Научная статья на тему 'Средства мультимедиа в использовании электронных учебных материалов при подготовке бакалавров по профилю «Иностранный язык»'

Средства мультимедиа в использовании электронных учебных материалов при подготовке бакалавров по профилю «Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (ЭУМ) / МУЛЬТИМЕДИА / ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА / БАКАЛАВР ПО ПРОФИЛЮ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаева Хадижат Сулеймановна

Цель. Теоретическое обоснование и практическая реализация использования мультимедийных технологий в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования по профилю «Иностранный язык». Методы. Анализ педагогической и методической литературы, статистический метод, обобщение педагогического опыта, моделирование, проектирование, методы наблюдения. Результат. Автором разработаны электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) «Артикли» и «Страноведение арабских стран», которые апробируются при изучении дисциплин «Методика обучения иностранному языку» и «Страноведение» в подготовке бакалавров по профилю «Иностранный язык». Вывод. Разработанные авторские ЭУММ позволяют повысить эффективность обучения иностранным языкам будущих бакалавров педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулаева Хадижат Сулеймановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства мультимедиа в использовании электронных учебных материалов при подготовке бакалавров по профилю «Иностранный язык»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original article УДК 002:372.8

Средства мультимедиа в использовании электронных учебных материалов при подготовке бакалавров

по профилю «Иностранный язык»

© 2017 Абдулаева Х. С.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Теоретическое обоснование и практическая реализация использования мультимедийных технологий в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования по профилю «Иностранный язык». Методы. Анализ педагогической и методической литературы, статистический метод, обобщение педагогического опыта, моделирование, проектирование, методы наблюдения. Результат. Автором разработаны электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) «Артикли» и «Страноведение арабских стран», которые апробируются при изучении дисциплин «Методика обучения иностранному языку» и «Страноведение» в подготовке бакалавров по профилю «Иностранный язык». Вывод. Разработанные авторские ЭУММ позволяют повысить эффективность обучения иностранным языкам будущих бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: электронный учебный материал (ЭУМ), мультимедиа, гипертекстовые средства, бакалавр по профилю «Иностранный язык».

Формат цитирования: Абдулаева Х. С. Средства мультимедиа в использовании электронных учебных материалов при подготовке бакалавров по профилю «Иностранный язык» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 23-29.

Multimedia Resources in Using Electronic Learning Materials under Training the Bachelors

of "Foreign Language" Profile

© 2017 Khadizhat S. Abdulaeva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. Theoretical underpinning and practical realization of using multimedia technology in professional training of pedagogical education bachelors of "Foreign Language" profile. Methods. Analysis of pedagogical and methodical literature, statistical method, generalization of pedagogical experience, modelling, designing, observation method. Result. The author of the article develops the electronic learning-methodical materials (ELMM) "Articles" and "Arab Countries Study", which are tried out during study the disciplines "Methodic of Foreign Language Teaching" and "Country Study" in training the bachelors of "For-

eign Language" profile. Conclusion. Developed author's electronic learning-methodical materials allow to advance the efficiency of foreign language teaching of future pedagogical education bachelors.

Keywords: electronic learning material (ELM), multimedia, hypertext tools, bachelor of "Foreign Language" profile.

For citation: Abdulaeva Kh. S. Multimedia Resources in Using Electronic Learning Materials under Training the Bachelors of "Foreign Language" Profile. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 23-29. (In Russian)

Введение

В современных условиях реформирования системы высшего педагогического образования главным недостатком обучения является узкопрофильность будущего бакалавра-педагога, который прекрасно разбирается в своей сфере деятельности. Но эта деятельность оказывается узкой и недостаточной для осуществления профессионально-практической деятельности. Многие проблемы в педагогическом образовании, особенно в регионах, может разрешить многоуровневая система подготовки педагогических работников, где бакалавриат является начальной ступенью высшего образования, базовым уровнем образования педагога. Мобильность новой системы, ориентация ее на подготовку бакалавра с дополнительной специальностью в течение 5 лет, позволяет обеспечить общеобразовательные школы педагогами с высшим педагогическим образованием. Такой подход принят во многих европейских странах. Поэтому переход на двухуровневую систему подготовки бакалавров-педагогов дает возможность им вливаться в европейскую систему высшего педагогического образования, повышая требования к качеству подготовки, конкурентоспособность.

