соучаствовало бы в воспроизведении музыки... В особенности участие в хоре создает возможность весьма быстрого роста музыкального сознания и восприимчивости» [7, с. 23].
Осознанное усвоение вокально-хоровых навыков, высокий уровень художественного исполнения и активное развитие музыкальности является следствием эмоционально окрашенного пения. Профессор Б.М. Теплов писал: «Иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять поэтому как бы центр музыкальности» [8, с. 53].
Музыкальная эмоциональность проявляется у детей всех возрастных групп по-разному. Конкретное образное экстравертное мышление ребенка и базирующаяся на нем красочная фантазия направляет зачастую его музыкальную эмоциональность в совершенно иное русло, чем абстрактное и интравертное мышление подростка, дающее последнему возможность прочувствовать и передать тончайшие смены настроения и движения музыкальной мысли. Направляющая роль педагога способствует процессу взаимодействия в развитии певческого голоса ифор-мировании эмоционально-художественного отношения ребенка к разучиваемым и исполняемым хоровым произведениям. Надо заметить, что соотношение уровней развития певческого голоса и эмоциональности исполнения вокально-хорового произведения не является константой во всех возрастных группах хора. Лишь в результате квалифицированного и систематического музыкального воспитания степень развитости певческого голоса и эмоциональности художественного исполнения проявляются в разумном сочетании взаимодействия. То есть по меткому замечанию психологов выстраивается «эмоциональный тон» (Л.С. Выготский) или «позитивный эмоциональный чувственный тон» (С.Л. Рубинштейн). Для качественного исполнения вокально-хоровых произведений от певца требуется как комплекс исполнительских данных, определенный уровень интеллектуального развития, развитая эмоциональность, так и осознанное владение минимумом вокально-хоровых навыков. Эмоции не могут заменить вокальную технику, тем не менее, эмоционально окрашенное пение способствует активизации ряда вокалоформирующих процессов и значительно влияет на певческую интона-
Библиографический список
цию. Певческая установка, позволяющая достигнуть наибольшей выразительности в детском возрасте - натуральное, облегченное, нефорсированное пение, сохраняющее гибкость и тембральную естественность голоса. «В поисках более звонкого и яркого звучания детского хора особо следует подчеркнуть значение эмоционального фактора, - пишет профессор Г.П. Стуло-ва. - Дети вообще постигают мир через эмоции. Если они поют песню, которая им нравится, и у них хорошее настроение, то коэффициент звонкости в спектре их голоса и точность певческого интонирования, как правило, выше, чем тогда, когда они поют без интереса. Положительные эмоции повышают звонкость и способствуют развитию певческого голоса детей» [9, с. 74].
Как формирование певческого голоса, так и развитие эмоциональности требует систематических занятий. Чрезмерное увлечение усвоением технических певческихнавыков может «притупить» эмоциональный настрой в детском хоре на долгий срок, в то же время, чрезмерно эмоциональное возбуждение во время пения вредит качеству вокала и раскрытию образа музыкального произведения. В процессе обучения, в зависимости от педагогической необходимости, степень эмоциональности может то уменьшаться, то увеличиваться. Однако педагогу надо помнить, что потенциальный уровень эмоциональности у детей достаточно высок, поэтому следует соотносить уровень эмоционального и художественного в произведениях жизнерадостного, веселого или шуточного характера. Каждая возрастная группа хора требует особой методики в области развития певческого голоса, музыкальной эмоциональности, привития навыков выразительного и высокохудожественного исполнения. Для качественного формирования певческого голоса в детском хоре следует вводить распевания, попевки, творческие упражнения, а исполняемый хоровой репертуар должен быть высокохудожественным и педагогически целесообразным.
Многолетняя работа с детскими хоровыми коллективами показала, что практика художественно-исполнительской деятельности способствует становлению координации между слухом и голосом, формирует положительную эмоциональную сферу, стимулирует познавательную деятельность школьников, расширяет ихмузыкальный кругозор.
1. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Принята 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры [Э/р]. - Р/д: un.org.documents/decl_conv/declarations/cultural
2. Лаптев, И.Г. К вопросу о музыкально-эстетическом просвещении младших школьников // Новый университет. - 2012. - № 11-12(20-21). - Сер. Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук.
3. Аткинсон, РЛ. Введение в психологию: учебник для студентов университетов / под ред. В.П. Зинченко.- СПб., 2003.
