13. Какие возможны модели физических явлений для опи- 14. Какие аналоги можно использовать для более облегчен-
сания данного явления? Их возможности и ограничения? ного описания изучаемого явления?
Библиографический список
1. Поспелов, Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н.Н. Поспелов, И.Н. Поспелов. - М., 1989.
2. Иванова, Л.А Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: пособ. для учителей. - М., 1983.
3. Теория и методика обучения физики в школе: общие вопросы: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская [и др.]; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М., 2000.
4. Методика преподавание физики в 7-8 классах средней школы: пособ. для учителей // А.В. Усова, В.П. Орехов, С.Е. Каменецкий [и др.]; под ред. А.В. Усовой. - М., 1990.
5. Гурова, Л.Л. Психология мышления. - М., 2005.
Bibliography
1. Pospelov, N.N. Formirovanie mihsliteljnihkh operaciyj u starsheklassnikov / N.N. Pospelov, I.N. Pospelov. - M., 1989.
2. Ivanova, L.A Aktivizaciya poznavateljnoyj deyateljnosti uchathikhsya pri izuchenii fiziki: posob. dlya uchiteleyj. - M., 1983.
3. Teoriya i metodika obucheniya fiziki v shkole: obthie voprosih: ucheb. posob. dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / S.E. Kameneckiyj, N.S. Purihsheva, N.E. Vazheevskaya [i dr.]; pod red. S.E. Kameneckogo, N.S. Purihshevoyj. - M., 2000.
4. Metodika prepodavanie fiziki v 7-8 klassakh sredneyj shkolih: posob. dlya uchiteleyj // A.V. Usova, V.P. Orekhov, S.E. Kameneckiyj [i dr.]; pod red. A.V. Usovoyj. - M., 1990.
5. Gurova, L.L. Psikhologiya mihshleniya. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 08.08.14
УДК 378
Magomedova A.A. INFORMATION-METHODOLOGICAL SUPPORT IN THE FORMATION OF READINESS FOR NETWORKING IN LANGUAGE LEARNING IN FUTURE BACHELORS OF JURISPRUDENCE DEPARTMENT. The
article presents the structure and contents of information and methodological support, which plays an important role in forming of readiness for networking when learning a foreign language. The target group includes bachelor students majoring in Jurisprudence. The paper presents the main components of information and methodological support, including copyrights electronic educational-methodical complexes and multimedia presentations on various topics on the discipline of Foreign Language in Law.
Key words: information and methodological support, future bachelor students, networking, formation of readiness, learning a foreign language, copyrights electronic educational-methodical complexes, multimedia presentations.
А.А. Магомедова, преп. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского
филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, г. Махачкала,
E-mail: aysha_akbarovna@mail.ru
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье представлены структура и содержание информационно-методического обеспечения, которое играет важную роль при формировании готовности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» к сетевому взаимодействию при изучении иностранного языка. Представлены основные составляющие информационно-методического обеспечения, включающие в себя авторские электронные учебно-методические комплексы и мультимедийные презентации по разным темам дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденция».
Ключевые слова: информационно-методическое обеспечение, будущий бакалавр, сетевое взаимодействие, формирование готовности, изучение иностранного языка, авторские электронные учебно-методические комплексы, мультимедийные презентации.
В настоящее время в педагогической науке предполагает новое понимание методической деятельности - информационно-методическое обеспечение, позволяющее педагогу оперативно осуществлять обратную связь со студентами, отбирая методики и технологии, адекватные контингенту студентов и своевременно корректировать учебный процесс.
С помощью информационно-методического обеспечения созданы условия для самообразования педагога, возможности выбора методик, адекватных контингенту студентов, способствующих успешности его и студентов, самореализации в дальнейшем. Модель информационно-методического сопровождения образовательного процесса представлена на рис. 1.
Дидактические возможности средств ИКТ позволяют повысить интерес обучаемого к восприятию учебного материала и способствуют интенсификацию учебного процесса, а также позволяют формировать информационно-методическое обеспечение, необходимое для качественного ведения учебного процесса по учебной дисциплине.
По мнению И.В. Роберт, информационно-методическое обеспечение учебного процесса - это обеспечение учебного процесса необходимыми научно-педагогическими, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативно-методическими, техническими и другими материалами, которые используются в учебном процессе конкретного образовательного учреждения [1].