Происходящая модернизация образования в настоящее время, обусловленная глубокими структурными изменениями, требует инновационных подходов к построению общеобразовательной и профессиональной подготовки. Научная основа этой модернизации заложена в работах В. А. Болотова, В. В. Краевского, В. В. Лап-тиева, В. С. Леднева, В. Д. Шадрикова, Г. П. Щедровицкого и др.

Компетентностный подход выступает одним из направлений модернизации педагогического образования, который расширяет образовательное пространство за пределы формального образования с учетом индивидуальных интересов и возможностей обучаемых, а также способствует формированию навыков педагогической деятельности в конкретных ситуациях.

Проблеме подготовки бакалавров в условиях компетентностного подхода посвящены исследования Ф. Н. Алипхановой, Т. Г. Везирова, Г. М. Гаджиева, А. С. Журавлевой, Г. А. Карахановой, Д. М. Маллае-ва, А. Н. Нюдюрмагомедова и др.

Компетентностный подход предполагает не только овладение определенным комплексом знаний, умений и навыков, но также овладение комплексом ключевых компетентностей, составляющих основу профессиональной компетентности.

Основной подход, принятый в нашей работе, заключается в том, что проблему формирования коммуникативной компетентности в подготовке бакалавра педагогического образования можно решить, используя современные средства мультимедиа.

Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая реализация использования мультимедийных технологий в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования по профилю «Иностранный язык».

При проведении исследования был использован комплекс методов: анализ педагогической и методической литературы, статистический метод, обобщение педагогического опыта, моделирование, проектирование, методы наблюдения.

Периодизация материала

Один из таких продуктивных методов, как метод проектирования предполагает разработку и использование электронных учебных материалов (ЭУМ).

Для получения продуктивных результатов обучения, по мнению И. Г. Захаровой, педагог должен подготовить целый комплекс разнообразных учебных материалов, которые составляют так называемый «кейс» (case), что в переводе с английского означает «коробка» или «чемодан» [1]. При формировании такого кейса важную роль могут сыграть средства мультимедиа, включающие в себя образовательные ресурсы, основанные на различных технологиях: печатные, графика, аудио-видео ма-

териалы, и электронные учебные курсы (ЭУК).

И. Г. Захарова в работе [1] под ЭУК понимает учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители или доступные через компьютерную сеть (локальную или Интернет).

В практике педагогической деятельности все шире используют различные электронные учебные материалы (ЭУМ): учебные и рабочие программы; планы-графики лекционных и практических занятий; теоретический материал; хрестоматии; энциклопедии и словари; карты, схемы, иллюстрации; сборники задач и упражнений, методические рекомендации по их выполнению; темы сочинений, рефератов и т. п.; вопросы и тесты для самопроверки; моделирующие программы для проведения компьютерных экспериментов и деловых игр; программы для контроля качества обучения и развития обучаемых.

Соответствующая методическая и технологическая систематизация этих электронных материалов обеспечивает поэтапное формирование ЭУК, который может совмещать в себе функции автоматизированных обучающих и контролирующих систем, моделирующих программ и других программных средств информационных технологий обучения.

Как отмечает С. В. Панюкова, отечественный и зарубежный опыт применения электронных средств учебного назначения в учебном процессе позволяет утверждать, что повысить эффективность и качество обучения в условиях использования этих средств можно тогда, когда учитель знаком с уникальными возможностями этих средств, умеет создавать собственные педагогические приложения, находить и грамотно оценивать электронные образовательные ресурсы [2].

Бурное развитие инструментальных средств для разработки электронных учебных материалов затронуло практически все сферы, позволило даже непрофессионалам создавать ЭУМ, имеющие стандартный и привычный для пользователей операционной системы Windows интерфейс и позволяющие создавать эффективную среду обучения.

Одной из таких систем, по мнению И. Г. Захаровой, является Microsoft HTML Help, разработка ЭУК ведется на основе гипертекстовой технологии, а для воспроизведе-

ния готового продукта на компьютере достаточно установки только браузера Microsoft Internet Explorer.

Для создания электронных учебных материалов существуют различные инструментальные средства. В соответствии с указанным критерием авторы работы [3] предлагают следующую классификацию инструментальных средств:

1. Традиционные алгоритмические языки.

2. Инструментальные средства общего назначения (ИСОН).

3. Средства мультимедиа.

4. Гипертекстовые средства.

