Научная статья на тему 'Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста'

Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
999
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ / ИНТЕГРАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VOCAL-CHORAL PRACTICE / INTEGRATION / ART INTEGRATION / INTEGRATION OF ART KINDS OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зюзина Ольга Афанасьевна

В статье рассматривается процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируются вопросы интеграции искусств, интеграции музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной деятельности, дается обоснование важности использования интеграции в процессе обучения пению в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зюзина Ольга Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста»

существует целеполагание в педагогической деятельности, но не всегда применяют его в своей обучающей деятельности. В педагогических целях респонденты используют личностный подход к студентам, но уровень этого подхода соответствует школьной практике. Преподаватели в своей обучающей деятельности применяют различные формы организации учебно-познавательной деятельности студентов, но не всегда понимают, какой целевой установке соответствуют та или иная форма обучения. Врачи-преподаватели имеют представления о необходимости развития творческого мышления студентов, но они не могут назвать, в чем состоят эти условия.

Обобщая результаты исследования качества теоретических знаний о целеполагании в педагогической деятельности, мы можем заключить, что выявленный уровень знаний может свидетельствовать об отсутствии системы в формировании понятийного аппарата, о трудностях, которые испытывают респонденты в соотнесении названных категорий с реальным образовательным процессом в высшей медицинской школе.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости пересмотра содержания программы по

педагогике высшей школы и технологий ее реализации.

Литература

1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М., 1999.

2. Даринская, Л.А. Формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности (теоретический аспект) / Л.А. Даринская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология, Педагогика Вып. 4. - СПб, 2008. - С. 341 - 345.

3. Зеленцова, А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Зеленцова. - Волгоград, 1996.

4. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Программа «Обновление гуманитарного образования в России» / М.В. Кларин. - М., 1994.

5. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16 - 21.

6. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / В.В. Смирнов. -М., 2003.

УДК 373

О.А. Зюзина

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируются вопросы интеграции искусств, интеграции музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной деятельности, дается обоснование важности использования интеграции в процессе обучения пению в дошкольном образовательном учреждении.

Вокально-хоровые навыки, интеграция, интеграция искусств, интеграция художественных видов деятельности.

The article considers the process of forming the practice of preschool children by means of integration of the art kinds of activity. The integration of musical, artistic, vocal and theatrical activity is analysed in the paper. The importance of using integration in the process of teaching singing in the preschool educational institution is proved.

Vocal-choral practice, integration, art integration, integration of art kinds of activity.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами, а также тем, что пение в настоящее время рассматривается как один из самых сложных и в то же время наименее изученных и методически разработанных разделов музыкальной работы с детьми дошкольного возраста.

Среди всех видов музыкальной деятельности в дошкольном возрасте пение имеет ряд очевидных преимуществ. Это объяснимо рядом причин:

1. Песенным началом российской музыкальной культуры. Видный деятель хорового искусства Г. А. Струве отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. На всех празд-

никах наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая» [6, с. 50].

2. Общедоступностью. Каждый ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом.

3. Адекватностью пения психолого-возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

4. Особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки.

5. Значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире.

Педагогами-музыкантами был накоплен большой опыт по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад внесли такие педагоги, как С.И. Бекина, Н.А. Ветлугина, А. Д. Войнова, Н.А. Метлов, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский. В их работах предложена методика практической работы с

детьми, показано влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.

В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб», в процессе которых, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой - вырабатываются музыкально-слуховые представления. Но при всем интересе детей старшего дошкольного возраста к данному виду деятельности, процесс формирования, развития вокально-хоровых навыков, является монотонным и сложным. Для того, чтобы данный процесс стал наиболее привлекателен для детей старшего дошкольного возраста, мы предположили, что интегрированный подход в рамках рассматриваемой работы будет особенно актуален.

В связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации [5], становятся актуальными вопросы, связанные с разными аспектами интеграции образовательных областей, разных видов деятельности, преемственности различных ступеней образования. Федеральные государственные требования (далее ФГТ) рекомендуют проектировать общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

В свете ФГТ образовательная область «Музыка» относится к одному из четырех главных направлений - художественно-эстетическому. В художественно-эстетическом воспитании детей проблема интеграции изучается в ракурсе более глубокой формы взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования. По мнению ученых Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, Д.Б. Эльконина и др., одной из главных особенностей детской художественно-творческой деятельности является ее синкретичность, понимаемая в широком смысле как нераздельность, соединение видов искусства в одном целом художественном действии.

