ющего поколения, выступал в качестве ведущей педагогической идеи.
Между тем практика свидетельствует, что в одном человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности (у каждого своя наследственность, своя предрасположенность к восприятию окружающего мира и т.д.). Кроме того, социально-политические условия каждого общества, хотя и влияют на создание условий для развития личности, но даже в идеальном обществе, если такое возможно, личность, развитая в одинаковой степени, всесторонне воспитаться не может. Значит, цель - «воспитание всесторонне развитой личности» - является по сути своей идеалом. Возникает вопрос: а нужна ли такая цель? Подавляющее большинство исследователей отвечают на этот вопрос утвердительно: нужна, потому что она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания многогранной личности. В ней заложено сильное гуманное начало - вера в возможности человека.
Теория и практика отечественного воспитания переживает в настоящее время несколько кризисов: 1) мировоззренческий, связанный с тем, что в общественном сознании рухнули многие стереотипы, хотя некоторые еще остаются, например, стереотип надежды на государство; 2) технологический кризис: прежние, до предела формализованные формы воспитания утратили смысл, т.к. некому «рапортовать» об успехах; 3) управленческий кризис, который состоит в том, что в сфере воспитания не решены чисто организационные проблемы: кто должен заниматься воспитанием, какова сфера их ответственности, как подготовить этих воспитателей, мотивировать и, наконец, оплатить их труд. К сказанному можно добавить еще несколько «кризисов». В первую очередь - это кризис целеполагания, т.е. кого мы собираемся сегодня воспитывать? Распространяя теорию личностно ориентированного образования на воспитательную сферу, мы обязаны внести в нее неизбежные коррективы. Пока речь шла о собственно образовательной сфере, можно было говорить об общих для всех обучаемых личностных функциях, которые должны быть развиты у всех детей. Когда же мы говорим о сфере воспитания, то обязаны сделать эту цель предельно ясной и социально очерченной: нельзя воспитывать вообще, нужно конкретно решить, какой именно член общества нам нужен. Отсутствие ясности в решении этой проблемы и составляет суть кризиса.
Библиографический список
В нашем представлении цель воспитания - это проявление культурного развития социума, показатель его самосознания, в том числе и этнического, сфера его традиций, менталь-ности, самоопределения. Что касается цели воспитания детей, то она состоит в воспитании эмоционально благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.
Каждая цель подкрепляется и аргументируется определенной концепцией. Причем у одной цели может быть несколько концепций, объясняющих ведущий путь ее достижения, а у каждой концепции - множество конкретных программ.
Обобщая накопленный педагогикой и смежными науками опыт, можно предположить, что концепция воспитания - это система идей и конструктивных принципов, которые позволяют определить: специфическую сущность процесса воспитания и его отличия от других социально-образовательных процессов; место и функцию этого процесса в системе многообразных факторов социализации личности; цели и программы субъектов воспитательного процесса; ожидаемые изменения в объекте этого процесса (в личности ребенка и, в известной степени, педагога), которые являются его продуктом, а не каких-то других непедагогических факторов; средства воспитания, их природу, критерии необходимости и достаточности в отношении тех функций, которые должны быть реализованы воспитанием; принципы воспитательной работы, преобразуемые в технологические правила и запреты.
Однако господствовавшая в стране в течение длительного периода времени идеологическая доктрина являла собой упрощенное понимание теории воспитания. Суть последней проявлялась в логике построения воспитательной практики:
- идеализированное объяснение педагогической действительности (утверждается, например, что общественно значимая коллективная деятельность сама по себе формирует нужный тип личности);
- проникновение «подлинно научной» теории в сознание субъектов воспитания («теория овладевает массами»);
- процесс (и результат) воспитания в соответствии с указанной теорией нового типа личности.
Утопичность подобной теории очевидна и, прежде всего, в понимании связи теории с практикой.
1. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М., 1998.
2. Макаренко, А.С. Пед. соч.: в 8 т. - М., 1983. - Т. 4.