Под средствами мультимедиа понимают комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером, используя разные среды: графику, гипертексты, звук, анимацию, видео. Основными плюсами мультимедийной технологии являются следующие возможности:

а) мультимедиа обеспечивает наглядность учебного материала;

б) изучаемый материал лучше усваивается;

в) есть возможность работать с различными видами информации;

г) мультимедиа позволяет хранить большой объем информации на жестком диске или другом носителе;

д) возможность свободного перехода к нужной информации или к главной странице по навигационному меню и др.

Примером мультимедийной программной среды является Adobe Flash CS5.5, Autoplay Media Studio.

Идея гипертекста же состоит в том, чтобы дать возможность человеку воспринимать информацию в последовательности, которая отвечает его интересам. Сегодня гипертекстовый документ представляет собой несколько web-страниц, содержащих определенную информацию, объединенных общей тематикой в некоторый web-узел. Информация может представлять собой текст, графику, анимацию, аудиодорожки, видеоролики, программные продукты. Гипертекстовые системы выполняют функции обработки текстовой информации. Вот некоторые из них:

а) поддержка гиперссылок (переход к нужной информации по которой дается ссылка на web-странице);

б) поиск информации в программах просмотра;

в) возможность постоянного обновления информации;

г) навигация по связям с целью изучения или усвоения знаний об освещенной в издании предметной области;

д) запоминание «путей», компоновка в ходе навигации линейных текстов;

е) автоматическое построение из гипертекстовой сети связных текстов с использованием эвристических алгоритмов;

ж) встраивание в текст web-страницы других компонентов электронного издания;

з) возможность демонстрации электронного издания.

На данный момент существует много программных средств, использующих технологию гипертекста. Вот лишь некоторые из них: HTML, PHP, JavaScript, Dreamweaver, WYSIWYG Web Builder и др.

В нашем исследовании используются такие средства создания ЭУМ как мультимедиа и гипертекстовые средства.

Рассмотрим технологию Adobe Flash как пример мультимедийного средства создания электронных учебных материалов.

Технология Adobe Flash - это технология, основанная на создании и разработке интерактивных фильмов, анимаций, графических файлов в формате Shockwave Flash (SWF). Данная программная среда предназначена в основном для работы с векторной графикой, но есть возможность работы и с растровыми изображениями. Есть возможность размещения разработанного ролика на web-странице. Созданные на основе программной среды Adobe Flash изображения не только могут быть анимированы, но также дополнены интерактивными элементами и звуковым сопровождением.

На примере графического редактора векторной графики Adobe Flash CS5, можно продемонстрировать всевозможные приемы и алгоритмы, которые используются в работе с векторной графикой и растровой графикой. Применение инструментов графического редактора Adobe Flash CS5, позволяет в дальнейшем с легкостью применять полученные навыки и при работе с другими графическими редакторами как растровой, так и векторной графики. Также использование графического редактора Adobe Flash CS5 в процессе обучения информационным технологиям, которые применяются при разработке электронных учебных материалов.

Одной из преимуществ данной программной среды является возможность создания интерактивных приложений, фильмов и мультипликационных роликов с применением объектно-ориентированного языка программирования Action Script. Интерактивность ролика осуществляется при выполнении какого-либо действия, а действие в свою очередь выполняется когда выполняется связанное с каким-либо объектом событие.

Следующей технологией для создания ЭУМ является инструментальное средство WYSIWYG Web Builder 10.3.3.

WYSIWYG Web Builder - это визуальный web-редактор, если раскрыть смысл аббревиатуры "What You Sea Is What You Get" (что вижу, то и получаю), то можно понять, что название этой программы говорит само за себя. С помощью этого визуального веб-редактора можно создавать полноценные страницы и даже целые сайты без знания HTML-разметки, PHP-кода и прочих средств, которыми оперируют профессиональные веб-разработчики.

Программа очень проста в использовании: есть рабочая область, на которую предлагается перетаскивать разные элементы сайта. Пользователю нужно только подобрать нужный элемент и разместить его на странице. Генерация кода происходит полностью автоматически. Есть функция быстрого просмотра проекта, которую можно осуществить нажатием клавиши «F5».

С выпуском 10 версии конструктор приобрел более дружественный ленточный интерфейс, разработанный корпорацией Microsoft. Весь часто вызываемый инструментарий расположен на ленточной системе, подразделенной на вкладки. Это очень облегчает работу с программой, так как нет необходимости тратить время на поиски нужной кнопки или функции в программе. Для пользователей давно знакомых с программой и привыкших к интерфейсу более ранних версий есть возможность переключения интерфейса в режим Меню/Панели инструментов.

