Научная статья на тему 'Программно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика» наоснове образовательных интернет-порталов'

Программно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика» наоснове образовательных интернет-порталов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ / ПРОФИЛЬ "ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА" / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич, Гузуева Элина Руслановна

В статье рассматривается некоторые составляющие программно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной компетентностибудущих бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика», в частности дисциплина по выбору «Портальные технологии в образовании», образовательные интернет-порталыпо математике и информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич, Гузуева Элина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика» наоснове образовательных интернет-порталов»

УДК 378.2

Везиров Тимур Гаджиевич

доктор педагогических наук.

Дагестанский государственный педагогический университет

[email protected]

Гузуева Элина Руслановна

ассистент.

Дагестанский государственный педагогический университет

guzueva@mail. ru

VezirovTimurGadzhievich

Doctor of Education.

Dagestan State Pedagogical University

timur.60 @ mail.ru

Elina R. Guzueva

Assistant.

Dagestan State Pedagogical University guzueva@mail .ru

Программно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика» на основе образовательных

интернет-порталов

Program and methodical ensuring process of formation of professional competence of future bachelors on the "Applied Mathematics and Informatics" profile on the basis of the educational Internet portals

Аннотация. В статье рассматривается некоторые составляющие программно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной компетентностибудущих бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика», в частности дисциплина по выбору «Портальные технологии в образовании», образовательные интернет-порталыпо математике и информатике.

Ключевые слова: будущие бакалавры, программно-методическое обеспечение, дисциплина по выбору, профиль «Прикладная математика и информатика», профессиональная компетентность, образовательные интернет-порталы.

Abstract. This article discusses some of the components of methodical software process of formation of professional competence offuture bachelors in profile "Applied Mathematics and Computer Science", in particular the discipline of choice "Portal Technologies in Education", Educational Internet portals in mathematics and computer science.

Keywords: future bachelors, methodical software, Electives, profile "Applied mathematics and informatics", professional competence, education online portals.

Совершенствование системы высшего образования, повышение его качества неразрывно связано с общемировыми тенденциями, на федеральном уровне речь идет о внедрении и обеспечении реализации государственного образовательного стандарта третьего поколения, разработанного на основе компетентностного подхода.

Новая парадигма образования, становление которой связано, в том числе, с информатизацией и практическим информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, выдвигает в число приоритетных задач формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении, что, в свою очередь, требует модернизации содержания и повышения качества педагогического образования.

Высокий уровень профессиональной компетентности является важнейшим качеством для выпускников высших учебных заведений, обеспечивающим успешную профессиональную деятельность.

В условиях жесткой конкуренции на рынке труда специалисту с традиционной социокультурной подготовкой, без сформированной базы профессиональной компетентности, становится все труднее найти себя в современном информационном обществе, где важное место занимают образовательные интернет-порталы.

В условиях информационного общества информационные и коммуникационные технологии, в частности Интернет-технологии, предлагают поразительные возможности и перспективы их применения в процессе преподавания и обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге новой образовательной революции, результатом которой станут кардинальные изменения во всех областях жизни.

В концепции поддержки развития педагогического образования отмечается, что у выпускника педагогического вуза должны быть сформированы компетенции принятия обоснованных и эффективных решений в профессиональной деятельности, позволяющие преодолеть существующий разрыв между педагогической теорией и практикой.

Мы считаем, что для подготовки такого специалиста необходимо создать условия в соответствии с новейшими достижениями педагогической теории и практики и создать основы компетентности педагогов в процессе образования.

Программа модернизации педобразования на 2014-2017 годы предусматривает последовательную реализацию поставленных целей.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», определяющей направления развития профессионального образования до 2018 года, модернизацию федеральных образовательных стандартов в форме внедрения ФГОС ВПО третьего поколения.

От современного вуза требуется, одновременно с внедрением инновационных подходов в обучение, обеспечивающих и фундаментальную подготовку выпускника-бакалавра, соблюдение требований ФГОС ВПО, также и развитие информационной компетентности, как составляющей профессиональной компетентности, будущего специалиста.

Как отмечают О.П. Панкратова и И.В.Еськова [2], одной из актуальных проблем современного высшего образования является подготовка выпускников к многофункциональной профессиональной деятельности. Наряду с базовыми (обязательными) дисциплинами задачи такой подготовки призваны решать дисциплины вариативной (профильной) части стандарта, устанавливаемые вузом. Эти дисциплины в учебных планах бакалавриата составляют до 50 % от общего числа дисциплин. Вариативная часть содержательно наполняется самим образовательным учреждением, исходя из потребностей предприятий и запросов студентов. В блок вариативных дисциплин включены и дисциплины по выбору студентов. Дисциплины по выбору позволяют будущим бакалаврам получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности, а порой приобрести и дополнительную профессиональную специализацию.

В своем диссертационном исследовании И.В. Щукина [3] рассматривает содержание и методику курсов по выбору в области информатизации.