3. Реан, А.А. Педагогика и психология / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб., 2000. Bibliography
1. Likhachev, B.T. Pedagogika: kurs lekciyj. - M., 1998.
2. Makarenko, A.S. Ped. soch.: v 8 t. - M., 1983. - T. 4.
3. Rean, A.A. Pedagogika i psikhologiya / A.A. Rean, N.V. Bordovskaya, S.I. Rozum. - SPb., 2000.
Статья поступила в редакцию 23.05.14
УДК 378.2
Magomedova A.A. MODEL OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE BACHELORS FOR NETWORKING COMMUNICATION IN THE PROCESS OF STUDYING FOREIGN LANGUAGES (MAJOR IN LAW). The article presents the author's model of readiness of future bachelors who major in "Jurisprudence" for networking communication in the process of learning a foreign language. A brief characterization of the main components of this model is given.
Key words: model, future bachelors, networking, means of information and communication technologies, formation of readiness.
А.А. Магомедова, преп., Северо-Кавказский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [ПРОФИЛЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»)
В статье обосновывается необходимость практического владения иностранным языком, представлена авторская модель формирования готовности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» к сетевому взаимодействию в процессе изучения иностранного языка. Дана краткая характеристика основным составляю-
щим данной модели. Представлены современные электронные ресурсы для обучения языку, названы преимущества сетевого взаимодействия.
Ключевые слова: модель, будущий бакалавр, сетевое взаимодействие, средства информационных и коммуникационных технологий, формирование готовности.
Современность предъявляет все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере.
В решении этой проблемы большую роль играют современные средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ), под которыми авторы работы [1] понимают программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.
Современное информационное общество периода массовой глобализации коммуникации предъявляет новые требования к подготовке бакалавров в вопросах применения и продуцирования информационного ресурса Интернет, освоения методов и средств информационного взаимодействия в локальных и глобальной сетях, реализации возможностей информационных и коммуникационных технологией в процессе самостоятельного извлечения и представления знаний.
Образовательное учреждение должно быть открыто для новых ресурсных и информационных вливаний и, в свою очередь, быть готовым стать ресурсным центром.
Опыт работы различных всемирных, корпоративных, региональных сетей показывает, что наиболее адекватным способом общения всех участников образовательного процесса, позиционирования инновационных образовательных программ является сетевое взаимодействие, под которым мы понимаем горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов.
Важную роль в таком взаимодействии играют сетевые сообщества образовательной направленности, которые обладают упорядоченной структурой объединения пользователей компьютерных сетей, осуществляющих коммуникацию с образовательными целями и имеющими при этом устойчивые социальные роли, а также придерживающихся определенных норм поведения в виртуальном пространстве.
Как отмечают многие исследователи, сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться.
Для решения вышеизложенных проблем нами разработана модель формирования готовности будущих бакалавров к сетевому взаимодействию в процессе изучения иностранного языка (профиль «Юриспруденция») (рис. 1).
В теоретико методологический блок модели формирования готовности будущих бакалавров к сетевому взаимодействию включены следующие принципы:
1. Принцип увлекательности. Элементарное любопытство и собственное открытие формируют у будущих бакалавров такие нравственные качества, которые заставляют почувствовать себя частицей общества, предвидеть результаты своей деятельности и нести ответственность перед окружающими их людьми.
2. Принцип навигации и содержательной упорядоченности. Содержание сетевого взаимодействия обретает устойчивые формы, позволяющие эффективно подключаться к данному взаимодействию на разных этапах все новым и новым участникам, но при этом грамотно и корректно систематизировать и упорядочивать прошлые взаимодействия.
3. Принцип открытости. Локальное сетевое взаимодействие является потенциально жизнеспособным, если оно открыто к самосовершенству, к саморасширению и сетевому взаимодействию с новыми партнерами.
4. Принцип языковой адекватности. Язык сетевого взаимодействия должен быть языком взаимопонимания.
5. Принцип свободной импровизации. Импровизация - это единственный способ осуществления адекватного оперативного поведения. Планирование вовсе не противоречит принципу свободной творческой импровизации как преподавателя, так и студента.
6. Принцип теоретической и информационной корректности. Непременным условием сетевого взаимодействия является открытая насыщенная информационная среда, отличающаяся научностью, доступностью, достоверностью и отвечающая требованиям информационной и психологической безопасности.
7. Принцип образовательной ответственности и эффективности. Основанием для оценки эффективности образовательной реализации участника сетевого взаимодействия является активность, субъектность и продуктивность, определяющая на основании количества созданных новых образовательных маршрутов или новых ветвей обсуждения, качества созданных продуктов.