О роли процесса интеграции разных видов искусств в формировании художественно-творческих способностей и художественно-творческих видов деятельности писал А.Я. Андреев, считая искусство в этом процессе фактором формирования личности, а художественную культуру - компонентом образования. Для развития художественной культуры личности, отмечал ученый, важно знать специфику каждого вида искусства и их взаимодействие. Определенное сочетание видов искусства может быть выбрано для решения тех или иных задач эстетического воспитания личности.

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и

художественной деятельности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими средствами.

Исследования по интеграции появились в конце 1980-90-х гг. под руководством Т.С. Комаровой. Отмечалось, что интеграция является фактором всестороннего воспитания детей и развития их творчества и понимается как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающая все виды художественно-творческой деятельности [2]. Были также написаны работы, посвященные вопросам взаимосвязи изобразительного и других видов искусства: музыки, литературы, театра, архитектуры (С.Ю. Болотова, О.А. Вепрева, С.П. Козырева, И.И. Комарова, Г.П. Новикова, Г.А. Савостина, Е.Л. Тру-сова, и др.), непосредственно интеграции искусств, видов детской деятельности, способностей детей (М.Б. Зацепина, И.Н. Куланина, Е.А. Пелих), взаимодействия детей друг с другом, детей и взрослых (С.И. Букатина, Н.Л. Дьячкова, О.Г. Мурзакова, Э.В. Никитина, Л.Ю. Павлова, И.Ф. Слепцова и др.). В исследованиях изучались проблемы сущности и значения интеграции в овладении детьми разнообразными видами художественной деятельности, что позволило создать научно-обоснованные рекомендации к проведению интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста на основе освоения произведений народного искусства (музыкального, литературного, изобразительного во взаимосвязи).

Современные исследования показали, что интеграция возможна при выполнении трех условий, на которые должны указывать существенные ее признаки, имеющие свои характерные особенности в каждой из областей человеческого знания. Это такие условия, как:

1. Объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими.

2. В интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования.

3. Интегрируемые предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

Изучая данное направление, мы в большей степени обращали внимание на интеграцию художественных видов деятельности, в связи с тем, что в процессе интеграции деятельности обогащается не только собственное содержание этих видов деятельности, но и сами они реализуются на более качественном педагогическом уровне. В результате этого процесса мы получаем целостное художественно-эстетическое и вокально-хоровое развитие детей.

В ходе исследования выяснилось, что интеграция в данном случае обладает большими возможностями формирования у детей целостных ориентиров, нравственно-эстетических отношений, пробуждает интерес. Яркая речь художественных текстов, хорошо выполненные произведения изобразительного искусства, образность в выполнении ритмических движе-

ний - все это повышает эмоциональность восприятия музыкального материала, образность формируемых на их основе представлений, способствует успешному овладению детьми вокально-хоровых навыков и содействует эстетическому воспитанию детей в целом.

В ходе изучения фундаментальных трудов Б.М. Теплова, Н.А. Метлова, Н.А. Ветлугиной, Г. А. Струве и др. по развитию у детей дошкольного возраста певческих навыков были выявлены особенности и раскрыты методы формирования у детей вокально-хоровых навыков средствами интеграции разных видов художественной деятельности.

В исследованиях Б.М. Теплова было доказано, что умение интонационно точно воспроизводить мелодию зависит от степени развития музыкально-слуховых представлений, решающую роль в развитии музыкального слуха ученый отводил пению. Своими исследованиями он доказал, что использование метода моделирования имеет большое значение в развитии музыкально-хоровых навыков дошкольников.

Большое значение Н.А. Метлов придавал изучению природы детского музыкального слуха и голоса и методов их развития. Ученый широко использовал методы моделирования ритмических и звуковых отношений: жест руки, музыкальную лесенку, графическую запись. Важную роль в активизации процесса развития координации слуха и голоса, чистоты интонирования, чувства ритма отводил игровым приемам обучения.