Все указанные выше составляющие информационно-методического обеспечения учебного процесса, могут быть реализованы в электронных изданиях образовательного назначения, которые разрабатываются в единой программной среде как электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), позволяющие организовать информационно-методическое сопровождение учебного процесса на всех его стадиях.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) прочно завоевывают свое место в образовательном пространстве. Этот процесс документально подтверждают принятые и действующие национальные стандарты Российской Федерации. Применение
Рис. 1. Модель информационно-методического сопровождения образовательного процесса
электронных образовательных ресурсов в процессе обучения позволяет надеяться на реальную возможность расширения самостоятельной учебной работы - полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Использование ЭОР в обучении перестает быть новым, неизвестным, необычным. Оно становится законодательно определенным. Поэтому к электронному обучению предъявляются вполне обоснованные требования, обеспечивающие его надлежащее качество [2].
Самостоятельная работа обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов, с одной стороны, способствует эффективной работе по усвоению знаний и овладению способами деятельности, входящими в содержание обучения по дисциплине «Иностранный язык», с другой стороны, удовлетворяет потребность в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного материала, а также после окончания учебного заведения.
Электронный учебно-методический комплекс становится основной формой информационно-методического обеспечения учебного процесса, включающее в себя совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению будущими бакалаврами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины плана подготовки их по направлениям.
ЭУМК включает в себя, как правило, следующие компоненты:
1. Учебная программа дисциплины.
2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
3. Учебные и учебно-методические материалы по следующим видам занятий: лекционные, семинарские, практические.
4. Учебно-справочные материалы.
5. Учебно-наглядные материалы.
6. Словарь терминов и персоналий (или глоссарий).
7. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
8. Материалы профессиональной практики.
9. Учебно-библиографические материалы.
Список перечисленных составных частей ЭУМК может быть продолжен, в тоже время некоторые пункты в нем наоборот могут варьироваться - это зависит от конкретной учебной дисциплины и конкретной специальности [3; 4].
Электронные учебно-методические комплексы обычно включают в себя мультимедиа курсы, каждый из которых представ-
Библиографический список
ляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой форме, содержащий все компоненты учебного процесса.
Целями создания и использования ЭУМК являются: поддержка и развитие, как основного учебного процесса, так и дистанционных технологий непрерывного образования; обеспечение 100%-ной оснащенности учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов; создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы вуза.
Современные электронные ресурсы для обучения языку можно представить следующими группами учебных материалов и программных средств: электронные словари, в том числе учебные; аутентичные материалы на изучаемом языке; специализированные учебные ресурсы для обучения языку; средства электронной коммуникации. Учебные ресурсы, принадлежащие к каждой из этих групп, могут быть использованы в сетевом взаимодействии.
На занятиях по иностранному языку нами используются образовательные Интернет-сайты (www.edu.ru и www.school-collection.edu.ru), которые имеют большой набор электронных образовательных ресурсов.
Нами разработаны ЭУМК по дисциплинам «Иностранный язык в сфере юриспруденции» и «Иностранный язык», а также электронный ресурс факультатива «Сетевые информационные ресурсы при изучении иностранного языка» и мультимедийные презентации по некоторым темам иностранного языка.
Данные электронные ресурсы размещены на сайте портала дистанционного обучения «СКИФ» Донского государственного технического университета (http://skif.donstu.ru) в разделе «Дагестанский государственный педагогический университет», а также на сайте Северо-Кавказского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (http://skfrpa.ru). По результатам проверки была принята альтернативная гипотеза, которая подтверждает эффективность использования информационно-методического обеспечения, реализующего возможности сетевого взаимодействия при изучении иностранного языка будущими бакалаврами по профилю «Юриспруденция»; качество умений и степень обученности будущих бакалавров при использовании информационно-методического обеспечения увеличились на 23,1% и 12,5% соответственно.
1. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. -М., 2010.
2. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы. - Ростов-на-Дону, 2011.
3. Абдуллаев, Д.А. Образовательные ресурсы Интернет в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Математика» / Д.А. Абдуллаев, Т.Г. Везиров // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6(43).
4. Гузуева, Э.Р. Модель формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров с использованием образовательных Интернет-порталов / Э.Р Гузуева, Т.Г. Везиров // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 2(45).
Bibliography
1. Robert, I.V. Sovremennihe informacionnihe tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemih; perspektivih ispoljzovaniya. - M., 2010.
2. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih. - Rostov-na-Donu, 2011.
3. Abdullaev, D.A. Obrazovateljnihe resursih Internet v professionaljnoyj podgotovke bakalavrov po profilyu «Matematika» / D.A. Abdullaev, T.G. Vezirov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 6(43).
