Научная статья на тему 'Модель формировании коммуникативной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки "Иностранный язык" средствами мультимедиа'

Модель формировании коммуникативной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки "Иностранный язык" средствами мультимедиа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР / FUTURE BACHELOR / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" / DIRECTION OF EDUCATION "FOREIGN LANGUAGE" / MEANS OF MULTIMEDIA / PEDAGOGICAL CONDITIONS / СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаева Х. С.

В статье представлена авторская модель процесса формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Иностранный язык» средствами мультимедиа. Под моделью формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров по профилю «Иностранный язык» средствами мультимедиа автором понимается описание и теоретическое обоснование структурно-функциональных компонентов (блоков) данного процесса: целевого, содержательного и результативного. При описании каждого блока определены его цели и задачи, этапы реализации. Для проверки результативности были выделены следующие уровни сформированности коммуникативной компетентности будущих бакалавров средствами мультимедиа: низкий (ограниченный), средний (достаточный) и высокий (развитый).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулаева Х. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL TO FORM COMMUNICATIVE COMPETENCE BY MEANS OF MULTIMEDIA IN BACHELOR STUDENTS WITH MAJOR IN A FOREIGN LANGUAGE

The process of how to develop communicative competence in future bachelors, who study a foreign language as their specialization with the help of multimedia is presented as a model. The author describes and gives theoretical justification of structurally functional blocks of the competence forming process. The short characteristic is given to components of each block. The author uses the model as a means to describe and theoretically prove the importance of the following functional components (blocks) objective, informative and efficient. Each block is defined by its tasks, objectives and stages of implementation. To verify the effectiveness of the model the researcher has determined the following levels of formation of the communicative competence by media: low (limited), medium (adequate) and high (well-developed).

Текст научной работы на тему «Модель формировании коммуникативной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки "Иностранный язык" средствами мультимедиа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)

УДК 378.2

Abdullaeva H.S., postgraduate, Department of Methods of Teaching Mathematics and Computer Studies, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

A MODEL TO FORM COMMUNICATIVE COMPETENCE BY MEANS OF MULTIMEDIA IN BACHELOR STUDETNS WITH MAJOR IN A FOREIGN LANGUAGE. The process of how to develop communicative competence in future bachelors, who study a foreign language as their specialization with the help of multimedia is presented as a model. The author describes and gives theoretical justification of structurally functional blocks of the competence forming process. The short characteristic is given to components of each block. The author uses the model as a means to describe and theoretically prove the importance of the following functional components (blocks) - objective, informative and efficient. Each block is defined by its tasks, objectives and stages of implementation. To verify the effectiveness of the model the researcher has determined the following levels of formation of the communicative competence by media: low (limited), medium (adequate) and high (well-developed).

Key words: model, communicative competence, future bachelor, direction of education "Foreign language", means of multimedia, pedagogical conditions.

Х.С. Абдулаева, аспирантка каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИА

В статье представлена авторская модель процесса формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Иностранный язык» средствами мультимедиа. Под моделью формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров по профилю «Иностранный язык» средствами мультимедиа автором понимается описание и теоретическое обоснование структурно-функциональных компонентов (блоков) данного процесса: целевого, содержательного и результативного. При описании каждого блока определены его цели и задачи, этапы реализации. Для проверки результативности были выделены следующие уровни сформированности коммуникативной компетентности будущих бакалавров средствами мультимедиа: низкий (ограниченный), средний (достаточный) и высокий (развитый).

Ключевые слова: модель, коммуникативная компетентность, будущий бакалавр, направление подготовки «Иностранный язык», средства мультимедиа.

Компетентностный подход в образовании предполагает содействие развитию студентов бакалавриата в овладении ими методами научного исследования. Одним из таких методов в педагогических исследованиях является моделирование.

З.Н. Сейдаметова в статье [1] рассматривает проблему формирования информационной компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля средствами мультимедийных технологий, где представлена авторская модель данного процесса. В статье Л.М. Фридман [2] рассматривает модель как некоторый объект (систему), исследование которого служит средством для получения новых знаний о другом объекте (оригинале), а моделирование как деятельность по построению и изучению моделей для указанных целей. В.А. Штофф в своей монографии [3] отмечает, что моделирование представляет собой воспроизведение определенных свойств и связей исследуемого объекта в другом специально созданном объекте - в модели, с целью их более тщательного изучения.

Под моделью формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров по профилю «Иностранный язык» средствами мультимедиа нами понимается описание и теоретическое обоснование структурно-функциональных компонентов

(блоков) данного процесса: целевого, содержательного и результативного.

Раскроем подробно содержание каждого структурно-функционального блока разработанной модели.

Целевой блок характеризуется социальным заказом информационного общества, которое в настоящее время влияет на информатизацию, массовую коммуникацию и глобализацию образования. При определении цели руководствовались требованиями к компетентному бакалаврау-педагогу. В этом же блоке определены следующие задачи процесса формирования коммуникативной компетентности: повысить мотивацию студентов к осуществлению коммуникативной деятельности, интерес к изучению средств мультимедиа, сформировать знания и умения использовать средства мультимедиа, развить способность к рефлексии.

В содержательном блоке определены такие этапы формирования коммуникативной компетентности, как информаци-онно-мотивационный, профессионально-деятельностный и рефлексивный, в которых выделены методы обучения и средства мультимедиа, направленных на достижение соответствующих уровней сформированности коммуникативной компетентности.