Научные исследования и практика Н.А. Ветлуги-ной позволили определить существенную роль координации слуха и голоса в развитии общей музыкальности дошкольников. На основе этих данных была определена система приемов развития слуха и голоса у детей дошкольного возраста. Основная идея данной системы заключалась в развитии музыкально-слуховых дифференцировок, произвольного пения мелодических ходов, наглядных представлений о знаковых обозначениях высотных и ритмических соотношений.

Высокая результативность развития музыкального слуха и вокально-хоровых навыков у дошкольников достигалась в работе Г. А. Струве по его разработанной методике «Хорового сольфеджио». Педагог рекомендовал использовать в обучении три важных анализатора человеческого организма: зрительный, двигательный и слуховой. Движение рукой создает у детей наглядную картину изменения высоты звучания мелодии и помогает осознанию звуковысотно-сти.

В XX в. широко применялась ритмодекламация, представляющая собой синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников известна методика Т.А. Боровик, основанная на ритмодекламации, которая является эффективным средством развития мелодического слуха, координации слуха, голоса и движения, интонационной выразительности. Опора в ритмодеклама-ции на речевое интонирование дает возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на диапазон голоса и уровень

развития вокально-слуховой координации.

В современных исследованиях С.М. Зыряновой раскрыта технология формирования представлений о художественном образе у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства [1].

В рамках исследуемой темы нами была проведена опытно-поисковая работа по использованию интеграции художественных видов деятельности в процессе формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента был выявлен стартовый уровень развития у детей старшего дошкольного возраста вокально-хоровых навыков и интереса к различным видам художественной деятельности. В ходе эксперимента были использованы методики, модифицированные согласно цели исследования: «Лесенка», методика В.Г. Щура, метод наблюдения за детьми в свободной деятельности, была разработана серия диагностических заданий на выявление певческих навыков: звукообразование, певческое дыхание, дикция, певческая установка (диапазон), слуховой навык, навык эмоциональной выразительности исполнения. Для определения уровней развития вокально-хоровых навыков была разработана критериально-уровневая шкала определения вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего этапа эксперимента (количество детей, показавших высокий уровень развития вокально-хоровых навыков невелик - 32 % от общего количества, средний уровень -37 %, низкий уровень - 17 % и критический уровень - 14 % от общего количества детей) сориентировали нас на поиск путей интеграции художественных видов деятельности к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей в целостном педагогическом процессе ДОУ.

На основании теоретического анализа особенностей вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, специфики организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и исходя из убеждения, что необходимо использовать интеграцию художественных видов деятельности в данном процессе для наиболее успешного развития вокально-хоровых навыков у детей, нами была разработана система работы по формированию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности.

Разработанная система позволяет увидеть, что процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей средствами интеграции художественных видов деятельности в ДОУ происходит через три основных направления: непосредственную образовательную деятельность, нерегламентированную деятельность и деятельность ребенка вне дошкольного учреждения (т.е. в семье). Все эти направления взаимосвязаны, хотя на каждом этапе системы решаются разные задачи.

На первом этапе решались задачи по формированию у детей представлений о певческой деятельно-

сти, расширению музыкально-информационного опыта детей в данной деятельности. Для этого был разработан цикл бесед на тему: «Песня - душа человека». Цель - заинтересовать детей жанром «песня». На данном этапе работы мы использовали игры, способствующие активизации детей в певческой деятельности, вызывающие желание петь сольно, слушать свой голос, звучащий в записи. Это игры, в которых интегрируется музыкальная и театрализованная деятельность «Спой песню так, как бы спел ее медведь, Дюймовочка, комар» или другие сказочные персонажи.

На данном этапе работы мы использовали игру «Музыкальная студия», в которой дети представляли себя настоящими певцами и записывали исполняемые песни на студии. Голоса детей, как настоящих артистов, записывали через микрофон на компьютер, после чего музыкальный руководитель прослушивал вместе с исполнителями запись и давал характеристику голоса ребенка. Эта игра помогает детям услышать звучание своего голоса «со стороны», отметить особенности его звучания, развивает умение различать правильное и неточное исполнение мелодии разученной песни, желание исправлять ошибки в своем исполнении, а также повышает самооценку ребенка в певческой деятельности.

