер отслеживания формирования осознанного выбора у старшеклассника.
Диагностика является неотъемлемой, важнейшей частью модели психологического сопровождения. Она в известной мере обусловливает успешность деятельности всей системы сопровождения, что связано со следующими концептуальными особенностями диагностики:
- видение диагностики как стартовой площадки сопровождения, с которой начинается процесс помощи учащемуся;
- возможность преодоления методологической рассогласованности между педагогической, психологической и медицинской диагностикой за счет организации конструктивного диалога между участниками сопровождения;
- позитивная диагностика тех конструктивных факторов, которые позволяют субъекту преодолеть тек или иные трудности;
- направленность диагностики на определение правильности педагогической стратегии.
По М.Р. Битяновой диагностика рассматривается, прежде всего, как систематическое отслеживание психолого-педагоги-ческого статуса школьника с точки зрения их актуального состояния и перспектив ближайшего развития, а также как отправная точка для дальнейшей содержательной сопровождающей деятельности [1].
Проведенный нами анализ исследований по проблеме позволяет сделать вывод о том, что существенными чертами диагностики в модели психологического сопровождения формирования осознанного выбора будущей профессии являются:
- видение диагностики как стартовой площадки сопровождения, нацеленность её на информационное обеспечение про-
цесса психологического сопровождения формирования осознанного выбора профессиональной деятельности;
- направленность на выявление сильных сторон личности учащегося;
- определение сферы интересов, мотивации достижения, способности учащегося в связи с профессиональной ориентацией;
- систематичность и последовательность отслеживания актуального состояния старшеклассника и перспектив его ближайшего развития;
- обусловленность диагностических результатов объективными и субъективными сложностями, с которыми сопряжено формирование осознанного выбора профессиональной деятельности.
Консультативное направление в модели психологического сопровождения предполагает консультирование всех участников образовательного процесса по запросу, результатам диагностики, по динамике; формирование у старшеклассника самостоятельного и сознательного выбора образовательного маршрута.
В рамках консультативной работы психолога могут быть решены следующие задачи:
а) оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в выборе будущей профессии;
б) обучение навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей, позволяющим сделать наиболее подходящее направление в профессиональной деятельности;
в) оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания [2].
Модель психологического сопровождения включает и консультирование педагогов по поводу проблем обучения и выбора образовательной стратегии того или иного учащегося. Не менее важным элементом в модели психологического сопровождения формирования осознанного выбора будущей профессии у старшеклассника является консультирование родителей, которое может проводиться как по их запросу, так и по инициативе психолога.
Особое место в модели психологического сопровождения занимает развивающее направление, которое позволяет сформировать экзистенциальные позиции школьника, развить способности самостоятельно и сознательно совершать выбор и т.д. С развивающей работой тесно связано такое направление в модели психологического сопровождения формирования готовности к выбору профессиональной деятельности, как просвещение. Оно направлено на повышение общей психологической культуры всех участников образовательного процесса, информирование о ситуациях, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора того или иного вида профессиональной деятельности.
В контексте нашего исследования просветительская деятельность включает проведение бесед, в которых раскрываются мотивы и ожидания по поводу выбора той или иной профессии, оказывается помощь в самопознании, определении собственных стремлений и потребностей. Психологическое просвещение наиболее эффективно при наличии активной позиции учащегося, учителя, родителя. Данная работа реализуется следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации, групповые дискуссии и семинары-тренинги и пр.
Коррекционное направление модели психологического сопровождения готовности к будущей профессии включает коррекцию образовательного маршрута в ситуации несоответствия возможностей и желаний («хочу» и «могу»), а также коррекцию образовательного маршрута в соответствии с существующей реальностью («хочу» и «надо»).
Чрезвычайно важным направлением в модели психологического сопровождения формирования готовности к осознанному выбору профессии является профилактика стрессоустойчи-вости, тревожности в ситуации жизненно важного выбора. Профилактическая работа включает разработку и проведение тренинговых занятий.
Таким образом, глубокое осознание психологом всех этапов модели психологического сопровождения способствует созданию оптимальных социально-психологических условий для формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии.
Библиографический список
1. Битянова, М.Р Организация психологической службы школы. - М., 1998.
2. Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М., 2006. Bibliography
1. Bityanova, M.R. Organizaciya psikhologicheskoyj sluzhbih shkolih. - M., 1998.
2. Semago, M.M. Diagnostiko-konsuljtativnaya deyateljnostj psikhologa obrazovaniya / M.M. Semago, N.Ya. Semago. - M., 2006.
Статья поступила в редакцию 19.05.13
УДК 378
Urusova S.A. DESINGGRAPHICS OF MORPHOGENESIS AS A FACTOR IN ACTIVATING THE CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS. In article possibilities of art designing, a proyektivograficheskyformoobrazovaniye in the course of activization of creative abilities of students are shown.
