Научная статья на тему 'Роль инновационной развивающей среды в формировании лингводидактических компетенций'

Роль инновационной развивающей среды в формировании лингводидактических компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / НОВЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / NEW STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERACTIVE FORMS / ИННОВАЦИОННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / INNOVATIVE DEVELOPMENTAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / LINGUODIDACTIC COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубина Наталья Сергеевна

Статья посвящена проблеме формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка в инновационной развивающей среде учреждения высшего профессионального педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Innovative Developmental Educational Environment in the Formation of Linguodidactic competencies

The article is devoted to the problem of the formation of future foreign language teachers linguodidactic competencies in the innovative developmental environment of a higher educational establishment.

Текст научной работы на тему «Роль инновационной развивающей среды в формировании лингводидактических компетенций»

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Н. С. Рубина

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка в инновационной развивающей среде учреждения высшего профессионального педагогического образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, новый стандарт высшего профессионального образования, модернизация, лингводидактические компетенции, формы интерактивного взаимодействия, инновационная развивающая среда.

Summary. The article is devoted to the problem of the formation of future foreign language teachers' linguodidactic competencies in the innovative developmental environment of a higher educational establishment.

Keywords: competence-based approach, new standard of higher professional education, modernization, linguodidactic competencies, interactive forms, innovative developmental educational environment.

32

Начало XXI в. можно характеризовать как качественно новый этап в развитии науки, технологий и их взаимодействия с обществом. Современная наука направлена на генерирование новых концепций и технологий не только на базе естественных, но и гуманитарных наук: социологии, психологии, педагогики. Задачи, стоящие перед системой образования в России в настоящее время, связаны с совершенствованием существующей образовательной системы, а также с формированием новых концептуальных подходов и условий ее развития, обновления содержания и методик обучения, выявление его инновационных возможностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего про-

фессионального образования (ФГОС ВПО) ориентирован на объективную оценку эффективности образовательного процесса, задает новые цели и критерии оценки результатов образования. Учебный процесс в высшем профессиональном заведении рассматривается не через содержание дисциплин, а через его результат — приобретаемые выпускниками компетенции. ФГОС ВПО, разработанный в логике компетентностного подхода, предполагает введение новой двухуровневой системы (бакалавриат, магистратура) подготовки студентов по европейскому образцу [1].

Целью подготовки бакалавра образования по профилю «Иностранный язык», согласно положениям ФГОС ВПО, является формирование

ф

и становление его профессиональной компетентности (конструкта, объединяющего блоки общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных иноязычных коммуникативных и лингво-дидактических компетенций).

В процессе реформирования системы образования, модернизации ее структуры, содержания, технологий, наличие инновационной развивающей среды в вузе становится одним из ведущих организационно-дидактических условий формирования и становления высококомпетентной личности будущего учителя иностранного языка. Инновационная развивающая среда есть качественное состояние про-фес сионально-педагогической образовательной среды вуза, имеющее очень высокий потенциал для развития; это совокупность вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется будущая профессиональная деятельность и образовательный процесс [2].

Известны разные подходы к рассмотрению феномена про фес сио наль-но-педагогической среды, в которой происходят инновационные преобразования, а также к характеристике ее влияния на педагогов и обучаемых (А. М. Воронин, Р. А. Кассина, В. С. Лазарев, Н. В. Немова, И. Г. Никитин, М. А. Ушаков, И. Д. Чечель, Г. Г. Шек и др.). В основе нашего исследования лежит средовой подход Ю. С. Мануйлова, определяющего среду как то, «среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие». При описании среды используются термины «ниша» (часть среды, предоставляющая поле возможностей) и «стихия» (сила, охватывающая субъек-

тов среды и меняющая их поведение и отношения) [3]. Компонент «ниша» выступает как параметр возможного, а компонент «стихия» - как параметр вероятного. В этом аспекте среду понимают как состоящую из ниш и стихий, под влиянием которых протекает жизнь индивидуумов, формируется и развивается их профессионально-компетентная, полилингвальная, поликультурная языковая личность.

В инновационной развивающей образовательной среде педагогического вуза наличествуют ниши, которые обладают следующими возможностями: определять новые подходы, содержание, технологии, обеспечивающие новое качество профессионального образования будущих учителей иностранного языка; обогащать знаниями об осваиваемых новшествах; обучаться новым способам педагогического воздействия на учащихся; объединять преподавателей и студентов в коллектив единомышленников; обмениваться новым педагогическим опытом и т.д. Исходя из функционального значения ниш инновационной среды, допустима следующая классификация возможно- 33 стей: 1) информационно-познавательные; 2) проектировочно-исследова-тельские; 3) мотивационно-статусные; 4) коммуникативно-рефлексивные.