На втором этапе реализовывались задачи по формированию у детей потребности в певческой деятельности в разных формах организации: непосредственная образовательная деятельность, нерегламен-тированная деятельность, индивидуальная работа. За основу процесса формирования вокально-хоровых навыков средствами интеграции художественных видов деятельности мы брали традиционную методику работы по разучиванию песни в старшем дошкольном возрасте, ее последовательность, поэтапность. Связано это с тем, что процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей происходит в непосредственной образовательной деятельности. На одном музыкальном занятии музыкальный руководитель может одновременно работать над развитием дыхания, звукообразования, над ансамблем и выразительностью исполнения. Все зависит от того, на каком этапе работы происходит разучивание песни.

Если разучивание песни проводится на начальном этапе, то педагогу необходимо заинтересовать детей своим выразительным исполнением. Если разучивание песни происходит на основном этапе работы, когда педагогу необходимо разучить мелодию, ритмический рисунок песни, акценты, педагог использует другие игры и упражнения, умело интегрируя художественные виды деятельности. На заключительном этапе работы над песней педагогу необходимо при помощи игр и упражнений интегрированного характера поддержать интерес к разучиваемому произведению и добиться эмоционального, выразительного исполнения песни.

На начальном этапе работы над песней мы ставили задачу знакомства. Кроме этого, заинтересовывали детей ее содержанием - литературным текстом, музыкальным оформлением, вызывали желание спеть ее, помогали детям понять содержание музыкальных образов.

При знакомстве с песней, первичном ее восприятии, мы использовали игры, в которых интегрировались певческая и изобразительная деятельность (например, «Подбери картинку»), в которой дети по содержанию подбирали соответствующую иллюстрацию, соотносили содержание прослушанной песни с предложенной иллюстрацией. Использовали игры, в которых наблюдается интеграция певческой и художественно-речевой деятельности, такие, как «Назови главное слово», где дети при слушании выделяли главное слово, которое несло основную мысль куплета, припева или всей песни в целом.

Беседуя о характере, содержании разучиваемой песни, мы использовали игру «Слово на ладошке», в которой интегрируется певческая и художественно-речевая деятельность. В игре музыкальный руководитель «собирал» в ладошку все слова детей, характеризующие разучиваемую песню. Игра «Потерялась песенка» способствовала развитию умений детей запоминать основную мелодию песни и выбирать из проигранных мелодий правильную, «затерявшуюся». В данной игре интегрировались певческая и театрализованная деятельность.

На основном этапе работы над песней мы осуществляли непосредственную работу над формированием вокально-хоровых навыков. На это в традиционной методике разучивания песни с детьми старшего дошкольного возраста предлагается отводить от 3-х до 5-ти занятий. На данном этапе мы способствовали развитию у детей вокально-хоровых навыков в процессе упражнений и музыкальных игр, а также интегрируя художественные виды деятельности; совершенствовали певческий голос детей и вокально-слуховую координацию; приобщали детей к активному участию в певческой деятельности, приучали самостоятельно использовать приобретенные умения и навыки.

Важным моментом на данном этапе являлось то, что работа над несколькими вокально-хоровыми навыками осуществлялась одновременно. На одном занятии мы работали над формированием дикции, дыхания, и звукообразования. Традиционная методика работы по разучиванию песни на втором этапе с детьми старшего дошкольного возраста предлагает начинать с разучивания текста или мелодии песни. Но задача по разучиванию текста не входит в перечень вокально-хоровых навыков, поэтому ее мы реа-лизовывали в рамках работы над дикцией. При работе над четкостью произношения использовали игры, в которых интегрируются певческая и художественно-речевая деятельность, такие, как «Вопрос - ответ». Игра на закрепление текста песни, в которой педагог произносил текст песни по фразам последовательно с вопросительной интонацией, а дети хором повторяли эту фразу без изменения с утвердительной интонацией.

По мере освоения слов песни мы использовали на занятиях игры, способствующие закреплению текста и мелодии песни, интегрируя певческую и музыкально-ритмическую деятельность. В игре «Займи место в грузовике» (поезде, машине, самолете) музыкальный руководитель предлагал детям двигаться

по кругу и исполнять разучиваемую песню под музыкальное сопровождение или без него, по сигналу педагога дети быстро занимали места на стульях (игра проходила по принципу игры «лишний стул»). Игра продолжалась до тех пор, пока не оставался один игрок на стуле. Таким образом, дети многократно повторяли текст и мелодию песни, не ставя перед собой цели запомнить, но в игровой ситуации этот процесс происходил гораздо быстрее.