Если же новичку создать веб-страницу в редакторе пока сложно, то на помощь в работе с программной средой WYSIWYG Web Builder придут множество готовых шаблонов для сайтов разной направленности. Шаблоны можно использовать как основу для своего неповторимого дизайна сайта, редактируя его по своему усмотрению.

Следующей особенностью этой среды является перетаскивание объекта в любое место HTML-страницы куда угодно. Есть возможность настроить меню, панели инструментов, вкладки для удобства работы с программой. Также есть поддержка создания полей форм, имеется мастер создания форм за четыре этапа, необходимо лишь выбрать из десятка форм наиболее подходящую вам. Также одним из многочисленных достоинств является богатая текстовая поддержка (размер, шрифт, цвета, ссылки и т. д.), поддержка ActiveX, Java, Flash, Windows Media Player, Quicktime, RealAudio, Html5 аудио, Html5 видео других плагинов. Программа имеет встроенный редактор для создания фотогалереи с множеством функций, так что вы без особых усилий сможете создать свою фотогалерею на свой вкус.

Выводы

Используя выше представленные программные средства, нами разработаны электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) «Артикли» и «Страноведение арабских стран», которые апробируются при изучении дисциплин «Методика обучения иностранному языку» и «Страноведение» в подготовке бакалавров по профилю «Иностранный язык».

Используя технологию Adobe Flash CS5, нами разработан ЭУММ «Артикли», который представляет собой интерактивный флэш-ролик. Он состоит из 6 блоков: теоретический блок, практический блок, контрольный блок, глоссарий, источники, об авторах.

1. Теоретический блок содержит теоретический материал о грамматической единице английского языка - артиклях (определенный, неопределенный).

2. Практический блок представляет собой набор тренировочных упражнений для закрепления теоретических знаний по данной теме.

3. Контрольный блок представлен в виде интерактивного теста «Перфокарты», в котором учащимся предлагается ответить на 9 вопросов и выбрать правильный вариант ответа. Результаты тестирования оцениваются по пятибалльной шкале, в зависимости от количества правильных ответов. Тестирование представлено в виде перфокарты. В самом начале тестирования указан порядок и правила работы с перфокартой.

Порядок работы с перфокартой:

- наведите курсор мышки на номер вопроса (или нажмите цифру на клавиатуре);

- выберите ответ и «сделайте» отверстие в проверочном листе при помощи мышки;

- ответьте на все вопросы, повторяя пункты 1-2;

- нажмите кнопку проверить ответы.

4. Глоссарий. В глоссарии дается перевод с транскрипцией всех англоязычных слов, встречающихся в данном разработанном нами ЭУММ. Также есть возможность прослушать каждое слово по отдельности.

5. Литература.

6. Сведения об авторах.

Используя технологию работы с программной средой WYSIWYG Web Builder 10.3.3, нами разработан ЭУММ по дисциплине «Страноведение арабских стран», который апробируется на факультете иностранных языков Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) при изучении дисциплины «Страноведение арабских стран».

С его помощью будущие бакалавры смогут ознакомиться с культурой и особенностями арабских стран, изучить политическую и экономическую ситуацию каждой страны. К каждой теме представлены фотографии, видеофайлы, аудиоматериа-лы, что позволяет сделать процесс изучения увлекательным и занимательным.

ЭУММ разделен на пять основных блоков: теоретический блок, практический блок, контрольный блок, справочные материалы, об авторах.

В свою очередь блок «Справочные материалы» разделен на следующие разделы: фотогалерея, видео-галерея, словарь, флаги государств, карты, рекомендуемая литература, методические указания, источники.

В теоретическом блоке ЭУММ представлены основные исторические факты и сведения об арабских странах Машрика (Арабского Востока) и Магриба (Арабского Запада).

Практический блок представляет собой примерный перечень вопросов к экзамену или зачету. Контрольный блок представлен в виде теста, состоящего из 80 вопросов.

В словаре представлено толкование терминов, встречающихся в основном в мире арабской культуры и быта, а также некоторые термины, встречающиеся в тексте.

В разделе «Флаги государств» представлены флаги и гербы Лиги арабских государств и государств арабского мира, их описание и даты принятия.

Раздел «Фотогалерея» представлен страницей, состоящей из нескольких альбомов: арабская культура, арабский алфавит, арабские цифры, арабская кухня, арабские города, арабская свадьба, арабская вязь, арабские духи.