Таким образом, параметр возможного в инновационной среде включает в себя компоненты, влияющие на определение стратегии и тактики профессиональной деятельности преподавателя и будущего учителя иностранного языка, овладение новыми способами и методами обучения и воспитания детей, рост мотивации преподавателей и будущих учителей и повышение их социального статуса, развитие умений работать в команде.

4 / 2011

Преподаватель XXI

Параметр возможного инновационной среды характерен для совокупности таких инновационных ниш, в которых будущий учитель иностранного языка совершенствует свои специальные лингводидактические компетенции; обеспечивается соединение субъектов инновационной среды; происходит формирование образа жизни субъектов, свойственного данной инновационной среде.

Среда становится инновационной, если в ней созданы и функционируют специальные инновационные места -ниши, однако эффективным средством она становится тогда, когда в этой среде начинают генерироваться стихии, второй компонент среды, направленные на овладение инновациями, формирование необходимых отношений в соответствии с новыми для вуза задачами. Стихиями можно управлять, генерируя одни и подавляя, приглушая, ослабляя другие. Стихии борются, конкурируют (например, творчества и насилия) или, наоборот, сопутствуют друг другу (творчества и поиска). Стихии экспериментирования, поиска побуж-34 дают к сомнению (в эффективности прежних методов), соотнесению (позиций), соизмерению (результатов), сопоставлению (мнений, подходов, принципов). Сопутствующими являются стихии интереса, увлеченности, единения, творчества и др. Эти стихии присутствуют, как правило, в каждой инновационной среде. Носителями стихий могут быть отдельные преподаватели и студенты, ориентированные на продуцирование новшеств. Вероятностный компонент инновационной развивающей среды - важнейшая характеристика, показывающая насколько вероятно то, что потенциальные возможности среды будут реализованы [2].

Продемонстрируем потенциал инновационной развивающей среды для формирования лингводидакти-ческих компетенций будущего учителя иностранного языка на примере факультета иностранных языков Пермского государственного педагогического университета.

Как указывалось выше, конструкт профессиональной компетентности бакалавра образования по профилю «Иностранный язык» объединяет в себе несколько блоков компетенций. Специальными для учителя иностранного языка являются лингводидакти-ческие компетенции, под которыми понимаются психологические личностные новообразования, сформированные дисциплинами базовой и вариативной частей профессионального цикла в процессе иноязычного образования, включающие в себя наряду с когнитивным и поведенческим аспектами долговременную готовность к деятельности учителя иностранного языка как интегративное свойство личности.

Процесс формирования лингводи-дактических компетенций наиболее эффективно протекает в условиях инновационной развивающей среды. Рассмотрение среды как интегрального средства их формирования стало возможно благодаря реализации ряда условий: а) цели субъекта управления направлены на формирование у будущих учителей профессионально значимых отношений к себе, своей деятельности и ребенку (ценностно-смысловое единство, технологическая целостность, наличие благоприятного психологического климата - создание атмосферы открытости, сотворчества, взаимодействия и т.д.); б) образовательный процесс в вузе выстраивается

соответственно заявленным целям; в) средообразовательные действия ориентированы на приведение характеристик имеющейся про фес сио наль-но-педагогической образовательной среды в соответствие с целями и представлениями о надлежащем образе профессиональной деятельности будущих учителей иностранного языка, их профессиональной компетентности.

Как интегральное средство формирования лингводидактических компетенций инновационная среда на факультете организована: 1) в виде ниш с заключенными в них проектировочно-исследовательскими, информационно-познавательными, коммуникативно-рефлексивными и мотивационно-статус-ными возможностями; 2) в виде стихий, вовлекающих будущих учителей в эти ниши и способствующих реализации имеющихся возможностей.

Процесс подготовки инновационных ниш, генерирующих позитивные стихии, необходимые для обеспечения профессионального развития будущего учителя иностранного языка, предполагает интерактивное взаимодействие всех субъектов и компонентов образовательной среды.

Интерактивная основа организации образовательного процесса на факультете иностранных языков Пермского государственного педагогического университета обеспечивается за счет следующих форм взаимодействия: 1) сотворчества субъектов образовательного процесса по линиям преподаватель^студент, препода-ватель-^-преподаватель, студент^сту-дент; 2) использования ин фор ма ци он-но-коммуникационных технологий в образовательном процессе; 3) междисциплинарного взаимодействия (сопряжения дисциплин профессиональ-

ного цикла по целям, компонентам содержания, приемам и средствам, традиционным и современным технологиям обучения и оценивания достижений обучающихся).

Сотворчество участников образовательного процесса представляется, с одной стороны, как плодотворное общение субъектов с помощью языковой и речевой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии); с другой стороны, сотворчество рассматривается как совместное преобразование учебного процесса, создающее благоприятные условия для профессионального и личностного развития субъектов образовательного процесса.