Практика преподавания студентам бакалавриата дисциплин с информационно-технологической составляющей по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» показывает, что для расширения знаний в области будущей профессиональной деятельности и формирования профессиональной компетентности необходимо ввести в учебный план дисциплины, предполагающие освоение информационных технологий, не вошедших в разделы базовых и профильных дисциплин. С этой целью нами в Чеченском государственном университете предлагается будущим бакалаврам дисциплина по выбору «Портальные технологии в образовании» [1].

Целью освоения дисциплины по выбору «Портальные технологии в образовании» является формирование у будущих бакалавров системы знаний, умений и навыков в области создания федерального информационного пространства на базе объединения региональных и университетских информационно-транспортных сетей, информационных систем и образовательных программ.

Интернет-порталы становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в современном ВУЗе. На них публикуются объявления, размещаются учебно-методические комплексы, имеются форумы и блоги, облегчающие взаимодействие студентов и преподавателей.

Внедрение интернет-порталов является практической мерой по обеспечению эффективности образовательного процесса:

- сделать доступными существующие и создаваемые информационные системы и ресурсы вуза, обеспечить условия для их системной интеграции;

- обеспечить многостороннюю коммуникацию нового типа между будущими бакалаврами и преподавателями;

- предоставить информационную поддержку для принятия решений, функционирования органов управления вузом.

Выделим следующие задачи, решаемые образовательными интернет-порталами:

- формирование единого информационного ресурса, отражающего состояние образовательного процесса;

- обеспечение единой для всех пользователей информационной среды, а также общих стандартов подготовки и размещения в портале информационных материалов;

- обеспечение своевременного и оперативного размещения полной, объективной, достоверной и непротиворечивой информации об образовательном процессе вуза;

- размещение дополнительных информационно-справочных ресурсов и интерактивных пользовательских сервисов, направленных на обеспечение их участие в деятельности образовательного учреждения;

- распространение информации о предстоящих событиях и мероприятиях;

- размещение общей информации об образовательных учреждениях.

Образовательные интернет-порталы способствуют стимулированию

новых отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса и открытости информационного пространства.

По дисциплине по выбору «Портальные технологии в образовнаии» нами разработан электронный учебно-методический материал, который размещен в образовательном портале http: //skif. domta.!^ разделе «Дагестанский государственный педагогический университет» и апробируется в учебном процессе Чеченского государственного университета.

Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет.

В подготовке бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика» при Чеченском государственном университете нами используются следующие образовательные интернет-порталы, которые являются составляющими программно-методического обеспечения в формировании у них профессиональной компетентности:

1. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http: //window. edu.ru.

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) - http://eor.edu.ru.

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -http: //school-collection. edu.ru.

4. Специализированный портал по информационно-

коммуникационным технологиям в образовании - http://www.ict.edu.ru.

5. Система федеральных образовательных порталов -http: //www. edu. ru/db/portal/sites/portal page. htm.

6. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru.

7. Сетевое объединение методистов - http://som.fsio.ru.

8. Виртуальная школа Кирилла и Мефодий - http ://vschool. km. ru.

9. Дидактические материалы по информатике и математике -http://comp-science.narod.ru.

10. Методика преподавания математики - http ://methmath. chat. ru.

Данные образовательные интернет-порталы нами используются в

следующих целях:

- оперативное обеспечение педагогов актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

- организация различных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями;

- применение современных информационных и телекоммуникационных технологий в учебной деятельности;

- объективное измерение, оценка и прогноз результативности обучения;

- создание условий для индивидуального самостоятельного обучения будущих бакалавров;

- постоянное и оперативное общение преподавателей и студентов бакалавриата, нацеленное на повышение эффективности обучения.

Использование вышеуказанных составляющих программно-методического обеспечения в учебном процессе показывает повышение профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика», о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы.

Литература

1. Гузуева Э.Р. Программа курса по выбору «Портальные технологии в образовании»/Э.Р. Гузуева. -Грозный:ЧГУ, 2013. -14 с.

2. Панкратова О.П. Технологический подход к проектированию дисциплин по выбору в современной информационной образовательной среде вуза / О.П. Панкратова, И.В. Еськова // Информатика и образование. - М., 2012. - №3 (232). - С.67-70.

3. Щукина И.В. Курсы по выбору в области информатизации как средство формирования информационной культуры студентов филологических факультетов / И.В. Щукина: Автореф...дисс.канд.пед.наук. - Ставрополь, 2003. - 23 с.

Literature

1 . Guzuyeva E.R. The course program for choice "Portal technologies in education"/E.R. Guzuyeva. - Groznyy:chgu, 2013. -14pages.

2 . Pankratova O. P. Tekhnologichesky approach to design of disciplines for choice in the modern information educational circle of the higher education

institution / Island of P. Pankratov, I.V. Eskov//Informatics and education. - M, 2012. - No. 3 (232). - Page 67-70.

3 . Schukina I.V. Elective courses in the field of informatization as means of formation of information culture of students of philological faculties / I.V. Schukina: Avtoref... - Stavropol, 2003. - 23pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.