4. Экман, П. Психология эмоций. - СПб., 2012.
5. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. - М., 2006.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004.
7. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.; Л., 1965.
8. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. Труды: в 2 т. - М., 1985. - Т. 1.
9. Стулова, Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором. - М., 2005.
Bibliography
1. Vseobthaya deklaraciya YuNESKO o kuljturnom raznoobrazii. Prinyata 2 noyabrya 2001 goda Generaljnoyj konferencieyj Organizacii Objhedinennihkh Naciyj po voprosam obrazovaniya, nauki i kuljturih [Eh/r]. - R/d: un.org.documents/decl_conv/declarations/cultural
2. Laptev, I.G. K voprosu o muzihkaljno-ehsteticheskom prosvethenii mladshikh shkoljnikov // Novihyj universitet. - 2012. - № 11-12(20-21). -Ser. Aktualjnihe problemih gumanitarnihkh i obthestvennihkh nauk.
3. Atkinson, R.L. Vvedenie v psikhologiyu: uchebnik dlya studentov universitetov / pod red. V.P Zinchenko.- SPb., 2003.
4. Ehkman, P. Psikhologiya ehmociyj. - SPb., 2012.
5. Petrushin, V.I. Muzihkaljnaya psikhologiya. - M., 2006.
6. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 2004.
7. Asafjev, B.V. Izbrannihe statji o muzihkaljnom prosvethenii i obrazovanii. - M.; L., 1965.
8. Teplov, B.M. Psikhologiya muzihkaljnihkh sposobnosteyj // Izbr. Trudih: v 2 t. - M., 1985. - T. 1.
9. Stulova, G.P. Akustiko-fiziologicheskie osnovih vokaljnoyj rabotih s detskim khorom. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 15.05.13
УДК 372.016:5:4+378+376.3
Makarkina O.V. DEVELOPMENT OF SPATIAL GEOMETRICAL THINKING IN STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS. In this article the characteristics of the levels of development of spatial geometrical thinking in students with hearing impairments. The examples of the educational process on the geometric material using isolated stages of studying geometric solids and a specific sequence in the performance of tasks.
Key words: thinking, spatial geometric thinking, degree of development.
О.В. Макаркина, аспирант каф.геометрии и методики обучения математике ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В статье рассмотрена характеристика уровней развития пространственного геометрического мышления у студентов с нарушениями слуха. Представлены примеры организации учебного процесса на геометрическом материале с применением выделенных этапов изучения геометрических тел и специальной последовательности при выполнении заданий.
Ключевые слова: мышление, пространственное геометрическое мышление, уровень развития.
Геометрическое образование студентов с нарушениями слуха важно не только для приобретения и овладения техническими, гуманитарными и декоративно-прикладными специальностями, но и для интеллектуального развития самого студента, формирования его общей культуры.
Развитие пространственного мышления у студентов с нарушениями слуха является необходимым условием успешного усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин на всех этапах обучения в системе среднего профессионального образования.
Термин «мышление» обозначает и психический процесс отражения действительности, и высшую форму творческой активности человека [1, с. 310].
С точки зрения педагогики для нас важно то, что психология изучает мышление как познавательную деятельность, различая её виды в зависимости от уровня обобщения и характера используемых средств. Различают такие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяют также мышление теоретическое, практическое, эмпирическое, логическое, аналитическое, интуитивное, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное [2].
Сущность пространственного мышления, его структуры и уровней развития раскрываются в работах Н.Н. Зепновой, И.А. Кочетковой, К.Г. Сердаковой, В.Ю. Щербаковой и И.С. Якиманской.
По мнению И.С. Якиманской, «пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач» [3].
Под пространственным геометрическим мышлением мы понимаем достаточно сложный процесс, отражающий операции мыслительной деятельности в виде теоретического и практического обоснования закономерностей окружающего мира, выражающих форму, величину и пространственные отношения геометрических объектов.
Задача развития пространственного геометрического мышления находит своё место именно при изучении стереометрии.
Геометрическое содержание предоставляет большие возможности для того, чтобы:
- научить воспринимать форму геометрических объектов;
- сформировать приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация, классификация);
- развить пространственное геометрическое мышление, а также творческие и интеллектуальные способности.