Раздел «Рекомендуемая литература» представлен списком основной и дополнительной рекомендуемой литературы и ссылками на ресурсы сети Интернет.

Раздел «Методические указания» представлен методическими указаниями по работе над курсом «Страноведение арабских стран» на лекции и самостоятельной работе над курсом.

Практическая реализация этих ЭУММ в учебном процессе факультета иностранных языков ДГПУ показала их эффективность, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов бакалавриата по профилю подготовки «Иностранный язык».

1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2008. 192 с.

2. Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие для студентов высших

1. Zakharova I. G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Information technologies in education: manual for the students of higher education institutions]. Moscow, Akademi-ya Publ., 2008. 192 p. (In Russian)

2. Panyukova S. V. Ispol'zovanie infor-matsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Using the information and communication technologies in edu-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абдулаева Хадижат Сулеймановна, аспирантка, кафедра методики преподавания математики и информатики (МПМиИ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Научный руководитель: Везиров Ти-

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в два этапа: констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент. В эксперименте участвовали контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ). В ЭГ осуществлялась апробация выделенных педагогических условий, разработанной модели и программно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров средствами мультимедиа.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что у будущих бакалавров экспериментальной группы наиболее востребованными оказались ЭУММ на основе средств мультимедиа, что объясняется осознанием их значимости, важности знаний, умений и навыков по их использованию в профессиональной деятельности. Также в среднем показатели уровня сформированности коммуникативной компетентности в экспериментальной группе формирующего эксперимента повысились на 9 %.

учебных заведений. М. : Академия, 2010. 224 с.

3. Яковенко Т. В., Пустовалов И. В. Обзор требований к созданию электронного учебника. Интернет ресурс. URL: www.nbuv.gov.ua (дата обращения: 23.05.2016).

4. URL: http://crashbox.ws/section/web/731 94.html (дата обращения: 23.05.2016).

cation. Manual for the students of higher education institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2010. 224 p. (In Russian)

3. Yakovenko T. V., Pustovalov I. V. Obzor tre-bovaniy k sozdaniyu elektronnogo uchebnika. Internet resurs [Overview of the requirements for the creation of the electronic textbook. Internet resource]. URL: www.nbuv.gov.ua (accessed: 23.05.2016). (In Russian)

4. URL: http://crashbox.ws/section/web/731 94.html (accessed: 23.05.2016).

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Khadizhat S. Abdulaeva, postgraduate, the chair of Methods of Mathematics and Computer Science Teaching (MMCST), Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Research advisor: Timur G. Vezirov, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of

Литература

References

мур Гаджиевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры МПМиИ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 14.09.2016 г.

MMCST, the faculty of Physics, Mathematics and Computer Science, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 14.09.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

Повышение эффективности учебного процесса за счет использования интерактивной доски

© 2017 Абдулхалимова М. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования является анализ использования интерактивной доски в учебном процессе для повышения его эффективности и его совершенствования. Для исследования были использованы методы качественного сравнения интерактивной доски с традиционной по множеству показателей, наблюдения. Результаты исследования показали, что по большинству факторов традиционная доска уступает интерактивной, за исключением некоторых показателей, основным из которых является высокая стоимость интерактивной доски. Вывод. Интерактивная доска во многом облегчает процесс обучения как для учащихся, так и для преподавателей. А главный плюс ее использования заключается в том, что она является мощным средством совершенствования учебного процесса и образовательной среды в целом.

Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивная доска, традиционная доска, функция «птичий глаз», функция «интеллектуальное перо».

Формат цитирования: Абдулхалимова М. А. Повышение эффективности учебного процесса за счет использования интерактивной доски // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 29-34.

Efficiency Improvement of Educational Process

by Means of Interactive Board

© 2017 Madina A. Abdulkhalimova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. The aim of this article is the interactive board analysis in the educational process for its effectiveness and perfection. Methods. The method of quality comparison of interactive and traditional blackboards on many indexes, observation. Results. Research suggests that in general, blackboard is not as good as an interactive one, but the interactive board is more expensive. Conclusion. In response to interactive board, the learning process becomes easier for both students and teachers. In addition, the main advantage of interactive board is that it is the powerful tool of educational process and educational environment effectiveness in whole.

Keywords: interactive learning, interactive board, a blackboard, function «bird's eye», function «smart pen».

For citation: Abdulkhalimova M. A. Efficiency Improvement of Educational Process by Means of Interactive Board. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 29-34. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.