В данном блоке выделены следующие подходы: системный, компетентностный, культурологический и социально-педагогический.
Важное место в организационно-технологическом блоке модели занимает информационно-коммуникационная образовательная среда (ИКОС) вуза.
Учёные [2] под информационно-коммуникационной образовательной средой подразумевают совокупность субъектов и объектов образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как условия построения личностно -ориентированной педагогической системы. Основу информационно-коммуникационной образовательной среды Северо-Кавказского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (г. Махачкала) составляют: автоматизированная система управления обучением; база данных, информационные и электронные ресурсы вуза: архивы презентаций, лекций, видео-и аудиоматериалов, научных статей, базы данных, электронные библиотеки и т.п..; сервисы и интернет-ресурсы для общения: социальные сети, ICQ, Skype, веби-нары; сайты вуза.
Нами большое внимание уделяется сервисам и интернет-ресурсам для общения, а также содержательной основе сайта (контенту), так как именно содержание в конечном итоге является важнейшим фактором эффективности любого электронного ресурса, образовательного сайта в целом. Сайт заполнен электронными материалами различных типов. Важное место среди них занимают авторские электронные издания и ресурсы: электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), электронные учебно-методические материалы (ЭУММ). Красочные мультимедийные демонстрационные слайды и презентации, проецируемые на экран через проектор, применяются при объяснении нового материала, повторении и опросах. Статичные или динамичные, с поясняющим текстом, они повышают наглядность изучаемого материала, фиксируют внимание при его усвоении, способствуют развитию у обучающихся наглядно-образного мышления, формированию навыков работы с информацией, активизации познавательной деятельности.
Применение сайта придает обучению творческий характер, позволяет в большей степени диагностировать коммуникативную компетентность будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» в процессе изучения иностранного языка.
Все ресурсы сайта доступны студентам бакалавриата с домашних компьютеров, подключенных к Интернету.
Современные электронные ресурсы для обучения языку можно представить следующими группами учебных материалов и программных средств:
- электронные словари, в том числе учебные;
- аутентичные материалы на изучаемом языке;
- специализированные учебные ресурсы для обучения языку;
- средства электронной коммуникации.
Учебные ресурсы, принадлежащие к каждой из этих групп, могут быть использованы в сетевом взаимодействии. На занятиях по иностранному языку нами используются образовательные Интернет-сайты (www.edu.ru и www.school-collection.edu.ru), которые имеют большой набор электронных образовательных ресурсов.
ЦЕЛЕВОЙ блок
ж
| Цель: Формирование готовности будущих бакалавров к сетевой взаимности
I
в контексте компетентностного подхода. --------^--------
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
V
У
Подходы:
• системный, • культурологический, • компетентностный, социально-педагогический.
\
\ '
Принципы:
• увлекательности,
• навигации и содержательной упорядоченности,
• открытости,
• языковой адекватности,
• свободной импровизации,
• теоретической и информационной корректности,
• образовательной ответственности,
•
\
V \
эффективности.
/
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Информационно-коммуникационная образовательная среда вуза
N
Автоматизированная система управления обучением. База данных, информационные и электронные ресурсы вуза. Сервисы и интернет-ресурсы для общения: социальные сети, ICQ, Skype, вебинары. Сайты вуза.
V
ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
V
Критерии: когнитивный, мотивационно-личностный, коммуникативно-
деятельностный.
--------------v--------------
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
Результат: высокий уровень готовности будущих бакалавров к сетевому взаимодействию в процессе изучения иностранного языка.
Рис. 1. Модель формирования готовности будущих бакалавров к сетевому взаимодействию в процессе изучения
иностранного языка (профиль «Юриспруденция»)
Преимуществом сетевого взаимодействия является возможность привлечения высококвалифицированных преподавателей вуза и специалистов для совершенствования организации образовательного процесса, участия студентов в научных исследованиях, создание дополнительных условий по поддержке и развитию студентов, повышения качества образования и квалификации педагогических кадров.
Библиографический список
В настоящее время в Северо-Кавказском филиале Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации накоплен определенный опыт взаимодействия со многими образовательными учреждениями города и республики по различным направлениям, который можно считать предпосылками организации сетевого взаимодействия: отработки механизмов, методов и форм, создания модели.