Key words: artistic design, morphogenesis, designing, morphogenesis desinggraphics, activating creativity.
С.А. Урусова, соискатель каф. методики преподавания художественно-графических дисциплин, Карачаево-Черкесский гос. университета им. УД. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИВОГРАФИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
В статье показаны возможности художественного конструирования, проективографического формообразования в процессе активизации творческих способностей студентов.
Ключевые слова: художественное конструирование, проектирование, проективографическое формообразование, активизация творческих способностей.
Научно-технический прогресс требует непрестанного совершенствования системы теоретической и практической подготовки молодых специалистов всех профилей. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности обучения, результативности учебного процесса, активизации творческих способностей и конструктивного мышления студентов-дизайнеров. Человек постоянно находится в состоянии творческого проектирования предполагаемых жизнью ситуаций и посему проектная осознанная деятельность необходима абсолютно всем. Из этого следует вывод о важности внедрения дизайнерской педагогики, разработки методик преподавания этой дисциплины для учебных заведений разных уровней. В процессе моделирования, как средства художественного конструирования, у студентов возникает потребность в знаниях в области формообразования. Она стимулируется связью изучаемых предметов с практикой, показом жизненного значения теории и применением ее к решению практических задач [1].
Суть композиционного формообразования состоит в построении выразительной формы в контексте определенного замысла. Композиционные средства, применяемые в дизайне, тесно связаны с объектами гармонизации. Практика макетирования обусловлена тем, что макет дает наиболее полное и верное представление о внешней форме объекта. Его можно осмотреть со всех сторон, увидеть форму под любым ракурсом и в определенной среде. Главное назначение макета в том, что он позволяет вести проектирование в привычных объемных материальных формах. Чем больше макет соответствует реальному изделию, тем значимее его наглядность. Макет позволяет проверять различные идеи, тем самым устранять композиционные и эргономические просчеты.
Для полноценного функционирования процесса обучения, воспитания и развития необходимо создать такую педагогическую систему, которая обеспечит формирование творческих способностей студентов и овладение базовыми академическими компетентностями, необходимыми для успешной творческой деятельности. Для постижения универсальных закономерностей формообразования в программу было бы уместно ввести и основы образования формы по проективографическим эпюрам. Наиболее перспективным решением этой проблемы может стать целенаправленная организация учебного процесса, построенная на основе изучения теории и практики конструкторской деятельности, оказывающая положительное влияние на интенсивность обучения и развития творческих способностей студентов. Все это должно подкрепляться выполнением системы учеб-
ных заданий, творческих работ по проектированию и конструированию оптимальной трудности, требующих высокой активности мышления и интеллектуально-творческого потенциала студентов, в результате которого они приобретают опыт анализировать, синтезировать свои наблюдения, искать оригинальные новые пути решения творческих задач.
Проективография - это метод формотворческой и формообразующей деятельности, который дает возможность развивать чувство ритма, гармонии, приобрести навыки макетирования, работы с компьютером и может быть использован в системе общего и дополнительного образования. Программа «Проекти-вографическое формообразование» может быть включена в содержание образования различных возрастных групп. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству и связано с общим интеллектуальным развитием. На первом этапе изучения проективографии студенты знакомятся с методикой проективографического формообразования, используя готовые шаблоны, а на втором этапе они уже должны творчески мыслить при составлении объемно-пространственных композиций, используя фрагменты изученных форм. Это могут быть предметы утилитарного назначения, светильники, люстры, а также фрагменты архитектурных форм. И здесь уже мы можем наблюдать развитие творческих способностей студентов в процессе выполнения заданий. Проективография в настоящее время может дать многие элементы оформления интерьера и экстерьера. Проективографический метод формообразования развивает объемно-пространственное воображение, творческие способности, что имеет большое значение для художника, дизайнера, учителя ИЗО.
Проективография своей основной деятельностью направлена на объемное макетирование и имеет для этого специально разработанные правила [2]. В проективографическом макетировании в основном предполагается выполнять макеты из бумаги. Развертываемые поверхности по готовым разработкам можно выполнить относительно просто, трудней сделать сложную кривую поверхность. В проективографической эпюре закодированы основные параметры фрагментов будущего макета. Навыки проектного мышления, проектная осознанная деятельность необходимы абсолютно всем, независимо от характера деятельности.
Формирование языка проективографии происходит в геометрическом, техническом и искусствоведческом аспектах. В области дизайна рациональные знания в настоящее время сформированы в единую педагогическую систему, называемую пропедевтикой. По мере развития этой дисциплины уже сейчас