Научная статья на тему 'Факультатив «Сетевые информационные ресурсы при изучении иностранного языка» в формировании готовности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» к сетевому взаимодействию'

Факультатив «Сетевые информационные ресурсы при изучении иностранного языка» в формировании готовности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» к сетевому взаимодействию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАКУЛЬТАТИВ / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Айша Акваровна

В статье представлены структура и содержание авторского факультатива «Сетевые информационные ресурсы при изучении иностранного языка», который играет важную роль при формировании готовности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» к сетевому взаимодействию. Дана краткая характеристика основным составляющим данного факультатива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Айша Акваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE «NETWORK INFORMATION RESOURCES IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE» IN FORMATION OF READINESS OF FUTURE BACHELORS ON THE PROFILE «JURISPRUDENCE» TO NETWORKING

The article presents the structure and content of copyright elective «Network Information Resources in learning a foreign language», which plays an important role in formation of readiness of future bachelors in «Jurisprudence» to networking. A brief characterization of the main components of this elective is given.

Текст научной работы на тему «Факультатив «Сетевые информационные ресурсы при изучении иностранного языка» в формировании готовности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» к сетевому взаимодействию»

УДК 378

АА. Магомедова ФАКУЛЬТАТИВ «СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

РЕСУРСЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА» В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Аннотация. В статье представлены структура и содержание авторского факультатива «Сетевые информационные ресурсы при изучении иностранного языка», который играет важную роль при формировании готовности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» к сетевому взаимодействию. Дана краткая характеристика основным составляющим данного факультатива.

Ключевые слова: факультатив, будущий бакалавр, сетевое взаимодействие, формирование готовности, изучение иностранного языка, сетевые информационные ресурсы.

Aysha Magomedova ELECTIVE «NETWORK INFORMATION RESOURCES

IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE» IN FORMATION OF READINESS OF FUTURE BACHELORS ON THE PROFILE «JURISPRUDENCE» TO NETWORKING

Annotation. The article presents the structure and content of copyright elective «Network Information Resources in learning a foreign language», which plays an important role in formation of readiness offuture bachelors in «Jurisprudence» to networking. A brief characterization of the main components of this elective is given.

Keywords: elective, future bachelor, networking, formation of readiness, learning a foreign language, network information resources.

В вузах хотя и осознали потребность формирования интернет-знаний у специалистов, процесс создания соответствующей материальной базы и обучения преподавателей идет крайне медленно. Это в первую очередь связано с непониманием администрацией вузов прогрессивности и перспективности использования современных информационных технологий, а также с низким квалификационным уровнем преподавателей, которые при отсутствии системы переподготовки кадров не могут самостоятельно освоить новые знания. Но именно вузы призваны и должны в ближайшее время стать колыбелью развития нового интернет-ориентированного сознания молодых людей. Именно вузы обязаны обеспечить этот процесс материально, преподаватель в своей деятельности должен ориентироваться как на традиционные, так и нетрадиционные методы обучения. Главное - сформировать у студента интернет-ориентированный способ мышления, научить использовать информацию для самообразования, повышения квалификационного уровня, решения вероятных производственных проблем и задач. Данная проблема нашла широкое освещение в психолого-педагогической литературе [1; 2; 4; 5; 6], в вузах страны идет апробация информационных технологий при подготовке специалистов.

Рассмотрим особенности дисциплины «Иностранный язык», независимо от тех возможностей, которые предлагает нам интернет, а также от типа учебного заведения, в котором этот язык преподается. Основная цель - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.

Специфика дисциплины «Иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом

© Магомедова А.А., 2014

содержания обучения иностранному языку являются способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе ее выполнения, действий и операций, с ней связанных. Поэтому для обучения различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому в том виде речевой деятельности, которой он в данный отрезок времени овладевает. В основе формирования умений в любом виде иноязычной речевой деятельности лежат слухомоторные навыки. Следовательно, приоритет в обучении иностранному языку принадлежит устным упражнениям. В этом основная специфика дисциплины и основная трудность преподавания, особенно если речь идет о формировании умений говорения.

Следует иметь в виду и еще одну особенность дисциплины «Иностранный язык». Обучать речевой деятельности можно лишь в общении. А для этого нужен партнер. Компьютерная программа, СБ-диск, какими бы интерактивными при этом они ни были, могут обеспечить лишь квазиобщение. Исключение составляют компьютерные телекоммуникации, когда студент вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка.

Информационные ресурсы и услуги интернета представляют широкие вещательные и интерактивные возможности для решения методических задач при обучении иностранному языку в вузе. В этой связи актуальной становится возможность осуществления обмена образовательным контентом, создания единой системы документооборота между структурными подразделениями образовательных учреждений, обеспечения удаленного доступа к образовательным услугам, автоматизации контроля знаний, организации управления образовательным учреждением на основе информационного обеспечения сетевых баз, банков данных и др.