Ведущим компонентом в обеспечении оптимального уровня взаимосвязанной деятельности субъектов педагогического процесса является педагогическое воздействие преподавателя. Гуманистический характер интеракции преподавателя и студента обеспечивается новыми позициями преподавателя-организатора (управленца); партнера (равноактивного субъекта); фасилита-тора (от англ. "facilitate" - облегчать, по- 35 могать, способствовать); модератора (от лат. "moderare" - приводить в равновесие, управлять, регулировать).

Разделение преподавателем новых позиций в педагогическом общении строится на качественно новых взаимоотношениях с обучающимися (доверие, взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь и т.д.). При реализации данных функций взаимодействия студенту как равноправному субъекту предоставляется выбор и свобода действий в решении практических и научно-исследовательских задач, возможность соуправле-ния педагогическим процессом.

4 / 2011

Преподаватель XXI

ф

36

Применение информационно-коммуникационных технологий является критерием качества образования в конкретном вузе, его конкурентоспособности и конкурентоспособности его выпускников. Данная форма интерактивного взаимодействия должна пронизывать весь образовательный процесс в вузе, что требует разработки программ и курсов дисциплин, форм итоговой аттестации, с учетом их компьютерной поддержки. Продукты информационно-коммуникационных технологий, успешно применяемые в образовательном процессе на факультете иностранных языков Пермского государственного педагогического университета, относятся к электронным изданиям, размещаемым на отчуждаемых материальных носителях (обучающие программы, электронные учебные пособия, учебно-методические комплексы и т.д.), и сетевым ресурсам (учебные сайты, веб-квесты, Электронный сетевой портфолио, чаты, ICQ, сетевые академические сообщества и т.д.).

Третья форма интерактивного взаимодействия обеспечивается за счет междисциплинарного взаимодействия, то есть сопряжения дисциплин профессионального цикла по целям, компонентам содержания, приемам и средствам, традиционным и современным технологиям обучения и оценивания достижений обучающихся. На факультете иностранных языков Пермского государственного педагогического университета данная форма интерактивного взаимодействия осуществляется за счет интеграции лингвистических и дидактических дисциплин. Примером может служить интеграция в организации обучения по двум дисциплинам вариативной части профессионального цикла - линг-

вистическому курсу «Практика устной речи» и дидактическому курсу «Современные средства оценивания результатов образования». Так, в рамках изучения курса «Современные средства оценивания результатов образования» студентам предлагается самостоятельно разработать пакет контрольно-измерительных материалов по одной из пройденных тем курса «Практика устной речи». Данная форма интеракции способствует систематизации знаний студентов, применению развитых умений на междисциплинарном уровне.

Интеграция всех представленных форм интерактивного взаимодействия в инновационной развивающей среде вуза оптимизирует процесс подготовки инновационных ниш и стихий для эффективного формирования лингво-дидактических компетенций будущего учителя иностранного языка.

Инновационная развивающая среда факультета иностранных языков Пермского государственного педагогического университета за последние десять лет прошла в своем становлении уровни неорганизованной, частично-организованной и организованной инновационной среды [3]. Охарактеризуем детально заключительный и наивысший из них. Отличительными признаками уровня организованной инновационной развивающей среды являются следующие: 1) организация обучения студентов и переподготовки преподавателей как внутри организации, так и в различных научно-исследовательских центрах (включая зарубежные) на высоком, системном уровне; 2) имеются все необходимые материально-технические возможности и условия для получения полной информации, ее анализа и использования (возможности Интернет, сайты про-

ф

фессионального портфолио и профессионального развития, академические сетевые сообщества, и т.д.); 3) созданы и функционируют инновационные ниши, покрывающие все потребности преподавателей и студентов в получении и использовании необходимой информации; 4) преподаватели и студенты умеют работать в микрогруппах, владеют исследовательскими и проектными методами, многие работают над собственными и групповыми исследовательскими проектами; 5) создана комплексная программа поддержки преподавателей - новаторов; 6) новые цели приняты коллективом, организована деятельность по их достижению командой единомышленников; коллектив не только видит существенные проблемы в традиционном обучении и воспитании студентов, но и готов и способен к их решению; 7) высокая рефлексивная культура преподавателей и студентов, постоянное представление своего опыта на различных международных всероссийских и региональных конференциях, педагогических форумах [4].

Опыт организации образовательного процесса на факультете иностранных языков в Пермском государственном педагогическом университете подтверждает решающую роль инновационной развивающей среды в процессе формирования лингводи-дактических компетенций будущего учителя иностранного языка, а также в становлении и развитии его личности в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральные государственные стандарты ВПО [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm (дата обращения: 27.07.2011).

2. Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Н. Новгород, 2006. - 196 с.

3. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. - Кустанай, 1997. - 242 с.

4. Безукладников К. Э. Лингводидактиче-ские компетенции: концепция формирования: Монография. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2011. - 207 с. ■

37

4 / гон Преподаватель |_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.