4. Guzueva, Eh.R. Modelj formirovaniya professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh bakalavrov s ispoljzovaniem obrazovateljnihkh Internet-portalov / Eh.R. Guzueva, T.G. Vezirov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 2(45).
Статья поступила в редакцию 08.08.14
УДК 378
Matafonova T.A. EDUCATIONAL BACKGROUND IN THE PROCESS OF BUILDING A PROFESSIONAL COMPETENCE IN FUTURE SPECIALISTS IN TOURISM IN CONDITIONS OF INFORMATION-BASED EDUCATIONAL ENVIRONMENT. This paper considers certain aspects of a university information-based educational environment wherein an important place is given to the educational background behind the process of building competence in future travel professionals.
Key words: competence, travel professional, information-based educational environment, educational background.
Т.А. Матафонова, ст. преп., Кировский филиал Санкт-Петербургского гос. экономического университета, г. Киров, E-mail: tati-m07@mail.ru
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В работе рассматриваются некоторые аспекты информационной образовательной среды вуза, где важное место занимает программно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, специалист туристского профиля, информационная образовательная среда, программно-методическое обеспечение.
В словаре С.И. Ожегова под обеспечением понимается то, чем обеспечивают кого-либо [1, с. 374]. То есть речь идет о совокупности средств, позволяющих человеку выполнять различные виды деятельности. Необходимо отметить, что многие исследователи раскрывают сущность и содержание различных видов обеспечения через совокупность используемых педагогом методов, средств и форм обучения, позволяющих всесторонне поддержать учебный процесс, сделать его эффективным и результативным. То есть, во всех случаях речь идет о разработке соответствующей дидактическим целям методической системы обучения. Наиболее явно эта связь прослеживается с созданием новых методик обучения и появлением современных дидактических средств, которые являются основными составляющими информационной образовательной среды вуза.
В учебном процессе нами активно используется метод деловых игр, который интегрирует развитие ценностно-мотиваци-онного, когнитивного и творческого компонентов профессиональной компетентности. Есть основание полагать, что деловые игры оказывают заметное влияние на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля, так как их использование способствовало повышение уровня сформированности данного свойства личности специалиста в среднем на 10%. Проведение деловых игр повысило квалификацию специалистов, прежде всего, в практических производственных вопросах, значительно сократило время адаптации выпускников на производстве, устранило вакуум между фундаментальной вузовской подготовкой и практической работой специалистов туристского профиля.
Использование деловых игр в учебном процессе позволяет сформировать у студентов: готовность действовать с учетом позиции другого; способность с помощью вопросов получить необходимую информацию; готовность брать на себя инициативу в организации общения при решении проблемы; способность переводить конфликтную ситуацию диалог, находить пути разрешения через анализ и выработку общей точки зрения; стремление и возможность понимать относительность, субъективность мнений, желание и умение прислушиваться к точке зрения других; обнаруживать различные эмоциональные состояния у уча-
стников игры и использовать это в ходе общения при решении проблемы; выявить свои профессиональные умения в общении, профессиональные интересы, позиции, психологические качества и корректировать их.
При изучении дисциплин «Информационные технологии управления социально-культурной деятельностью», «Основы информационной культуры и информатики» и «Методическое обеспечение социально-культурной деятельности» будущими специалистами по направлению подготовки 071800.62 - Социально-культурная деятельность (профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности») нами рассмотрена технология электронного портфолио (Е-портфолио). Опыт использования Е-портфолио в отечественной и зарубежной практике позволил выделить основные принципы и характеристики.
Условием эффективного использования современных средств ИКТ информационной образовательной среды вуза в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля является электронное порт-фолио как основа реализации индивидуальной образовательной траектории.
В нашем исследовании электронное портфолио выступает в качестве образовательного ресурса, основная цель которого заключается в предоставлении доказательств, а также оценки прогресса, достигнутого студентом во время обучения.
Проблема использования электронного портфолио в контексте компетентностного подхода активно исследуется в современной российской и зарубежной педагогике, где исследуются возможности его применения в образовании.
С позиций компетентностного подхода е-портфолио обеспечивает будущим специалистам туристского профиля показать все, на что они способны, создать стимул роста. При этом он выполняет несколько функций: целеполагания (поддерживает учебные цели студента); содержательную (раскрывает весь спектр выполняемых будущим специалистом туристского профиля профессиональных работ); развивающую (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году); мотивацион-ную (поощряет результаты деятельности будущих специалистов туристского профиля); диагностическую (фиксирует изменения