Под сетевым информационным ресурсом образовательного назначения (СИРОН) будем понимать информационный ресурс, содержащий научно-педагогическую, учебно-методическую, хрестоматийную, нормативно-инструктивную и техническую информацию, технология реализации которого обеспечивает возможность массового доступа к нему в условиях функционирования локальных и глобальных сетей [1].

Считаем необходимым ознакомить студентов с поисковыми системами в интернете, основными трудностями практического и технологического планов, с которыми они могут встретиться при работе с образовательными сайтами по иностранному языку. В этом случае необходимо предварительно провести пропедевтический курс, целью которого является:

- выявить исходный уровень готовности студентов к работе в интернете;

- объяснить и продемонстрировать студентам специфику работы с ресурсами интернета;

- дать возможность студентам осуществлять необходимые действия с ресурсами интернета по иностранному языку в ознакомительном плане.

В современном занятии интернет играет большую роль, позволяя сделать иностранный язык более доступным. В своей профессиональной деятельности мы используем интернет-ресурсы:

- для включения материалов Сети в содержание урока, т.е. интегрирование в программу обучения;

для самостоятельного поиска информации студентами в рамках работы над проектом; для самостоятельного изучения иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

- для обмена учебной информацией.

В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников, например, на сайте Федерации интернет-образования, Московского центра интернет-образования (http://center.fio.ru) Содружество методических объединений - это раздел сайта, предна-

значенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы, в частности английскому языку.

С введением федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС-3) в учебном плане по направлению 030900.62 «Юриспруденция» в блок Б1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» включена дисциплина «Иностранный язык в сфере юриспруденции», которая изучается будущими бакалаврами в первом семестре в объеме 2 зачетных единиц (72 часа). А в блок «Факультативные дисциплины» включена дисциплина «Иностранный язык», которая изучается с первого по седьмой семестры в объеме 126 часов (в каждом семестре - 18 часов).

В блок «Факультативные дисциплины» включен и авторский факультатив «Сетевые информационные ресурсы при изучении иностранного языка» (в помощь будущим бакалаврам по профилю «Юриспруденция»). В результате освоения факультатива у будущих бакалавров формируются следующие компетентности.

Общекультурные компетенции (OK):

готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- готовность работы с текстами профессиональной направленности на иностранном языке.

Профессиональные компетенции (ПК):

- в области педагогической деятельности:

• способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

• способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;

- в области методической деятельности:

• готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

• готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной деятельности;

- в области проектной деятельности:

• готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15).

Предлагаем следующее содержание авторского факультатива.

1. Понятие сети интернет и услуги интернета, используемые в образовании.

2. Основы навигации и поиска информации в интернете. Знакомство с Microsoft Internet Explorer.

3. Психолого-педагогические аспекты использования интернет-технологий.

4. Организация представления учебной информации в интернете.

5. Электронные газеты и журналы, электронные учебники, пособия, справочники, электронные библиотеки и архивы, RSS-технологии как вещательные услуги и ресурсы интернета.

6. Электронная почта и ее роль в организации сетевого взаимодействия. Электронные конференции и видеоконференции в сетевом сотрудничестве с образовательными организациями.

7. Веб-форумы, чаты, ICQ, блоги, технологии wiki как услуги и ресурсы интернета.

8. Поисковые и метапоисковые системы как услуги и ресурсы интернета.

В организации факультатива предусмотрены: активные и интерактивные формы проведения занятий: конструирование учебных проблемных ситуаций, создание учебного проекта по иностранному языку, проектирование занятий с использованием сетевых информационных ресурсов образовательного назначения, конструирование занятий на основе сетевых образовательных ресурсов, работа с образовательными ресурсами сети интернет, создание портфолио и другое.

Библиографический список

1. Абдуллаев Д.А., Везиров Т.Г. Образовательные ресурсы интернет в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Математика» // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6. - С. 262-264.

2. Везиров Т.Г. Развитие профессиональной компетентности студентов магистратуры в условиях информационной образовательной среды педвуза // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4(41). - С. 126128.

3. Магомедова А.А. Программа факультатива «Сетевые информационные ресурсы при изучении иностранного языка» (в помощь будущим бакалаврам по профилю «Юриспруденция»). - Махачкала, 2013. - 18 с.

4. Сорокопуд Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 3. - С. 10-12.

5. Сорокопуд Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 6. - С. 284287.

6. Сорокопуд Ю.В. Развитие системы подготовки преподавателей высшей школы: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2012.

7. Шихмурзаева А.Б., Везиров Т.Г. Электронные образовательные ресурсы в развитии икт-компе-тентности будущих бакалавров педагогического образования // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6. -С. 122-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.