УДК 378.02
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»
© Павел Александрович ШАШОРИН
Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, аспирант, кафедра методики преподавания иностранных языков, e-mail: [email protected]
Рассмотрена педагогическая модель формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика». Рассматриваются особенности составляющих педагогической модели, основанной на реализации интегративно-модульной технологии. Процесс формирования коммуникативной компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» базируется в данном исследовании на основе модели, которая включает четыре взаимосвязанных блока: целевой, теоретический, технологический и оценочно-ре-зультативный, а также предусматривает интеграцию дисциплины «Иностранный язык» и специальных дисциплин. Интеграция всех блоков модели и указанных дисциплин способствует не только формированию коммуникативной компетентности, но и информационной компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика». Особое место уделяется ведущим подходам и принципам, реализация которых обеспечивает успешность формирования коммуникативной компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика». В качестве наиболее значимых походов выделяются компетентностный, интегративный, личностно-деятельностный и коммуникативный. Приоритетными принципами в предлагаемой модели являются принцип профессиональной направленности, принцип интегративности, принцип проблемности, принцип ситуативности и принцип овладения всеми аспектами иноязычного образования через общение. Результатом модели является формирование коммуникативной компетентности студентов-бакалавров в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность; иноязычное образование; «Бизнес-информатика»; дисциплины специальной подготовки; компетентностный подход; интегративный подход.
В современных условиях глобализации существует необходимость в подготовке специалистов, имеющих высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности, способных осуществлять коммуникацию с представителями различных языков и культур. Одной из наиболее востребованных сфер современного профессионального образования является подготовка специалистов сферы «Бизнес-информатика», для которых иностранный язык является средством решения профессиональных задач в сфере применения информационных и коммуникационных технологий.
Нами представлена модель формирования коммуникативной компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика». Данная модель предусматривает интеграцию дисциплины «Иностранный язык» и дисциплин специальной подготовки специалистов сферы «Бизнес-информатика» в процессе решения типичных для данной сферы проблемных профессиональных задач.
Педагогическая модель формирования коммуникативной компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» представляет собой совокупность структурных компонентов, состоящую из четырех блоков: целевого (цель), теоретического (подходы, принципы, содержание), технологического (средства обучения, педагогические условия) и оценочно-результативного (критерии, показатели оценки, результат).
Итоговой целью является формирование коммуникативной компетентности высококвалифицированного бакалавра направления подготовки «Бизнес-информатика», который готов к межкультурной коммуникации в типичных сферах профессиональной деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку способствует развитию индивидуальной образовательной траектории каждого бакалавра направления подготовки «Бизнес-информатика».
Предлагаемая модель направлена на решение следующих задач в процессе профессиональной подготовки специалистов сферы «Бизнес-информатика»:
- свободно оперировать терминами и понятиями сферы «Бизнес-информатика» в процессе формирования коммуникативной компетентности на иностранном языке;
- разграничивать языковые средства по характеру, составу единиц и по типу смыслового содержания элементов языка;
- грамотно структурировать и оформлять высказывания в устной и письменной речи;
- анализировать профессионально-направленные тексты с точки зрения профессиональной значимости;
- работать с информационными источниками на иностранном языке для решения профессиональных задач;
- анализировать, обобщать и систематизировать информацию на иностранном языке, связанную со сферой «Бизнес-информатика»;
- планировать результаты обучения и прогнозировать проблемы в сфере «Бизнес-информатики» [1, с. 31].
Содержанием предлагаемой модели является овладение следующими аспектами иноязычного образования будущих специалистов сферы «Бизнес-информатика»: образовательно-профессиональным, воспитательным, развивающим.
«Образовательно-профессиональный аспект предполагает не только овладение различными профессиональными аспектами деятельности специалистами сферы «Бизнес-информатика», но и углубление и расширение общекультурных знаний о изучаемом иностранном языке и о стране изучаемого языка, знакомство с достижениями в разных сферах, в т. ч. информационной» [2].
Воспитательный аспект реализуется в ходе формирования многоязычия и поликультурности в процессе развития языковой личности будущего специалиста сферы «Бизнес-информатика» и становления таких личностных качеств, как толерантность, открытость, осознание и признание духовных и материальных ценностей других народов и культур в соотнесенности со своей культурой, знакомство с ценностными ориентирами представителями профессионального сооб-
щества сферы «Бизнес-информатика» в России и за рубежом.
Развивающий аспект проявляется в процессе роста интеллектуального потенциала студентов, развития их креативности, способности не только получать, но и самостоятельно добывать знания и обогащать личный опыт в ходе выполнения комплексных заданий, предполагающих кооперативные или групповые формы деятельности, сопоставление и сравнение разных языков и культур [3].
