Научная статья на тему 'Роль мультимедиа технологий в формировании коммуникативной компетентности будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Иностранный язык»)'

Роль мультимедиа технологий в формировании коммуникативной компетентности будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Иностранный язык») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" / MULTIMEDIA OF TECHNOLOGY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PEDAGOGICAL EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаева Х.С., Везиров Т.Г.

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров по профилю «Иностранный язык». Авторы определяют коммуникативную компетентность будущего бакалавра по профилю «Иностранный язык» как интегративную способность, основанную на гуманистических качествах личности и направленную на обеспечение результативности коммуникативной деятельности, обусловленную опытом межличностного общения личности, уровнем её обученности, воспитанности и развития и предполагающую учёт коммуникативных возможностей собеседника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулаева Х.С., Везиров Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MULTIMEDIA OF TECHNOLOGIES IN FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION (FOREIGN LANGUAGE PROFILE)

In the article the process of formation of communicative competence of future bachelors in the specialty of “Foreign language” is studied. The authors define communicative competence of future bachelor in “Foreign language” as the integrative ability, based on the humanistic qualities of the individual and aimed at ensuring the effectiveness of communication activities, due to the experience of interpersonal communication, personality, level of training, education and development and taking into account the communicative possibilities of the interlocutor. Important role in the formation of communicative competence of a bachelor of pedagogical education is played by multimedia technologies, which are the main component of electronic teaching materials (EUMM).

Текст научной работы на тему «Роль мультимедиа технологий в формировании коммуникативной компетентности будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Иностранный язык»)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)

УДК 378

Abdulaeva H.S., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: agaeva_7@mail.ru Vezirov T. G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timur.60@mail.ru

ROLE OF MULTIMEDIA OF TECHNOLOGIES IN FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION (FOREIGN LANGUAGE PROFILE). In the article the process of formation of communicative competence of future bachelors in the specialty of "Foreign language" is studied. The authors define communicative competence of future bachelor in "Foreign language" as the integrative ability, based on the humanistic qualities of the individual and aimed at ensuring the effectiveness of communication activities, due to the experience of interpersonal communication, personality, level of training, education and development and taking into account the communicative possibilities of the interlocutor. Important role in the formation of communicative competence of a bachelor of pedagogical education is played by multimedia technologies, which are the main component of electronic teaching materials (EUMM).

Key words: multimedia of technology, communicative competence, pedagogical education, Foreign language profile.

Х.С. Абдулаева, аспирант каф. теории и методики обучения информатики ГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: agaeva_7@mail.ru; Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. ГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru

РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров по профилю «Иностранный язык». Авторы определяют коммуникативную компетентность будущего бакалавра по профилю «Иностранный язык» как интегративную способность, основанную на гуманистических качествах личности и направленную на обеспечение результативности коммуникативной деятельности, обусловленную опытом межличностного общения личности, уровнем её обученности, воспитанности и развития и предполагающую учёт коммуникативных возможностей собеседника.

Ключевые слова: мультимедиа технологии, коммуникативная компетентность, педагогическое образование, профиль «Иностранный язык».

Ключевой фигурой реформируемой образовательной системы является учитель - творец педагогического процесса, носитель и субъект общей и профессиональной культуры. Личность учителя играет определяющую роль в учебном процессе. Однако в ходе реформирования системы высшего профессионального образования стало ясно, что главным недостатком обучения является то, что кругозор узкопрофильного специалиста, прекрасно разбирающегося в своей сфере деятельности, оказался узким и недостаточным для осуществления практической деятельности в современных условиях.

Многие проблемы в образовании, особенно в регионах, может разрешить многоуровневая профессиональная система подготовки кадров. Бакалавр в этой системе является начальной ступенью высшего профессионального образования, базовым уровнем образования педагога.

Переход на уровневую систему подготовки учительских кадров даёт возможность вливаться в европейскую систему высшего образования, повышает требования к качеству подготовки, к их конкурентоспособности. В связи с этим выдвигается ряд задач по формированию профессиональных и личностных качеств будущего учителя-бакалавра, обладающего чувством

ответственности и коммуникативными качествами, способного критически мыслить, постоянно пополнять свой багаж знаний, способного передавать эти знания другим.

Согласно ФГОС ВПО 3-го поколения по направлению 050100 «Педагогическое образование» целью обучения является формирование общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников вузов для успешной реализации себя как личности в социальной и профессиональной деятельности.

На основе анализа литературы по проблеме исследования [1 и др.] мы выделили различные трактовки понятия «коммуникативная компетентность»:

Коммуникативная компетентность - это цель и результат профессиональной подготовки, овладения знаниями будущего бакалавра в определенной области и способность обмена этими знаниями во взаимодействии, обеспечивающие субъекту эффективность общения. Коммуникативную компетентность личности будущего бакалавра составляют его теоретическая подготовка в области психологии межличностных отношений, законов логики и аргументации, речевой этикет, знание коммуникативных технологий. Коммуникативная компетентность будущего бакалавра выражается гуманистической направленностью, способностью

чувствовать другого и адекватно его воспринимать, быть готовым к взаимодействию, сотрудничеству.

В профессиональной деятельности бакалавра коммуникативная компетентность является наиболее сложной. Она играет важную роль в педагогической деятельности, поэтому особое значение необходимо придавать её формированию у будущих бакалавров.

Понятие «коммуникативный» чаще всего отождествляется с понятием «коммуникабельный», т. е. склонный к коммуникации, установлению связей, общительный. Семантика коммуникации - это всё то, что говорящие и пишущие могут означить, а слушающие и читающие понять и соответствующим образом отреагировать. Сюда относятся: передача и получение информации, установление социальных контактов, воздействие на собеседника, выражение интеллектуальных, моральных, правовых и прочих отношений.