Специфический подход к развитию пространственного геометрического мышления студентов с особыми образовательными потребностями заключается в создании специальной познавательной среды в учебном процессе, при этом познавательная деятельность направлена на познание студентами окружающего мира - мира геометрии.
Важную роль в развитии студента с нарушениями слуха играют познавательные психические процессы, причём каждая отдельная его форма развита не одинаково.
К познавательным психическим процессам относят ощущения, восприятие, представление, воображение, мышление, память и воображение. Интеллектуальными (или познавательными) психическими свойствами является наблюдательность, гибкость ума и др. Благодаря познавательным психическим процессам человек отражает окружающий его объективный мир, познаёт его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует [4].
Ван Хиле предложил модель геометрической мысли, состоящую из двух частей: первая - описание уровней мышления (визуальный, аналитический, неформальная дедукция, формаль-
ная дедукция, строгость), а вторая - описаниестадий изучения (информация, управляемая ориентация, разъяснения, свободная ориентация, интеграция).Эти две части позволяют описать тот характер мышления, который проявляется учащимися в процессе изучения геометрии [5].
Анализируя данную модель, нами выделены два уровня развития пространственного геометрического мышления: фор-мируемо-репродуктивный и результативно-продуктивный.
Формируемо-репродуктивный уровень достигается в процессе целенаправленной деятельности преподавателя, направленный на формирование мыслительных образов геометрических фигур, многогранников и тел вращения у студентов с нарушениями слуха. При этом мыслительная деятельность студентов заключается в осмыслении, усвоении и запоминании.
Результативно-продуктивный уровень показывает, насколько прочно усвоены сформированные геометрические образы, которые студенты могут применить в конкретной ситуации.
Процесс изучения многогранников и тел вращения включает этапы, которые можно соотнести с каждым из уровней:
1) показ макета многогранника или тела вращения;
2) формулировка устного речевого образца понятия и его определения;
3) запоминание словесной записи понятия;
4) формулировка письменного речевого образца определения понятия;
5) усвоение алгоритма построения многогранника или тела вращения и их сечений плоскостями;
6) показ символьной записи;
7) моделирование развёрток многогранников и тел вращения;
8) макетирование многогранников и тел вращения.
Данные этапы реализуются посредством просмотра наглядностей, выполнения необходимых измерений с последующим обобщением, сравнительным анализом и выполнением специальных заданий.
В связи с тем, что учебный материал воспринимается студентами с нарушениями слуха в основном на зрительной основе, то особое внимание уделяется наглядным средствам и практической деятельности.
Приведём примеры организации работы по формированию мыслительных образов геометрических объектов.
При введении понятий многогранников и тел вращения мы предлагаем следующую последовательность действий.
1. Преподаватель показывает макеты реальных геометрических объектов, выполненных из картона, дерева и проволоки, и перечисляет их названия или спрашивает у студентов уже им известные виды. Здесь следует учитывать форму и размер многогранников и тел вращения. Студенты запоминают названия и проговаривают вслух.
2. Преподаватель знакомит с определением данного понятия и предлагает студентам сформулировать определения своими словами, удерживая в памяти образ реального геометрического объекта и не нарушая его смысл. Студенты проговаривают вслух формулировку определения нового понятия и по возможности запоминают его.
3. Преподаватель показывает изображения геометрических объектов в виде рисунков с символьными обозначениями, выполненных на ученической доске (выполняется на занятии), на листе бумаги (готовые заготовки) и на слайдах презентации (анимации). Преподаватель обязательно показывает с помощью чертёжных инструментов (линейки, циркуля или транспортира) способы построения изображений многогранников или тел вращения и вводит символьные обозначения, учитывая показ в построениях видимых и невидимых линий. Студенты запоминают алгоритм построения геометрических объектов и изображают их
в своих рабочих тетрадях, проговаривая про себя или на доске, проговаривая вслух.
Моделирование развёрток многогранников и тел вращения является ключевым моментом в понимании студентом сути изученных понятий и их определений. Можно предложить следующую последовательность выполнения заданий.
1. Преподаватель показывает макеты реальных геометрических объектов и их развёрток различных размеров и пропорций. Прежде чем приступить к построению развёртки, необходимо вспомнить теоретический материал, связанный с данным многогранником или телом вращения. Преподаватель задаёт вопросы студентам устно и своевременно корректирует их ответы.
2. Преподаватель предлагает студентам задание «5 вопросов» по образцам готовых развёрток.