Учитывая специфику обучения бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика», представляется целесообразным применение следующих подходов, отраженных в теоретическом блоке модели, при изучении английского языка как иностранного: компетентностного, интегративного, лично-стно-деятельностного и коммуникативного.
Ведущим подходом в изучении данной проблемы является интегративный подход. Интегративный подход обладает огромным потенциалом для решения учебных, развивающих, познавательных и воспитательных задач в процессе изучения английского языка как иностранного студентами направления подготовки «Бизнес-информатика». «Интеграция - это важнейшее средство достижения единства знания в различных формах и типах его выражения: структурном, содержательном, научно-организационном, логико-гносеологическом, лингво-семиотическом, част-нометодическом и общеметодическом» [4].
Интегративный подход позволяет гибко интегрировать модули общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной подготовки. Интеграция образовательных модулей способствует более эффективному формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Модуль при обучении иностранному языку трактуется двояко: как блок информации, подлежащий самостоятельному усвоению, и как особая процедура, обеспечивающая овладение оптимальным способом изучаемым материалом. Такая процедура называется модульной технологией, специфика которой заключается в том, что образовательный процесс реализуется с большей долей самостоятельности, чем в традиционной системе. Образовательные модули предусматривают реализацию трех циклов: цикл первичного ознакомления с новым материа-
лом по «путеводителю»; цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам; цикл итогового контроля в классе.
Использование интегративного подхода при формировании коммуникативной компетентности обеспечивает индивидуальный характер обучения, позволяет регулировать темп работы, объем учебного материала, уровень сложности, а также поддерживать высокий уровень познавательной активности студентов и их самостоятельности.
Применение интегративного подхода при проектировании учебного материала предполагает решение двух основных задач: отбор содержания языковой подготовки будущих специалистов в сфере бизнес-информатики и определение наиболее действенного способа подачи материала учащимся.
Данный подход значительно влияет на содержание и структуру иноязычного образования студентов, обучающихся по специальности «Бизнес-информатика». Согласно этому подходу, дисциплина гуманитарного цикла иностранный язык тесно связана с профессиональными дисциплинами по специальности «Бизнес-информатика».
К подобным дисциплинам можно отнести следующие: «Деловые коммуникации», «Электронный бизнес», «Рынки ИКТ и организация продаж», «Моделирование бизнес-процессов». Применение данного подхода на занятиях иностранного языка создает благоприятные условия для профессиональной подготовки студентов, повышает мотивацию изучения английского языка, активизации познавательной деятельности бакалавров, обучающихся по данному направлению.
Процесс иноязычного общения является невозможным без реализации личностно-деятельностного подхода. С точки зрения этого подхода основой профессиональной компетентности является деятельностная сущность (теоретические и практические знания, навык, умения), выражающаяся в способности создавать новое, гарантированно достигать поставленных целей, необходимого результата, качественного осуществления профессиональной деятельности. Лич-ностно-деятельностный подход «ориентирует занятия по языку на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого первостепенное внимание уде-
ляется созданию и поддержанию у обучаемых потребности в общении и усвоении с ее помощью профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации» [5].
Не менее важным при подготовке бакалавров направления «Бизнес-информатика» является обращение к коммуникативному подходу. Согласно данному подходу, формирование коммуникативной компетентности возможно только посредством общения.
Процесс формирования коммуникативной компетентности у студентов направления «Бизнес-информатика» представляет собой модель процесса реального общения по основным параметрам: мотивированность, целенаправленность, информативность, новизна, ситуативность, функциональность, характер взаимодействия общающихся и система речевых средств.
Благодаря этому создаются условия обучения, адекватные реальным, подбирается аутентичный материал, который соответствует ситуациям, которые для будущих специалистов направления «Бизнес-информатика» будут привычны в ходе осуществления профессиональной деятельности, что обеспечивает успешное овладение умениями и их использование учащимися в условиях реального общения.
В соответствии с данным подходом основным способом усвоения иностранного языка является: «культура через язык и язык через культуру», таким образом, осознанное усвоение единиц иноязычной культуры происходит в процессе усвоения иностранного языка как средства общения во время ознакомления с реалиями культуры страны изучаемого языка [6, с. 81-85].
С помощью упражнений коммуникативной направленности создаются благоприятные условия для овладения учебно-имита-тивным общением и перехода к естественно аутентичному, а также реализуется один из принципов коммуникативного обучения -принцип речемыслительной активности.
Формирование коммуникативной компетентности студентов-бакалавров направления «Бизнес-информатика», изучающих английский язык как иностранный, будет успешным при правильной реализации методических принципов, которые составляют основу профессионального общения. К та-
ким принципам можно отнести: принцип профессиональной направленности, принцип интегративности, принцип проблемности, принцип ситуативности и принцип овладения всеми аспектами иноязычной культуры через общение.