Информационно-мотивационный этап необходимо реа-лизовывать в рамках дисциплин блока Б 2 «Математический и естественнонаучный цикл», содержание которых предполагает изучение возможностей применения средств ИКТ в будущей профессионально-педагогической деятельности. Формирование системы знаний и представлений, составляющих содержательную когнитивную основу составляющей коммуникативной компетентности будущего бакалавра по направлению подготовки «Иностранный язык», может осуществляться в рамках изучения учебных дисциплин «Информационные технологии в образовании», «Основы математической обработки информации», входящие в базовую часть и дисциплины «Практикум по компьютерному электронному офису» из вариативной части. Результатом реализации этого этапа является сформированная система мотивов и предметно-специальных знаний, относящихся к различным аспектам работы с информацией и в области информационных и коммуникационных технологий, в частности знания принципов разработки и применения мультимедийных продуктов учебного назначения.

Целью реализации профессионально-деятельностного этапа является формирование комплекса умений и навыков, образующих операционную основу коммуникативной компетентности будущих бакалавров. В этом этапе происходит овладение опытом профессиональной деятельности с использованием современных средств ИКТ на лабораторных и практических занятиях, разработка проектов учебного назначения, творческое применение при решении профессионально-ориентированных задач умения и навыки, полученные в учебно-профессиональной деятельности.

Следующим этапом является рефлексивный, где студентами бакалавриата осуществляется самооценка собственной коммуникативной деятельности при оформлении электронных отчетов (е-отчётов) по итогам выполненных мультимедийных проектов по конкретным дисциплинам. Эти отчёотчётты входят в авторские электронные портфолио, которые размещаются на сайте вуза.

В содержательном блоке рассматриваются личностный, когнитивный, операционный и рефлексивный компоненты, которые являются ведущими в моделировании процесса формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Иностранный язык» средствами мультимедиа. Эти компоненты являются основами создания необходимых организационно-педагогических условий. Так, например, для личностного компонента необходимы условия для формирования у будущих бакалавров положительной мотивации к коммуникативной деятельности, направленной на саморазвитие, к использованию средств ИКТ для обработки и извлечения знаний из информации и др.

В реализации когнитивного компонента необходимы условия для формирования у будущих бакалавров системы знаний основных приемов осуществления коммуникативной деятельности, а также знаний возможностей средств мультимедиа для решения профессионально-ориентированных задач.

Для операционного компонента необходимы условия для формирования у студентов бакалавриата умений и навыков приобретения опыта использования программных продуктов, разработанных на основе средств мультимедиа.

Рефлексивному компоненту характерны условия формирования умений к осуществлению самооценки коммуникативной деятельности на основе использования средств мультимедиа при решении профессионально-ориентированных задач.

В авторской модели выделены следующие организационно-педагогические условия: организация профессионально-ориентированного обучения средствами мультимедиа; привлечение студентов к самостоятельной учебной деятельности с помощью средств мультимедиа; включение студентов в проектную деятельность с использованием средств мультимедиа.

Для первого условия - организация профессионально-ориентированного обучения средствами мультимедиа необходимы наглядные методы с использованием средств мультимедиа, мультимедийного электронного учебно-методического материала (ЭУММ) «Артиклы (ТЬюогйс^)», а также методических рекомендаций с мультимедийным сопровождением к проведению практических занятий по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам».

При реализации второго условия - привлечение студентов к самостоятельной учебной деятельности с помощью средств мультимедиа нами использовались практические методы обучения, в частности оформление студентами бакалавриата е-отчё-тов после применения авторского ЭУММ «Страноведение арабских стран» при изучении дисциплины «Страноведение арабских стран».

Для третьего условия - включение студентов в проектную деятельность с использованием средств мультимедиа, студентами бакалавриата разрабатываются мультимедийные проекты по различным темам, которые активно ими используются при написании курсовых работ, при прохождении педагогической практики в школе.

Результативный блок модели описывает уровни сформиро-ванности коммутативной компетентности будущих бакалавров по следующим критериям и показателям: мотивационно-ценност-ный (проявление интереса к изучению средств ИКТ, стремление использовать средства ИКТ в будущей профессионально-педагогической деятельности); познавательно-процессуальный (владение знаниями о возможностях использования средств ИКТ в будущей профессионально-педагогической деятельности, об основных принципах создания мультимедийных продуктов учебного назначения); операционно-деятельностный (сформирован-ность умений самостоятельно выполнять практические задачи, связанные поиском, обработкой информации для создания мультимедийных продуктов учебного назначения); рефлексивно-оценочный (самооценка результатов собственной коммуникативной деятельности).

Выделены следующие уровни сформированности коммуникативной компетентности будущих бакалавров средствами мультимедиа: низкий (ограниченный), средний (достаточный) и высокий (развитый).

Библиографический список

1. Сейдаметова З.Н. Модель формирования информационной компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля средствами мультимедийных технологий. Крымский научный вестник. 2015; 255 - 265.

2. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. Москва: Знание, 1984.

3. Штофф В.А. Моделирование и философия. Москва, 1966.

References

1. Sejdametova Z.N. Model' formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih inzhenerov-pedagogov shvejnogo profilya sredstvami mul'timedijnyh tehnologij. Krymskij nauchnyj vestnik. 2015; 255 - 265.

2. Fridman L.M. Naglyadnost'imodelirovanie vobuchenii. Moskva: Znanie, 1984.

3. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva, 1966.

Статья поступила в редакцию 05.05.16

УДК 371

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Early Teaching of Foreign languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Gasanova Sh. S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Abdulaeva Z.A., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Early Teaching of Foreign languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.