Проводя работу по развитию навыка звукообразования средствами интеграции певческой и театрально-игровой деятельности в игре «Дикари», музыкальный руководитель предлагал детям превратиться в первобытных людей, которые умеют произносить только отдельно слышимые звуки. При этом необходимо было открыть широко рот, губы расслабить, кисть руки поставить ладонью вниз, ниже подбородка на 3 - 4 сантиметра, затем открыть рот так, чтобы нижняя челюсть достала до кисти руки. В таком положении рта произносить тихим голосом, без видимых движений губ и челюсти, одинаково, монотонно, на одной высоте все гласные, в последовательности: У, УО, УОА, УОАЭ, и т.д. Упражнение дети выполняли перед зеркалом, чтобы проконтролировать правильность положения губ, языка.

Интеграция певческой и художественно-речевой деятельности способствовала наиболее быстрому освоению навыка звукообразования при помощи таких упражнений, как «Чтение текста нараспев»; «Произнесение текста песни утрированно, выделяя каждую букву»; «Произнесение текста песни в ритме песни, одновременно простукивая ритм».

Формирование чистоты интонирования мы осуществляли средствами интеграции певческой и музыкально-ритмической деятельности при помощи игры «Музыкальная эстафета». Цель игры - научить детей петь последовательно, по цепочке, выдерживая паузы и стараясь удержаться в заданной тональности. Педагог или ребенок пропевал музыкальную фразу и передавал «эстафетную палочку» другому ребенку, который продолжал песню и передавал «палочку» следующему ребенку. В этой игре главная задача состояла в том, чтобы «не потерять тональность», в которой начинал петь первый, поэтому чисто поющих детей мы ставили в начало, в середину и в конец песни, тогда они не «уводили» мелодию от первоначального тона.

Целью заключительного этапа работы над песней было формирование у детей навыка выразительного исполнения песни, развитие умения коллективного и сольного пения, закрепление навыка ансамблевого исполнения. Мы поддерживали интерес детей к разучиваемому материалу, развивали умение исполнять ее выразительно, эмоционально. Для этого были использованы игры и упражнения, в которых интегрируются певческая и театрально-игровая деятельность такие, как: исполнение песни в разных темпах (средний, медленный, очень медленный, очень быстрый); исполнение песни с разным характером, от имени разных героев, исполнение песни с использо-

ванием атрибутики, подходящей по содержанию песни, костюмов, масок.

Система работы по формированию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в нерегла-ментированное время, воспитателями группы. Для этого была спланирована работа с педагогами группы по расширению знаний в области развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста, расширены и обогащены уголки художественной деятельности игрушками, предметами, способствующими активизации детей к певческой деятельности средствами интеграции других видов художественной деятельности.

В систему работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста вокально-хоровых навыков, важной составляющей являлась работа с родителями, так как по результатам констатирующего этапа исследования влияние родителей на музыкальные интересы и предпочтения детей оказались существенными. В связи с этим нами была создана такая форма работы с детьми и родителями, как «Музыкальная тетрадь» (тетрадь с домашними заданиями для детей старшего дошкольного возраста на развитие голоса, слуха и песенного творчества).

Таким образом, разработанная нами система работы по формированию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности позволила осуществлять работу на формирующем этапе эксперимента планомерно, последовательно и определить наиболее удачные сочетания видов художественной деятельности для успешного формирования вокально-хоровых навыков в разных формах взаимодействия по всем направлениям работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Зырянова, С.М. Формирование представлений о художественном образе у детей дошкольного возраста (на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства / С.М. Зырянова. - Шадринск, 2005.

2. Комарова, Т.С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. - М., - 2010.

3. Метлов, Н.А. Музыка - детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада / С.И. Чешева, А.П. Николаичева. - М. , 1985.

4. Огороднов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / Д.Е. Огороднов. -Киев, 1989.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». - URL: http: // www.rg.ru/2010/03/05/ obr.dok.html.

6. Струве, Г.А. Когда запоет школа? // Искусство в школе. - 1996. - № 1. - С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.