Согласно принципу профессиональной направленности, процесс обучения должен быть направлен на то, чтобы учебная деятельность будущих специалистов была бы сопоставима с будущей профессиональной деятельностью. Содержание программы по английскому языку как иностранному для бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» должно содержать материал, который представлял бы профессиональный интерес для студентов.
Принцип интегративности заключается в следующем. Процесс развития умений иноязычного общения студентов направления «Бизнес-информатика» будет наиболее эффективным при интеграции дисциплин профессионального цикла («Деловые коммуникации», «Электронный бизнес», «Рынки ИКТ и организация продаж», «Моделирование бизнес-процессов») и дисциплины «Иностранный язык», которая входит в базовую часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». Интеграция дисциплин вышеупомянутых циклов дает большую возможность научиться применять знание иностранного языка для решения задач в профессиональном и в межличностном общении. Таким образом, «интегративные связи активно влияют на формирование динамической мотивации, развитие аналитического мышления, расширение профессионального кругозора, а также на формирование профессиональных и коммуникативных умений и навыков» [7].
Что касается принципа проблемности, следует отметить, что содержательную сторону общения составляют проблемы, отобранные с учетом профессиональных интересов студентов, а также выполняемых ими видов деятельности и межпредметных связей.
Принцип ситуативности является одним из основополагающих при обращении к коммуникативному подходу обучения, поскольку оно осуществляется на основе ситуаций, понимаемых как системы взаимоотношений [8].
Ситуация является универсальной формой функционирования процесса обучения бакалавров направления «Бизнес-информатика» и служит способом организации речевых средств, способом их презентации, способом мотивации речевой деятельности, главным условием формирования навыков и развития речевых умений, предпосылкой обучения стратегии и тактике профессионального и личностного общения.
Принцип овладения всеми аспектами иноязычной культуры через общение находит отражение в коммуникативном методе: общению следует обучать только через общение. Приобщение студента к общественно-историческому опыту человечества происходит только в общении с преподавателем, друг с другом. Именно общение для бакалавра направления подготовки «Бизнес-информатика» является важнейшим условием правильного формирования мотивации к изучению иностранного языка и овладением иноязычной культурой как средством формирования личности.
Процесс формирования коммуникативной компетентности представляет собой модель процесса реального общения по основным параметрам: мотивированность, целенаправленность, информативность процесса общения, новизна, ситуативность, функциональность, характер взаимодействия общающихся и система речевых средств. Благодаря этому создаются условия обучения, адекватные реальным, что обеспечивает успешное овладение умениями и их использование студентами в условиях реального общения.
Необходимо отметить, что вышерас-смотренные методические принципы являются взаимосвязанными, дополняют друг друга, формируя единую систему положений, которые определяют стратегию формирования коммуникативной компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика», изучающих английский язык как иностранный.
Что касается технологического блока модели формирования коммуникативной компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика», в него входят такие средства обучения, как аутентичные опоры и упражнения.
Под аутентичными опорами следует понимать: договоры, видео-презентации, деловые письма, тексты.
Что касается упражнений, то в предлагаемой модели в качестве наиболее значимых определены следующие:
- упражнения для формирования навыков (условно-речевые упражнения);
- упражнения для развития умений (речевые упражнения).
Все упражнения характеризуются профессиональной направленностью и способствуют комплексному развитию коммуникативных умений на иностранном языке и информационных профессиональных умений.
В технологическом блоке предлагаемой модели особое место отводится «проблемно-модульной технологии, реализация которой предусматривает интеграцию всех образовательных модулей (модуля общепрофессиональных дисциплин, модуля специальных дисциплин, модуля самостоятельной работы, модуля научно-исследовательской работы), направленную на развитие индивидных, субъектных и личностных свойств каждого студента» в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» и дисциплин специальной подготовки [9].
Процесс реализации модели формирования коммуникативной компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» находится в зависимости от условий, которые адекватны ее функционированию. По словам Е.И. Пассова, «под условиями следует понимать не только и не столько традиционные «внешние» условия, сколько «внутренние условия, под которыми следует понимать свойства учащегося как индивидуальности» [10, с. 135-140].
К данным условиям относятся использование телекоммуникационных технологий, интеграция компьютерной дисциплины и иностранного языка, связь аудиторной и самостоятельной работы.
Оценочно-результативный блок включает критерии и показатели эффективности модели формирования коммуникативной компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» на основе ин-тегративно-модульных технологий: мотива-ционный критерий (показатели: мотивация к осуществлению иноязычной коммуникации в сфере «Бизнес-информатика»; ценностные
ориентации специалиста сферы «Бизнес-информатика»), функционально-коммуникативный критерий (показатели: лингвистическая корректность; социокультурная корректность), функционально-информационный критерий (показатели: способность решать профессиональные задачи в сфере «Бизнес-информатика» на основе интеграции дисциплины «Иностранный язык» и дисциплин специальной подготовки; способность применять информационные и коммуникационные технологии для решения профессиональных задач сферы «Бизнес-информатика»).