Как отмечает Т.С. Инютина [2], получив определенные знания, достигнув определенного уровня развития и сформирован-ности коммуникативной компетентности, педагог продолжает свое образование и развитие в течение всей своей профессиональной деятельности. А каким оно будет, зависит от профессиональной позиции педагога, от того, насколько он включен в процессы модернизации нашего общества в целом, и конкретного учебного заведения в частности.

Каждый уровень профессиональных коммуникаций требует от педагога владения большим количеством коммуникативных умений. От этого зависит успешность не только коммуникативного процесса, но и всей его профессиональной деятельности.

Профессиональные коммуникации могут осуществляться как при непосредственном общении, так и посредством информационных, в частности, мультимедиа технологий.

Анализ литературы по проблеме коммуникативной компетенции, позволил нам определить коммуникативную компетентность будущего бакалавра по профилю «Иностранный язык» следующим образом: это интегративную способность, основанная на гуманистических качествах личности и направленная на обеспечение результативности коммуникативной деятельности, обусловленная опытом межличностного общения личности, уровнем её обученности, воспитанности и развития и предполагающая учёт коммуникативных возможностей собеседника.

Важную роль в формировании коммуникативной компетентности бакалавра педагогического образования по профилю «Иностранный язык» играют мультимедиа технологии, которые являются основной составляющей электронных учебно-методических материалов (ЭУММ).

Мультимедиа технологии в настоящее время имеют несколько определений, из которых авторами [3] были выделены следующие:

- взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использо-

Библиографический список

ванием современных технических и программных средств, объединяющие текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении;

- сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Для формирования коммуникативной компетентности нами был создан электронный учебно-методический материал по английскому языку для учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы «Артикли», разработанный на официальной русифицированной версии Adobe Flash CS5, который используются будущими бакалаврами при изучении дисциплины «Теория и методика обучения иностранному языку», а также при прохождении педагогической практики в общеобразовательных школах.

Разработанный ЭУММ состоит из следующих разделов:

1. Теоретический блок, рассматривающий виды определённых и неопределённых артиклей, грамматические правила употребления артиклей в предложениях.

2. Практический блок, включающий в себя набор упражнений для закрепления полученных знаний. Здесь в основном предлагаются тестовые задания на подстановку.

3. Контрольный блок, включающий 9 тестов. Результаты тестирования оцениваются по пятибалльной шкале, в зависимости от количества правильных ответов. При тестировании используется технология «Перфокарты», состоящая из следующих этапов:

а) наведите курсор мышки на номер вопроса (или нажмите цифру на клавиатуре);

б) выберите ответ и «сделайте» отверстие в проверочном листе при помощи мышки;

в) ответьте на все вопросы, повторяя пункты а) и б);

г) нажмите кнопку «проверить ответы».

4. Глоссарий. В глоссарии даётся перевод с транскрипцией всех англоязычных слов.

5. Литература.

6. Сведения об авторах.

Важную роль при формировании коммуникативной компетентности будущих бакалавров по профилю «Английский язык и Арабский язык» имеет разработанный нами ЭУММ, который апробируется в Институте иностранных языков ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» при изучении ими дисциплины «Страноведение арабских стран». Данный ЭУММ разработан на основе web-конструктора WYSIWYG Web Builder 10.3.3. С его помощью будущие бакалавры смогут ознакомиться с культурой и особенностями арабских стран, изучить политическую и экономическую ситуацию каждой страны. К каждой теме представлены фотографии, видеофайлы, аудиоматериалы, что позволяет сделать процесс изучения увлекательным и занимательным.

1. Кондратьев М.Ю. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 томах. Москва, 2006.

2. Инютина Т.С. Коммуникативная компетентность педагога как составляющая его профессиональной компетентности. Available at: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/425-2012-01-10-10-06-13

3. Абдулаева Х.С., Везиров Т.Г. Некоторые аспекты подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Иностранный язык» с использованием мультимедиа технологий. Наука и образование. Бийск, 2013.

References

1. Kondrat'ev M.Yu. Psihologicheskij leksikon. 'Enciklopedicheskijslovar': v 6 tomah. Moskva, 2006.

2. Inyutina T.S. Kommunikativnaya kompetentnost'pedagoga kak sostavlyayuschaya ego professional'noj kompetentnosti. Available at: http:// sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/425-2012-01-10-10-06-13

3. Abdulaeva H.S., Vezirov T.G. Nekotorye aspekty podgotovki bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya po profilyu «Inostrannyj yazyk» s ispol'zovaniem mul'timedia tehnologij. Nauka i obrazovanie. Bijsk, 2013.

Статья поступила в редакцию 29.04.15

УДК 371

Aliyeva B.Sh., professor, doctor of education, Dagestan State University, E-mail: albika62@mail.ru

MATERNAL LANGUAGE AS A CULTURAL FACTOR IN THE EDUCATION OF STUDENTS. The topicality of the considered problem motivated the author to study the conditions of social-economic tension, the necessity to take the measures that would allow stopping the growth of signs of degradation of the modern generation, the loss of from moral havoc. The article shows the role of the maternal language and the use of its educational potential in shaping ethnocultural identity, as well as in promotion of the deceleration of the process of washing off one's ethnos. Referencing the exploratory glance to pedagogical heritage of Degastan folk, is directed on realization of searching for moral and cultural landmark in education growing generations. Use spiritual-moral potential nation-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.