Пример задания по теме «Правильная пирамида»:
1) Как называется данная развёртка?
2) Какой многоугольник лежит в основании?
3) Из каких многоугольников состоит боковая поверхность?
4) Высота данной развёртки равна боковому ребру?
5) Количество граней совпадает с количеством рёбер основания?
3. Преподаватель показывает различные примеры верных и неверных развёрток многогранников или тел вращения. Затем с помощью чертёжных инструментов демонстрирует способы построения моделирования развёрток и вводит символьные обозначения на них.
Пример алгоритма построения развёртки по теме «Цилиндр»:
1) Произвольно подобрать числовое значение для образующей цилиндра I и вычислить значение радиуса основания цилиндра к при условии, что К = 2И .
2) Рассчитать длину окружности основания цилиндра С по формуле С = 2лЯ .
3) На листе бумаги построить прямоугольник со сторонами
I и С.
4) На двух противоположных сторонах прямоугольника, равных С ,построить внешним образом два равных круга с радиусом к , по предлагаемому образцу.
5) Вырезать полученную развёртку с помощью ножниц.
В процессе обучения стереометрии студенты с нарушениями слуха познают пространственные свойства и пространственные отношения геометрических объектов в их взаимосвязях и взаимозависимостях, а создание макетов различных многогранников и тел вращения помогает студентам увидеть их красоту, разнообразие, лучше изучить их свойства.
Создавая на занятиях специальную познавательную среду, студенты учатся активно думать, рассуждать, размышлять, анализировать, сравнивать, выполнять задания, находить ошибки и исправлять.
Формирование у студентов стереометрических представлений можно выразить так: понял - определил и узнал, понял -повторил и воспроизвёл, понял - применил и создал.
Таким образом, решая проблему развития пространственного геометрического мышления, мы ориентируемся на учебные цели обучения геометрии. Учёт и реализация в учебном процессе выделенных уровней развития пространственного геометрического мышления и сформулированных этапов изучения геометрических тел способствуют формированию у студентов конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также её комментировать на доступном геометрическом языке. Использование специальной последовательности при выполнении заданий для изучения многогранников и тел вращения влияют на развитие у студентов с нарушениями слуха пространственного геометрического мышления.
Библиографический список
1. Большой психологический словарь / сос. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб., 2004.
2. Словарь практического психолога / сос. С.Ю. Головин. - М., 1998.
3. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Э/р]. - Р/д: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20264.php
4. Луковцева, А.К. Психология и педагогика. [Э/р]. - Р/д: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl23.shtm
5. Боровских, А.В. Развитие геометрического мышления школьников / А.В. Боровских, Э. Рейхани, Н.Х. Розов [Э/р]. - Р/д: http:// ru.convdocs.org/docs/index-1467.html?page=2
Bibliography
1. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / sos. i obth.red. B. Metheryakov, V. Zinchenko. - SPb., 2004.
2. Slovarj prakticheskogo psikhologa / sos. S.Yu. Golovin. - M., 1998.
3. Yakimanskaya, I.S. Razvitie prostranstvennogo mihshleniya shkoljnikov [Eh/r]. - R/d: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20264.php
4. Lukovceva, A.K. Psikhologiya i pedagogika. [Eh/r]. - R/d: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/ gl23.shtm
5. Borovskikh, A.V. Razvitie geometricheskogo mihshleniya shkoljnikov / A.V. Borovskikh, Eh. Reyjkhani, N.Kh. Rozov [Eh/r]. - R/d: http:// ru.convdocs.org/docs/index-1467.html?page=2
Статья поступила в редакцию 15.05.13
УДК 159
Mikaelian D.A. TO THE QUESTION OF THE ELABORATION OF THE MODEL OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS TO SUPPORT INFORMED CHOICE OF THE FUTURE PROFESSION. Are presented the best socio-psychological conditions that facilitate the development of an informed readiness of students choosing the future profession.
Key words: readiness, model, psychological support, an informed choice.
Д.А. Микаэлян, аспирант ГБОУ ВПО «Ставропольский гос. педагогический институт», г. Будённовск, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ОСОЗНАННОМУ ВЫБОРУ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
В статье представлены оптимальные социально-психологические условия, которые способствуют формированию готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии.
Ключевые слова: готовность, модель, психологическое сопровождение, осознанный выбор.