Результатом модели является формирование коммуникативной компетентности студентов-бакалавров в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией.
Все блоки предлагаемой модели представляют собой целостное единство и обеспечивают эффективное формирование не только коммуникативной, но и информационной компетентности.
1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки бизнес-информатика с квалификацией (степенью) «бакалавр». Курск, 2010.
2. Дмитриева Д.Д. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов-медиков на основе интегративно-модульного подхода к изучению русского языка как иностранного: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2012.
3. Исаева О.Н. Сущность профессионально-ориентированного обучения студентов - не филологов иностранному языку // Вестник СамГУ. Самара, 2008. Вып. 1. С. 22-24.
4. Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистические и дидактические аспекты): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997.
5. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. СПб., 1999.
6. Зимняя И.А. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования. М., 2006.
7. Гладкова М.Н. Интегративно-дифференци-рованный подход к процессу обучения педагогическим дисциплинам студентов вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2004.
8. Гилязова О.Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в сель-
ской малокомплектной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Киров, 2000.
9. Салтовская Г.Н. Модульная технология обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2007. № 7. С 7-11.
10. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. М., 2006.
1. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki biznes-informatika s kvalifikaciej (stepen'ju) «bakalavr». Kursk, 2010.
2. Dmitrieva D.D. Individualizacija professional'noj podgotovki studentov-medikov na osnove integrativno-modul'nogo podhoda k izucheniju russkogo jazyka kak inostrannogo: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kursk, 2012.
3. Isaeva O.N. Sushhnost' professional'no-orientirovannogo obuchenija studentov - ne filologov inostrannomu jazyku // Vestnik SamGU. Samara, 2008. Vyp. 1. S. 22-24.
4. Astafurova T.N. Strategii kommunikativnogo povedenija v professional'no znachimyh situacijah mezhkul'turnogo obshhenija
(lingvisticheskie i didakticheskie aspekty): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1997.
5. Azimov Je.G., Shhukin A.N. Slovar' metodicheskih terminov. SPb., 1999.
6. Zimnjaja IA. Kompetentnost' i problemy ee formirovanija v sisteme nepreryvnogo obrazovanija. M., 2006.
7. Gladkova M.N. Integrativno-differencirovannyj podhod k processu obuchenija pedagogicheskim disciplinam studentov vuza: avtoref. dis. . d-ra ped. nauk. N. Novgorod, 2004.
8. Giljazova O.G. Pedagogicheskie uslovija organizacii integrirovannogo obuchenija v sel'skoj malokomplektnoj shkole: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Kirov, 2000.
9. Saltovskaja G.N. Modul'naja tehnologija obuchenija inostrannomu jazyku // Inostrannye jazyki v shkole. 2007. № 7. C. 7-11.
10. Passov E.I. Sorok let spustja ili sto i odna metodicheskaja ideja. M., 2006.
Поступила в редакцию 3.03.2015 г.
UDC 378.02
MODEL OF FORMING OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF BACHELORS OF DIRECTIONS OF TRAINING "BUSINESS-INFORMATICS"
Pavel Aleksandrovich SHASHORIN, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Post-graduate Student, Foreign Languages Teaching Methods Department, e-mail: [email protected]
It is devoted to consideration of the pedagogical model of communicative competence formation of future bachelors in the sphere of "Business Informatics". The peculiarities of the pedagogical model components based on the implementation of integrative-modular technology were considered. The process of communicative competence formation of bachelors in the sphere of "Business Informatics" is based on the basis of the model, that consists of four interrelated units: goal, theoretical and technological units and evaluation-resultant unit, but also provides for integration of professionally oriented disciplines and the discipline "Foreign language". Integration of all blocks of the model and professionally oriented disciplines contributes not only to communicative competence formation, but also to informational competence formation of future bachelors in the sphere of "Business Informatics". Special attention is paid to the leading approaches and principles, whose implementation provides the success of communicative competence formation of bachelors in the sphere of "Business Informatics". Were identified competency-based, integrative, personal-active and communicative approaches as the most significant. The principles of the model are the following: the principle of professional orientation, the principle of integrity, the principle of problematical character, the principle of contextuality and the principle of all aspects of foreign language education mastering through communication. The result of the model is communicative competence formation of bachelors in accordance with the individual educational trajectory.
Key words: communicative competence; foreign language education; "Business Informatics"; training disciplines; competence approach; integrative approach.