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В, Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. - М., 2008.
2. Абдуразаков, М.М. Возможности информационно-коммуникационной образовательной среды для достижения новых образовательных результатов / М.М. Абдуразаков, М.А. Сурхаев, И.Н. Симонова // Информатика и образование. - М. - 2012. - № 1 (230).
Bibliography
1. Informacionnihe i kommunikacionnihe tekhnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie / I.V. Robert, S.V, Panyukova, A.A. Kuznecov, A.Yu. Kravcova; pod red. I.V. Robert. - M., 2008.
2. Abdurazakov, M.M. Vozmozhnosti informacionno-kommunikacionnoyj obrazovateljnoyj sredih dlya dostizheniya novihkh obrazovateljnihkh rezuljtatov / M.M. Abdurazakov, M.A. Surkhaev, I.N. Simonova // Informatika i obrazovanie. - M. - 2012. - № 1 (230).
Статья поступила в редакцию 04.06.14
УДК 378
Muzaev A.I., Muzaeva L.V. COMPETENCE-BASED APPROACH TO TRAINING FUTURE TEACHERS OF LIFE SAFETY MANAGEMENT. This article discusses forming the professional competence of future teachers in basics of safety management. The work provides a number of factors that influence the process of formation and development of the professional orientation of future specialists in safety management.
Key words: competence, competence approach, vocational education, personal component diagnostics.
А.И. Муза ев, преп. основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры, лицей № 8, г. Каспийск; Л.В. Музаева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. ИКТ, Дагестанского гос. педагогического университета, г. Каспийск, E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОИПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье приводятся данные исследования факторов, оказывающих положительное негативное влияние на процесс формирования и развития профессиональной ориентации будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности. Рассматриваются проблемы подготовки профессионально компетентного будущего учителя безопасности жизнедеятельности. Приводится ряд факторов, оказывающих влияние на процесс формирования и развития профессиональной ориентации будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, профессиональное образование, личностный компонент, диагностика.
Потребности общества и модернизация образования требуют компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, что подразумевает актуальность этой идеи и в педагогическом образовании.
В образовательном процессе педагогического вуза при ком-петентностном подходе происходят глубокие системные преобразования в образовательных технологиях, преподавании, содержании, оценивании, в связях высшего образования с другими уровнями профессионального образования. Как следствие, преобразование содержания и организации процесса образования осуществляется с учетом потребностей студентов в реализации и осуществления себя, их индивидуально-психологических особенностей. Результатом предполагается развитие и становление личности студента [1].
Целью этих преобразований является подготовка профессионально компетентного будущего учителя, формирование компетентности, компетенций и социально значимых качеств студента, как личности. В результате он становится способным к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации.
Чем обширнее банк данных разнообразных методик, технологий у педагога, тем выше его профессиональная состоятельность, профессиональный компонент авторитета. Занимаемая должность и соответствующие ее права и обязанности определяют ролевой компонент, который имеет тем меньше значение для авторитета, чем старше студенты [2].
Наряду с этим большое значение имеет и личностный компонент, в состав которого входят ценностная составляющая, характерологическая составляющая, культурологическая составляющая. Чем выше авторитет преподавателя, тем сильнее его влияние на духовную сферу своих учеников, на мотивационно-творческое отношение студентов к учебной и будущей профессиональной деятельности.
Преподаватель пользуется или нет авторитетом у студентов в зависимости от того, какие чувства и компоненты ассоциируются у студентов с преподавателем. Как предпосылки авторитета можно выделить ряд психологических свойств личности. Первое из них - особенности отношения личности к другим людям и к себе лично. Большое значение имеют также нравственные, интеллектуальные, волевые и профессиональные свойства, педагогическая культура, как сущностная характеристика личности педагога. В системе способов деятельности, педагогических ценностей, профессиональном мышлении и поведении педагога отражается его педагогическая культура.
Поскольку процесс профессионально-педагогического развития и становления студента есть результат множества взаимосвязей и взаимодействий его внутренних сфер и внешних обстоятельств, то наблюдается проявление многообразия факторов, влияющих на этот процесс. Различаются факторы внешние объективные и внутренние субъективные.
В связи с этим мы провели работу по изучению факторов, оказывающих как негативное, так и положительное влияние на